Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
статья по теме

 

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Снеткова Ирина Анатольевна,

 учитель русского языка и

 литературы

МОУ СОШ №1

 г. Покрова

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

        Урок XXI  века… Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими  в жизни общества и прежде всего в объекте учебного процесса – ученике. Из года в год подростки, заполняющие школьные  классы разительно меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения… Кто бы мог себе представить еще несколько  лет назад школьника, читающего «Плаху» Ч.Айтматова с экрана компьютера, или учителя, проверяющего «скаченные» из Интернета сочинения.  И ученики, и мы стали по-другому мыслить, изъясняться, воспринимать и понимать мир. Изменилась наша роль преподавателя. Как ни тяжело это осознавать, но мы сейчас для учащихся далеко не единственный источник информации. И в реальной практике следует употреблять методы обучения, дающие возможность, усваивать большой учебный материал в ограниченное время.

         Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической литературы, проблемой , выдвинутой в произведении, как научить детей познавать литературу личностно, познавать не только художественные особенности, творческие поиски автора, но и самих себя? Да ведь не хочется совсем уж глупо выглядеть, доверчиво принимая очередной реферат, доклад или домашнее сочинение.

         Кажется, только ленивый в последнее время не посетовал на устойчивое падение грамотности и на потерю интереса к чтению у детей. А современных учеников ни заставить, ни принудить нельзя  - эти слова ушли из учебного процесса. И учитель с учебником и огромным багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план  потоком информации , обрушившейся на учеников из Сети ( иногда  весьма сомнительного происхождения и содержания).Чаще всего учителя воспринимают компьютер как врага, соперника : он отбирает читателя у книг, занимает все свободное время детей. Но чтобы победить своего врага, нужно его изучить. А после знакомства и работы с информационными компьютерными технологиями стало понятно, что соперника можно обратить в помощники, отвлекающий фактор превратить в   фактор, помогающий формировать знания. Перед учителем встает задача : освоить информационные технологии, доступные школьникам, предложить задание, которое потребует применение этих технологий, пройти вместе с учениками путь поиска информации в сети и  т.д.

      Современные   информационные технологии , основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации,  могут сыграть огромную роль в управлении качеством образования. Информационные технологии , оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов, обучения становятся базой современного образования гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации  и индивидуализации обучения и воспитания.

       Школа в качестве основной цели имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующих эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Основным требованием, предъявляемым к техническим средствам и компьютерным программам и системам, является возможность быстро предъявлять, собирать, анализировать и интерпретировать учебную информацию.

       Применение  в обучении информационных и коммуникационных технологий помогает:

  1.    развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
  2.  
  3. сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  4.  
  5. повысить мотивацию учения;
  6. осуществлять деятельностный подход в обучении;
  7.  
  8. дифференцировать  для каждого ученика содержание и объем учебного материала;
  9.  
  10. расширить наборы применяемых учебных задач;
  11.    качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

  1. совершенствовать формы контроля и диагностики;

  1. соединить индивидуальные и групповые формы работы , что способствует большей степени усвояемости.
  2. объединить методические и рефлексивные процедуры: объяснения, понимания, проектирования, рефлексии и т.д.
  3. выделять в содержании материала объекта прочного усвоения, т.е. главного существенного и отрабатывать на уроке именно этот материал.

Возможности  информационных и коммуникационных технологий

в обучении:

  1. использование электронных версий учебников ;

  1.  

  1. использование информации, передающейся по электронной сети.
  2. возможность создавать картотеку, дневники достижений на каждого ученика, что позволяет отслеживать динамику развития.
  3. использование информационных технологий в подготовке дидактических материалов (мультимедийных презентаций  по различным темам, создание обучающих программ и т.д.);
  4. на некоторых сайтах школьники могут не только выбрать для прочтения книги, но и сразу же обменяться мнениями о прочитанном произведении (http: www mplik.ru/books/bell/strug.html)
  5. использование малых электронных носителей , способных сохранять и переносить собранные из разных источников материалы к уроку ( иллюстрации, отрывки из разных текстов и др.)
  6. демонстрация подвижных графов, схем, алгоритмов и т.д.

        Привычно видеть использование компьютера на уроках информатики, алгебры, геометрии, даже физика и химия ближе к «механическому» способу получения знаний. Так неужели нет места современным компьютерным технологиям на уроках русского языка и литературы? Ведь на этих уроках прежде всего идет личностное общение, и  бездушная техника не может научить чувствовать, сопереживать. Попробуем доказать обратное.

          На сегодняшний день перед учителем огромный выбор компьютерных  программ  : тесты,  учебные хрестоматии,  электронные версии учебников и т.п. Но все это необходимо подвергать строгой экспертной оценке. Далеко не все, что выпускается для использования в школе , на уроках и во внеурочное время принесет реальный результат и пользу. Иногда за громкими названиями дисков ничего стоящего нет. Отличается в этом плане программы Виртуальной Школы Кирилла и Мефодия (ВШКиМ)   .

          Способ, с помощью которого можно добиться хорошего запоминания правил и умелого их применения, - это работа с обычными упражнениями, когда ученик не только вставляет букву, но и объясняет  каждое свое действие устно или письменно. Но такую работу очень сложно организовать в классе, где 20-30 учеников: при устном объяснении учитель вынужден общаться с одним учеником, а а другие ребята надолго предоставлены сами себе, при письменном -  работа занимает очень много времени на уроке, кроме того требуется время на проверку , и результат получается отдаленным. Совместить коллективную работу с индивидуальной, сделать результат работы максимально приближенным по срокам ( с целью быстрой корректировки) и  позволяет использование компьютерных программ.  Тесты позволяют проверить как теоретическую грамотность, т.е. знание правила, так и практическую – умение его применять. А, например, ВШКиМ  предлагает программу по русскому языку  для 5-6 классов. Она состоит из 40 занятий, содержащих теоретический и практический материал (показ сопровождается дикторским текстом), интерактивные вопросы для закрепления, задачи к уроку. Много внимания уделяется фонетике, орфографии, лексике. Уроки содержат разнообразный интересный , который учитель может использовать по своему усмотрению и совсем необязательно в той последовательности, в которой он дан. Разнообразие заданий ( ответы на вопросы, запись транскрипции, подбор синонимов, антонимов, проверочных слов, составление слов из данных букв, выделение корней с чередующимися гласными, членов предложения, морфем и др.), направленных на не на простое воспроизведение изученного, а на развитие умения мыслить, применять теоретические знания на практике, повышает мотивацию обучения, расширяет словарный запас. Работа на компьютере также учит собранности и внимательности.

       Все согласятся , что навыки грамотной речи вырабатываются в процессе долгих упражнений, тренировок, диктантов. Прекрасные возможности открывают перед нами  новые информационные технологии, которые мы можем использовать в обучении русскому языку. Применение компьютера как инструмента решения задач по повышению орфографической и пунктуационной грамотности трудно переоценить. Многократные повторы одних и тех же действий – работа малоинтересная, и именно компьютер справиться с не как нельзя лучше, при этом  повысится мотивация и уверенность ученика в своих возможностях

         «Уроки литературы в 5-6 классах», разработанные ВШКиМ,– богатейший материал, готовый  к использованию на уроке. Учитель,  продумывая ход урока, отбирает текстовый материал, разрабатывает систему вопросов и заданий, варианты контроля, кроме того, делает подборку портретов, иллюстраций, аудио- и видеофрагментов. И со всем этим «багажом» идет на урок. А если их 6 в день? Компьютерные программы ВШКиМ дают весь этот материал: отрывки видео- и аудиозаписей, дидактические задания, по щелчку мышки открывается дополнительный, интересный материал и в конце каждого урока тесты, проверяющие уровень знаний. И если с основной частью урока можно работать коллективно, демонстрируя его через мультимедийный проектор, то тест дети выполняют за персональными компьютерами в индивидуальном режиме (темп, сложность). Конечно, учитель может дополнять или, наоборот, сокращать материал по своему усмотрению. Школьники  ждут с нетерпением этих уроков, и материал усваивается прочнее, ведь задействованы практически все сенсорные каналы( аудиальный, визуальный, дигистальный).  По  аналогии с предложенными материалами возможно и самостоятельное составление учителем  или учащимися программ для уроков русского языка и литературы, например, в программе Power Point.

  Ученик, начавший исследование вопроса ономастики в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», внимательнее прочитает произведение и на основании выводов попробует самостоятельно выдвинуть предположения  о значении его названия. Или возможность создания электронных каталогов ,  виртуальных литературных маршрутов … Работа превращается  в совместный творческий проект. Каждый школьник создает свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Некоторые произвольно расширяют круг своих исследований, потому что это оказалось очень интересно или потому что это взаимосвязано с логикой моей работы, и никто не ограничивается списыванием, а большинство ребят теперь весьма критично относятся к тому , что можно скачать из сети.  Кроме того, учитель становится обладателем огромного иллюстративного и отобранного текстового материала, а некоторые из творческих работ могут быть использованы на уроках. И конечно, работа из обременительного задания превращается в совместный творческий  проект

     Использование обучающих программ на отдельных этапах уроков по изучению правил создает предпосылки для возникновения положительных  мотивов учения, так как ученик из пассивного объекта, получающего знания в готовом виде, превращается  в активного деятеля, добывающего знания.                      

       Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой – это общение на уроке «глаза в глаза», погружение в мир автора , и  использование компьютерных технологий может нанести вред, их применение станет самоцелью. Прежде всего нельзя забывать, что обучение ведется по модели:  учитель – диалог на основе текста – ученик. И  компьютер может всего лишь усовершенствовать форму этого диалога. Учебные задания в виде текстовых материалов, вопросы, тесты и др. только сопровождают работу учащихся с художественным текстом.. Трудно и неудобно делать пометки, сравнивать отрывки на экране монитора. Нельзя лишать ученика общения с книгой!     

           Задача преподавателя литературы – научить детей читать литературные произведения, искать в них смыслы, «зашифрованные» в художественной форме, и при этом ребенку надо показать культурный кругозор, анализируемые произведения и ли тему нужно вписать в контекст всего творчества писателя, литературного направления , в культурологический контекст времени и т.д.

      Таким образом, информационные компьютерные технологии помогут сделать работу учителя интереснее( и ему самому, и детям), пробудят творческий потенциал в ребенке, создадут высокую мотивацию в обучении , не нарушив главной нашей цели  - пробуждать их души . Главное,   не забывать , что еще одним (  может быть, самым важным! ) требованием к уроку XXI века является продумывание и формулирование для  учителя ценностных оснований выбора и трактовки учебного материала на уроке.  Поэтому включение компьютерных технологий на уроках должно быть органичным, корректным и целесообразным.

        «Пренебрежение ценностным знанием мстит за себя не менее, чем игнорирование законов природы»   (Гессен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Статья "Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы"

Что такое ИКТ? Каковы функции компьютера на уроке? Каковы преимущества и недостатки применения информационных компьютерных технологий в учебном процессе? Как можно использовать ИКТ на уроках русского ...

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

«Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»

Задача современного учителя – учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании».. .Знания выступают не ка...

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы один из способов повышения мотивации обучения, способствующих развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....

Доклад по теме: «Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы ».

Материал по обмену опытом  применения информационных компьютерных технологий на  уроках русского языка и литературы....