Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по русскому языку.

Дата проведения: 12.12.12

Класс: 8 А

Тема: «Простое осложнённое предложение»

Цели:                 1. Закрепление знаний об осложнённом простом предложении.

                2. Совершенствование пунктуационных навыков.

Задачи:         1. Сформировать умение обобщать, делать выводы.

2. Находить однородные члены предложения, вводные слова, обращения, правильно ставить знаки препинания между ними.

3. Развивать речевые способности, внимание, память.

4. Воспитать коммуникативность при совместной работе.

5. Воспитать любовь к родному слову и умело использовать его.

Ход урока:

СЛАЙД 1

- Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня тема нашего урока «Простое осложнённое предложение». Данная тема рассчитана на несколько уроков и на 1ом уроке мы постараемся закрепить материал, изученный в предыдущих классах.

СЛАЙД 2

- Ребята, какие синтаксические единицы языка Вам знакомы? (словосочетание, предложение)

- В каком разделе лингвистики изучаются данные синтаксические единицы языка? (синтаксис)

- Что характерно для предложения? (грамматическая основа, законченная мысль)

- Спишите, пожалуйста, данные предложения.

СЛАЙД 3

Меж высоких лесов меж широких полей бежит звенит ручей. Куда торопишься ты ручеёк? Наверное на свидание с большой рекой или даже морем…

(отмечает отсутствующих, пока дети списывают предложение)

- Ребята, ответьте на вопрос, какие это предложения, если рассматривать их по количеству грамматических основ? (простые)

- Верно, предложения простые, но так ли уж просты эти предложения? (они осложнены)

- Чем? Докажите.

( 1 пр. – однородными членами предложения)

- Вспомним, какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

(2 пр. – обращением)

- Что называется обращением? Как оно обособляется?

(3 пр. – вводным словом)

- Что такое вводные слова, как они обособляются на письме?

- А чем объединены данные предложения? (одной темой и идеей)

- Значит перед нами что?.. (текст)

- Докажите это!

_____________________________________________________________________________

- Ребята, у Вас на партах карточки с нашим текстом. Из него «выпали» обращения, однородные члены предложения и вводные слова. Нужно вернуть их на место. Задание выполняется прямо на карточке.

Если вы уверены в своих знаниях и хотите получить оценку «5» - выполняйте задание без подсказок. Тот, кто затрудняется, может воспользоваться «подсказками», которые находятся в конвертах на моём столе, но данный ответ будет оценен меньшим количеством баллов.

(ребята выполняют работу)

Спешит ручеёк. Чистый,        …  , … с весёлым шорохом мчится по лугу (звонкий, холодный). Прокладывает … , …  дорожки в густой траве (тёмные, сырые). Иногда звонко крикнет: «Расступись, … ! Уйди с дороги, … ! (трава, камень)» Упорный, …  (неугомонный). Такой, … , добежит до большой реки (бесспорно).

(зачитывает 2-3 работы)

- Ребята, а какую роль играют вводные слова, обращения, однородные члены предложения в тексте? (однородные определения могут быть эпитетами, метафорой; обращения могут использоваться для усиления выразительности; появляются риторические обращения, обращения-олицетворения)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- А сейчас небольшой объяснительный диктант. Вы знаете, что многие слова в русском языке могут выполнять функцию как вводных слов, так и членов предложения. Будьте внимательны при расстановке знаков препинания. Вспомните, каким приёмом можно воспользоваться? (вводное слово можно опустить, не нарушая структуры предложения; пропуск же члена предложения нарушает смысл и структуру предложения)

А река, к счастью, совсем недалеко. Обрадовался ручеёк своему счастью, прибавил ходу. Казалось, луг перебежать да дорогу пересечь. Но маленькому ручейку это пространство казалось огромным. Вы, может, подумаете, что остановится ручеёк, сдастся? Нет, он может, он должен добежать до реки!

(Дети обмениваются тетрадями – сколько ошибок вы нашли у своего соседа, какие?)

(зачитывает 2-3 работы)

- А сейчас, взгляните на экран: перед Вами предложение

СЛАЙД 4

Я пью чай с лимоном и удовольствием.

- Почему оно вызывает улыбку? Чем осложнено это предложение? Могут ли эти члены предложения быть однородными? Почему?

- Итак ребята, чем же мы занимались сегодня на уроке?

- Какие грамматические темы закрепили?

- Что вызывало трудности?

(Появляется слайд-схема) СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

 (Оценки за урок)

Д/З: По рядам:

СЛАЙД 9

Написать лингвистическое сочинение на тему:

1) роль вводных слов в тексте

2) роль обращений в тексте

3) роль однородных членов предложения в тексте


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простое Осложнённое предложение

Слайд 2

Цели урока: Закрепление знаний об осложнённом простом предложении . Совершенствование пунктуационных навыков.

Слайд 3

Меж высоких лесов меж широких полей бежит звенит ручей. Куда торопишься ты ручеёк? Наверное на свидание с большой рекой или даже морем…

Слайд 4

Физминутка (коррекция зрения)

Слайд 14

Будьте здоровы! Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!

Слайд 15

Я пью чай с лимоном и удовольствием.

Слайд 17

Вводное слово Вводное слово — слово (или словосочетание), входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом.

Слайд 18

Однородные члены предложения Однородные члены предложения — главные или второстепенные члены предложения, которые: 1) относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос; 2) являются одним и тем же членом предложения; 3) между собой связаны сочинительной связью, то есть равноправны независимо друг от друга.

Слайд 19

Обращение Обращение — слово или сочетание слов, служащее для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения.

Слайд 20

Домашнее Задание: Написать лингвистическое сочинение на тему: 1 ряд – «Роль вводных слов в тексте» 2 ряд – «Роль обращений в тексте» 3 ряд – «Роль однородных членов предложения в тексте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...

Сценарий открытого урока в 8 классе

Сценарий открытого урока в 8 классе....

Методический сценарий открытого урока в 5 классе по теме «Рождество в Великобритании»

Методический сценарий урока по теме "Рождество в Великобритании разработан для учащихся  5 класса....

Сценарий открытого урока в 5 классе по чтению на тему: «Бременские музыканты» Братья Гримм

Урок чтения в 5 классе обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В уроке используется минусовка песни "Ничего на свете лучше нету"...

Сценарий открытого урока в 6 классе по чтению на тему: «Ель. Х.-К. Андерсен»

Продолжение знакомства учащихся с произведением Х.-К. Андерсена "ЕЛЬ"...