Информационно - компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе
материал по русскому языку на тему

Ильичева Елена Петровна

Опыт работы по внедрению информационно-компьютерных технологий в практике преподавания русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tekhnologii_v_obuchenii_rus_yaz_i_liter.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-компьютерные технологии в обучении

русскому языку и литературе

В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и систему образования. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения учащихся. Выпускник не должен быть пассивным исполнителем. У него должны быть хорошо развиты следующие качества, выгодно отличающие его на рынке труда: любознательность, устойчивой внимание, воля, умения и навыки, полученные им по специальности, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умение творчески работать и находить выход из сложных ситуаций. Для выработки этих качеств личности необходимо применять технологии, которые дают возможность работать преподавателю и учащемуся как партнерам, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы.

Одними  из возможных форм обеспечения улучшения качества преподавания может стать внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, создание проекта.

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни. Мы не можем себе  представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера. Развитие информационных технологий открывает новые возможности организации учебного процесса при обучении учащихся. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и  развивает творческий потенциал.

Остановлюсь на примерах из своего опыта применения информационных технологий в практике преподавания русского языка и литературы.

ИКТ технологии использую на любом этапе урока:

1. При изучении нового материала.  ( презентации,  видеофрагменты )

2. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания (в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию)

3.Для закрепления изученного (выполнение практических  работ )

4. Для контроля знаний учащихся. ( дифференцированные задания, тестовые задания.)

А также при подготовке к внеклассным мероприятиям, ГИА, ЕГЭ

  На любом этапе урока использую компьютерные презентации. Разрабатываю их сама, использую презентации своих коллег.Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения. Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения.  В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы. Часто использую презентации на уроках литературы, особенно при изучении биографии писателя. В 10-11 классах ученики представляют и защищают свои  работы. Всё это  позволяет усилить мотивацию учения.

Для контроля знаний учащихся внедряю в учебный процесс компьютерное тестирование.   Учащиеся с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, сразу же получают оценку за свою работу. Они могут воспользоваться подсказкой, могут посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе также считаю проектную деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ, это позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.

Учитель должен научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями.

В своей практике внедряю проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проектов. Это может быть презентация, кроссворд.  Например, при изучении темы «Фразеология» в 6 классе  учащиеся разрабатывали  проект «Таинственный мир фразеологии»,  ученики 7 класса подготовили проекты «История одного слова», кроссворды по словарным словам. Под моим руководством учащиеся 7 класса провели исследовательскую работу «Псевдонимы русских писателей», где раскрыты причины  их появления, приведены примеры настоящих фамилий мастеров слова.

В заключении хотелось бы сказать, что  ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества, они являются лишь вспомогательным средством решения задач, а найти эти решения учащийся может только с помощью грамотного творческого работающего преподавателя. Он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Такой преподаватель ориентирован на настоящее и будущее. Всё это  способствует повышению интереса к предмету, активизации проектной, исследовательской деятельности, формированию образовательных компетенций школьников: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Применение информационно-компьютерных технологий в обучении английскому языку

Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения большего количества материала, организовать самостоятельную работу и эффективный контроль. ИКТ способствуют реализации  основных ...

Статья "Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы"

Что такое ИКТ? Каковы функции компьютера на уроке? Каковы преимущества и недостатки применения информационных компьютерных технологий в учебном процессе? Как можно использовать ИКТ на уроках русского ...

«Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»

Задача современного учителя – учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании».. .Знания выступают не ка...

Доклад по теме: «Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы ».

Материал по обмену опытом  применения информационных компьютерных технологий на  уроках русского языка и литературы....