Статья "Образовательные результаты, регламентируемые ФГОС в контексте филологических дисциплин".
статья по русскому языку на тему
Статья о ФГОС с примерами преподавания в школе русского языка илитературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obrazovatrezultreglfgos.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Образовательные результаты, регламентируемые ФГОС в контексте филологических дисциплин
Кухнова Татьяна Георгиевна, преподаватель русского языка и литературы старших классов надомного отделения ГБОУ школа 594 Московского района г. Санкт- Петербурга.
Федеральные государственные образовательные стандарты - изменяют содержание образования,
вводят новые формы, современные технологии (новые средства, учебники),
идёт оценка достижений;
появляется новое методическое обеспечение (цифровые образовательные ресурсы).
Какие же результаты образовательной деятельности?
Личностные, метапредметные (преемственность разных ступеней образования, предметов), предметные.
Универсальные учебные действия:
- 1) личностные;
- 2) регулятивные;
- 3) познавательные;
- 4) коммуникативные
Метапредметные умения – это
владение универсальными способами деятельности – познавательными и коммуникативными – и способами регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Метапредметные умения
- способность принимать и сохранять в процессе работы учебную цель;
- амостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы, диаграммы и пр.) для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям.;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Интересна книга С.Соловейчик «Учение с увлечением».
Требования современному уроку. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, не информатора. Рефлексия учащихся (самооценивание). Школьники сами должны формулировать тему, цели, задачи. Время самостоятельной работы учеников 50% урока. Развиваем речь учащихся. Время учителя составляет 10%. Отметки ставим на уроке всем учащимся, которые готовы к восприятию материала. Домашнее задание должно соответствовать норме. |
Мы используем на уроках алгоритмы и побуждаем школьников «учиться с увлечением». «Научиться может тот, кто выбирает активную позицию в деятельности»,- говорил Х.Р. Капабланка.
Умение учиться – это владение совокупностью способов действий, обеспечивающей способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Например, изучаем суффиксы –ова-, -ева- беседую, беседовать,
-ыва-, -ива- ать, прочитываю, прочитывать.
Но этим правилам не подчиняется глагол ослабеваю, ослабею, суффикс –е-.
У учащихся должно быть умение слушать. Итак, аудирование – это умение слушать.
Предложим на уроке найти лексическое значение слова будировать. Гипотезы у учащихся будут разные. Верное значение слова будировать (фр.)- злиться, сердиться, дуться. Это слово употреблялось в произведениях сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Применяя прежние открытия в области русского языка, находим новое – это хорошо забытое старое. Интересна цитата, подтверждающая это: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций).
Оценка – это мнение, суждение о чем-либо.
Отметка выставляется учителем при определении знаний, умений, навыков.
Три основные функции оценки:
- Контролирующая – основная для выявления состояния знаний, умений, навыков перед продвижением в обучении.
- Обучающая – сопутствующая контролирующей, поскольку при ответе товарища идет самоконтроль, повышается активность в повторении материала и появляется возможность для дополнительного объяснения педагога.
- Воспитывающая – тоже сопутствующая, так как приучает к систематической работе, дисциплинирует, вырабатывает волю и привычку к самостоятельной подготовке, уверенность в себе и ответственность.
Оценка деятельности ОУ
- Комплексное самообследование
- Мониторинг основных направлений деятельности школы
- Система предметных и метапредметных диагностических работ
- Внешний аудит
Оценка деятельности учителя
- качество обучения (итоговые отметки; оценка диагностических работ)
- участие и победы школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
- участие в профессиональных конкурсах
- методическая работа (методические разработки; публикации, выступления)
- оценка предметной документации (планирование, ведение журнала и т.п.)
- мотивация учеников (нравится / не нравится)
- аргументированная оценка работы коллегами
- балло - рейтинговая оценка родителями в сопоставлении с другими учителями
Критериальная оценка личностных достижений
- Индивидуальная
- Ориентированная на конкретный результат
- Подкрепляемая внешней экспертной и самооценкой
- Накопительная
- Предполагающая разные формы представления результатов
Практика оценочной безопасности
- Откажитесь от «двойки», не упоминайте о ней и не ищите ей замены.
- Не скупитесь на похвалу и одобрение.
- Ставьте перед ребенком только конкретные цели и задачи, которые он может достичь в обозреваемые сроки.
- Помогайте, а не наказывайте. Ученик хочет быть успешным.
- Хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение.
- Помогите ученику закрепить свой успех, пусть даже скромный.
Не спешите с оценкой, дайте ученику возможность оценить самого себя.
Мы должны любить наших учеников, понимать, сострадать, быть великодушными.
Пример речевого поведения учителя – образец для учеников. Ф.И.Тютчев писал:
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…
Основные изменения в современной школе
- Увеличение ответственности учителя, в том числе и за речевое поведение
- Коммуникативный подход в обучении
- Увеличение требований к ведению документации
Ответственность учителя за речевое поведение
- Максимальный контроль собственного речевого поведения
- Создание благоприятной коммуникативной обстановки в классе
- Владение способами преодоления речевой агрессии
Основа стандарта –
коммуникативный подход
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития учеников в системе образования;
- активная учебно-познавательная деятельность учащихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОЙ РЕЧИ
- Повышение тона и громкости голоса
- Резкие восклицания (Вы мне надоели! Всем молчать!)
- Грубые выражения и оскорбления (Закрой рот! Зачем тебя только мать родила? Вся семья у вас такая непутёвая!)
- Проявление презрения, сарказма (Кто это у нас на уроке как курица сонная?)
- Прямые и косвенные угрозы, упрёки (Я тебе два поставлю! Ты опять подвёл весь класс!)
Способы преодоления речевой агрессии
- Игнорирование агрессии
- Переключение внимания
- Присоединение к позиции говорящего
- Актуализация позитивной модели поведения
- Использование положительных оценочных высказываний
- Открытое словесное порицание
- Шутка, юмор
Формы работы педагога с учащимся
по преодолению речевой агрессии
- Убеждение – разъяснение детям правил поведения, чтобы на основании понимания приучить школьников к выполнению этих правил.
- Внушение – это косвенное воздействие на собеседника с целью изменить его мнение или поведение.
- Коррекционно-профилактическая беседа –
развёрнутая форма убеждения, построенная на диалоге.
Умение переносить несовершенство
других есть признак высшего достоинства человека.
Г. Винклер
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Задача современного учителя - преодолеть безразличие, цинизм, агрессию
Характеристики урока в рамках ФГОС
- Активное взаимодействие учителя и ученика
- Личностный характер обучения
- Приоритет самостоятельной работы школьника
- Вариативность образования
- Индивидуальные маршруты обучения
- Технологичность обучения
Этапы урока в рамках ФГОС
- Формирование круга проблемных вопросов
- Планирование (прогнозирование) результатов
- Творческая реализация школьников
- Рефлексия
- Самооценка
Постановка цели и выполнение её.
Формулировки планируемых результатов
- Ученик научится
- Ученик получит возможность научиться
Тему школы поднимает Артур Гиваргизов в книге «Педсовет», также интересно пишет белорусский писатель Пастернак в произведении «Я хочу в школу».
Язык как средство общения, изучаемые художественные тексты способствуют коммуникативному развитию речи. Знания должны быть интегративные. Происходит взаимопроникновение, транслирование одного урока в другой. Это метапредметные связи.
Литература и история взаимопроникают при изучении романа-эпопеи «Война и мир» Толстого Л.Н. или повести «Капитанская дочка» Пушкина А.С.
А «Слово о полку Игореве» помогает изучать историю Руси, древнерусскую литературу, культуру, музыку, живопись. Происходит интеграция разных дисциплин. Интеграция как целостность.
Комплекс «Сферы» сделан под ФГОС. Это академические школьные учебники по биологии, географии, истории, но, к сожалению, нет таких красочных, иллюстрированных учебников «Сферы» по литературе и русскому языку. В «Сферах» решили дать в 5-6 классах начало разных наук. Идёт интеграция разных областей знания, интеграция содержания дисциплин.
Многие настроены на индивидуальное обучение: консультации, подготовка к экзаменам по русскому языку в субботу. На уроках делаем до 40%, но самостоятельная работа учащихся должна составлять 70%.
Терминологический аппарат-это расширение словаря. Всё это улучшает личностный результат.
Хочется увидеть у всех учащихся разборчивый почерк, память руки, память на орфографию. Очень часто ученики, умеющие рисовать, имеют красивый почерк. Проводим конкурс тетрадей, следим за улучшением почерка учащихся, за повышением грамотности.
ФГОС строится на триаде результатов (предметные, метапредметные, личностные). Требования к результату образования, к содержанию, к современным продуктивным методам, к качеству образования.
ФГОС предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Сегодня мало быть знающим и иметь хорошие оценки.
Литература
Законодательные акты. Нормативные документы
- 1. Закон о государственном языке Российской Федерации // Российская газета. – 2005. – 7 июня.
- 2. Приказ Минобрнауки от 27. 12. 2011 № 2885 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию на 2012/13 уч.год.
- 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011 (Стандарт второго поколения).
- 4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык. Литература // Сборник нормативных документов /Сост. Э.Д Днепров, А.Т.Аркадьев. М.:Дрофа, 2004.
- 5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос.акад.наук, Рос.акад образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
- .
Научные и научно-методические работы
- 1. Дронов В.П. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы /В.П.Дронов, А.М.Кондаков // Педагогика. – 2009. - №4. – С.22-26.
- 2. Загоровская О.В., Шанский Н.М., Львова С.И., Рыбченкова Л.М., Вакурова О.Ф. Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе // Русский язык в школе. – 2000. - № 2.
- 3. Загоровская О.В. Модернизация школьного образования в области родного русского языка и задачи филологической науки // Известия научно-координационного центра по профилю «филология». Вып. 2. – Воронеж, ВЭПИ, 2004.
- 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России /под.ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова. – М. Просвещение, 2010.
- 5. Русский язык и учитель-словесник в современной России: Материалы VII Международной научно-методической конференции (Круглый стол). - Воронеж, 2008. Под ред. проф. О.В.Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин
О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы связано прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...
Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин
Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность...
Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»
Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...
Система оценки достижения планируемых предметных результатов по математике в контексте требований ФГОС ОО.
Будет представлен опыт по организации рефлексии на уроках математики, о рейтинговой оценке обучающихся, о «Портфеле достижений ученика».Рефлексия дает возможность учителю научить обучающихся...
Статья на тему: «Эффективные методы и приемы работы на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие достижение предметных результатов, регламентируемых ФГОС»
методическая статья...
Оценивание предметных результатов по географии в контексте ФГОС
Сообщение на заседании РМО....