Обучение русскому языку детей - дисграфиков в условиях общеобразовательной школы.
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Реферат с двумя приложениями: виды упражнений для дисграфиков, конспект урока , иллюстрирующего работу с дисграфиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение русскому языку детей - дисграфиков в условиях общеобразовательной школы. | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение русскому языку детей - дисграфиков в условиях общеобразовательной школы
Атуальность. Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности». Русскому языку как учебному предмету отводится главенствующая роль в формировании коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. В процессе обучения русскому языку учащиеся должны усвоить учебный материал на теоретическом уровне, который будет являться основой формирования системы практических умений и навыков, умений анализировать и оценивать языковые явления и факты, овладевать основными нормами литературного языка, основами культуры речи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Обществу сегодня необходим молодой человек, который бы отличался мобильностью, конструктивностью, был бы способен преодолевать устаревшие стереотипы мышления, принимать самостоятельно решения в ситуации выбора, умел бы прогнозировать возможные последствия такого решения, обладал бы навыками конструктивного взаимодействия с людьми разных взглядов, творческими навыками. Изменения в обществе выдвинули на первый план прежде всего коммуникативные способности, которые понимаются не только как способности к общению, но гораздо шире – способности к взаимодействию, к работе с информацией в быстроизменяющемся, противоречивом мире.
Однако учить русскому языку с каждым годом становится все труднее и труднее. Учителя давно бьют тревогу по поводу постоянного увеличения количества школьников, которые не справляются с требованиями стандарта по русскому языку. Особую тревогу вызывает тот факт, что эти дети недостаточно владеют нормами грамотной устной и письменной речи. Еще в 1996 году в Федеральной целевой программе «Русский язык» было отмечено, что в современной языковой ситуации наблюдается развитие процессов, негативно сказывающихся на состоянии русского языка, было отмечено возникновение ряда трудностей обучения родному языку.
Основной причиной стойкой неуспеваемости учащихся является несоответствие предъявляемых требований психофизическим показателям детей, вызванным чаще всего социальным неблагополучием, что и приводит к резкому увеличению числа детей с аномалиями в развитии, у которых затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения, на усложнение требований. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний распространенность нервно – психических расстройств среди школьников достигает 70 – 80%, а исследования Института коррекционной педагогики РАО показывают, что основным контингентом учащихся со стойкой неуспеваемостью являются дети с задержкой психического развития.
Увеличение детей и подростков, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе обуславливает необходимость поиска путей педагогической помощи этим детям. Но в общеобразовательной школе чаще всего наблюдается традиционный педагогический подход к этим детям, который приводит к появлению ряда проблем, связанных с неадекватностью педагогических воздействий. Недостаточно современному педагогу констатировать лишь факт неуспеваемости ученика, необходимо видеть истинные причины этой неуспеваемости и уметь выстраивать индивидуальные коррекционные программы, т.е. «зоны ближайшего развития».
Для детей с задержкой психического развития в общеобразовательных школах создаются специальные (коррекционные) классы 7вида, но и в обычных общеобразовательных классах часто приходится наблюдать детей, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Несомненно, чтобы найти пути работы с такими детьми, необходимо понимать причины аномалий, знать, что ребенок тоже страдает от своих неудач.
Таким образом, вопросы диагностики и коррекции нарушений письменной речи у школьников на современном этапе воспитания и обучения являются актуальными и сложными.
Что такое дисграфия? Наиболее распространенный диагноз, который ставится детям с задержкой психического развития, - это дисграфия / дислексия. Термин «дисграфия» прочно вошел в практику учителя – словесника, так как пропуск и замена букв, неверное разбиение предложения на слова, неумение проверять написанное, отсутствие грамматической связи между словами и многое другое встречается в письменной речи не только учеников начальной школы, но и у учащихся среднего звена. Термином «дисграфия» принято обозначать нарушение либо недоразвитие у учащегося навыка письменной речи, связанного чаще всего с нарушением звукобуквенного соотнесения. У большинства детей этот навык формируется полностью к четвертому классу начальной школы, но у детей с аномалиями в психическом развитии он сохраняется очень долго и корректируется очень трудно.
Причины дисграфии. С дисграфией чаще всего связано и другое заболевание - дислексия, или легастения, то есть недоразвитие или нарушение навыка чтения. Дисграфия / дислексия, это должен понимать каждый педагог, является следствием разнообразных причин в развитии ребенка. Это и отклонение на уровне генетики, и недоразвитие мозговых структур, а также аномалии в психической и социальной адаптации, такие как школьный негативизм, педагогическая запущенность и т.д. Проблемами нарушения письменной речи занимается и такая наука как нейропсихология. Установлено, что отсутствие координации между большими полушариями мозга тоже является одной из причин дисграфии. Так левое полушарие отвечает за логическое мышление, за умение анализировать и сопоставлять, а правое полушарие отвечает за образное мышление, ориентацию в пространстве, творческую работу. Нескоординованность работы этих полушарий ведет к нарушению звукобуквенного соотнесения, восприятию и воспроизведению, чтению и письму.
Устранением причин дисграфии, конечно должен заниматься врач, но не следует забывать, что эти причины с трудом диагностируются, носят хронический характер и сопровождают человека всю жизнь. Педагог ни в коем случае не должен относиться к дисграфику как к больному ребенку, скорее всего это особенность ребенка, требующая от учителя особого внимания, неординарности в подходе к обучению подобных детей. Цель обучения ученика – дисграфика – компенсация его отставания. При правильном выборе подхода к такому ученику педагогическая коррекция успешна в любом возрасте.
Типы дисграфии. Дисграфические ошибки по своей сути неоднородны, так как у ученика может не срабатывать при письме тот или иной анализатор, не выполняющий своей функции в процессе письма. В связи с этим выделяется три типа дисграфии:
- акустическая;
- оптическая;
- моторная.
Для акустической дисграфии характерна чаще всего замена букв на обозначающие похожие звуки, реже встречается замена букв, обозначающих непохожие звуки. При оптической дисграфии встречается замена букв на сходные по написанию. Моторная дисграфия _ это несогласованное движение руки во время письма, порождающее замену букв на похожие по начертанию буквы с большим или меньшим количеством элементов (и – ш, п – т).
Зная о таких нарушениях, учителю проще выстроить взаимоотношения с учеником, наладить работу по устранению ошибок, от которых страдает и сам ученик. И конечно же, становится понятно, что такое письмо никак не связано с нестаранием или небрежностью ученика. Надо помнить и о том, что все эти типы дисграфии практически не встречаются изолированно, они проявляются у конкретного ученика смешанно, в разных пропорциях. Поэтому каждый дисграфик по-своему уникален, а это значит, что работа с такими учениками строится строго индивидуально. Помочь в работе может и хорошо известная классификация дисграфических ошибок:
- ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ:
1. ПРОП УСК БУКВ И СЛОГОВ - «ПРОЩЛА» (ПРОЩАЛА), «ЖАДЫЕ» (ЖАДНЫЕ), «ИШКА» (ИГРУШКА)
2. ПЕРЕСТАНОВКА БУКВ И СЛОГОВ - «ОНКО» (ОКНО), «ЗВЯЛ» (ВЗЯЛ), «ПЕПЕРИСАЛ» (ПЕРЕПИСАЛ), «НАТУСПИЛА» (НАСТУПИЛА).
3. НЕДОПИСЫВАНИЕ БУКВ И СЛОГОВ – «ДЕЛА» (ДЕЛАЛА), «ЛОПАТ» (ЛОПАТА), «НАБУХЛ» (НАБУХЛИ).
4. НАРАЩИВАНИЕ СЛОВ ЛИШНИМИ БУКВАМИ И СЛОГАМИ – «ТАРАВА» (ТРАВА), «КАТОРАЫЕ» (КОТОРЫЕ), «КЛЮКИКВА» (КЛЮКВА).
5. ИСКАЖЕНИЕ СЛОВА – «НАОТУХ» (НА ОХОТУ), «ХААБ» (ХРАБРЫЙ), «ЩУКИ» (ЩЕКИ), «СПЕКИ» (С ПЕНЬКА).
6. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ И ИХ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ – «НАСТО» (НА СТО), «ВИСИТНАСТНЕ» (ВИСИТ НА СТЕНЕ), «У СТАЛА» (УСТАЛА).
7. НЕУМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ, СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ – «МОЙ ОТЕЦ ШОФЕР. РАБОТА ШОФЕРА ТРУДНАЯ ШОФЕРУ НАДО ХОРОШО. ЗНАТЬ МАШИНУ ПОСЛЕ ШКОЛЫ Я ТОЖЕ. БУДУ ШОФЕРОМ».
8. ЗАМЕНА ОДНОЙ БУКВЫ НА ДРУГУЮ – «ТРЮХ» (ТРЕХ), «У ГЛЕСТА» (У КЛЕСТА), «ТЕЛЬПАН» (ТЮЛЬПАН), «ШАПАГИ» (САПОГИ).
9. НАРУШЕНИЕ СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ – «ВАСЕЛКИ» (ВАСИЛЬКИ), «СМАЛИ» (СМЯЛИ), «КОН» (КОНЬ).
ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ:
1. АГРАММАТИЗМ – «САША И ЛЕНА СОБИРАЕТ ЦВЕТЫ. ДЕТИ СИДЕЛИ НА БОЛЬШИМИ СТУЛЬЯ. ПЯТЬ ЖЕЛТЕНЬКИ СПИЛЕНАЧКИ.» ( ПЯТЬ ЖЕЛТЕНЬКИХ ЦЫПЛЯТ)
2. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ
В процессе устранения аграмматической дислексии и дисграфии необходимо развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений, что служит основой грамматически правильного письма.
Общие методические рекомендации. Исходя из понимания причин дисграфии и типов дисграфических ошибок можно сформулировать общие методические рекомендации в работе с детьми-дисграфиками :
∙ проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
∙ учёт психофизических, личностных особенностей;
∙ опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;
∙ смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
∙ соблюдение принципа «от простого к сложному»;
∙ переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
∙ поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности.
- снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.
Методика оценивания. Далеко не все педагоги имеют представление о методике оценивания работ дисграфиков, следствием этого появляется большое количество неуспевающих учеников и снижение мотивации к учению, что нередко приводит к девиантному поведению учащихся. В принципе через локальные акты школа может утвердить свои нормы оценок для таких учащихся, но можно воспользоваться и данной таблицей:
Нормы оценивания диктантов в 5–9 классах V, VII видов
Вид | Нормы оценок (количество ошибок) | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Конт-рольный | 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 1 логопедическая | 2 орфографических + 2 пунктуационных + 3 логопедических 1 орфографическая + 4 пунктуационных + 3 логопедических | 6 орфографических + 4 пунктуационных + 4 логопедических 5 орфографических + 5 пунктуационных + 4 логопедических 7 орфографических + 7 пунктуационных + 5 логопедических | 8 орфографических + 8 пунктуационных + 6 логопедических и более |
Словарный | 0 | 1–2 | 3–4 | До 7 |
Исходя из принципа дифференцированного обучения, учитель должен ясно представлять себе все проблемы ученика и пути их преодоления, помогают в этом таблицы индивидуального учета знаний.
Такие таблицы учёта позволяют решить ряд существенных задач:
– уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае и представить целостную картину состояния письма у конкретного ученика;
– скомплектовать группы учащихся с учётом выявленных нарушений;
– контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.
Предпочтительнее всего в преподавании русского языка опираться на творческий потенциал учащихся. В этой связи логично вписываются такие методы, формы и технологии, как сказкотерапия или грамматическая сказка, игровые технологии, мастерские, информационные, сотрудничества и др.
Работа с дисграфиками трудная, времязатратная, но игнорирование ее работает против самого учителя: поставить «двойку» ученику – это самое легкое, но до того неэффективное решение, что наводит на мысль о профессиональном соответствии учителя. Родители в этих вопросах практически некомпетентны, поэтому действуем по принципу: помоги себе сам.
Работа осложняется еще и тем, что в доступных методических пособиях такая работа практически не освещается.
Учитель в процессе прохождения программного материала, индивидуализируя методы и приёмы общения, может весьма эффективно осуществлять коррекцию нарушений письменной речи у учащихся – дисграфиков..
Приложение 1.
Упражнения для коррекции дисграфии.
Фонетика:
1) Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию в и ф).
2) Вписать пропущенный слог па или ба :
лю-, ры-, тро-, ли-, - ран, - латка, ло- та, при- вил.
3) Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения.
ом с ул
4) Прочитать и записать, вставляя буквы ш, ж.
Пу_истая вата плывет куда-то.
Чем вата ни_е, тем до_дик бли_е.
(Облако.)
- Графические диктанты.Очень эффективны в работе при любой форме дисграфии . Эта форма диктантов предлагается И. Н. Садовниковой. Из слов и предложений во время диктанта ребенок выделяет и записывает только заданные звуки (какой-то один или звуки-паронимы). Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты.
Помимо проверки основной темы диктанта этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения, предложения – на слова, приучаются вычленять предлоги. Объем слуховой памяти заметно увеличивается. Постепенно совершенствуется навык точного и быстрого анализа слов по звуковому составу с опорой на артикуляцию.
5. Графический диктант.
У входа в дом стоял старик с фонарем.
√ – √ – – – √ –
6. Превратить односложное слово в двусложное (по образцу), перекидывая мяч. А затем в трехсложное:
бант – бантик – бантики
ключ – ключик – ключики и т. д.
Лексика:
1. Записать слова, состоящие из данных слогов:
ка, ней, ли та, ну, ми
ри, ку, ца ни, пят, ца
мин, ви, та чок, ви, но
2. Прочитать слова, составить с ними словосочетания. Переставить слоги местами, получить новое слово, составить с полученным словом предложение:
рады – кабан – качай –
наши – нора – жилы –
насос – какой – навес –
3. Под карточками со словами и расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:
пробил – прибил промерз – примерз
прошил – пришил проколол – приколол
4. Какое из слов является «лишним»:
избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца.
5. Данное на доске предложение записать графически, отражая состав слов: Кустик сбросил последние листочки.
6. Какими словами описывает автор дождь?
Дождь уже не лил, а сонно шептал.
Пошептал, пошептал и умолк. (Н. Сладков.)
– Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, крапает, стучит…)
– Объяснить прямой и переносный смысл выражений. Составить устно предложения.
Намылить шею, прикусить язык, поджать хвост, развесить уши, засучить рукава.
Орфография:
1. Найти (подчеркнуть) четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне:
пл..тил пр..шу пл..сал
гл..тал к..зел зав..зал
пос..дил лош..дь выр..зал
ск..зал к..вер тр..сет
2. Выборочный диктант.
По слуху выписать из слов безударные гласные, объяснить их написание (вписать их в геометрические фигуры, начерченные в тетради; порядковый номер гласной в слове, указанный в скобках, диктуется логопедом в процессе работы). Используется цифровой ряд.
Широка (4) страна (4) моя (2) родная (2).
Ребятишки (4) пасли (2) телят (2) на поляне (2).
Козел (2) трясет (3) седой (2) бородой (4).
Синтаксис:
1. Определить в данных ниже столбцах словосочетания и пред-ложения:
ранней осенью Наступила осень.
головки цветов Цветы увяли.
гнёзда птиц Замолкли птицы.
2. Исправить предложения, если есть ошибки.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
3. Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп. Указать вопрос (от глагола к существительному).
а) Решили, поймали, встретились, бегут, собирают, мечтали, обрадовались, помирились.
б) На лыжах, яблоки, зайчонка, гостю, с лесником, задачу, с другом, о поездке.
4. Ознакомить детей с условным обозначением предлогов (схемы).
Списать, вставить вместо галочек предлоги. На полях тетради начертить схемы предлогов.
Дети идут √ школу. Они строятся парами √ дверью класса. Днём ученики выходят √ школы. √ школой большой сад.
6. Правда или шутка?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у печки.
7 Прочитайте и спишите стихотворение. В выделенных словах поставьте ударения и подчеркните окончания.
Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы
Для народа, для страны.
(ДоговОры, инженЕры, шофЁры, столярЫ, малярЫ.)
8. Напишите словосочетания, употребив существительные из скобок в родительном падеже множественного числа.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), килограмм (сливы), чашки без (блюдца), килограмм (яблоки), продажа (полотенца), чехлы от (кресла), много (дела), выбор (места), удаление (пятна), умножение (числа), пара (сапоги), рота (солдаты), крем от (торты), восемь (помидоры).
(У новых скатертей, около речных пристаней, пуговицы от наволочек, ветки черешен, герои басен, пять простыней, килограмм слив, чашки без блюдец, килограмм яблок, продажа полотенец, чехлы от кресел, много дел, выбор мест, удаление пятен, умножение чисел, пара сапог, рота солдат, крем от тортов, восемь помидоров.)
– Составьте с данными словосочетаниями 6 предложений.
Приложение 2.
Урок русского языка в 5 классе
ТЕМА: Три склонения имен существительных.
ЦЕЛИ: 1.Обучение алгоритму определения склонения имен
существительных;
2. развитие орфографической зоркости учащихся;
3. воспитание устойчивого интереса к родному языку.
Деление детей на группы по степени обученности и в зависимости от вида коррекции: 1) дисграфики; 2) успевающие дети; 3) дети с низкой мотивацией к учению.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
ХОД УРОКА.
1. Проверка домашнего задания. ( по группам )
1) Образуй именительный падеж множественного числа.
Магазин - ……………………………, вагон - ……………………..
Трамвай - ……………………………, поезд - ……………………..
Космонавт - …………………………, пассажир - …………………
Автомобиль - ………………………., театр - ………………………
Музей - ……………………………..., улица - ……………………..
Лестница - …………………………., город - ………………………
Пастбища- …………………………., растение- ……………………
2) Подчеркни те существительные, от которых можно образовать множественное число.
Белье, большинство, равенство, гвардия, ботва, рожь, овес, клюква, морковь, боб, бег, радость, горе, скука, чистота, красота, ход,
3)Исправь ошибки. Как ты думаешь, почему они произошли?
Чего только не было в магазине! И сахары, и чернило, и молоки, и металлы, и сметаны, и бензины, и ножница, и брюка, и очка, и саня, и цементы, и пшены, и вермишели, и ветчины, и дрожжа… Всего не перечислишь!
2.Объяснение нового материала.
Яблоня Машина Пуля Ваня Дедушка Зайчишка | Дом Дружок Пень Яблоко Сердце Небо | Тишь Оттепель Площадь Дочь Полночь Мышь |
Задание:1)гр.: обозначьте род; 3)гр.: выделите окончание;2)гр.: укажите, к какому склонению относятся эти существительные.
- А что же такое склонение? Вы, несомненно, знаете. Но прежде чем вы ответите на мой вопрос, я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку из грамматической сказки Ф. Кривина «Королевство от А до Я», где автор отменил склонение и спряжение, чтобы принцесса Флексия (т. е. окончание) перестала непрерывно изменяться и изменять очередному жениху, отвергать его. А то все женихи убегали от нее. Но вот появился Корень, ради него и было решено приостановить действие склонения и спряжения.
Выстуют учащиеся 3 группы.
Королева(Принцессе): Ты умыться? И причесаться? Когда он войти, ты не
забыть улыбаться.
Флексия: Я не забыть.
Морф: Идти! Идти!
Входит корень, замирает перед принцессой.
Корен: Никогда не видать такая красота!
Флексия: Что вы сказать? Повторить!
Корень: Я вы любить. С первый взгляд .
Морф (Синту шепотом): С первый любить? А как со второй?
Флексия: Мама, вы слыхать? Он я любить. И я он любить.
Королева: Помолчать! Как можно с первой встреча?
(Корню) Я задать вам три вопрос. Если вы
Отгадать, я отдать вы мой дочка…
- Ну, что же такое склонение? Почему так некрасиво говорят по- русски герои этой сказки?
(Склонение – это изменение слова по падежам)
-Устно просклоняйте по одному слову из каждого склонения.
-Как вы думаете, почему все эти слова объединяются в одно склонение?
3. Закрепление материала.
1) Распредели слова по склонениям:
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.
1гр.: списать, обозначить род, подчеркнуть в словах ошибкоопасные места.
2гр.: распределить по склонениям, устно просклонять по одному слову из каждого склонения.
3гр.: по словарям подготовить сообщение о слове «брошюра», узнать, почему это слово пишется вопреки нормам правописания русского языка.
2) Работа с текстом.
Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!
Д. Зуев.
- О чем говорится в этом тексте?
- Как можно озаглавить этот текст? (Февральские ночи)
- Почему писатель называет ночной февральский лес беззвучным зеркальным залом?
- Подберите синонимы к слову очаровательный. (Прекрасный)
- Каким синонимом можно заменить слово струится (свет)? (льется)
- Как вы понимаете слово ПОРОША, ЗАСАДА?
Подберите к ним однокоренные слова.( Запорошить, сидеть)
- Почему автор начинает и заканчивает этот текст восклицательным предложением? (Автор хочет передать свое восхищение этой картиной природы)
- Какие слова помогают ему в этом? (особенные, очаровательны, огромный, беззвучный зеркальный зал)
- Найдите существительные, обозначьте у них склонение.
4. Проверочная работа.
Тема: Склонение существительных. |
Дорога, тропинка, белизна, поляна,
Небо, охотник, заяц, зал,
Ночь.
5.Развивающие упражнения./ Работа с учебником.(для 2 группы)
Работа с текстом, данным для анализа.
1) Коррекция почерка. Списать текст по клеточкам, проговаривая каждое слово.
Коррекция дисграфии. «Корректурная проба». Зачеркнуть в тексте букву Д, а букву Б заключить в квадрат.
Коррекция грамотности. Найти ошибкоопасные места и обозначить орфограмму, объяснить написания.
2) Упражнение на взаимодействие полушарий: учитель показывает букву (нижний ряд), учащиеся должны поднять правую или левую руку в соответствии с верхним рядом.
П | Л | Л | П | П | Л | П | Л | |
У | Б | З | А | К | В | Д | Т |
3) Коррекция дислексии. Упражнение на развитие слухового внимания.
Найди ошибки:
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползет зеленый лук
С длинными усами. (жук)
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери)
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска. (киска)
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это. (билета)
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда. (лодку)
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (дуб)
На пожелтевшую листву
Роняет лев свою листву. (лев)
На глазах у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки. (мишке)
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь. (ночь)
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть. (бананы)
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку железную ножку. (ложку)
Школьник кончил строчку
И поставил бочку. (точку)
Домашнее задание: 1гр.: Подготовить сказку о падежах.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его……………………………... Родился – и стал ………………………... Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его назвали ……………………………. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал …………………………. Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться ………………………….. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь……………………………..
3гр.: Прочитай стихотворение- каламбур, выпиши в три колонки существительные первого, второго и третьего склонений.
Нес медведь, шагая к рынку, Мишка с армией осиной
На продажу меду крынку, Дрался вырванной осиной,
Вдруг на мишку – вот напасть Мог ли в ярость он не впасть,
Осы вздумали напасть. Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(Я Козловский. )
2гр.: По учебнику: упр. 518.
Карта контроля:
Литература:
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов
Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...
Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида.
Не секрет, что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание....
"Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"
quot;Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"...
Особенности преподавания английского языка детям-инофонам в средней общеобразовательной школе с полиэтническим составом.
Особенности преподавания иностранных языков детям-инофонам в средней общеобразовательной школе с полиэтническим составом....
Статья на тему "Проблема обучения детей-инофонов в условиях общеобразовательной школы"
Проблема обучения детей-инофонов в условиях современной школы, безусловно, актуальна.Решение проблем школьного образования этих детей в первую очередь легло на плечи учителя-филолога. При работе с так...
Практики эффективного обучения иностранным языкам в 9 инженерных классах общеобразовательной школы
В статье представлены примеры обучения английскому языку учеников 9 инженерных классов по теме "Science and Technology" (на примере УМК Rainbow English), а так же трудности при обучении и иъ...