Урок развития речи для 8 класса.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Данный урок является комбинорованным. Тема: "Изложение с элементами сочинения". Он предусматривает работу по учебнику и анализ отрывка текста Д.С. Лихачёва "Русский язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи для 8 класса. | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи учителя Фроловой Т.В.
Тема: Изложение с элементами сочинения. ( Комбинированный урок, 8 класс ). Эпиграф урока: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. ( И.С. Тургенев). Цели: - формировать умения излагать прочитанный и услышанный текст, - формировать навыки самостоятельного высказывания на прочитанное, - формировать знания учащихся по орфографии и пунктуации, - продолжить формирование навыков написания сочинения – рассуждения, Оборудование: 1) доска, на которой произведена запись темы урока, эпиграфа, высказываний о языке; 2) плакаты по теме урока, изготовленные учащимися, с разъяснениями а) темы, идеи, б) рассуждения, в) типов речи, г) с планом сочинения – рассуждения, 3) карточки с заданием, 4) учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока, чтение эпиграфа урока. 3. Работа в тетрадях и у доски. Списывание с доски темы урока, эпиграфа, высказываний о языке. 1. Задание. Спишите высказывания о русском языке А.П. Сумарокова, К.Д. Ушинского, А.И. Куприна, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Докажите правомерность 1. Язык наш слад…к, чист, и пыш…н, и б…гат. (А.П. Сумароков). 2. Язык народа – луч(?)ший, (н…)когда (не) ув…дающий и веч(?)но вновь распускающийся цвет всей его духовной жизн…. (К.Д. Ушинский). 3. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизаци… и культуры… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч(?), выразителен, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн). 2. Задание. Объясните смысл данных высказываний. 3. Задание по карточкам у доски. Карточка № 1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, определите вид связи выделенного Бол…шая це(н/нн)ость, сознател…ная ж…знь, формиру…тся языком, умстве(н/нн)ое развитие, м…ральный облик, один из соверше(н/нн)ейших языков, в течении… более тысяч…летия.
Карточка № 2. Спишите данное предложение, вставляя пропущенные знаки препинания. Графически обоснуйте свой выбор. Нам дан во владение самый меткий и (по) истине волшебный русский язык. ( К. Паустовский ).
Карточка № 3. Спишите данное предложение, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Графически обоснуйте свой выбор. Что русский язык один из богатейших языков в мире в этом нет никакого сомнения. ( В. Белинский).
Карточка № 4. ( Выполняется в тетради слабым учащимся ). Спишите словосочетания , слова, вставьте пропущенные буквы. Чрезвычайно разн…образ…н, скло(н/нн)ость к эмоц…ональност…, нельзя (не) согласит(?)ся, (не) интересен, обделен чем(то) важным, (не) обходимым, прот…воречив, нац…ональный х…рактер.
Карточка № 5. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы в данном предложении. Язык мой враг мой прежде ума рыщ…т.
3. Проверка домашнего задания. а). Чтение наизусть учащимися высказываний о русском языке. б). Работа по карточкам у доски и в тетрадях тех учащихся, которые не подготовлены к уроку.
4. Работа с учебником и плакатами. Задание. 1. Прочитайте выразительно текст упражнения № 178 «Русский язык» Д.С. Лихачёва. 2. Определите тему текста. Что такое тема? Как её определить ? Как отличить от проблемы и идеи текста ? ( Ответ учащихся сопровождается использованием плаката с разъяснением темы, проблемы, идеи .) 3. Прочитайте план текста. 4. Сопоставьте свой план с планом, записанным на доске. Примерный план. 1. Язык – самая большая ценность народа. 2. Язык – показатель культуры человека. 3. Русский язык – один из совершеннейших языков мира. 4. Язык как отражение национального характера. 5. Память языка. 6. Моя точка зрения ( или моё мнение ) об утверждениях Д.С. Лихачёва о языке. 5. Какой тип речи представлен в этом тексте ? Докажите, используя таблицу. ( Ответ учащихся сопровождается использованием плаката с разъяснением типов речи .) 6. Что такое рассуждение? ( Ответы учащихся строятся с использованием плакатов .) 7. Объясните, как писать сочинение – рассуждение. (Ответы учащихся строятся с использованием плакатов .) Беседа по тексту. Подготовка к написанию изложения. Вопросы для беседы: 1. Почему язык является самой большой ценностью народа? 2. Согласны ли вы, что язык – показатель культуры человека? 3. Объясните, как вы понимаете, что «русский язык - один из совершеннейших языков мира». 4. Всё ли понятно вам в этом тексте? Объясните лексическое значение словосочетания «моральный облик». Объяснение лексического значения слов «моральный» и «облик». Моральный от слова мораль. Мораль – 1) правила нравственности, сама нравственность; 2) логический, поучительный вывод; 3) нравоучение, наставление ( разг.). Моральный – 1) от мораль; 2) высоконравственный, соответствующий правилам морали ( книжн.), 3) внутренний, душевный. Облик – 1) внешний вид, очертание, наружность; 2) перен. характер, душевный склад.
5. Что такое память языка? 6. В чём заключается его национальный характер? 7. Дополните план пунктом 6. Моё мнение об утверждениях Д.С. Лихачёва о языке. 8. Задание сильным учащимся. Используя план сочинения – рассуждения, ответьте на вопрос: Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва? 9. Задание классу. Составьте по плану черновик изложения. 10. Проверка написания работ учащихся. Игра «Писатели и критики». (Комментарий, дополнение, корректировка работ).
5. Обобщение. Вопросы для обобщения. 1. Кратко сформулируйте, что пишет Д.С. Лихачёв о русском языке. 2. Согласны ли вы с утверждениями учёного о языке? 3. Какими (важными, нужными) вам кажутся утверждения Лихачёва о русском языке?
6. Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение, высказав своё отношение к утверждениям Д.С. Лихачёва.
7. Итоги урока.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...