Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
рабочая программа по теме
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу.
Она была написана на основе программы "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией Бгажноковой И.М. по разделу "Игра и игрокоррекция" и программы "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников" Чуриловой Э.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pestryy_kolpachok_do_2011-2012.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В МЕРОПРИЯТИЯХ ШКОЛЫ И ГОРОДА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы: Модифицированная
Образовательная область: Искусство
Направление деятельности: Социально – педагогическое
Способ освоения содержания образования: Творческий
Уровень реализации программы: Начальный
Форма реализации программы: Индивидуально - групповая
Продолжительность реализации программы: Одногодичная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы хотелось бы воплотить в жизнь один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовлетворение» (М. Монтень).
Эта программа не предлагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится общаться с окружающими людьми. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно.
Цель: Способствовать созданию благоприятной атмосферы в коллективе и успешной социализации ребенка в современном обществе посредством театрализованной деятельности, используя коррекционно-индивидуальный и дифференцированный подход к детям с проблемами в развитии.
Задачи:
Обучающие
- научить использованию элементарных средств выразительности в движении, жестах, мимике, речи, в создании образа;
- способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей ребенка с проблемами в развитии;
- знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения кукол простой песенкой;
- развивать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет).
Воспитательные
- воспитывать интерес к театрально-художественной деятельности, создавать условия для ее проведения;
- развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом.
Коррекционные
- развивать все психические процессы детей (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, эмоционально-волевую сферу и коммуникативную функцию речи);
- развивать точность и координацию движений;
- развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- способствовать желанию выступать перед родителями и сверстниками.
Срок реализации дополнительной образовательной программы один год.
Программа этого года позволяет, подготовить ребенка к последующей театрализации. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить, как можно чаще. Это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, делать выводы. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, развивается звуковая культура речи.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате работы ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предлагаемая методика работы сформировалась на основе собственного опыта работы с детьми, с учетом опыта авторов предлагаемых пособий.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового.
В программе дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с учебным планом школы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8 – 18 лет.
Количество детей 11 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из разделов, работа над которыми продолжается в течение года.
1-ый раздел – «Театральная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. В этот раздел входят: игры-превращения, коррекционно-развивающие игры, игры-драматизации.
2-ой раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей у детей, обретение ими ощущения своего тела с окружающим миром.
3-ий раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, разнообразной интонацией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
- Дыхательные упражнения.
- Артикуляционные упражнения.
- Игры со словами.
4-ый раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для владения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены основные темы:
- Беседа – диалог.
- Просмотры.
- Экскурсии.
- Рождение и показ спектакля.
- Культура зрителя.
Раздел | Вид деятельности | Кол-во часов |
Театрализованная игра | Игры-превращения, музыкально-дидактические игры, коррекционно-развивающие игры, игры - драматизации. | 30ч |
Ритмопластика | Образно-игровые этюды, игры-имитации, пальчиковые игротренинги, игры на развитие выразительных движений мимики, жестов, хороводные игры. | 21ч |
Культура и техника речи | Упражнения на дыхание, упражнения на развитие артикуляционного и речевого аппарата, игры со словами, игры драматизации потешек и песен. | 21ч |
Основы театральной культуры | Беседы - диалоги, просмотры фильмов, экскурсии, рождение и показ спектаклей, культура зрителя. | 30ч |
Итого: 102ч |
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Форма организации учебного занятия:
- Индивидуальная
- Групповая
- Индивидуально – групповая
При организации образовательного процесса используются методы:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- упражнения для социально – эмоционального развития детей;
- рефлексия;
- коррекционно – развивающие игры;
- упражнения по развитию дикции (артикуляционная гимнастика);
- игры – превращения («учись владеть телом»);
- упражнения на развитие детской пластики;
- игры по обучению выразительным движениям;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
- упражнения на развитие мимики;
- чтение художественной литературы;
- мини – драматизации;
- беседы;
- видеопросмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, детских познавательных и развлекательных передач;
- экскурсии;
- релаксация;
Материально – техническое оснащение:
Классная комната, ширма, фланелеграфе, деревянный сказочный домик, костюмы, магнитофон, аудиокассеты, СD диски, видеомагнитофон, видеокассеты, телевизор, DVD плеер + караоке, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, детские музыкально – шумовые инструменты, театр картинок на фланелеграфе, варежковый театр, театр меховых игрушек, театр кукол би-ба-бо, различные атрибуты и костюмы к занятиям.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предполагаемые умения и навыки:
- запоминать заданные позы
- запоминать и описывать внешний вид ребенка из нашей группы
- уметь делать длинный выдох
- уметь произносить одну и ту же фразу
- уметь строить простейший диалог
- уметь двигаться по сигналу педагога
- знать сказки.
Показателем работы детей может служить:
- выход в подшефный детский сад № 26
- показ и оценка наших способностей начальному звену
- выступление перед родителями своего класса
- участия в школьных мероприятиях (концертах и праздниках)
- итоговое занятие
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность»
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий»
- Кольцова М.М.,. Рузина М.С «Пальчиковый игротренинг»
- Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности»
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В МЕРОПРИЯТИЯХ ШКОЛЫ И ГОРОДА
№ | Название мероприятия | Месяц | Количество детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...
Программа объединения дополнительного образования "Лоскуток".
Программа разработана для учащихся 5-6 классов....