Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»
Формы, приемы, методы
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,
работа с учебником, работа у доски.
Методы: частично-поисковый, исследовательский
Приемы: «Синквейн», «Говорящий эпиграф», «Подводящий диалог», «Кластер», «Аналитические таблицы», «ПОПС», «Инсерт», «Устное сочинение-схема «Благодарю».
Задачи урока
1) Организовать деятельность учащихся на самостоятельное исследование образа Родины в лирике Сергея Есенина.
2) Сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
3) Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать образное мышление, речь обучающихся (устную и письменную); формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, рефлексии.
4) Способствовать выработке умения работать в группах, анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.
5) Формировать положительную мотивацию к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_11_klass_obraz_rodiny_v_lirike_sergeya_esenina.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: литература, 11 класс
Учитель: Андрюхина А.П.
Тема урока | Место урока по теме | |||||||||
«Образ Родины в лирике Сергея Есенина» | Третий урок по теме «Творчество Сергея Есенина» | |||||||||
Тип урока | Формы, приемы, методы | |||||||||
Урок открытия новых знаний. е | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая, работа с учебником, работа у доски. Методы: частично-поисковый, исследовательский Приемы: «Синквейн», «Говорящий эпиграф», «Подводящий диалог», «Кластер», «Аналитические таблицы», «ПОПС», «Инсерт», «Устное сочинение-схема «Благодарю». | |||||||||
Цель урока | Задачи урока | |||||||||
Исследование образа Родины в лирике С. Есенина | 1) Организовать деятельность учащихся на самостоятельное исследование образа Родины в лирике Сергея Есенина. 2) Сформировать навык проблемного и сравнительного анализа. 3) Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать образное мышление, речь обучающихся (устную и письменную); формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, рефлексии. 4) Способствовать выработке умения работать в группах, анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать. 5) Формировать положительную мотивацию к обучению. | |||||||||
Предполагаемый результат | ||||||||||
Знать | Уметь | |||||||||
- тексты произведений - Есенинская трактовка образа Родины | - интерпретировать тексты стихотворений, проводить филологический и литературоведческий анализ; - работать со средствами художественной выразительности; - на основе полученной информации строить кластер (схему), создавать мини-проект | |||||||||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | ||||||||
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Технология критического мышления, проблемного обучения, обучение в сотрудничеств | мультимедийное оборудование, интерактивная доска, фрагменты фильма, тексты стихотворений Есенина, аналитические таблицы | ||||||||
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции | Оценивание/формы контроля | Результат | |||||
I этап: организационный 2 мин. | ||||||||||
II этап: актуализация знаний 5 мин. | ||||||||||
Организация проверки Д/З., подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Организует деятельность учащихся с помощью приема «Синквейн». РУСЬ. Голубая. Раздольная. Бревенчатая. Сохранит. Приголубит. Спасёт. Не надо рая. Дайте Родину мою. Страна берёзового ситца. | Демонстрируют знания, умения вычленять главное, анализировать и составлять образы. Участвуют совместно с учителем в подведении итогов данного этапа урока. Предполагаемые ответы учеников: - О России, деревенской, раздольной, мирной, которая, словно матушка, заботится о своих детях, и которую невозможно променять даже на рай. | Учебно-познавательная | Оценка учителя: Отлично, вы действительно правильно отметили характерные черты образа. Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений На этом этапе, чтобы поддержать инициативу, обучающихся, повысить мотивацию к обучению, уместна такая форма оценивания | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности | |||||
III этап: постановка цели и задач урока 3 мин. | ||||||||||
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока в виде вопросов или гипотез. | Способствует совместно с учащимися постановке цели и задач урока, использует прием «побуждающего диалога» через «говорящий эпиграф» - Обратите внимание на эпиграф урока. Кто из поэтов мог написать эти строки, попробуйте составить его психологический портрет: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю». Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою». | Предполагаемые ответы учеников: - Эти строки мог написать человек, который настолько сильно любит Родину, что не мыслить своё существование вне России. | Учебно-познавательная, коммуникативная, исследовательская | Отметка учителем умения обучающихся ставить цели, определять задачи, обосновывать свой вариант ответа: Абсолютно верно: эти строки мог написать только тот человек, который не может жить без своей Родины. Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений На этапе целеполагания учитель обязательно должен отметить стремления обучающихся определить и спланировать дальнейшую работу, поскольку от качества данного этапа будет зависеть протекание всего урока. | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |||||
IV этап: изучение нового материала. Стадия «вызов» 23 мин | ||||||||||
Организация получения новых знаний в результате самостоятельного исследования. | Учащиеся по группам заполняют таблицу ПОПС «Психологический портрет поэта-лирического героя» | Предполагаемые ответы учеников: Позиция: я считаю, что это не просто поэт, но и гражданин Обоснование: потому что у него чуткая к красоте и внимательная к природе душа, он любит свою нищую (бревенчатую, ситцевую) родину и никогда не откажется от неё. Пример: я могу доказать это на примере строк из предложенного для анализа текста стихотворения: я скажу: «не надо рая, дайте родину мою. Следствие: исходя из этого, я делаю вывод о том, что автор этого стихотворения поэт - патриот и гражданин. | Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская | Самооценка: Проверьте правильность вашего ответа по образцу и выставите себе отметку по 5-балльной шкале На данном этапе уместна самооценка, поскольку на интерактивной доске предлагается эталон выполнения задания | Работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал. | |||||
IV этап: изучение нового материала. Фаза реализации смысла: 1. Организация активной деятельности с информацией: | ||||||||||
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. | Приём «Подводящий диалог» - Вы не ошиблись. Именно такой предстаёт Русь в стихотворениях Сергея Есенина, замечательного русского поэта эпохи Серебряного века, принадлежащего к творческой группе имажинистов. А задумывались ли вы о том, что для вас Родина, какая она в вашем сердце, что в ней для вас дорого, как вы к ней относитесь? И почему мы сегодня обратились к России Есенина? - Возможно, нам нужно ближе познакомиться с Сергеем Есениным как с поэтом и гражданином. Учитель предлагает работу в группах по аналитическим таблицам | Предполагаемый ответ учеников: - Научиться дорожить ею и любить её так, как рассказывает об этом Есенин. 1.1.Подготовленный ученик представляет презентацию «Сергей Есенин. Поэт и гражданин». 1.2.Обучающиеся по группам, используя приём «Инсерт», анализируют теоретический материал о жизни и творчестве С.Есенина, составляют кластеры, затем группы озвучивают краткие выводы о проделанной работе. 1 группа. Цветопись в лирике Есенина 2 группа. Глаголы движения, создающие динамику картин природы 3 группа. Приёмы одушевления природы 4 группа. Образы животных и птиц в стихотворениях Есенина По окончании работы группы озвучивают краткие выводы о своих наблюдениях, отвечая на вопрос: «Какой представляется Родина, её природа в лирике Есенина»? | Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская | Оценка учителя: вы верно определили одну из целей нашего урока. Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений Оценка класса: учитель предлагает классу оценить работу обучающегося и аргументировать оценку. На данном этапе класс вполне способен высказать своё мнение о работе обучающихся и аргументировать свою оценку Взаимооценка: группы оценивают работу друг друга, обучающиеся отмечают отметки в таблице достижений На данном этапе уроке каждая из групп высказывает своё мнение о работе других групп и аргументирует свою оценку | Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. | |||||
V этап: рефлексия 7 мин. | ||||||||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | 1.Обучающимся предлагается через рефлексивное устное сочинение-схему «Благодарю» высказать своё отношение к поэту: 2.Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:
Выставление оценок за урок. Домашнее задание: подготовить рассказ о развитии темы Родины в творчестве С.Есенина и выучить наизусть понравившееся стихотворение Есенина о Родине, природе с последующим семантическим анализом текста. | Анализирует деятельность по достижению цели и результата Используя клеше устного сочинения «Благодарю» группы благодарят за сотрудничество и выставляют друг другу оценки | Учебно-познавательная, аналитическая | Рефлексия с использованием клеше устного сочинения «Благодарю» Оценка класса: Обучающиеся подводят итоги урока и оценивают работу отдельных обучающихся, чья работа показалась наиболее продуктивной, оценивают работу групп. Обучающиеся подводят итоги своих достижений на уроке в своих таблицах. Учитель оценивает работу класса, групп, корректирует самооценки обучающихся, озвучивает и выставляет отметки в классный журнал. На этапе рефлексии предполагается комплексная оценка деятельности отдельных учащихся, групп и всего класса. Используя клеше на слайде, заготовку устного сочинения «Благодарю» обучающиеся подводят итоги своей работы на уроке, оценивая при этом свою работу и работу других учеников. На основании их оценок в таблице достижений, а также на основании личных наблюдений учитель также оценивает работу класса и выставляет отметки в журнал. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте, повторить основные сведения об изобр...
Урок-композиция по творчеству Сергея Есенина
Цель- познакомить с жизнью и творчеством поэта, развивать личностные качества...
Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)
Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...