Урок по теме "Причастие"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (7 класс) на тему
Презентация содержит теоретический материал по теме "Причастие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по теме "Причастие" | 663.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола; Познакомить с действительными и страдательными причастиями; Показать, как образуются причастия.
Проверка домашнего задания. Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и п..чалясь, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на, думая о великих св..ршениях и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, тонущей в зеленых кудрявых берегах. Здесь прошло мое детство, перед глазами впервые ра..крывался живой радос(?)ный мир. Здесь я услышал русскую ладную реч.., слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу..ств..вал. полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей. Пройдут врем..на, думаю я теперь, и пок..ления людей спрос..т у нас о пережитых и переживаемых нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на которых мы пиш..м и говорим. Назовите признаки публицистического стиля в этом тексте. Назовите орфограммы на месте пропусков.
Работа в конспектах. 1) Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? 2) Н.ф. – ед.ч., м.р., Им.п. (какой?) Пост. пр. Действительное или страдательное, вид, время, возвратность Непост. пр. число, род (в ед.ч.), падеж 3. Синт. роль – определение или сказуемое
Суффиксы причастий.
Склонение причастий. Сравните: И. син ее море Р. син его моря Д. син ему морю В. син ее море Т. син им морем П. о син ем море И. волнующ ее ся море Р. Волнующ его ся моря Д. волнующ ему ся морю В. Волнующ ее ся море Т. Волнующ им ся морем П. о волнующ ем ся море Какой вывод вы можете сделать, сравнив склонение прилагательных и причастий?
Сл о варная р а бота Пр и сутствовать К о ло нн а Г и рлянда Отр а зить К а литка П а кет Составьте словосочетания с данными словами, произведите разбор этих словосочетаний
Распределите словосочетания в две колонки: Причастие + существительное Причастие + существительное Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный враг, задержанный пограничником.
Вставь пропущенные буквы. Поросш..м болотом, на раскачивающ..ся березу, сгибающ..ся колосьев, расстилающ..ся тучи, о бушующ..м океане, осыпающ..ся листвы, о хранящ..ся письмах, сражающ…ся отрядами.
Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами; Определяемое существительное не входит в причастный оборот; Является одним членом предложения; Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он обособляется, то есть выделяется на письме запятыми, а в устной речи – интонацией.
Разбираем предложение. Опавшие листья шуршали под ногами. Опавшие с тополя листья покрывали дорожку. Листья, опавшие с тополя, покрывали дорожку.
Создай причастный оборот Написанная картина написанная
Действительные причастия – обозначают признак предмета, который сам совершает действие. Девочка, одевающая куклу. Страдательные причастия – Обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета Кукла, одеваемая девочкой
Краткие и полные страдательные причастия Полная форма 1) отвечают на вопрос какой? 2) изменяются по р., ч., П. 3) являются сказуемым или определением Краткая форма 1) отвечают на вопрос каков? 2) изменяются по р., ч. 3) являются сказуемым
Действительные причастия настоящего времени Образуются от основ наст. вр. переходных и непереходных глаголов несов.вида при помощи -ущ- (-ющ-) (от глаголов I спр.) -ащ- (-ящ-) (от глаголов II спр.) Молоть – мелю + -ющ- мел ю щий Клеить – клею + -ящ- кле я щий
Орфограмма № 49 В суффиксах действительных причастий наст.вр. пишутся: 1) буква у или ю , если причастие образовано от глагола I спр. 2) буква а или я , если причастие образовано от глагола II спр. Борющийся (бороться – I спр.) Лечащий (лечить – II спр.)
Действительные причастия прошедшего времени. Образуются от основ инфинитива переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш-, если основа оканчивается на гласную Увидеть – увидевший -ш-, если основа оканчивается на согласную Нести – несший
Запомните! Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в инфинитиве. Спряжение не влияет на написание гласной! Та я вший (та я ть), обид е вший (обид е ть)
Страдательные причастия настоящего времени Образуются от основ наст.вр. переходных глаголов несов.вида при помощи -ом- (-ем-) от глаголов I спр. Сверять – сверяю + -ем- сверяемый - им- от глаголов II спр. Видеть – видим + -им- видимый
Орфограмма №50 В суффиксах страдательных причастий наст.вр. пишется: 1) буква Е , если причастие образовано от глагола I спр. Оберегаемый 2) буква И , если причастие образовано от глагола II спр. слышимый
Страдательные причастия прошедшего времени Образуются от основы инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи 1) –енн- (-ённ-) от глаголов на –еть, -ить, на согласную Увидеть + -енн- увиденный Наклеить + -енн- наклеенный Принести + -енн- принесенный
2) –нн- от глаголов на –ать, -ять Нарисовать + -нн- нарисованный Засеять + -нн- засеянный 3) –т- Открыть + -т- открытый
Синтаксическая пятиминутка Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. К реке сбегает тропинка едва вид..мая во мгле. Шелестит камыш чуть колебл..мый ветром. В огромном лесу стоял тонкий пар наполн..нный странными видениями.
Орфограмма №52 Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных . Отглагольные прилагательные 1. Не имеют приставки (кроме НЕ) Вязаная кофта 2. Не имеют суффикса – ова- (-ева-) 3. Не имеют зависимых слов 4. Образованы от глаголов не совершенного вида ПИШЕТСЯ Н Причастия 1. Имеют приставку (кроме НЕ) связанная кофта 2. Имеют суффикс –ова- (-ева-) Маринованный 3. Имеют зависимые слова Вязанная бабушкой кофта 4. Образованы от глаголов совершенного вида Решенная задача ПИШЕТСЯ НН
Орфограмма № 53 Юная теннисистка воспита(н, нн)а детской спортивной школой. Девочка воспита(н,нн)а и образова(н,нн)а. Как отличить краткую форму причастия от краткой формы прилагательного?
Краткое причастие. Краткое причастие всегда можно заменить глаголом. Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой. В кратком причастии пишется одна Н. Краткое прилагательное Краткое прилагательное (как и полное) не имеет значение времени, его можно заменить другим синонимичным прилагательным или полной формой прилагательного. Девочка воспитанна и образованна . (Девочка воспитанная и образованная) В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в полном.
Морфологический разбор причастия Остывшая ³ за ночь степь окутана сизым туманом. Остывшая – причастие, так как 1. степь (какая?) остывшая 2. н.ф. остывший Пост.пр. действ., несов.вид, пр.вр., невозвр. Непост.пр. Им.п, ед.ч., ж.р. 3. остывшая
НЕ с причастиями (орфограмма №54) слитно 1. Без НЕ не употребляется Негодующий 2. Нет зависимых слов Нерешенная задача раздельно 1. Есть противопоставление с союзом а Не решенная, а списанная задача 2. Есть слова вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не, нисколько не Вовсе не решенная задача 3. С краткими причастиями Задача не решена 4. Есть зависимые слова Не решенная учеником задача
Орфограмма №55
Вопросы для закрепления. 1. Что такое причастие? 2. Расскажите о причастном обороте. 2. Какие причастия называются действительными, страдательными? 3. Как образуются действительные причастия настоящего времени? 4. Как образуются действительные причастия прошедшего времени? 5. Как образуются страдательные причастия настоящего времени? 6. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
С какими орфограммами мы познакомились в теме «Причастие»? Орфограмма № 49 Орфограмма № 50 Орфограмма № 51 Орфограмма № 52 Орфограмма № 53 Орфограмма № 54 Орфограмма № 55
Вопросы к зачету Вариант 1 1. Что такое причастный оборот? Расскажите все, что вы о нем знаете? 2. Какие причастия называются действительными, страдательными? 3. Как образуются действительные причастия прошедшего времени? 4. Как образуются страдательные причастия настоящего времени? Вариант 2 1. Что такое причастие? 2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? 3. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени? 4. Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...