Урок русского языка в 10 классе по теме "Лингвистический анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок русского языка был проведен в 10 классе по теме "Лингвисический анализ текста"
Цель урока: формировать у учащихся лингвистические и коммуникативные навыки; совершенствовать речь учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 14.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лингвистический анализ текста.
Цель: 1) формировать у учащихся лингвистические и коммуникативные навыки; совершенствовать речь учащихся;
2) развивать аналитические навыки;
3)воспитывать интерес к изучаемому.
Оборудование: Драбкина С.В. «ЕГЭ.Русский язык 2013»;
Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки».Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,380 с.;
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-448с;
Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013.Русский язык: тренировочные задания/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2012.-136с; тексты.
Ход урока.
1. Релаксация (на фоне музыки- презентация)
2. – Здравствуйте, садитесь.
-Запишите дату, классная работа.
II.Словарная работа.
- Повторим лингвистические термины (вызываю к доске );
запишите слова, определите часть речи.
официально-деловой стиль
лексический повтор
слова, обозначающие целое и его часть;
анафора, эпифора, метонимия, синекдоха.
- что объединяет эти слова? (общая тема- текст).
III.Объяснение нового материала.
1)- запишите тему урока:
Лингвистический анализ текста.
- определите ключевое слово в теме. (текст)
- Что называется текстом?
- Что значит лингвистический анализ?
- Сформулируйте цели и задачи урока.
(Систематизировать изученное по темам «Типы, стили речи»; «Изобразительно- выразительные средства»; формировать навыки определения художественных средств в тексте, стилей, типов речи)
- Да, это необходимо для успешной сдачи ЕГЭ, в частности, сегодня мы решаем в части А задания 27-30, в части В 7-8.
2) Объяснение нового материала.
-В зависимости от того, с кем говорим, где говорим, с какой целью говорим выделяются стили:(презентация)
1. разговорный
2. официально-деловой
3. научный
4. публицистический
5. художественный
-Во время моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу:
Стили | цель высказывания | сфера применения ( жанры) - в устной речи - в письменной речи | функция стилей | средства языка, характерные для стиля. |
разговорный | ||||
официально-деловой | ||||
научный | ||||
публицисти- ческий | ||||
художествен- ный |
-Начнем с разговорного стиля. (презентация)
(Далее об официально-деловом стиле, научном, публицистическом, художественном-учащиеся работают в группах по сборнику : Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки».Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,С54-55; затем 1 группа рассказывает об особенностях
официально-делового стиля , 2 группа-о научном стиле, 3 группа-о публицистическом, 4 группа-о художественном стиле)
- Вспомним типы речи.
1. описание
2. повествование
3. рассуждение
- Вспомним способы связи предложений в тексте (параллельная и последовательная).(Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки».Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,С57-58)
Связь предложений может осуществляться при помощи средств каких? лексических
морфологических
Назовите лексические средства.
IV.Самопогружение.
- Откройте учебник на с.13. Прочитайте, какие средства выразительности представлены в учебнике. Достаточно ли этого материала?
- откройте сборник «ЕГЭ.Русский язык 2013» Драбкиной С.В. с.213-214. Ознакомьтесь с таблицей.(работа в группах)
V.Практикум.
- Насколько хорошо вы умеете определять художественные средства? (презентация, ответы 1)1, 2)1, 3)2, 4)1, 5) 2 )
-Работали над поэтическими текстами, а сейчас рассмотрим, какие художественные средства используются в различных стилях речи.(тексты распечатаны)
1) работа с текстом №1 (комментируем) (приложение№1)
2) работа с текстом №2 (самостоятельно , комментированные ответы).
3) работа в парах с текстом №3, 4 (проверка по ключу)
- самостоятельная работа «Средства выразительности» (приложение№2)(проверяю сама, затем консультант, ставит оценку). 25-23б- «5»,22-18 б- «4», 17-12б- «3», 11-0 б -«2»
- Продолжаем работать дальше.
5) дифференцированная работа
1. Группа А – работа с текстами
2. Группа В – работа над изобразительно-выразительными средствами (Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013.Русский язык: тренировочные задания) В8 (все 10 вариантов)
3. Группа С – решают электронные тесты
VI.Итог.
- Какие затруднения возникли во время работы на уроке? Можно обратиться к журналу «Русский язык для школьников» №6 2012 (Работа с текстом)
Домашнее задание: повторить теоретический материал по опорному конспекту, $ 3, решать тесты А 27-30, В7, В8 (10 вариантов) по сборнику Иванова С.Ю. Сдай ЕГЭ на все 100! Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.2013.
Приложение 1
Текст №1
Прочитайте текст и выполните к нему 1—3 задания.
Портрет маленького Пушкина
(1)Лицо его было совершенно круглым, мягким и смуглым. (2) Губы полные и ярко-красные, глаза блестящие и мечтательные. (3)Каштановые кудри вились, точно стружки, охватывая голову ото лба и до затылка. (4) Меж пухлых щёк — немного приплюснутый нос с широкими ноздрями.
(По А. Труаия.)
- Определите стиль речи.
- разговорный
- научный
- художественный
- официальный
- Определите тип речи.
- повествование 3) рассуждение
- описание 4) описание с элементами повествования
- Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
- сравнение
- эпитет
- однородные члены предложения
- гипербола
Текст №2
Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.
Повествование — один из типов речи, в котором мир предстаёт в динамике, в движении. В таком тексте рассказывается о следующих друг за другом действиях, как бы создаётся лента кадров.
Чтобы подчеркнуть последовательность развития действия, в повествовании часто используются слова и словосочетания, обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.), глаголы движения, деепричастия совершенного вида. Динамичность тексту придают формы глагола прошедшего времени совершенного вида. В ряду с ними используются и другие формы; при этом глаголы прошедшего времени несовершенного вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящее на глазах читателя.
- Определите стиль речи.
- официально-деловой
- научно-популярный
- художественный
- разговорный
- Определите тип речи.
- повествование 3) рассуждение
- описание 4) описание с рассуждением
- Какое утверждение является ошибочным?
- В качестве средств связи предложений в тексте использованы синонимы, повтор слов.
- Связь предложений первого абзаца цепная.
- В связи предложений второго абзаца большую роль играют союзы.
- Выделенное в первом предложении слово является многозначным.
- Какой из перечисленных признаков не характерен для публицистического стиля речи?
- основная задача текста — воздействие, влияние на мысли, чувства, поведение читателей и слушателей
- использование общественно-политической лексики
- официальность, отсутствие эмоций
- наличие изобразительно-выразительных средств языка
- Какое средство выразительности языка состоит в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа?
- градация 3) олицетворение
- эпитет 4) гипербола
Текст №3
Прочитайте текст и выполните к нему 1— 5 задания.
Хорош был Андрей: широк в плечах и тонок в поясе. Чёрные вьющиеся волосы обрамляли волевое лицо, с которого не сходила лёгкая полуулыбка. И изумрудные озёра очей, обрамлённые камышом длинных и густых, как у Девицы, ресниц. (М. Александрова.)
- Определите стиль речи.
- разговорный
- деловой
- публицистический
- художественный
- Определите тип речи.
- повествование 3) рассуждение
- описание 4) описание с элементами повествования
- Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
- сравнение
- эпитет
- гипербола
- слова в переносном значении
- Какое утверждение является ошибочным?
- Связь предложений в тексте параллельная.
- Выделенное слово является устаревшим.
- В первом предложении использована антитеза.
- Грамматическая основа первого предложения — Андрей был хорош.
- Какой изобразительный приём состоит в расположении ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой значимости?
- метафора
- олицетворение
- эпитет
- градация
Текст №4
Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.
Описание — один из типов речи. Его содержание — окружающая нас действительность (предмет, место и пр.). Мир в таком типе речи представлен статичным.
В описании предмета, например, рассказывается о его признаках, которые можно увидеть сразу, все вместе (одновременные признаки). В художественном описании предмета выделяются его самые яркие признаки, которые постепенно дополняются, добавляются. В описании места автор перечисляет предметы, заставляя читателя как бы переводить взгляд с одного предмета на другой.
Этот тип речи имеет свои языковые особенности: использование слов и словосочетаний с пространственным значением (слева, расстилаться и пр.); насыщенность текста словами, словосочетаниями, обозначающими признаки предметов; употребление глаголов несовершенного вида прошедшего времени. В художественных описаниях широко используются выразительные средства языка.
- Определите стиль текста.
- официально-деловой
- научно-популярный
- художественный
- разговорный
- Определите тип речи.
- Описание 3) рассуждение
- Повествование 4) описание с рассуждением
- Какое утверждение является ошибочным?
- Предложения первого абзаца связаны цепной связью.
- Средствами связи предложений первого абзаца являются местоимения, повтор слов.
- Предложения второго абзаца связаны параллельной связью.
- Выделенное в последнем предложении слово является однозначным.
- Какой из перечисленных признаков не характерен для научного стиля речи?
- книжная и специальная лексика
- отсутствие эмоциональности
- сообщение сведений, имеющих научное значение
- широкое использование изобразительно-выразительных средств языка
- Какой изобразительный приём основан на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии?
- градация
- эпитет
- гипербола
- метафора
Приложение 2
Художественные средства В8
1.Определите средства выразительности.
1.Шипкнье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
2.Мужичок с ноготок.
3.Ступеням и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
4.Из ненавидящей любви.
5.Село было обрадовано произошедшим событием.
А – метонимия, Б – аллитерация, В – литота, Г – эпифора, Д – оксюморон.
2.Определите средства выразительности.
1.Под ним струя светлей лазури.
2.Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
3.Под окнами костер метели белой.
4.Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.
5.Студент нынче пошел не тот.
А – градация, Б – сравнение, В – эпитет, Г – синекдоха, Д – метафора.
3.Определите средства выразительности.
1.Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2.Дожить до седин.
3.Ты красив – я страшен.
4.Тучки грозовые по небу плывут.
5.Легкая атлетика – королева спорта.
А – инверсия, Б – риторический вопрос, В – перифраза, Г – метонимия, Д – антитеза.
4.Определите средства выразительности.
1.День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
2.Завыл, запел, взлетел под небо камень.
3.Улыбнулись сонные березки.
4.Зато читал Адама Смита.
5.Когда же ты перестанешь опаздывать?
А – метонимия, Б – метафора, В – градация, Г – олицетворение, Д – риторический вопрос.
5.Определите средства выразительности.
1.Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
2.Не то на серебре – на золоте едал.
3.В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
4.Ты сер, а я, приятель, сед.
5.В час по чайной ложке.
А – гипербола, Б – метафора, В – метонимия, Г – аллегория, Д – параллелизм.
Ответы 1)Б,В,Г,Д,А 2)Б,В,Д,А,Г 3)Б,Г,Д,А,В 4)Б,В,Г,А,Д 5)Б,В,Д,Г,А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ....
- Мне нравится (1)