Конспект урока «Имя существительное. Повторение изученного материала».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока в 5 классе, раздел "Морфология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_imya_sushchestvitelnoe._povtorenie_izuchennogo_materiala.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель обязательно должен чувствовать, что без овладения родным языкам человек не способен постигать красоты литературы, а без литературы он не может вполне овладеть русским языком.»
А.Т. Твардовский.
ТЕМА УРОКА: «Имя существительное. Повторение изученного материала».
- Методическое обоснование конспекта урока.
- Тема «Имя существительное» первая в большом разделе «Морфология», которую пятиклассники изучают на более высоком уровне, чем в начальной школе. По данной теме в начальных классах дети изучают склонение имен существительных (изменение по падежам), род имен существительных и имеют представление о синтаксической роли имени существительного.
Работа по данной теме в средней школе представляет собой новую ступень в системе изучения морфологии. Изучая имя существительное, дети уже узнали, что это самостоятельная часть речи, что бывают существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Также учащиеся могут определять род, склонение, падеж имени существительного, его число (знают об именах существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа). Дети изучили правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном и множественном числе, могут производить морфологический разбор имени существительного.
- На данном уроке был использован теоретический метод беседы и теорико-практические методы: разбор и видоизменение ( реконструирование) текста. В связи с тем, что данный урок проводится в санаторно – лесной школе с детьми, здоровье которых ослаблено кожными заболеваниями данные методы реализуются во время ролевой игры, в форме которой проходит урок. Эта форма урока выбрана с целью создания положительных эмоций у детей во время обучения.
Выбор данных методов обусловлен следующими факторами:
- возрастными особенностями, поскольку в 5 классе дети недостаточно хорошо владеют навыком связной логической речи (развитие речи);
- степенью сложности материала (учащиеся уже имеют достаточное представление об имени существительном);
- ослабленным здоровьем детей.
- Цели урока: образовательная
- закрепить и проконтролировать знания учащихся, полученные на всех уроках, посвященных имени существительному;
развивающая
- развить образное мышление учащихся, умение логически рассуждать, самостоятельно выполнять задания;
воспитательная
- использование ситуации ролевой игры для обострения у детей чувства ответственности и взаимопомощи; использование дидактического материала для эстетического, нравственного воспитания (строки из произведений К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, А.П. Гайдара), эмоциональная зарядка - - эпиграф к уроку (слова К.Г. Паустовского и А.Т. Твардовского).
3. Оборудование урока. Средства обучения:
учебник, школьная доска, дидактический материал (карточки), тетради учеников, импровизированные карта страны Морфология и костюмы короля и принцессы.
4. План урока:
1) Оргмомент.
2) Повторение изученного.
3) Домашнее задание.
5. Ход урока.
1) Оргмомент – эпиграф к уроку.
Учитель:
Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок русского языка я хочу начать со слов русского писателя К.Г.Паустовского:
«Языку мы учимся и должны учиться
Непрерывно до последних дней жизни.»
2) Повторение изученного:
Учитель:
Несколько уроков назад мы с вами начали путешествовать по большой стране, которая называется Морфология. Эта страна делится на несколько королевств – частей речи. Одни королевства независимые – это самостоятельные части речи, другие зависимые королевства – это служебные части речи. И есть в этой стране маленький город-королевство – это Междометия. (учитель показывает на доске импровизированную карту страны Морфология).
Ребята, перечислите названия независимых и зависимых королевств. (дети отвечают).
А теперь назовите несколько жителей города-королевства Междометия. (дети перечисляют междометия).
Сейчас давайте отправимся в гости к правителю королевства Имя существительное, так как мы хорошо с ним знакомы. Но чтобы войти туда нужно два раза произнести пароль – определение имени существительного. (дети отвечают).
Король:
Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Но знаете, сейчас в моем королевстве не все благополучно. Мои подданные в последнее время начали ссориться друг с другом, и чтобы их помирить нужно выполнить некоторые задания.
А) (учитель вызывает двух учеников к доске).
Учитель:
Я буду называть имена существительные. Один из вас будет записывать одушевленные, другой – неодушевленные имена существительные. (дети выполняют задание у доски, остальные в тетрадях).
Король:
Молодцы ребята!
Б) (учитель вызывает двух учеников к доске).
Учитель:
Теперь один из вас будет записывать собственные, другой – нарицательные имена существительные. (дети выполняют задание у доски, остальные в тетрадях).
Король:
В) Хорошо, теперь назовите какого рода подданные населяют королевство Имя существительное? (дети отвечают).
Г) Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению? (дети отвечают).
Учитель:
Молодцы ребята! Я думаю, что мы помогли королю и помирили его подданных.
Король:
Спасибо вам, друзья! А теперь я хочу познакомить вас со своей дочерью принцессой.
Принцесса:
Здравствуйте! Папа, а ты уверен в том, что эти мальчики и девочки наши друзья? Ну-ка, проверю я их сама. (принцесса дает трем ученикам письменные задания (карточки), а остальным задает вопросы (возможна помощь учителя принцессе)).
А) Приведите примеры существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. (дети отвечают).
Б) Когда у существительных в единственном числе пишется окончание –и, а когда - -е? (дети отвечают).
В) В чем особенность правописания падежных окончаний существительных типа АРМИЯ, ЗДАНИЕ, ПЛАНЕТАРИЙ? (дети отвечают).
Г) Когда после шипящих в именах существительных пишется на конце ь, а когда он не пишется? (дети отвечают).
Д) Когда пишется О, а когда Е в окончаниях существительных после шипящих и П? (дети отвечают).
Учитель:
Ну что, Принцесса, убедилась, что здесь собрались друзья Имени существительного?
Принцесса:
Да, действительно нас окружают друзья и помощники. Молодцы!
Учитель:
Давайте, ребята, покажем Королю и Принцессе, как мы хорошо знаем их королевство.
А) (учитель вызывает к доске двух человек с учебниками).
Откройте учебник на странице 224 и самостоятельно выполните упражнение номер 541 по заданию. Один из вас работает над первыми четырьмя предложениями, а другой – над остальными, начиная с пятого. А вы, ребята, выполняйте это упражнение в тетрадях, тоже самостоятельно. (дети работают над упражнением, а учитель в это время проверяет и оценивает выполненное задание по карточкам, которое дала принцесса. По окончании работы ученики у доски по очереди рассказывают о выполненном задании, учитель проверяет и оценивает работу. Остальные сверяют по ним выполненное упражнение.)
Б) (учитель обращается к Королю).
Ваше Величество, покажите своим подданным и гостям какую синтаксическую роль Вы играете в предложении. Подчеркните все имена существительные как члены предложения в этом упражнении. (король выполняет задание, а учитель оценивает его).
Ну что же, ребята, мы еще не раз встретимся с Именем существительным и его подданными в нашей дальнейшей работе, а сейчас давайте попрощаемся с королевством. Следующая цель нашего путешествия по стране Морфологии королевство Имя прилагательное.
3) Домашнее задание.
Учитель:
Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок. Страница 224, контрольные вопросы и задание, упр. 542 по заданию. Урок окончен, до свидания.
Конспект урока русского языка
в 5 классе.
Тема: «Имя существительное.
Повторение изученного».
Учитель: Архарова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного"
Мероприятие для недели руского языка...
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"
Данный материал предназначен для повторения пройденного материала в 5 классе...
Конспект урока "Таблица умножения. Закрепление изученного материала".
Конспект урока "Таблица умножения. Закрепление изученного материала"....
План-конспект урока английского языка «Повторение изученного материала» (степени сравнения прилагательных)
Данный урок направлен на: формирование лексико-грамматических навыков на уровне предложения; умений и навыков работы с имеющимся словарным запасом, развитие логического мышления на основе изучаем...
Презентацие к уроку "Имя Существительное" Повторение и обобщение изученного материала.
Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о значение морфологических признаках....
Конспект урока: «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать...