Односоставные предложения
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Обобщающий урок русского языка по теме "Односоставные предложения" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Односоставные предложения» 8 класс
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания о видах односоставных предложений;
- развивать навыки самостоятельной работы обучающихся;
- углубить знания о речевой роли односоставных предложений;
- пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока:
Надо быть ясным умственно,
чистым нравственно, опрятным физически.
А.П.Чехов
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет –
Свой яркий след, свои живые всходы.
I Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока, постановка задач. (слайд 1,2)
Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и постараемся предупредить неверные шаги к вредным привычкам, ведь здоровье - это самое дорогое, что есть у человека. А поможет нам в этом лестница здоровья. Наша лестница не обычная: по ней можно подняться высоко вверх к ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, но с нее можно и упасть в глубокую пропасть «вредных привычек», сделав лишь один неверный шаг.
Чтение эпиграфа к уроку. Какое предложение употреблено в первой строке?
Составление алгоритма (слайд 3)
II. Обобщение изученного материала.
Поднимемся на первую ступеньку нашей лестницы «Правила здорового образа жизни». (слайд 4)
- Лексический диктант: (учитель сначала диктует, потом взаимопроверка по слайду).
Признак или первое проявление какого – либо заболевания – СИМПТОМ.
Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма –БОЛЕЗНЬ.
Средство для исцеления от болезни – ЛЕКАРСТВО.
Применение медицинских средств для исцеления от болезни – ЛЕЧЕНИЕ.
Предписание врача о составе лекарства и способе его применения больным – РЕЦЕПТ.
Правильная, нормальная деятельность организма – ЗДОРОВЬЕ.
(взаимопроверка с выставлением баллов: 1 ошибка – 4, 2 и 3 ошибки – 3)
2. Составить словосочетание с записанными словами, определить вид связи слов в словосочетании.
2 Посмотрим на четверостишие
Что пьем мы? Что едим? Чем дышим?
Ответы на вопросы так важны.
Ведь правила здоровой жизни
Мы знать неукоснительно должны. (слайд 5)
- Какие виды предложений по своему составу вы видите? Докажите.
- Каковы особенности данного вида односоставных предложений?
- На второй ступеньке нашей лестницы мы поговорим с вами об определенно – личных предложениях и режиме дня.
3 Из данных предложений выделите определенно – личные предложения.
- 1 Во время выполнения домашних заданий правильно ли чередуешь труд и отдых?
- Люблю утром делать зарядку на свежем воздухе.
- В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.
- Чтобы не болеть гриппом – закаляйся везде: в школе, дома и даже на улице.
- Лучшим отдыхом является не полный покой, а активный отдых.
- Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.
- Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса.
- Выполнение домашнего задания мы всегда начинаем с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным.
Ответы: 1,2,7(выставление баллов: 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3)
- Каковы же особенности определенно- личных предложений?
- Чем может быть выражено сказуемое в них?
- В каких случаях определенно – личные предложения могут иметь обобщенное значение?
Здоров будешь – денег добудешь. (слайд 7)
- Объясните смысл данной пословицы.
4. Составьте и запишите предложение по схеме (о здоровом образе жизни)
[ о/л ] , (потому что ). (слайд 8)
5. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте.
Мальчишки подбежали к умывальнику. Сначала вымыли руки с мылом под струей воды из – под крана. Намылив их два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыли мыльную пену, проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками вымыли лицо, шею, уши. После умывания вытерлись насухо чистым, сухим полотенцем. (слайд 9)
- Найдите «пятое лишнее» предложение. Объясните свой выбор.
- Что важнее в неопределенно – личных предложениях: само действие или лица, которые его производят?
- Какую форму имеет сказуемое в этих предложениях?
- Продолжая текст, составьте и запишите еще два неопределенно – личных предложения.
Напоминаю, что личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь, поддержание чистоты воздуха в жилище,
уход за одеждой и постельными принадлежностями,
создание нормальных условий для сна и отдыха.
Итак, перешагнув ступеньку «Личной гигиены», мы оказываемся на ступени «Движение».
6. Перед вами предложения, из которых вы должны выписать неопределенно-личные.
- Утренняя пробежка дает хороший заряд бодрости на весь день.
- Ничего нет лучше пробежки по умытому парку ранним утром.
- После двигательной разминки на свежем воздухе мне легко и свободно.
- Движение – это жизнь.
- И от этого мне не спится.
- Уже светает
- Хватит лежать, пора вставать.
- После ночной грозы в окно тянет манящей свежестью. ( слайд 10)
- Какие предложения не выписали?
- Подумайте, почему в предложениях с одним главным членом – сказуемым – нет необходимости в подлежащем?
(проверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3)
7. Вот мы и закончили повторять так называемые сказуемные предложения. А теперь настало время поговорить о «вредных привычках».Что относится к вредным привычкам? Почему их так называют – «вредные привычки»? Чем они вредны? Перед вами лежат карточки с текстом, подчеркните грамматические основы в каждом предложении и определите, чем они выражены.
Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушение закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Потеря возможности учиться. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Падение… Вот к чему могут привести вредные привычки.
Какие предложения были использованы в тексте? Почему их так называют? Как может распространяться подлежащее в предложениях? (взаимопроверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3).
А сейчас, когда мы повторили все правила здорового образа жизни и все об односоставных предложениях, я предлагаю вам игру на внимание «Скорые вопросы и ответы». Я произношу фразу, а вы мне должны быстро показать правильность ответов поднятием руки: Левая рука – да, правая рука - нет.
Определенно-личные предложения – это односоставные предложения?(Да)
Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым?(Да)
Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее?(Да)
Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1,2 лица?(Нет)
Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?(Нет)
Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?(Да)
Может ли назывное предложение быть распространенным?(Да)
Назывные – двусоставные предложения? (Нет)
Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой.
Определить вид предложений.
Предложения | Вид предложений |
Здоровье за деньги не купишь. | О.-л. |
Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек. | Двусост. |
Больного нельзя вылечить с помощью одного только здравого смысла. | Безличное |
Здоров будешь – все добудешь. | Об.-л. |
Нецензурная брань – это тоже болезнь. | Двусост. |
Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. | Двусост. |
От алкоголя, курения, обильного питания теряют форму тела и духа содержание. | Н.-л. |
Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги | О.-л. |
Прекрасные отношения с друзьями. | Назыв. |
И вредные привычки «приносят пользу» обществу, избавляя его от их обладателей. | Двусост. |
(самопроверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3)
А теперь вернемся к первому эпиграфу нашего урока: Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. А.П.Чехов
Давайте выясним смысл этого предложения.
Итог урока. Самостоятельно подведите итог сегодняшнего урока.
-Что дал вам этот урок?
-Чему научил?
-На какой же ступеньке нашей лестницы здоровья вы хотели бы быть?
Теперь посчитайте общее количество полученных вами баллов за сегодняшний урок и поставьте оценку по указанным критериям.
20 баллов – отлично,
16-19 баллов – хорошо,
10-15 баллов – удовлетворительно,
Менее 15 баллов – неудовлетворительно.
IV. Домашнее задание
Составьте небольшую памятку – совет о том, как вести здоровый образ жизни. Используйте в своей памятке односоставные предложения.
На этом наш урок закончен. И постарайтесь запомнить, что ни государство, ни медицинская наука, ничто не сможет сделать человека здоровым, если он сам не позаботится о своем здоровье, и если ко всему этому вы будете красиво с применением односоставных предложений выражать свои мысли, то, я думаю, что вы будете успешным человеком.
В знак проведения нашего урока примите от меня небольшое наставление, которое называется
ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:.
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути
Лист самооценки
ФИ | |
1 задание | |
2 задание | |
3 задание | |
4 задание | |
5 задание | |
Итого |
4 задание
Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушение закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Потеря возможности учиться. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Падение… Вот к чему могут привести вредные привычки.
5 задание
Предложения | Вид предложений |
Здоровье за деньги не купишь. | |
Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек. | |
Больного нельзя вылечить с помощью одного только здравого смысла. | |
Здоров будешь – все добудешь. | |
Нецензурная брань – это тоже болезнь. | |
Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. | |
От алкоголя, курения, обильного питания теряют форму тела и духа содержание. | |
Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги. | |
Прекрасные отношения с друзьями. | |
И вредные привычки «приносят пользу» обществу, избавляя его от их обладателей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения
Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....
Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса
В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса...