Тематическое планирование по русскому языку 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Пояснительная записка и тем. план 11 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr._po_rus._11_kl.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)//Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.// и с учётом Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова//Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы/Сост. А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011.
Программа предназначена для учащихся 11а класса (общеобразовательный уровень). Класс состоит из 30 учащихся, имеющих разные учебные возможности: высокий уровень обучаемости - 5 человек, выше среднего – 7, средний - 8, ниже среднего - 10 учащихся.
Особенностью рабочей программы для 11 класса является её направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.
Основное внимание уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативное общение.
Курс русского языка для 11 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Метапредметная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология».
Изучение русского языка в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе, взаимосвязи основных единиц и уровней языка, языковой норме, ее функциях, функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. формирование языковой компетенции (формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружение учащихся основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала);
- формирование коммуникативной компетенции (формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка, обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме);
- формирование лингвистической компетенции (формирование знаний о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения);
- формирование умения работать с книгой, справочной литературой.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования на изучение русского языка на базовом уровне за 2 года обучения (10-11 классы) отводит 70 часов, по 1 часу в неделю. В 11 классе - 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, семинары, деловые игры, конференции, презентации, групповые и индивидуальные формы работы.
Данная программа рассматривают следующее распределение учебного материала:
- Введение (1 час).
- Синтаксис и пунктуация – 6 часов.
- Функциональные стили речи: 19 часов
- публицистический стиль – 5 часов;
- язык художественной литературы – 6 часов;
- разговорная речь – 4 часа;
- официально-деловой стиль – 4 часа.
- Общие сведения о языке – 4 часа.
- Повторение в конце года – 5 часов.
Контроль знаний обучающихся осуществляется через следующие формы: диктант с грамматическим заданием, устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение по исходному тексту, лингвистический анализ текста, словарный диктант, терминологический диктант.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками школы программы по русскому (родному) языку являются:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение различными видами речевой деятельности:
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения выпускниками школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических ошибках, если среди есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5кл. допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4-х пунктуационных. Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее 65% заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Критерии качества выполненной работы в форме теста (части А,В,С):
«5» - от 48 до 64 баллов
«4» - от 37 до 47 баллов
«3» - от 36 до 17 баллов
«2» - от 17 до 10 баллов
«1» - ниже 10 баллов
III. Содержание тем учебного курса
Введение (1час)
Синтаксис и пунктуация (6 часов)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложений с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Функциональные стили речи (19 часов):
Публицистический стиль (5 часов)
Особенности публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. Дифференцированная работа над одним из четырёх жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника.)
Язык художественной литературы (6 часов)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения.
Разговорная речь (4 часа)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся).
Официально-деловой стиль (4 часа)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Общие сведения о языке (4 часа)
Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты.
Повторение (5 часов)
VI. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- создавать устное высказывание на лингвистические темы;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
- проводить разные виды языкового разбора;
- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи;
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
V. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение
Учебники:
- А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень». М: Просвещение, 2011.
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Базовый уровень». М: Просвещение, 2010.
Пособия:
- Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.- 43-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 11 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- Власенков, А. И. Русский язык. 10-11 классы: дидактические материалы: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.
- Власенков, А. И. Русский язык. Книга для учителя. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.
- Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2007.
- Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 2006.
- Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2004.
- Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Антонова С. В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразоват. учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. –М.: Вентана-Граф, 2012.
- Антонова С. В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразоват. учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи: тематическая тетрадь / К. А. Войлова. – М.: Дрофа, 2008.
- Единый государственный экзамен. 2014. Русский язык: универсальные материалы для подготовки учащихся / сост. В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
- Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста: пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. – СПб.: САГА: Азбука-классика, 2008.
- Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. – СПб.: САГА: Азбука-классика, 2008.
- Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка: тесты и задания: пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. – М.: Дрофа, 2008.
- Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. 10-11 классы: рабочая тетрадь / А. Б. Ма-люшкин. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
- Русский язык в школе: журн. – 2012. - № 5.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов);
- 1С: Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;
- Единый государственный экзамен. Русский язык: 2012-2013 г.: электронное учебное пособие (CD);
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2012 (CD).
- Словари (словари: толковый, орфографический, фразеологический, орфоэпический; словари синонимов, антонимов, крылатых выражений, иностранных слов; справочник по правописанию и литературной правке Д.Э. Розенталя, справочник по орфографии и пунктуации Д.Э. Розенталя).
Интернет-ресурсы:
-http://russkie-slovari.ru – интерактивные словари по русскому языку разных авторов, виртуальная библиотеку справочной литературы;
-www.gramota.ru - каталог сетевых ресурсов по русскому языку, который содержит богатую коллекцию интерактивных словарей, в том числе орфографических, словари синонимов, антонимов, русских имен, справочник по фразеологии и т.д.; официальные документы, в том числе «Федеральный закон о русском языке Российской Федерации»; тексты диктантов и т.д.;
-http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ, на котором представлены нормативно-справочные документы по преподаванию русского языка, федеральный перечень рекомендованных учебников и методических пособий;
-www.school.edu.ru – Российский образовательный портал содержит интересную подборку звучащих, а не письменных диктантов, а также обширную коллекцию книг «Русская и зарубежная литература» с VII века до н. э. до настоящего времени;
-http://www.rus.1september.ru - сайт газеты «Первое сентября. Русский язык», где учитель найдет полезную информацию – статьи, разработки уроков, информацию о конкурсах и олимпиадах;
-www.ug.ru – сайт «Учительской газеты»;
- http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok - примерные программы и государственные стандарты;
- http://www.ebdb.ru - книжная поисковая система eBdb;
- http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html - поиск по лингвистическим сайтам;
-http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920 - правила русской орфографии и пунктуации. Полный академич. справочник;
- http://ihtik.lib.ru/lib-ru-edu-21dec2006.html - словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя;
- http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp - частотный словарь русского языка С.А. Шарова;
-http://slovari.gramota.ru - собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ";
- http://www.aot.ru/onlinedemo.html - автоматическая обработка текста (АОТ);
-http://vasmer.narod.ru - этимологический словарь М.Р. Фасмера;
- http://rus.rusolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку;
- http://www.rm.kirov.ru - конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех";
- http://it-.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com - ИКТ на уроках русского языка;
- http://www.internet-school.ru - НП "Телешкола";
- http://www.svetozar.ru - открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР";
- http://learning-russian.gramota.ru - учебник грамоты;
- http://evartist.narod.ru/text14/01.htm - теория текста;
- http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index. - синтаксис современного русского языка;
- http://www.gramma.ru - портал "Культура письменной речи».
Видео- аудиопособия, наглядные средства:
- Таблицы по всем разделам русского языка (120 штук)
- Раздаточный материал по всем разделам русского языка (12 комплектов)
- Образовательные диски по всем разделам русского языка (42 штуки)
Технические средства:
- Интерактивная доска
- Компьютеры
- Принтер
- Магнитофон, проектор
VII. Список литературы
Литература для обучающихся:
- Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2013.
- Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. – М.: Новый учебник, 2010.
- Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 13-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
- Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцо И. В. Шамшин. – М.: Русское слово, 2008.
- Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2012.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Вербум-М, 2009.
- Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. – М.: Дрофа, 2012.
- Козловская М.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М.В. Козловская, Ю.Н. Сивакова. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2009.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2008.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. – М.: Дрофа, 2008.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.
- Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. – М.: Дрофа, 2007.
- Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. – М.9
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009.
- Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Дрофа, 209.
Литература для педагогов:
- Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 11 класс. – М., 2010.
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 класс. – М., 2012.
- В.И.Капинос, М.А.Пульгин, Г.А.Богданова. Сборник тестовых заданий для тематического и итоговго контроля. Русский язык 9 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2012
- Серия «АВС. Все уровни ЕГЭ». Губернская Т.В. Русский язык: 10 класс: Анализ текста. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2010.
- Серия «АБС. Все уровни ЕГЭ». Губернская Т.В. Русский язык: 10 класс: Анализ текста. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2009.
- Грехнева Г.М.. Русский язык. Учимся анализировать текст. 9-11 классы. – М., 2010.
- Серия «АБС. Все уровни ЕГЭ». Губернская Т.В. Русский язык: 11 класс: Анализ текста. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2009.
- Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1998.
- Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.
- Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2008.
- Бабайцева В. В. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. — 2000. — X;
- Бабайцева В. В, Беднарская Л. Д., Рудомазина Н. Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. — М., 2007.
- Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. — М., 2007.
- Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 2007.
- Валгина Н.С. Теория текста. — М., 2003.
- Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа. — М., 2003.
- Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1999.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1999.
- Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1999.
- Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2009.
- Земская Е. А. Как делаются слова. — М., 2007.
- Костомаров В. Г. Языковой курс эпохи.— М., 2004.
- Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2008.
- Львова СИ. Там, где кончается слово… — М., 2007 г..
- Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1998.
- Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1994.
- Панов М. В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. — М., 1994.
- Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
- РозентальД. А. А как лучше сказать? — М., 1988.
- Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 20077.
- Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
- Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.
- Смелкова 3. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 2007.
- Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 2003.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2007.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2010.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
- Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1999.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2007.
- Единый государственный экзамен – 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. НА. Ипполитовой. – М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2008.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007.
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи.-I М.: Аквариум ЛТД, 2010.
- Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2009.
- Меркин Г.С, Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. – М.: ОО ТИД «Русское слово – PC», 2009.
- Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. –Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. –М.: Дрофа, 2010.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. – М.: Вербум-М, 2012.
- Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Дидактические материалы к лекциям по теме «Формы и виды контроля на уроках русского языка в 11 классе». – М.: АПК и ПРО, 2006.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. I М.: ОО ТИД «Русское слово PC», 2004.
- Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. – СПб: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 2007.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2012. – М.: Федеральный центр тестирования, 2010.
- Черников И.Н., Петровская ОС, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - PC», 2010.
VIII. Приложения к программе
Приложение №1 Основные понятия курса
Литературный язык, лингвистика, языкознание, разделы науки о языке, коммуникация, функциональные стили, языковые особенности, жанры, словарная статья, план, реферат, тезисы, рецензия, отзыв, устная и письменная форма речи, культура общения, речевой этикет, очерк, рассуждение, исходный текст, публичное выступление, культура публичной речи, композиция, комплексный анализ текста, принципы русской орфографии и пунктуации, орфоэпические, морфологические, лексические, синтаксические нормы.
Приложение №2 Орфографический минимум
Академия, экспресс, чемпион, хоккей, ансамбль, архитектура, территория, спортсмен, галерея, рекомендация, дискуссия, санаторий, редакция, рассказ, зажжённый, издательство, искусство, коллекция, комментировать, памятник, президент, участник, процесс, искусный, ветеран, информация, резолюция, традиция, оранжерея, силуэт, эффект, эксперимент, впечатление, присутствовать, колонна, гирлянда, отразить, калитка, священный, поразительный, акварель, аквариум, акваланг, прекратить, претензия, кованый, бассейн, дистанция, нечаянный, автор, фантазия, силуэт, ситуация, старательно, конверт, интеллигенция, транспарант, гостиница, иллюминация, артиллерия, интеллектуальный, беллетристика, искусство, ландшафт, постамент, привилегия, ровесник, стипендиат, экспериментировать, аннулировать, ассортимент, диапазон, инцидент, коммюнике, компетентный, интриган, аккомпанемент, колоссальный, мировоззрение, палисадник, электрификация, дилемма, констатировать, винегрет, пропагандист, обаятельный, иллюзия, участвовать, аттракцион, апелляция, дифференциация, конъюнктура, адъютант, суррогат, иммунитет, преследование, притязание, автограф, монография, псевдоним, мировоззрение, интервью, аббревиатура, номенклатура, плагиат, плюрализм, феноменальный, экстравагантный, претендент, импровизация, кибернетика, чемпион, хоккей, ансамбль, архитектура, территория, спортсмен, аттестат, диплом, аудитория, философия, аннотация, дисциплина, организация, тенденция, гарантировать, полемизировать, проблема, прогрессивный, изобразительный, рассказ, телевидение, издательство, искусство, коллекция, комментировать, памятник, президент, пессимист, силуэт, проект, гостиница, транспорт, достопримечательность, президиум, приоритет, иллюминация, университет, претендент, участник, процесс, искусный, ветеран, информация, резолюция, традиция, оранжерея, силуэт, эффект, эксперимент, впечатление, галерея, посвящение, аккуратный, архитектура, биография, впечатление, геолог, декада, искусный, исследование, килограмм, корреспондент, лаборатория, искусственный, легендарный, миллиард, одиннадцать, предприятие, препятствие, профессия, рассчитывать, труженик, футбол, характеристика, экземпляр, эксперимент, информация, коллекция, ветеран, памятник, результат, поразительный, бесспорно, счастье, извиниться, участвовать, коллега, чувствовать, благородный, вообразить, характеристика, инструкция, экономика, охранять, выразительный, диалог, документ, геолог, инженер, искусство, сочинение, сезон, секунда, футбол, шофёр, минута, момент, санаторий, литература, биография, лаборатория, геолог, квартал, мировоззрение, миропонимание, гигантский, колоссальный, прогрессивный, гуманный, комментарий, популярный, интенсивный, гостиная, аккомпанемент, аккомпанировать, идеологический, мозаика, эффект, оптимист, пессимист, идеология, комментатор, артиллерия, претензия, чемпион, ситуация, бассейн, фантазия, священный, гирлянда, галерея, президент, эпидемия, эпиграф декорация, интонация, неприхотливый, решительный, материальный, превосходный, композиционный, сиреневый, эстетический, рекомендация, экспедиция, исполинский, космонавт, континент, ориентироваться, цивилизованный, чувствовать, стадион, атлетика, упражнение, результат, участвовать, организм, калитка, претензия, чемпион, ситуация, бассейн, фантазия, хоккей, стадион, телефон, фиолетовый, футбол, тренироваться, стадион, спортсмен, балкон, баскетбол, безвкусный, бинокль, вдвоём, восклицательный, гимнастика, громадный, издалека, кабинет, компьютер, маршрут, негодовать, пианино, почерк, профессия, расписание, спартакиада, платформа, расчётливый, гардероб, космонавт, рассчитывать, лиловый, рассвет, шоколад, республика, шоссе, сжать, капюшон, парашют, отраслевой, чопорный, паркет, вокзал.
Приложение №3 Контрольно-измерительные материалы
Орфоэпический диктант (расставьте ударение).
Алфавит, баловаться, включишь, грустна, гусеница, диспансер, добыча, туфля,
договор, досуг, дремота, жалюзи, заплатишь, звонишь, избаловать, инструмент,
исчерпать, каталог, кашлянуть, квартал, кухонный, пихта, мусоропровод, щавель.
Оценка________
Орфографический диктант (вставьте пропущенные буквы) .
Н_сл_ждаешься покоем, ст_ рательный с_довник, в_скл_цательные предл_жения
в_пр_сительная инт_нация, испыт_вать с_стр_дание, уд_вляться и в_сх_щаться,
с_деть на скв_зняке, д_ректор к_мбината.
Оценка________
______________________________________________________________________
Ф.И._________________________
Орфоэпический диктант (расставьте ударение).
Алфавит, баловаться, включишь, грустна, гусеница, диспансер, добыча, туфля,
договор, досуг, дремота, жалюзи, заплатишь, звонишь, избаловать, инструмент,
исчерпать, каталог, кашлянуть, квартал, кухонный, пихта, мусоропровод, щавель.
Оценка________
Орфографический диктант (вставьте пропущенные буквы) .
Н_сл_ждаешься покоем, ст_ рательный с_довник, в_скл_цательные предл_жения
в_пр_сительная инт_нация, испыт_вать с_стр_дание, уд_вляться и в_сх_щаться,
с_деть на скв_зняке, д_ректор к_мбината.
Оценка________
ТЕКСТ
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Тест
1. В каком слове ударение падает не на последний слог?
А. Начался. Б. Жалюзи. В. Включен. Г. Торты.
2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?
А. Откупоренный. Б. Банты. В. Шарфы. Г. Завсегдатай.
3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?
А. Избалованный. Б. Ирис. В. Красивее. Г. Туника.
4. В каком из этих слов ударение падает на второй слог?
А. Бармен. Б. Банты. В. Танцовщица. Г. Начался.
5. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?
А. Декольтированный. Б. Досуг. В. Избалованный. Г. Красивее.
6. В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?
А. Ополоснутый. Б. Безудержный. В. Закружится. Г. Щегольские.
7. В скольких словах ударение падает на второй слог?
Туника, красивее, танцовщица, избалованный.
А. В одном. Б. В двух. В. В трех. Г. В четырех.
III. Учебно-тематический план (I полугодие)
№ | Дата: по плану/факт. | Тип урока | Тема урока | Основное содержание урока | ЗУН | Вид контроля | Домашнее задание | |
Введение (1 час) | ||||||||
1. | 06.09 | Урок усвоения знаний | Литературный язык и язык художественной литературы | Литературный язык и язык художественной литературы. | Понимать, что литературный язык исторически сложившаяся высшая форма национального языка. Понимать соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». | Анализ текста | Составить текст на основе высказывания Л.Н. Толстого «Слово – великое дело». | |
Синтаксис и пунктуация (6 часов) | ||||||||
2. | 13.09 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис. Словосочетание и предложение. | Повторение основных вопросов синтаксиса: словосочетание; способы подчинительной связи; грамматическая основа предложения; порядок слов в предложении; односоставные и двусоставные предложения; предложения с однородными члена-ми. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью, цитирование. Конструирование простых односоставных и двусоставных предложений, осложненных однородными членами; проведение синтаксического раз- бора | Знать: опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях; главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения. Уметь: правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения; анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи | Тест | Упражнения по выбору учителя | |
3. | 20.09 | Повторительно-обобщающий урок | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи | Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Строение и грамматическое значение словосочетаний | Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и пред-ложения; способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний | Разбор слосочетаний | ||
4. | 27.09 | Урок контроля знаний | Входная контрольная работа | Тест на проверку орфографических, пунктуационных, речеведческих знаний. Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Входная контрольная работа | Подготовить презентацию «Сложное предложение» | |
5. | 04.10 | Повторительно-обобщающий урок | Принципы и функции русской пунктуации. Роль знаков препинания. Факультативные и альтернативные знаки препинания | Синтаксическая основа пунктуационной системы русского языка. Смысловые отношения между частями предложения, авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь: выявлять условия обособления; анализировать предложение; применять в практике письма пунктуационные нормы русского литературного языка | Тест | Упр. 235; обобщающая таблица «Простое осложнённое предложение. | |
6. | 11.10 | Урок развития речи | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | Смысловые оттенки простых и сложных предложений, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы | Знать: понятие синтаксической синонимии. Уметь: различать смысловые и синтаксические конструкции, применять синтаксические синонимы в речи | Терминологический диктант | Проекты с использованием ИКТ | |
7. | 18.10 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксический разбор словосочетания, простого, сложного предложений, предложения с прямой речью | Виды синтаксического разбора, практическое их использование Конструирование словосочетаний, предложений с заданной структурой | Знать: опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях; главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения. Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях | Синтаксический разбор словосочетания, простого, сложного предложений | ||
8 | 25.10 | Урок контроля знаний | Тренировочное внутришкольное тестирование | Тест в формате ЕГЭ | Выявить уровень сформированности орфографических, пунктуационных, речеведческих навыков. | Тест | Работа над ошибками. Диагностика ошибок. Работа с КИМами | |
Публицистический стиль речи (5 часов) | ||||||||
9. | 01.11 | Повторительно-обобщающий урок | Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности | Лексические, грамматические, композиционные признаки публицистического стиля, языковые средства эмоционального воздействия на читателя. Жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. Создание собственных текстов в публицистическом стиле | Знать: признаки публицистического стиля. Понимать цель публицистического высказывания, Уметь: находить в тексте признаки публицистического стиля | Создание собственных текстов в публицистическом стиле | Собрать материалы к написанию очерка | |
10. | 15.11 | Урок усвоения знаний | Средства публицистического стиля в письменной речи. Жанровое своеобразие очерка. Портретный очерк. Проблемный очерк | Портретный очерк. Особенности жанра. Проблемный очерк. Особенности жанра. Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности. | Уметь: писать сочинение в жанре очерка. Владеть понятиями «внешний портрет», «внутренний портрет», понимать особенности жанра портретного очерка, создавать собственный текст в жанре портретного очерка Понимать особенности жанра проблемного очерка, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка, уместно использовать характерные для публицистики выразительные средства языка. | Подобрать пословицы для написания портретного очерка. Упр.431 (сформулировать 2-3 темы, актуальные для общества). | Собрать материалы к написанию портретного очерка с использованием пословиц. Собрать материалы к написанию проблемного очерка «Что важнее: кем быть или каким быть?» | |
11. | 22.11 | Урок усвоения знаний | Средства публицистического стиля в письменной речи. Жанровое своеобразие эссе | Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности | Уметь: писать сочинение в жанре эссе | Составление плана к написанию эссе | Написать эссе «Интеллигентный человек - образованный человек? | |
12. | 29.11 | Урок усвоения знаний | Публичное выступление. Овладение культурой публичной речи | Публичное выступление: выбор темы, определение цели. Композиция публичного выступления. Особенности речевого этикета. Средства публицистического стиля в монологической речи. Жанровое своеобразие устного выступления Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем речевой ситуации и жанром выступления | Уметь соблюдать общие принципы при подготовке публичного выступления, понимать коммуникативную задачу, подбирать информацию, отбирать языковые средства оформления публичного выступления, выразительно выступать перед слушателями, соблюдая правила речевого этикета; создавать тексты разных стилей | Анализ выступлений с нарушением правил аргументации. | Подготовить устное сообщение «Нужно ли совершенствовать свою речь?» | |
13. | 05.12 | Урок усвоения знаний | Дискуссия | Средства публицистического стиля в монологической речи. Жанровое своеобразие устного выступления. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем речевой ситуации и жанром выступления | Уметь: выразительно выступать перед слушателями, соблюдая правила речевого этикета; создавать тексты разных стилей | Дискуссия | Работа с КИМами | |
Язык художественной литературы (6 часов) | ||||||||
14. | 13.12 | Повторительно-обобщающий урок | Общая характеристика художественного стиля | Общая характеристика художественного стиля, функционально - смысловых типов текста (повествование, описание, рассуждение). Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка. Понятие эстетического, выявление в анализируемом произведении языковых средств, передающих эстетическое содержание. Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности | Знать: основные признаки художественного стиля и основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | Анализ текста | Воспроизвести текст с заданной степенью свёртываемости | |
15. | 20.12 | Урок усвоения знаний | Язык как первоэлемент художественной литературы Виды тропов и стилистических фигур | Понятие образно-художественной, эстетической функции языка, функции эмоционально-образного воздействия на читателя, слушателя. Подтекст. Средства выражения эстетического содержания в произведениях других видов искусства. Морфологические формы, порядок слов, синтаксические конструкции, выполняющие изобразительно-выразительную функцию, выступающие элементами художественной формы, передающие своеобразные оттенки мысли. Связь тропов и фигур с характеристикой персонажей, идейным содержанием произведения, мировосприятием автора | Уметь: производить анализ языковых особенностей жанра изучаемого литературного произведения; выявлять в нем языковые формулы, передающие основной замысел; организовывать совместную учебную деятельность | Языковой анализ текста | Презентация «Подтекст». Выписать из произведений литературы 21 века тропы и стилистические фигуры | |
16. | 24.12 | Урок контроля знаний | Контрольная работа по итогам первого полугодия (админ.). | Задания части А, В КИМОВ ЕГЭ. | Выявить уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков, умения анализировать текст. | Тест | Работа над ошибками |
III. Учебно-тематический план (II полугодие)
№ | Дата | Тип урока | Тема урока | Основное содержание урока | ЗУН | Вид контроля | Домашнее задание | |
Язык художественной литературы (продолжение 2 часа) | ||||||||
17. | 17.01 | Повторительно-обобщающий урок | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. | Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. | Понимать: особенности языка художественной литературы по цели высказывания. Понимать цель высказывания художественного стиля, сферу применения, определять позицию автора, роль художественных средств. Уметь анализировать художественные тексты, находить специфические художественные средства. | Анализ текста | Упр.514. Рассказать о языке Лескова (по повести «Очарованный странник») Понятие «тропы» | |
18. | 24.01 | Развитие речи | Анализ художественного текста лирического произведения. | Обучение анализу художественного текста лирического произведения: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций, словесных образов в их связи с идейно-тематическим и эмоционально-образным содержанием произведения в целом; роль лексических средств и словесных образов в композиционной организации произведения | Уметь: анализировать тексты из лирических художественных произведений по выбору учителя; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст; организовывать совместную учебную деятельность. Совершенствовать навыков написания текстов различной стилистической направленности. | Творческая работа | Анализ художественного текста лирического произведения. | |
Разговорная речь (4 часа) | ||||||||
19-20. | 31.01 07.02 | Урок усвоения новых знаний | Разговорная речь | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. | Уметь: отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по ее внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств; сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей | Тест | Презентация по теме «Невербальные средства общения» | |
21-22. | 14.02 21.02 | Развитие речи | Культура разговорной речи. Сочинение «Этикет внутрисетевого общения». | Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Сочинение «Этикет внутрисетевого общения». | Уметь: писать сочинения-рассуждения, анализировать тексты из лирических художественных произведений по выбору учителя; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст; организовывать совместную учебную деятельность. Совершенствовать навыков написания текстов различной стилистической направленности. | Творческая работа | Работа с КИМами | |
23-24. | 28.02 07.03 | Урок усвоения новых знаний | Официально-деловой стиль | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | Уметь: распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. | Комплексный анализ текста | Презентация «Деловые бумаги» | |
25. | 14.03 | Развитие речи | Основные жанры официально-делового стиля | Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. | Уметь: создавать официально-деловые тексты (заявление, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | Написание деловых бумаг | Написание деловых бумаг | |
26. | Развитие речи | Составление резюме, заявления, делового письма и автобиографии. | Составление резюме, заявления, делового письма и автобиографии с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | Уметь: создавать официально-деловые тексты (заявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | Написание деловых бумаг | Написание деловых бумаг | ||
Общие сведения о языке (4 часа) | ||||||||
27. | 21.03 | Урок усвоения новых знаний | Язык как система. Основные уровни языка. | Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка. | Знать: уровни языка, основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально- стилевой дифференциации современного русского. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению. | Словарный диктант | Комплексный анализ текста | |
28-29. | 04.04 11.04 | Повторительно-обобщающий урок. Развитие речи | Нормы современного русского языка. Культура письменного общения. | Орфографические, пунктуационные, грамматические, орфоэпические, речевые нормы русского языка. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) Уметь разграничивать нормы современного русского языка, исправлять искажённый текст, анализировать фрагменты текстов различных стилей, использовать основные приёмы информационной переработки текстов; использовать информацию исходного текста для создания собственного текста, оформлять речь в соответствии с нормами литературного языка. | Анализ текста. Тест | Работа с заданиями А3, А5, А6, А7, А27, А28. Способы переработки текста | |
30. | 18.04 | Урок усвоения новых знаний | Выдающиеся ученые-русисты. | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. | Знать: имена выдающихся ученых-русистов. Иметь представление об их вкладе в языкознание. Уметь: организовывать совместную учебную деятельность. Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально- стилевой дифференциации современного русского языка. | Презентации с использованием ИКТ | Упражнения по выбору учителя | |
Повторение (5 часов) | ||||||||
31. | 25.04 | Повторительно-обобщающий урок | Орфография. Трудные случаи правописания слов. | Правописание гласных в корне слова. Правописание корней приставок, суффиксов в различных частях речи. Правописание не разными частями речи. Правописание Н, НН в разных частях речи. Правописание служебных частей речи. | Уметь находить орфограммы в корнях, группировать слова по видам, графически обозначать. опираться на ведущий принцип русской орфографии, применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию в практике правописания, соблюдения орфографических норм находить орфограммы в приставках, суффиксах, окончаниях, группировать слова по видам. опираться на ведущий принцип русской орфографии, применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию в практике правописания, соблюдения орфографических норм. | Словарный диктант | Составить обобщающую таблицу | |
32. | 02.05 | Повторительно-обобщающий урок | Пунктуация. Простое и сложное предложение. | Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в ССП, СПП, СБП, | Уметь выполнять пунктуационный разбор, обосновывать пунктограммы в простом и сложном предложении, составлять предложения в соответствии со схемами. | Графический диктант | Презентация «Пунктуационные нормы» | |
33-34. | 09.05 16.05 | Развитие речи | Сочинение-рассуждение по исходному тексту (по критериям части С ЕГЭ) | Особенности сочинения-рассуждения по проблеме текста. Композиция сочинения-рассуждения. | Уметь строить сочинение-рассуждение по исходному тексту, формулировать проблемы, определять авторскую позицию, аргументировать свою точку зрения. | Сочинение-рассуждение | Написать сочинение-рассуждение | |
35. | 23.05 | Урок контроля знаний | Контрольная работа по итогам года. | Задания части А, В, КИМов ЕГЭ. | Выявить уровень сформированности орфографических, пунктуационных, речеведческих навыков. | Тест | Работа над ошибками. Диагностика ошибок. Работа с КИМами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык в 2 ч. 5 класс, М., Просвещение, 2014г.
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 «Б» и 5 «Г» классах 2015-2016 уч. год...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)
Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)
Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...