Викторина по русскому языку для 5-6 классов.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
В данном разделе помещена викторина, в которой принимают участие учащиеся 5-6 классов. Ребята с маршрутным листом переходят из класса в класс, отвечают на вопросы старшеклассников, которые выставляют баллы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина Страна русского языка. | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗВУКОДОЛЬСК
- СОСТАВЬТЕ СЛОВО ИЗ ЗВУКОВ:
1-й – глухая пара звука [ з ],
2-й – глухая пара звука [ д ],
3-й- гласный [ о ] под ударением,
4-й – глухая пара звука [ г].
Ответ: стог ( сток )
- Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова ЛЕН - цифру,
- из слова ЛЕЙ – название дерева.
- из слова ЛОБ – название настила,
- из слова ЛЮК – большой мешок,
- из слова ТОК – домашнее животное,
- из слова ШЕЛ – неправду,
- из слова ШЕЙ – просьбу,
- из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,
- из слова ТОЛ - прибор для измерения глубины моря,
- из слова ЛЕД – материал для крыши.
Ответы: 1. ноль, 2- ель, 3- пол, 4- куль, 5-кот, 6-ложь, 7- ешь, 8-пук, 9- лот, 10- толь.
- Фонетические прятки. Ищем [ й ] ( йот):
Майский день, семья, съемка, Юра, веселые люди, люблю, ездить, мячик, белье, яблоко, елка.
Ответы: семья, съемка, Юра, веселые, ездить, белье, яблоко, елка.
4.Ученику дали задачу написать слова , которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: ТОТ, ДЕД, ШАЛАШ.
Правильно ли выполнено задание?
Ответ: Слово ДЕД читается ДЕ[Т], поэтому в выполнении задания допущена ошибка.
5.Какими фонетическими признаками объединены слова:
ВКРИВЬ, КОВРИЖКА, ВРОЗЬ, КНИГ.
ОТВЕТ: Происходит оглушение звуков.
- В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р]? Мягкий звук [ н ]?
Ответ: Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; июнь.
- Дана пропорция Б _ Д . Как ее решить, т.е. как узнать, что должно стоять на месте вопроса? П ?
Ответ: Пропорция отражает соотношение парных глухих и звонких согласных.
- В каих словах по сто согласных?
Ответ: стог, стол, стон.
- В каком слове сорок гласных?
Ответ: сорока.
- Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: ПАР, ЛАПА, ТРАП, ЛИРА, ПИР, ТИР, ТАРА. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове ПАЛИТРА.
Ответ: ЛАПА, ПИР, ТИР. Нет твердого[л] и мягких [п], [т].
- Найдите загаданный звук.
Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и огурцах , но в дыне меня нет.
Ответ: Это звук [р].
- Известно, что произношение звуков зависит от того , какой у них «сосед». Прислушайтесь, в каких словах буква С обозначает звук [c],а в каких – другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать, синий?
Ответ: В словах СЛУШАТЬ И СИНИЙ звучат [c] и [c]. В других словах – [з],[ш],[ж].
- Игорь написал на доске прописью: « Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку?
Ответ: Нет, если он правильно поставил ударение: сорок.
- Определите, какое третье слово лишнее:
Конечно, нарочно, игрушечный.
Что. чтобы, нечто.
Чувство, баловство, да здравствует.
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
Ответ: Лишние слова: игрушечный( произносится не [ шн],а [чн] ), нечто ( произносится[чт], а не [шт] ), баловство и нравственный ( [ф] произносится , а не выпадает, как в других словах ).
- Сколько букв О в данном предложении? А сколько звуков [о ]? Объясните, куда они подевались?
ЗВОНЯТ ВО ВСЕ КОЛОКОЛА.
Ответ: В предложении 5 букв О , а звуков – ни одного: без ударения на месте буквы О звучит [а].
- Сколько звуков [ш] в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?
ПЕШКОМ ШАГАЛИ МЫШКИ.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути- отчего не подвести?!
Ответ: В стихотворении 27 звуков [ш]: в словах ДОРОЖКЕ, ЛОЖКИ, НОЖКИ, ПОРОЖКА тоже слышится [ш ].Автор использует звукопись.
17.Расставьте ударение в словах: балую, красивее, каталог, квартал, начался, прибыл, звонит, досуха.
Ответ: балую, красивее, каталог, красивее, каталог, квартал, начался, прибыл, звонит, досуха.
ЛЕКСИКОГРАД.
1.Укажите фразеологические обороты: а) с антонимами; б) с синонимами;
Нет худа без добра;
Ум за разум заходит;
Из огня да в полымя;
Вопрос о жизни и смерти;
И стар и млад;
Ни сыт ни голоден;
Переливать из пустого в порожнее;
От мала до велика;
С больной головы на здоровую.
Ответ: а) с антонимами: нет худа без добра; вопрос о жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; от мала до велика; с больной головы на здоровую.
б) ум за разум заходит; из огня да в полымя; переливать из пустого в порожнее.
2. Вместо точек вставьте названия животных:
Голоден как…………………….
Упрям как………………………
Хитер как………………………
Надут как……………………….
Здоров как……………………..
Труслив как………………….
Болтлив как……………………..
Колюч как ……………………
Нем как……………………..
Грязен как…………………..
Изворотлив как……………….
Ответ: волк, осел, лиса, индюк, бык, заяц, сорока, еж, рыба, свинья, уж.
- Найдите слова, использованные в переносном значении:
Усталое солнце
По небу гуляет.
Ленивая туча
Над лесом скучает.
Ответ: усталое, гуляет. ленивая, скучает.
5.Найдите омонимы:
Бобер, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: « Не помешал?»
Лиса в ответ: « Ах, что вы, друг, напротив!»
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.
Ответ: чая, помешал, помешал, напротив.
- Слова из одних идиом «перебежали» в другие. Верните их на место.
- Бродит как сивый мерин.
- Вертится как сыр в масле.
- Ему все как от козла молока.
- Врет как белка в колесе.
- Катается как неприкаянный.
- Проку как с гуся вода
Ответ: Вертится как белка в колесе.
Врет как сивый мерин.
Ему все как с гуся вода.
Катается как сыр в масле.
Проку как от козла молока.
Бродит как неприкаянный.
7.Подберите к словам УДАЛИТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ, БЕЗОБРАЗНЫЙ, УВАЖЕНИЕ антонимы, имеющие приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Ответ: приблизиться, присутствие, привлекательный, презрение
8.Все вы знаете басню «Квартет» И.А.Крылова. Как бы называлась эта басня, если бы музыкантов в ей было 3? 5? 6?
Ответ: трио, квинтет, секстет.
9. В каждой группе слов, данных ниже, одно лишнее. Найдите это слово. По какому признаку можно объединить другие слова?
1) Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
2) Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.
Ответ: Лишнее слово в первом ряду- КОРАЛЛОВЫЙ, так как все остальные слова обозначают оттенки красного цвета, а коралл может быть и розовым и белым.
Во втором ряду лишнее слово ХНЫКАТЬ- издавать ноющие звуки, перемежаемые плачем.
10. Слова БАЗАР и РЫНОК – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения ПТИЧИЙ БАЗАР и ПТИЧИЙ РЫНОК?
Ответ:ПТИЧИЙ БАЗАР – Место массовых гнездовий птиц на морском берегу. ПТИЧИЙ РЫНОК – место, где продают птиц и другую живность.
11. Продолжи пословицы:
1.Готовь сани летом, а ……………….
2. Мал золотник,…………..
3. Встречают по одежке, ………………
4. Когда в приятелях согласья нет, ……………….
Ответ: 1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
2. Мал золотник, да дорог.
3. Встречают по одежке, провожают по уму.
4. Когда в приятелях согласья нет, на лад их дело не пойдет.
12. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
Ответ: путь, дорога; спор; улица; почетное звание крупных музыкантов, художников, а также выдающихся шахматистов; полная неудача; начальник, глава.
13. Замените синонимами устаревшие слова: очи, ланиты, уста, перст, глаголет, лепота.
Ответ: глаза, щеки, губы, палец, говорит, красота.
14. Подберите прилагательные-определения к словам: какао, кофе, мозоль, рояль.
Ответ: вкусное какао; крепкий кофе; больная мозоль; белый рояль.
15. Записать на листе бумаги как можно больше устойчивых оборотов со словами:
ГОЛОВА, НОС, ГЛАЗ
Ответы: ГОЛОВА
Морочить голову
Вскружить голову
Не сносить головы
Потерять голову
Голова идет кругом
Как снег на голову
Сломя голову
НОС
Задирать нос
Зарубить на носу
Остаться с носом
Клевать носом
Встретиться нос к носу
Вешать нос
Не видать дальше собственного носа
ГЛАЗ
Мозолить глаза
Хлопать глазами
Говорить правду в глаза
С глазу на глаз
Хоть глаз выколи
Глазом не моргнуть
Пускать пыль в глаза
УГАДАЙСК.
1.ЗАГАДКА.
Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут.
Ответ: плот, плод.
2. ЗАГАДКА.
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
Ответ: соль; моль.
3. ЗАГАДКА-ШУТКА.
Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилось буквы И.
Ответ: вчера-позавчера-завтра и т.д.
- О чем ведется разговор?
- Это черная?
- Нет, это красная!
-А почему она белая?
- Потому что зеленая.
Ответ: о смородине.
- Какое государство можно носить на голове?
Какая земля никогда не старится?
Какое крыло никогда не летает?
Какой город летает?
Какая европейская страна стоит на скошенной траве?
Ответ: Панама
Новая Земля
Крыло автомобиля
Орел
Париж на реке Сене
- ВОПРОСЫ-ШУТКИ. Какое языковое явление «спрятано» в вопросах?
1.Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
2.Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
3. Всякий ли предлог является частью речи?
Ответ: 1.Строчка- сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани.
2. Точка – след от прикосновения, укола; место в пространстве;
3. Предлог – внешний повод к чему-нибудь.
- ВОПРОСЫ НА СМЕКАЛКУ.
1.Есть ли ноги у газеты, книги?
2. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?
3. Может ли вопрос заболеть?
Ответ: 1. Есть, если их держать вверх ногами.
2. Каша в голове.
3. Больной вопрос.
- ШАРАДЫ.
- Первое – нота, второе – тоже,
А целое не горох, но похоже
2. Первый слог – китайский напиток,
Второй – название буквы,
А целое – птица.
Ответ: 1.- фасоль. 2 – чайка.
- ЗАГАДКА.
Что в ЧЕЛОВЕКЕ есть одно,
А у ВОРОНЫ вдвое,
В ЛИСЕ не встретится оно,
А в ОГОРОДЕ втрое?
Ответ: Буква О.
- ЗАГАДКА.
С Б мучительной бывает.
С М одежду пожирает,
С Р актеру я нужна,
С С для повара важна.
Ответ: боль, моль, роль, соль.
- ЗАГАДКА.
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С П, от вас не утаю,
Тоже в школе я стою.
ОТВЕТ: карта, парта.
- ШАРАДЫ.
- Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
- Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
Ответ: пи-рог; ми-на.
- ЗАГАДКИ.
- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
- Каких камней не найдешь в море?
- Какой болезнью на земле никто не болеет?
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку?
- По чему летают самолеты?
Ответы: азбука; сухих; морской; железнодорожного; по небу.
- ЗАГАДКА.
Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина герой.
Но Л на Н лишь замените –
Сибирской стану я рекой.
Ответ: Елисей; Енисей.
СЛОВОТВОРСК.
1.Найдите среди приведенных слов то, которое состоит только из основы:
Та/ и/ ть
Тай/ком
Тай/н/а
Талант
Талант/лив/ость
Талант/лив/ый
Ответ: Из основы состоит слово ТАЙКОМ. Оно равняется основе, потому что не изменяется.
- Про какие из приведенных слов нужно говорить « имеет окончание», а про какие – «оканчивается на О»?
Какао самбо тоскливо рабство
Небо кружево слово чувство
Спасибо зарево одинаково юношество
Ответ: Говорить «имеют окончания» можно про слова НЕБО, КРУЖЕВО, ЗАРЕВО, СЛОВО, РАБСТВО, ЧУВСТВО, ЮНОШЕСТВО. Эти слова изменяются, окончания указывают на их формы. Остальные слова неизменяемые, про них можно только говорить « оканчиваются на О».
- Покажите словообразовательную цепочку:
ДУМА—ЗАДУМЧИВЫЙ
ЗИМА—ПЕРЕЗИМОВАТЬ
УВЛЕЧЬ—УВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Ответ: ДУМА—ДУМАТЬ—ЗАДУМАТЬ—ЗАДУМЧИВЫЙ
ЗИМА—ЗИМОВАТЬ—ПЕРЕЗИМОВАТЬ
УВЛЕЧЬ—УВЛЕКАТЬ—УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ—УВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
- Одинаковы ли приставки в словах:
НАДРОБИТЬ—НАДРУБИТЬ
ПОДОБРАТЬ—ПОДОБРЕТЬ
ВСКОРМИТЬ—ВСКОЧИТЬ
Ответ: Нет, т.к. НАДРОБИТЬ—НАДРУБИТЬ, ПОДОБРАТЬ—ПОДОБРЕТЬ, ВСКОРМИТЬ—ВСКОЧИТЬ.
- Разберите по составу слова:
ПРОИЗРАСТАТЬ, ВЫРАЖЕНИЕ, НЕУБЕДИТЕЛЬНЫЙ, НАПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПЕШКОМ.
Ответ: ПРОИЗРАСТАТЬ, ВЫРАЖЕНИЕ, НЕУБЕДИТЕЛЬНЫЙ, НАПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПЕШКОМ.
- Объясните значение и образование сокращенных слов, приведенных в стихотворении А.Куницына:
Причиною не ранги,
Что так слова звучат:
Комбриги, кавторанги,
Комэски и комбат!
Под знаменем,
В папахе,
Врага в упор сломив,
Дивизию по шляхам
Вводил в прорыв комдив.
Пахнет суровой далью,
Сукном шинели вдруг,
Пороховою гарью
От слова « политрук».
Слова предельно точны
И знамени верны.
И служба их бессрочна
В истории страны.
Ответ: КОМБРИГ- командир бригады, КАВТОРАНГ- капитан второго ранга; КОМЭСК- командир эскадрильи; КОМБАТ- командир батареи; КОМДИВ- командир дивизиона; ПОЛИТРУК- политический руководитель. Это сложносокращенные слова, образованные сложением сокращенных основ.
- В учебнике ботаники вы встретились с терминами ТЫЧИНКА, ПЕСТИК, ЛЕПЕСТОК, ЧАШЕЛИСТИК, ВЕНЧИК. Следует ли в них выделять суффиксы? Докажите свою мысль.
Ответ: В приведенных терминах нет значения уменьшительности, без суффиксов –ик и -ок они не употребляются. Значит, суффиксы в них выделять не следует.
- Какую часть слова можно в земле найти?
Ответ: корень.
10.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
ДОМОВ, СТОЛОВ, КОРОВ, КОВРОВ, ГОЛОВ, ОСНОВ;
СТЕПЕЙ, НОЖЕЙ, БАТАРЕЙ, ШЕЙ, УШЕЙ, ЮНОШЕЙ.
Ответ: ДОМОВ, СТОЛОВ, КОВРОВ – в этих словах окончание –ОВ; в словах КОРОВ и ГОЛОВ ( ОТ ГОЛОВА) – окончания нет, а ГОЛОВ от ГОЛ – окончание –ОВ. В словах СТЕПЕЙ, НОЖЕЙ, УШЕЙ, ЮНОШЕЙ окончание –ей; слова БАТАРЕЙ, ШЕЙ имеют нулевые окончания.
- Есть ли среди приведенных слов имеющие две приставки или два суффикса: ПОДОСИНОВИК, ПОДОРОЖНИК, ЧАЙНИК, ОЗОРНИК, ПОНАВЫДУМЫВАЛИ, ЛАКОМКА, ОБЕЗУМЕТЬ, СОРТИРОВЩИК, ФОРМОВЩИК, ЧЕРНОВИК, ВЪЕХАЛ, ПРИНАЛЕЧЬ?
Ответ: У всех слов, кроме ЛАКОМКА, или две приставки, или два суффикса, а у слова ПОНАВЫДУМЫВАЛИ – три приставки и два суффикса.
ЧАСТИРЕЧЕНСК.
1. Какой частью речи является слово СМЕЛ в предложениях:
КАК ОН СМЕЛ! КАК ОН СМЕЛ?
Замените эти слова синонимами.
Ответ: В восклицательном предложении слово СМЕЛ можно заменить синонимом ОТВАЖЕН. Это краткое прилагательное. Во втором случае СМЕЛ – глагол, синонимы ОТВАЖИЛСЯ, ПОЗВОЛИЛ СЕБЕ.
- Почему не употребляются в 1-м лице единственного числа глаголы ТОЛПИТЬСЯ, ГРУППИРОВАТЬСЯ, СБЕЖАТЬСЯ, СЪЕХАТЬСЯ?
Ответ: Все эти глаголы обозначают действие нескольких лиц.
- Найдите «четвертое лишнее».
- Носок, мозоль, георгин, помидор.
- Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
- Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
- Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
Ответ: Лишние слова: мозоль( ж.р.), гроздь ( ж.р.), вестибюль ( м.р.), панцирь ( м.р.).
- На чем основана шутка?
НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель: Приведи пример прилагательного в сравнительной степени.
Ученик: Один стол был деревяннее другого.
Ответ: Прилагательное ДЕРЕВЯННЫЙ – относительное и степеней сравнения не имеет.
- От каких глаголов образованы причастия:
ВЫКАЧАННЫЙ—ВЫКАЧЕННЫЙ
ЗАМЕШАННЫЙ—ЗАМЕШЕННЫЙ
Ответ: ВЫКАЧАННЫЙ—выкачать; ВЫКАЧЕННЫЙ—выкатить.
ЗАМЕШАННЫЙ—замешать; ЗАМЕШЕННЫЙ—замесить
- Образуйте форму повелительного наклонения от слов:
ПОЕХАТЬ -
ЛЕЧЬ -
МАХАТЬ –
Ответ: ПОЕХАТЬ – поезжай, поезжайте.
ЛЕЧЬ – ляг, лягте.
МАХАТЬ – маши, машите.
- Какими частями речи могут быть слова:
ДАЛИ
ПИЛА
СТОЛОВАЯ
ПЕЧЬ
Как называются в языке слова, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?
Ответ: ДАЛИ – глагол ( прошедшего вр.), существительное ( во множ. ч.);
ПИЛА – глагол ( прошедшего вр.), существительное ( ж.р.)
СТОЛОВАЯ – существ., прилагат.
ПЕЧЬ – существ., глагол в НФГ.
Такие слова называются ОМОНИМАМИ.
- Придумайте к существительным определения – действительные причастия настоящего времени:
ОБЛАКО, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, РЕБЕНОК, ЗАЯЦ.
Ответ. Например: летящее облако, улыбающееся солнце, резвящийся ветер, смеющийся ребенок, прыгающий заяц и др.
- От какого глагола можно образовать только одну форму причастий:
ВОЗВРАТИТЬ, КУПАТЬСЯ, ЧИТАТЬ, СВЕРНУТЬСЯ.
Ответ: СВЕРНУТЬСЯ
- Придумайте слова с указанными ниже морфемами ( частями слова). Укажите, какая это часть речи.
-АЩ- - УЩ-
-ЕМ- -ВШ-
-ЕШЬ- - Т-
-А- -СЯ
Ответ. Например: КРУЖАЩИЙСЯ, БЕГУЩИЙ – причастия.
ЧИТАЕМЫЙ, СМОТРЕВШИЙ – причастия.
ЛЕТАЕШЬ- глагол; СВЕРНУТЫЙ- причастие.
ПРОЧИТАННЫЙ – причастие, УМЫВАЕШЬСЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к викторине по русскому языку для 5-6 классов
Данная презентация может быть использована как на уроке, так и на внеклассном мероприятии (например, во время проведения предметной недели). Вопросы по словообразованию, лексике и морфологии...
Викторина по русскому языку для 7-8 классов
Ведущий:Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы гово...
Презентация - викторина по русскому языку для 6-7 классов
Викторину "Умники и умницы" можно использовать как внеклассное мероприятие по русскому языку....
Викторина по русскому языку для учащихся 6 класса
Данная викторина повышает интерес у учащихся к урокам русского языка, повышает их культуру речи и обогащает сдоварный запас....
Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"
Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...
Викторина по русскому языку для 7-8 классов.
Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Викторина по русскому языку для 7-8 классов"...
Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"
Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....
Комментарии
Викторина по русскому языку для 5-6 классов
Елена Николаевна! Очень нтересная форма проведения викторины, вопросы и задания тоже интересные. Обязательно использую Ваш материал в работе.