Дефис между частями слова в наречиях,7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Галиуллина Ильзия Шамилевна

Дефис между частями слова в наречиях.

Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.

   Знакомство с условиями написания наречия через дефис.

   Формирование у учащихся:

-      умения определять условия постановки дефиса между  частями слова в наречиях;

-      умения отличать наречия от других частей речи.

Задачи урока.

Учебные:

а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;

б) познакомить учащихся с условиями написания наречия через дефис;

в) научить делать выбор в написании наречий.

Развивающая  — развитие логического мышле­ния, внимания, орфографической зоркости.

Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культу­ры, трудолюбия, аккуратности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме 

«Дефис между частями слова в наречиях» 7 класс

Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».

Тип урока: урок — объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Базовый учебник:

Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.  учреждений / М.Т  Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение.

Цели урока.

Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.

   Знакомство с условиями написания наречия через дефис.

   Формирование у учащихся:

-      умения определять условия постановки дефиса между  частями слова в наречиях;

-      умения отличать наречия от других частей речи. 

Задачи урока.

Учебные:

а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;

б) познакомить учащихся с условиями написания наречия через дефис;

в) научить делать выбор в написании наречий.

Развивающая  — развитие логического мышления, внимания, орфографической зоркости.

Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культуры, трудолюбия, аккуратности.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

II.  Слово учителя.

 

    Ребята! Сегодня мы изучаем правописание дефиса в наречиях.

Каждый из вас за урок получит оценку, которую поставит себе сам.

Вы оцените свои знания теоретического материала по теме, умение находить наречия в тексте, правильно их писать, употреблять в письменной речи.

Перед вами таблица, и в течение урока вы её будете заполнять. Желаю удачи!

 

Таблица самооценки знаний (слайд)

 

Критерии оценки

Оценка

(до и после)

1.

Знание теоретического материала по теме

 

2.

Умение находить наречия в тексте

 

3.

Правописание наречий

 

4.

Умение употреблять наречия в письменной речи

 

Итоговая оценка за урок

 

 

Учитель. Перед началом работы оцените, пожалуйста, свою подготовку к уроку. 

 (Самооценка знаний)

 (Число, классная работа, тема «Дефис между частями слова в наречиях»  на доске и слайде).

Учитель, обращаясь к учащемуся:  ………(фамилия, имя учащегося) получает индивидуальное задание: рассказать о наречии как о части речи.

  Учитель, обращаясь к остальным ребятам: А все остальные  настроились на работу и сели.

2. Актуализация опорных знаний.

  Учитель: Ребята, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

  Ученик: Сейчас мы изучаем морфологию.

  Учитель: Что изучает морфология?

  Ученик: Морфология это раздел науки о языке, в котором слово  изучается как  часть речи.

  Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем?  

  Ученик: Наречие.

Учитель: А что мы знаем об этой части речи,  расскажет нам …….(Ответ ученика: Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.) Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например, К уроку русского языка я подготовился основательно. 

Подготовился как? Основательно, основательно – это наречие, отвечает на вопрос как?

обозначает признак действия, и в предложении является обстоятельством.) (Учитель оценивает ответ).

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов?

Ученик: Изучением правописания слов занимается  орфография.

Учитель: Поэтому,   Словарная работа.  (на местах, у доски)

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, кое-кто нежданный,  русско-английский,  диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, желто-синий, что-либо недосягаемое, кто-либо, горько-соленый огурец.

Учитель: У вас есть возможность проверить правильность написания словарных слов по словарю. (с.211-212 в учебнике) Все ли слова смогли проверить?                           ИЛИ СЛАЙД

Ученик: Нет.

Учитель: А почему?

Ученик: Они отсутствуют в словаре, так как их написание не надо запоминать. Написание слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

Учитель: А тема нашего урока?  Дефис между частями слова в наречиях. И сегодня мы с вами должны… (перехожу к слайду с целями).

Цели урока:

  1. Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.
  2. Знакомство с условиями написания наречия через дефис.
  3. Формирование:
  • умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;
  • умения отличать наречия от других частей речи.

3. Подведение учащихся к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята, а что же такое  дефис в русском языке?  

Ученик: Орфограмма.

Учитель (переходит к работе со следующим слайдом): Ребята, внимательно посмотрите на слайд и давайте постараемся  выделить общие условия выбора орфограммы дефис для названных вами частей речи.  

Желающий  отвечать ученик подходит к слайду и делает вывод, обращаясь к примерам на слайде. Только вспоминаем: сущ., прил., мест.

1. Лексическое значение слова: - стороны горизонта и оттенки цвета.

 2. Способ образования слова.  

- если слова образованы с помощью суффиксов –то, -либо, -нибудь или приставки кое-;

- если слова образованы сложением слов (диван – кровать) или повтором слов (яркий -яркий);

- если сложное прилагательное образовано  из сочинительного словосочетания выпукло – вогнутый, русско-английский;

- если имена существительные образованы с помощью приставки пол- .

Учитель: Но на этом уроке перед нами стоит задача – познакомиться с написанием через  дефис частей слов  в наречиях. И сейчас давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Внимание, на экран.

Какая значимая часть слова (морфема) участвует в  образовании наречий, которые пишутся через дефис?

Ответы учеников (приставка, суффикс, приставка и суффикс, повтор слов и т.д.)

Определили способы образования слов.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Когда наречия пишутся через дефис? (ответы учеников)  Сравниваем ответы со слайдом.

Учитель: А теперь поработаем с учебником, открываем его на с.115-116 и находим теоретический материал в голубой рамочке.

Вслух читает ………(фамилия, имя учащегося).

Учитель: Мы правильный вывод о написании наречия через дефис сделали?

Ученик: Да.

Учитель: Что - то новое из учебника узнали?

Ученик: Из учебника нет, а вот со слайда, да.

4. Закрепление материала.

Учитель: Обратите внимание,  на с.117 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

Ученик: Словарные.

Учитель прикрепляет магнитом на доску словарные слова.

Словарные слова

давным–давно

волей–неволей

видимо–невидимо

мало–помалу

точь-в-точь

бок о бок

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо?

Ученик: Правописание большинства объяснимо.

Учитель: Правописание  каких наречий можно объяснить?

Ученик: Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь.

Учитель дает задание классу: по учебнику из материалов для наблюдений на стр.117,118 выбираете по два-три примера и выполняете упр. 251, 254в тетради.

Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых детей.

Следующий этап работы. На доске написан текст (на партах учеников этот текст имеется)                                   РАЗДАТЬ

(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту  чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

Учитель приглашает к доске одного учащегося поработать у доски самостоятельно, раскрывая скобки так, « как это мы делаем в печатной тетради, готовясь  объяснять условия выбора орфограмм».  Остальные ребята работают в тетрадях и выписывают наречия  с вновь изученной орфограммой.

Ученик у доски готов отвечать, все ребята сверяются с доской.

Учитель, обращаясь к отвечающему: Почему ты решил, что по зимнему это прилагательное  предлогом? (ответ ученика).

Учитель магнитом прикрепляет  распечатанные словосочетания по зимнему (насту) и  по-зимнему (одет) Ученик объясняет, используя для примера словосочетания, прикрепленные учителем на доску, что наречие обозначает признак действия, а прилагательное  обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно,  пишутся по-разному.

Учитель, обращаясь к ученику: Слышатся слова одинаково?

Ученик: Да.

Учитель: А ведь пишутся они по-разному. И как в русском языке называются такие слова?  

Ученик: Омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

Учитель: Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?

Ученик: Для определения части речи. (Учитель оценивает ответ учащегося)

Учитель, обращаясь к классу: Самостоятельно прочитайте материалы для наблюдений в учебнике на с.117, 119. Ребята, какой мы можем сделать вывод?

Ученик: Действительно, важно определить часть речи, прежде чем делать вывод о  написании слова.

Учитель: 3, 4 группы начинают работать с  упр. 251 с первой парой предложений, а 1,2 группы, внимание на экран.

Учитель заслушивает варианты предложений и показывает на слайде свой вариант предложений.

Далее, учащиеся получают тестовое задание, которое выполняют сразу на карточках.

Заготовки таблиц  уже есть у каждого.  СЛАЙД  ПРОВЕРИТЬ РАЗДАТЬ

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)

  1. Укажите, какое слово надо писать через дефис:

а) (в)трое;        в) (в)троем;

б) (в)третьих;                     г) (в)третьей.

  1. В каком предложении выделенное слово – наречие?

а) Солнце светит по-весеннему.

б) По весеннему небу плывут облака.

      3.   Как пишутся данные наречия?

      (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)

      а) слитно;   б) раздельно;   в) через дефис.

1.

2.

3.

                              Работу выполнил(а) ___________________________________

Тест по теме  «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)

  1. Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на -ых (-их), пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

а) (в)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)даль.

б) (в)третьих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых.

2.  Наречия, образованные приставкой по и заканчивающиеся на –ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

а) (по)больше, (по)короче, (по)дальше.

б) (по)царски, (по)боевому, (по)нашему.

3.  Найдите правильный разбор наречий по составу:

а)  по-весеннему;                     б) по-весеннему;

в)  по-весеннему;                     г) по-весеннему.

4. В каких предложениях выделенное слово – наречие?

а) (По)весеннему шумит лес.

б) (По)зимнему лесу двигались подводы.

в) (По)летнему лесу приятно идти.

г) Настроение было (по)осеннему грустное.

1.

2.

3.

4.

                                              Работу выполнил(а) ____________________

На выполнение теста отводится 3 минуты.

Дежурный после выполнения теста собирает  с края парт работы.

Учитель: Проверяем себя сами, сверяемся со слайдом.

6. Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

  1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)
  2. Когда наречия мы пишем через дефис? (ответы учеников и слайд «Дефис между частями слова в наречиях» см. выше и в презентации)
  3. Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).

    Учитель:  Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде дети отвечают утвердительно).

                                   Цели урока достигнуты?

  1. Повторили  орфограмму дефис в словах разных частей речи?
  2. Познакомились с условиями написания наречия через дефис?
  3. Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?
  4.  Умеем отличать наречия от других частей речи?          

Учитель объявляет оценки за урок.

7. Домашнее задание. Слайд. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дефис между частями слова в наречиях

Слайд 2

Распредели слова Нежно-голубой, юго-запад, кое-кто нежданный, русско-английский, кто-нибудь, желто-синий, что-либо недосягаемое, кто-либо, горько-соленый огурец.

Слайд 3

Прилагательные Нежно-голубой горько-соленый огурец русско-английский недосягаемое желто-синий Неопределенные местоимения кое-кто нежданный кто-нибудь что-либо недосягаемое кто-либо

Слайд 4

Правописание орфограммы дефис в словах разных частей речи Имена существительные Имена прилагательные Местоимения юго-запад, северо-восток (стороны горизонта) пол-арбуза пол-Москвы (с приставкой пол-) диван-кровать ковер-самолет (сложение слов) горько-соленый (горький и соленый); русско-английский (русский и английский); желто - синий; нежно-голубой (оттенки цвета); яркий–яркий; близкий–близкий. (повтор слов) ¬ кое-кто, /\ кто-то /\ кто-нибудь /\ что-либо /\ кто - либо

Слайд 5

Цели урока: Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи. Знакомство с условиями написания наречия через дефис. Формирование: умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях; умения отличать наречия от других частей речи.

Слайд 6

Дефис между частями слова в наречиях

Слайд 7

/\ где – то, /\ когда – нибудь /\ суффиксальный где – либо способ /\ откуда – то ¬ кое – где ¬ приставочный кое – куда способ

Слайд 8

¬ /\ во – первых ( от первый ) ¬ /\ в – третьих (от третий ) ¬ /\ по - вашему (от ваш ) ¬ /\ одет по- зимнему (от зимний) ¬ /\ по – новому (от новый) ¬ /\ поступил по – товарищески (от товарищеский ) приставочно – суффиксальный способ

Слайд 9

близко – близко повтор слов еле – еле видимо – невидимо мало - помалу повтор того же корня, осложненного приставками и суффиксами нежданно – негаданно повтор синонимов

Слайд 10

Дефис между частями слова в наречиях по–зимнему по-новому по-товарищески по-вашему во-первых в-третьих кое–где откуда-нибудь куда-либо, куда-то чуть-чуть, еле-еле мало-помалу, видимо-невидимо нежданно-негаданно

Слайд 11

Я иду по осеннему лесу, любуясь многообразными красками осени. В лесу по-осеннему свежо и приятно.

Слайд 12

какому? Я иду по осеннему лесу, любуясь многообразными красками осени. (или: Я иду по осеннему лесу и любуюсь многообразными красками осени.) как? В лесу по-осеннему свежо и приятно.

Слайд 13

Запомни! Словарные слова давным–давно волей–неволей видимо–невидимо мало–помалу точь-в-точь точка в точку бок о бок

Слайд 14

Ответы к тесту по теме «Дефис между частями слова в наречиях» 3,4 – я группы 1. Укажите, какое слово надо писать через дефис: а) втрое; в) втроем; б) в-третьих; г) в третьей. 2. В каком предложении выделенное слово – наречие? а) Солнце светит по-весеннему. б) По весеннему небу плывут облака. 3. Как пишутся данные наречия? едва-едва, крепко-накрепко, точь-в-точь а) слитно; б) раздельно; в) через дефис. 1 ,2– я группы 1. Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на - ых (-их) , пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу? а) внизу, вправо, впереди, вкрутую, вдаль. б) в-третьих, в-шестых, в-пятых, во-первых. 2. Наречия, образованные приставкой по- и заканчивающиеся на –ому, -ему, -и , пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу. а) побольше, покороче, подальше. б) по-царски, по-боевому, по-нашему. 3. Найдите правильный разбор наречий по составу: а) по-весеннему; б) по-весеннему; в) по-весеннему; г) по-весеннему. 4. В каких предложениях выделенное слово - наречие? а) По-весеннему шумит лес. б) По зимнему лесу двигались подводы. в) По летнему лесу приятно идти. г) Настроение было по-осеннему грустное .

Слайд 15

Дефис между частями слова в наречиях по–зимнему по-новому по-товарищески по-вашему во-первых в-третьих кое–где откуда-нибудь куда-либо, куда-то чуть-чуть, еле-еле мало-помалу, видимо-невидимо нежданно-негаданно

Слайд 16

Домашнее задание По учебнику: § 42,орфограмма № 62, упр. 253 (выборочно предложения 2,5,6,7) ; дополнительное задание: Изучить интернет-ресурсы и составить тест на изученную тему.

Слайд 17

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» 1-вариант 1. Укажите, какое слово надо писать через дефис: а) (в)трое; в) (в)троем; б) (в)третьих; г) (в)третьей. 2. В каком предложении выделенное слово – наречие? а) Солнце светит по-весеннему. б) По весеннему небу плывут облака. 3. Как пишутся данные наречия? (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь) а) слитно; б) раздельно; в) через дефис. 2-вариант 1. Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на - ых (-их) , пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу? а) (в)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)даль. б) (в)третьих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых. 2. Наречия, образованные приставкой по- и заканчивающиеся на –ому, -ему, -и , пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу. а) (по)больше, (по)короче, (по)дальше. б) (по)царски, (по)боевому, (по)нашему. 3. В каких предложениях выделенное слово - наречие? а) (По)весеннему шумит лес. б) (По)зимнему лесу двигались подводы. в) (По)летнему лесу приятно идти. г) Настроение было (по)осеннему грустное .

Слайд 18

Рефлексия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 19

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b52b88-3c60-481b-bc0c-fec3cd75a2cb/%5BRUS6_118%5D_%5BIA_090%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/93b52b88-3c6 0-481b-bc0c-fec3cd75a2cb/%5BR US6_118%5D_%5BIA_ 090% 5D. swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Данный урок содержит материал для изучения дефиса между частями слов в наречиях для 7 класса....