Части речи
консультация по русскому языку (5 класс) на тему
Таблица морфологических признаков основных частей речи. Удобна для выполнения разбора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_rechi.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть речи | Что обозначает | Вопросы, на которые отвечает | Начальная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Синтаксическая роль |
I | II 1 2 3 | III | ||||
Имя существительное | Предмет | Кто? Что? (и их формы в зависимости от конкретного слова) | Ед.ч. И.п. | Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение | Число, падеж | Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство |
Имя прилагательное | Признак предмета | Какой? (и формы) Чей? (и формы) | Ед.ч. М.р. | Разряд (качественное, относительное или притяжательное) | Степень сравнения – у качественных (сравнительная, превосходная), полная или краткая форма (у качественных), род, число, падеж | Определение, сказуемое |
Имя числительное | Количество предметов или порядок при счете | Сколько? Который? (и их формы) | И.п. | Количественное (целое, собирательное или порядковое), простое или составное | Род (если есть), число (если есть), падеж | Определение, подлежащее, сказуемое |
Глагол | Действие предмета | Что делать? Что сделать? (и формы) | Неопределенная форма | Вид (совершенный или несовершенный), переходность (управление существительным в В.п. без предлога), спряжение, возвратность (ся, сь) | Время, наклонение (повелительное, изъявительное, условное), лицо, число, род (в прошедшем времени) | Сказуемое, подлежащее (инфинитив) |
Причастие | Признак предмета по действию | Какой? Что делающий? Что сделавший? | И.п. | Вид, время, действительное или страдательное | Полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род | Определение |
Деепричастие | Добавочное действие при основном | Что делая? Что сделав? | Само слово | Вид | Неизменяемая часть речи | Обстоятельство |
Наречие | Признак действия, признак другого признака | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Само слово | Разряд по значению (образа действия, места, времени, меры, степени, цели, причины) | Неизменяемая часть речи | Обстоятельство |
Союз | Сочинительный или подчинительный, соединительный или разделительный | |||||
Предлог | Простой или составной, непроизводный или производный | |||||
Частица | Формообразующие (бы, б), отрицательные (не, ни), смысловые (ли, разве. Неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, что за и т.п.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...