Урок «Имя существительное. Повторение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя существительное. Повторение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zach.urok_.is_.povtorenie.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя существительное. Повторение»

         Цели:  1) закрепить все изученные сведения об имени существительном; повторить орфографию имен существительных;

            2) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в тексте;

           3) воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, прививать правильное поведение в семье.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Форма урока: традиционная.

Методы и приёмы: по источнику получения учащимися знаний: слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ (разбор), работа по карточкам, упражнения; по характеру работы (методы устной и письменной работы).

Оборудование: карточки с текстом, кроссворд на ватмане.

Литература:

  1. Материалы к уроку «Изучение имен существительных»//http://festival.1september.ru
  2. Подготовка к уроку «Имя существительное»//http://www.4stupeni.ru
  3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Книга для учителя. - М.:Просвещение,2002.
  4. Беляева О.В.Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.:ВАКО,2010.
  5. Шафран А.В. Материалы для практических занятий в 5-9 кл.// Русский язык в школе. - М.:Просвещение, 2005.

 План урока:

1.Оргмомент (1мин).

2.Актуализация прежних знаний (2 мин).

3. Работа над текстом (10мин).

4. Анализ лингвистического материала (20мин).

5. Кроссворд (5 мин).

6.Подведение итогов (1мин).

7.Выставление оценок (1мин).

Ход урока (40 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Предварительная деятельность учащихся

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Есть вопросы по домашнему заданию?

2.Актуализация прежних знаний.

Ре - Ребята, вы  закончили изучать тему

« «Имя существительное», и сегодня мы повторим  все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные?

-     - Откройте тетради, напишите число и тему урока.

                На доске:

                Одиннадцатое марта.

   Повторение имени существительного.

Д  - Для того, чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом.

-    - Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место.

3. Работа над текстом.

  Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от  старости: несет ложку ко рту – и суп расплескивает.

        Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски. 

 У старикова сына был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем.

- Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить.

 Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной миски кормить.

(К.Д. Ушинский)

Задания к тексту:

  • Прочитайте текст.
  • Поставьте все существительные в нужную форму.
  • Выделите все изученные орфограммы по теме «Имя существительное».

(Тексты у учащихся на столах)

 Сильно одряхлел дедушка, а прежде был  молодец____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука_______ и нога_________ дрожали у него от  старость_____________: несет ложка______________  ко  рот___________ – и суп расплескивает.

      Не понравилось это сын_____  и   невестка______________: перестали они  отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной  чашка_________. Задрожали  рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной  миска__________.

      У старикова сын был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на пол____________  и складывает что-то из щепочка__________________.

      - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда______________ полотенце_______________.

     - Коробочка_________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька___________________,  я буду вас из деревянной  коробочка_______________ кормить.

      Переглянулись отец с мать______________  и покраснели. Перестали с тех пора ___________ старик______________________ за печь прятать, из деревянной  миска__________ кормить.

4. Анализ лингвистического материала.

(Зачитывается   правильный вариант текста)

- Докажите, что это текст.

- Укажите средства связи между предложениями текста.

- Как вы считаете, это сказка или быль?  

- О чем этот текст? Чему  он учит, чему воспитывает?

- Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.

На доске:

 К.Д.Ушинский. Дедушка.

 - Ребята, разделите страницу тетради на 3 части. Давайте вместе заполним  их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных.

 А) Склонение ИС.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Б) Категория рода имен существительных.

М. род

Ж. род

Ср. р.

В) Категория одушевленности-неодушевленности ИС.

Одушевл.

Неодуш.

- Ребята, а какие еще изученные вами  орфограммы есть в этом тексте?

- Какую еще категорию имени существительного мы не повторили?

- А как вы думаете, почему в тексте нет собственных имен существительных?

- Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

- Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные?

- А теперь  вспомним о синтаксической роли имен существительных.

Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения.

Г) Морфологический разбор существительного.

- А теперь мы вспомним,  как делается  морфологический разбор имен существительных.

Для этого возьмем существительное из текста.

- Все предложения связаны по смыслу и грамматически.

- Местоимения, словесные повторы.

- Быль.

- О семье, об уважении к пожилым, о правильном семейном воспитании.

1скл.

2 скл.

3 скл.

дедушка

молодец

мать

рука

рот

старость

невестка

суп

печь

чашка

дитя

щепочка

старик

коробочка

сынок

М. род

Ж. род

Ср. род

молодец

чашка

дитя

тятенька

старость

полотенце

суп

печь

Одушевл.

Неодуш.

мать

стол

отец

миска

сынок

коробочка

тятенька

пол

- 1) Падежные окончания имен существительных: старости ( 3 скл.,  ж.р.,  Р.п.),  невестке ( 1 скл., ж.р., Д.п.). 

2)Правописание О-Е после шипящих: молодцом

(ударная позиция), полотенцем

(безударная позиция).

- Категория числа, собственности-нарицательности  имен существительных.

- Потому что эта нравоучительная быль носит поучительный  характер, она описывает  не единичный, а типичный случай, пример из жизни.

- Дедушка, сынок,  щепочек,  коробочка, тятенька,  дитятко.

У сущ.  чашка,  миска, ложка -  к входит в состав корня.

- Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.

Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство.

Из коробочки

I.Коробочки из ( чего?)– сущ.

II.Начальная форма: КОРОБОЧКА. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, 1 скл., ж.р..  Непостоянные признаки: ед. число, Р.п.

III.Буду кормить  ( из чего?) из коробочки (в предложении будет дополнением).

5. Кроссворд.

6. Подведение итогов.

- Завершим наш урок кроссвордом.

  1. Сто одёжек, и все без застёжек. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

 

  1. Берега зелёные, море красное, рыбки чёрные.
  2. Я иду – она идёт, я стою – она стоит.

 

  1. Будешь залезать на шкаф, будешь длинный, как ...
  2. Разноцветное коромысло через реку повисло.
  3. Очаг один, а всю землю греет.

1.

Л

У

К

2.

А

Р

Б

У

З

3.

Т

Е

Н

Ь

4.

Ж

И

Р

А

Ф

5.

Р

А

Д

У

Г

А

6.

С

О

Л

Н

Ц

Е

-Что мы повторили об имени существительном?

- Ребята, мы проделали огромную работу. Вы хорошо справились со всеми заданиями и показали хорошие знания по изученной теме. Надеюсь, что и  диктант тоже   напишите  хорошо. Желаю вам в этом удачи!

- Лук

-Арбуз

-Тень

-Жираф

-Радуга

-Солнце

- ИС как часть речи, одуш/неодуш., собств./нариц., род, число, склонение, падеж, правописание ИС.

7. Инструктаж по д/з.

Домашнее задание: сделать морфологический анализ 3 слов из кроссворда.

8. Выставление оценок.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Имя существительное. Повторение". 5 класс.

Презентация содержит материалы к уроку -   обобщению изученного по теме "Имя существительное". Я назвала его уроком лингвистического эксперимента. На нем исследуются основные свойства имени сущес...

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Тема урока: «Имя существительное. Повторение» 6 класс

Тема урока: «Имя существительное. Повторение» 6 классЦели урока:1.    Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное»;2.    Развивать умение:·...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Презентацие к уроку "Имя Существительное" Повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о значение морфологических признаках....