Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Чинёнкова Светлана Алексеевна

Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_metodicheskoy_razrabotke_razdela_1.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово Нижегородской области.

Тезисы

к методической разработке

раздела образовательной программы по русскому языку

Чинёнковой Светланы Алексеевны

Образование – высшее

Стаж работы – 25лет

2014 год


Пояснительная записка

УМК. Образовательная область - филология. Предмет русский язык. Класс 8 «А».

Программа для общеобразовательных школ. Русский язык. 8 класс М. Дрофа 2005 год. Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год). Автор программы: В.В.Бабайцева.

Курс построен на основе базовой программы.

Преподавание ведется по УМК  Бабайцевой В.В., Купаловой А.Ю., Никитиной  Е.И., 8 класс, М., Дрофа. 2007 г. Учебная программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  образования.

В цели обучения русскому языку входят:

1. Надпредметный уровень

 - развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, абстрактного мышления, памяти и воображения; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

- активизировать роль родного языка в формировании жизненного опыта человека, что позволит достигнуть  успехов в любой профессиональной сфере.

2. Межпредметный уровень

- воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой и высоконравственной личности, уважающей традиции и культуру своего народа;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками по предметам филологического цикла, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей, готовности к созидательной деятельности.

3. Предметный уровень

- формирование системы знаний о языке и речи, что обеспечивает полноценное овладение всеми видами компетенций: коммуникативной, лингвистической, культуроведческой;

- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- формирование способности проводить разные виды языкового анализа;

-формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена;

-развитие природного языкового чутья и способности опираться на него в процессе языкового анализа.                                                        

Эти цели и задачи способствуют повышению целостности обучения, позволяют реализовать требование единства программы.


2. Цели раздела:

 Сформировать знания по данным урокам раздела, научить применять полученные знания на практике для объяснения лингвистических явлений; развивать мышление, коммуникативные  умения учащихся.

 Методическая цель:

 -сформировать прочные знания по данному разделу,

-научить применять полученные знания на практике для объяснения языковых явлений,

-развивать мышление, коммуникативные умения учащихся через использование информационных технологий.

Задачи: 

- воспитание интереса к предмету через развитие мышления учащихся, воображения, формирование  умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять лингвистические явления; овладение знаниями о понятиях, законах, теории, методах языкознания.

- развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;

- формирование умений использовать знания, навыки в новых условиях;

- привлечение учащихся к современным активным методам обучения с применением персонального компьютера и мультимедийных обучающих ресурсов.

Цели:

  1. Образовательные:

- уточнить грамматические признаки однородных членов: наличие  сочинительной связи, одинаковость синтаксических функций в предложении, морфологического выражения, а также возможность иметь пояснительные слова и представлять несколько рядов в предложении. Попутно должна быть определена синтаксическая функция ОЧ: перечисление предметов, признаков, действий для точного описания обстановки, картины природы, последовательно или одновременно  совершающихся событий.

      2.  Развивающие:

- умение логически мыслить, рассуждать,    находить  верное        решение при выполнении задач;

- умение анализировать и делать выводы;

- умение выявлять сходства и отличия, устанавливать   закономерности.

     3.  Воспитательные:

-  воспитание  воли, трудолюбия, настойчивости в достижении цели;

-  использование полученных знаний на практике, в науке;

-  воспитание познавательного интереса у учащихся;

-  формирование нравственных качеств личности.


3.  Психолого - педагогическая характеристика выбора методов и приёмов для передачи содержания раздела программы.

Особенности работы с классом связаны со спецификой подросткового возраста, проявляющихся в физиологических изменениях в организме подростков, в потребности общения со сверстниками, в самостоятельности и независимости от взрослых. Это ведет к тому, что необходимо применять на уроке различные формы работы: коллективные, групповые и индивидуальные.

  Психолог М.И. Лисина выделяет следующие мыслительные приемы для рационального запоминания:

- группировка данных;

- смысловые соотношения;

- классификация;

- составление плана;

- выделение опорных пунктов;

- сравнение, соотношение запоминаемого с чем- либо известным; образные сравнения;

- смысловые связи, позволяющие выявить сложные внутренние отношения между объектами;

- расчленение материала на части, объединение в одно целое, произведение смысловой группировки, градуирование фраз для выражения эмоций;

- непроизвольное запоминание того, что требуется запомнить обуславливается такими видами учебной деятельности, как:

- цепочки ролевых игр;

- разработка проектов;

- аналитические игры (лингвистическое лото, домино, карты).

4.  Ожидаемые результаты освоения раздела программы

       Работа по синтаксису окажет влияние на речевой и интеллектуальный уровень развития школьников:

       - обогатит изучаемыми конструкциями синтаксический строй речи;

       - поспособствует нравственному воспитанию;

       -  поможет познать родной язык, овладеть им – а значит обогатить свой духовный мир.

 Сформировано понятие об однородных членах предложения (способ связи между однородными членами, возможность их распространения, несколько рядов однородных членов предложения…);

Развито умение находить в тексте предложения с однородными членами, обосновывать однородность, опираясь на признаки,

Чтение предложений с однородными членами интонационно правильное;

Сформирован навык постановки знаков препинания между однородными членами.

Продолжено развитие самоконтроля и взаимоконтроля.

Работа с разными видами источников информации: учебником, библиотечными ресурсами, персональным компьютером (Интернет).

Работа над презентацией по теме «Однородные члены предложения».

Анализ художественного текста.

Подготовка к защите презентации (лаконичность, выразительность, доступность, логичность…)

5. Обоснование используемых в образовательном процессе данного раздела программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

При изучении раздела русского языка «Однородные члены предложения» использованы новые формы, методы и образовательные технологии организации деятельности учащихся:

1.Разноуровневое обучение

2.Проектная деятельность  

3.Совершенствование учебного процесса через управление организацией уроков раздела с применением компьютерных технологий.

4.Формирование практических навыков анализа, синтеза информации, самообразования. 5.Проектирование открывает широкие возможности для разработки и внедрения в учебный процесс современных электронных ресурсов, которые поддерживают и сопровождают образовательный процесс и осуществляют их интеграцию с традиционными средствами обучения.

  6. Для систематизации всех знаний и умений по выбранному разделу, обобщения и выделения более важных моментов материала раздела, а также для повышения степени усвоения материала учащимися используются презентации к отдельным урокам, которые значительно расширяют возможность знакомства с разной информацией.

6. Структура содержания раздела программы.

Система деятельности учащихся

  1. Познавательная деятельность (Анализ текста, классификация признаков однородных членов предложения, выяснение причинно-следственных отношений, связанных с выбором знаков препинания.)
  2. Преобразующая деятельность (Формулирование вопросов к материалу параграфа и самостоятельный поиск ответов, конструирование предложений с ОЧП, исследование способов связи ОЧП.)
  3. Общеучебная деятельность (Работа с информационными текстами презентации, совершенствование навыков общения в учебном процессе.)
  4. Самоорганизационная деятельность (Планирование деятельности при составлении кластера, таблиц, умение определять цель при проведении анализа текста, осуществление самоконтроля и самоанализа.)

4 компонента системы знаний

Общеучебные знания и законы

(формирование научного мировоззрения учащихся о богатстве русского языка)

Знания из определённой научной области

(Изучение признаков ОЧП, вариантов расстановки знаков препинания)

Знания из конкретной предметной области

(ОЧП, признаки ОЧП, сочинительные союзы, схемы расстановки знаков препинания)

Знания профессионального характера

(Использование знаний с позиции применения на практике: в сочинениях, рефератах, докладах, презентациях – устной и письменной речи)

Выводы

  1. Цели, указанные в методической разработке раздела, считаю достигнутыми.
  2. Достижение этих целей осуществляется через организацию и проведение уроков с использованием новых технологий; через привлечение учащихся к современным методам обучения с применением персонального компьютера и мультимедийных обучающих ресурсов; через актуализацию знаний, умений и навыков, необходимых для творческого применения знаний; через развитие мышления, воображения, актуализацию ЗУН, необходимых для творческого применения.
  3. Перспективы на будущее: продолжать активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках через использование информационных технологий и приобщение к получению практических навыков.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи»

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи».   Аттестационная работа с презентацией....

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку "Частица" (7 класс)

Содержание методической разработки 1. Введение. 2. Пояснительная записка:      •   актуальность данного раздела программы;      •...

Методическая разработка раздела образовательной программы по английскому языку в 11классе.

Методическая разработка раздела образовательной программы  по английскому  языку  в 11классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...