Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс, разработана в соответствии с ФКГОС к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшин, М.А. Мищериной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10-11_klass.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский язык 10 – 11 классы
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2014г.
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», где в ознакомительном объеме даны теоретические сведения, изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Необходимо формирование и развитие навыков структуирования теоретического материала, составления схем, планов, алгоритмов рассуждения.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст ной и письменной речи);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Структура школьного курса русского языка в 10 классе
Введение
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.
2 См. также раздел «Культура речи».
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
В результате изучения русского языка ученик должен
знать / понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, межличностному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Структура школьного курса русского языка в 11 классе
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отри цательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и одно составные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространен ные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соедини тельное тире. Интонационное тире.Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препи нания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Система упражнений
Упражнения, включенные в учебник, делятся на три группы: тренировочные, обобщающие, контрольные.
Тренировочные направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов.
Объяснительные упражнения направлены на формирование первичных аналитических навыков опознания и мотивированного выбора решения лингвистической задачи.
Второй уровень тренировочных упражнений - комментированное письмо, направленное на формирование правописных и аналитических навыков.
Тренировочные упражнения готовят учащихся к выполнению обобщающих упражнений, требующих от школьников целого комплекса навыков и умений и систематизации имеющихся знаний.
Логическим завершением тренировочной части урока является выполнение контрольных упражнений.
Качественное обучение невозможно без стройной системы повторения и обобщения.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:
- В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского народа;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы языка, их признаки;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
- уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения;
- извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения;
использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и пунктуации, культуры речи, стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении;
- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нор мах русского литературного языка.
Основные направления работы по русскому языку в 10 -11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков само контроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Список использованной литературы
- Голъцова, Н.Г., И.В.Шамшин. Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык.. 10-11 классы.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
- Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. Тематическое и поурочное планирование. Русский язык 10-11 классы. – М.: «Русское слово – учебник», 2012г.
- Н.В, Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако»,2013г.
- Влодавская Е.А. Русский язык. Поурочное планирование. – М.: «Экзамен», 2010.
- Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL
www. gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm
2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :www.labirint.ru/software/135117/
Русский язык. 10 класс. Примерное календарно-тематическое планирование.
Авторы учебника: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.
№ урока | дата | Тема урока | Количество | Основные термины и понятия | Внутрипредмет-ные связи | Практические навыки | Правописные навыки | |
часов | ||||||||
1 | Слово о | 1 | Русский литературный язык, | Знакомство с вы- | Составление | |||
русском | государственный язык, язык | дающимися оте- | плана текста | |||||
языке. | межнационального общения. . | чественными ли- | развитие на- | |||||
Функциональные ссстилистили,нор- | нгвистами. | выков сос- | ||||||
литературного языка, русский язык среди языков мира. | тавления связного монологичес кого выска- зывания на лингвистическую тему. | |||||||
2 | Лексика. | Значение слова, изобразитель | Культура речи. | Изобразите- | Анализ лексичес | |||
Фразеология. | 1 | но-выразительные средства | Лексические | льно- вырази | ких средств орга | |||
Лексикография. | языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимство вания, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы. | нормы. | тельные возможности языка. | низации текста. Работа с толковым словарем. Словари синонимов, антонимов, паронимов. | ||||
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 1 | Основные лингвистические единицы фонетики, звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. | Культура речи. Орфоэпические нормы правописания. | Упр. № 405. | Фонетический разбор, формирование орфографических навыков. | ||
4 - 5 | Состав слова. Словообразование. Формообразование. | 51 1 1 | Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словообразовательным словарем, словарем морфем. | Основные словообразовательные модели русского языка. | ||
6 | Орфография. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. | Развитие навыков связной логической речи. | ||
7- 8 | Употребление гласных после шипящих и ц. Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных и сочетаний. | 2 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. | Развитие навыков связной логической речи. | ||
9 | Правописание гласных и согласных в приставках. Написание двойных согласных. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. | Развитие навыков связной логической речи. | ||
10 – | Приставки -пре и –при. Гласные и-ы после приставок. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. | Развитие навыков связной логической речи. | ||
11 | Употребление ъ и ь. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. | Развитие навыков связной логической речи. | ||
12 | Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 1 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. | Развитие навыков связной логической речи. | ||
13 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Правописание орфограмм. | |||||
14- 15 16 | Контрольный диктант по теме «Орфо графия» Правописание падежных окончаний и гласные в суффиксах имен существи-тельных. Правописание сложных существитель-ных. | 1 1 1 | Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Правописание сложных имен существительных | Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имен существительных. | Морфологический разбор имен существи- тельных. | Правописание падежных окон- чаний имен существительных, правописание суффиксов имен существительных. | ||
17 18 19 | Прилагате- льное как часть речи. Правописание окончаний. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 1 1 1 | Морфологические признаки имени прилагательного. Раз- ряды имен прилагательных, степени сравнения имен прилагательных. | Стилистика. Стилистические особенности упот- ребления полных и кратких имен при- лагательных. | Морфологический разбор имен прилагательных. | |||
20 21 | Имя числи- тельное как часть речи. Склонение числительных. Правописание и употребление числительных. | 1 1 | Морфологические признаки имен числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные. | Культура речи: образование и употребление чис-лительных в речи. | Морфологический разбор числительных. | Правописание окончаний имен числительных. | ||
22 | Местоимение как часть речи. | 1 | Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений. | Культура речи. Стилистика: употребление местоимений времени. | Морфологический разбор местоимений. | Правописание местоимений. | ||
23 | Глагол как часть речи. | 1 | Морфологические признаки глагола как части речи. Спряжение глагола. Неопределенная форма глагола. Категория наклонения глагола. Время глагола. Категория вида глагола. | Культура речи. Стилистика: особенности упот-ребления в речи различных форм глаголов. Синонимия глагольных форм. | Морфологический разбор глагола. | Правописание личных оконча-ний глагола. Пра вописание суффиксов глагола. Правописание ь в глагольных формах. Ъ | ||
24 | Причастие как глагольная форма. | 1 | Морфологические признаки причастия. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий. | Стилистика, культура речи: особенности употребления причастий в речи. Синтаксис и пунктуация: право-писание обособленных определений, выраженных причастными оборотами. | Морфологический разбор причастий. Образование разных форм причастий. | Правописание окончаний при-частий; правописание гласных в суффи ксах причастий; правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | ||
25 | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | Морфологические признаки деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия , деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия. | Стилистика, культура речи: особенности употребления деепричастий в речи. Синонимические возможности употребления глагольных форм. Обособление причастий и дееп-ричастных оборотов. | Морфологический разбор деепричастий; образование деепричастий | Правописание деепричастий. | ||
26 | Комплексный анализ текста по теме «Морфология. Орфография | 1 | Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий. | Стилистика, культура речи: особенности употребления наречий в речи. | Морфологический разбор наречий; образование наречий. | Правописание гласных О-А на конце наречий; написание Ь после шипящих на конце наречий; написание отрицательных наречий; слитное, раздельное, дефисное написание наречий. | ||
27 | Наречие как глагольная форма. | 1 | Правописание орфограмм. | |||||
28 | Слова категории состояния. | 1 | Морфологические особенности слов категории состояния, лексико-семантические группы слов категории состояния. | Стилистика, культура речи: употребление в речи слов категории состояния. | Морфологический разбор слов категории состояния, омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных. | |||
29 | Предлог как служебная часть речи. | 1 | Морфологические особенности предлогов. Типы предлогов по структуре, по значению. | Стилистика, культура речи: уместное употребление предлогов в речи. Синонимия предлогов. | Морфологический разбор предлогов. | Слитное, дефисное, раздельное написание предлогов. | ||
30 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. | 1 | Союзы, союзные слова, союзы сочинительные, союзы подчинительные, союзы простые/ составные, производные/не производные. | Стилистика, культура речи синонимия и антонимия союзов. Синтаксис и пунктуация: знаки препинания при однородных членах и частях Сложного предложения. | Морфологический разбор союзов; союзы и союзные слова. | Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им союзных слов. | ||
31 | Частицы. | 2 | Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные,уточняющие,отрицательные, формообразующие. | Стилистика, культура речи: особенности употребления частиц в речи. | Морфологи-ческий разбор частиц. | Раздельное и дефисное написание частиц, правописание частиц НЕ и НИ. | ||
32 | Междометие как особый разряд слов. | 1 | Междометие как особый разряд слов; типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова. | Морфология: переход междометий и звукоподражательных слов в знаменательные части речи. | Морфологи-ческий разбор междометий. | Знаки препинания при междометиях и звукоподражательных словах; правописание междометий и звукоподражательных слов. | ||
33 34 | Тест в формате ЕГЭ. |
Русский язык. 11 класс. Примерное календарно-тематическое планирование.
Авторы учебника: Н. Г. Гольцова,
И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.
№ урока | дата | Тема урока | Количество | Основные термины и понятия | Внутрипредмет-ные связи | Практические навыки | Правописные навыки | |
часов | ||||||||
1 | Синтаксис. | 1 | Синтаксис, единицы синтак- | Части речи и чле- | Пунктуа- | Обобщенный | ||
Пунктуация | сиса, предложения, словосоче- | ны предложения, | ционный ана- | алгоритм поста- | ||||
Основные | тания, пунктуация, пунктуа- | единицы морфо- | лиз предло- | новки знаков | ||||
принципы | ционный разбор. Знаки | логии и единицы | жения. | препинания с | ||||
русской пунктуации . | препинания, функции знаков препинания. | синтаксиса. | опорой на функции знаков препинания. | |||||
2 | Словосоче- | 1 | Словосочетание; типы слово- | Синонимия сло- | Порядок | |||
тание как | сочетаний по структуре, еди | восочетаний раз- | синтаксиче- | |||||
синтаксиче - | ницы словосочетания, виды | ного грамматиче- | ского разбо- | |||||
ская единица. | подчинительной связи в словосочетании. | ского строения. | ра словосочетаний. | |||||
3-4 | Предложение как единица синтаксиса | 2 | Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и | Морфология: морфологические способы выражения главных и второстепенных | Порядок синтаксического разбора предложений. | Знаки препинания в конце предложения. | ||
чню всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения | Семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения | членов предложения. Интонирование предложений разных типов. | ||||||
5 | Постановка тире в простом предложении. Проверочная работа по теме прррпре предложение | 1 1 | Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация | Пунктуационный анализ, изобразительно-выразительные средства языка, интонационный рисунок простого предложения. | Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения | Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире, интонационное тире | ||
6-7 | Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. | 2 2 | Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения. | Синтаксис: словосочетание, строение словосочетания. Стилистика, культура речи употребление предложений с однородными членами. | Синтаксический разбор простого предложения. | Знаки препинания при однородных членах предложения; знаки препинания при однородных и неоднородных определениях; знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | ||
8 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами | 1 | Однородные члены предложения. | Морфология: союзы, типы союзов. | Синтаксический разбор простого предложения. | Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых: - неповторяющ имися союзами; - повторяющи мися союзами; - двойными союзами | ||
9 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Обобщающиеся слова при однородных членах предложения | Синтаксический разбор простого предложения. | Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах | |||
10 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 1 | Обособленные члены предложения; обособленные определения | Морфология: имена прилагательные, причастия, имена существительные (морфологическая форма выражения определения). | Определение главного и зависимого слов при обособленных определениях. | Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определений. | ||
11 | Обособленные приложения | 1 1 | Приложения, обособленные приложения | Синтаксис: приложение как второстепенный член предложения. Морфология: морфологическая форма . | Анализ структуры простого предложения. | Знаки препинания при обособленных приложениях | ||
12-13 | Обособленные обстоятельства и дополнения | 2 | Обстоятельства, дополнения, обособление. | Стилистика, культура речи: изобразительные возможности обособленных членов предложения | Анализ структуры простого предложения | Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространенных обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях. | ||
14 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | Уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения | Стилистика, культура речи: синонимия обособленных членов предложения | Анализ структуры простого предложения | Знаки препинания при присоединительных членах предложения, уточняющих членах предложения, пояснительных членах предложения | ||
15 | Уточняющие члены предложения | 1 | Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительных оборотов. | Морфология: сравнительные союзы, повторение орфографии. | Условия выделения запятыми сравнительных оборотов. | Знаки препинания при сравнительном обороте | ||
16 | Знаки препинания при сравнительном обороте | 1 | Грамматические конструкции, не являющиеся членами предложения | Стилистика, культуры речи: обращения в текстах разных стилей | Анализ структуры простого предложения | Знаки препинания при обращениях | ||
17 | Знаки препинания при обращениях | 1 | Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению | Смысловые оттенки, которые придают предложению вводные слова и вставные конструкции | Различение вводных слов и омонимичных им конструкций | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | ||
18- 19 | Вводные слова и вставные конструкции. Междометия | 2 | Знаки препинания в простых предло- жениях | |||||
20 | Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | Сложные предложения, типы сложных предложений | Морфология, типы сочинительных союзов, типы подчинительных союзов | Синтаксический разбор сложного предложения | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | ||
21 | Знаки препинания в сложнопод- чиненном предложении с одним придаточным | 1 | Сложноподчиненные предложения; главная часть, придаточное предложение, виды придаточных | Синонимия простых осложненных предложений и сложных предложений | Синтаксический разбор сложного предложения | Знаки препинания в сложно-подчиненном предложении с одним придаточным | ||
22 | Знаки препинания в сложнопод чиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение | Синонимия синтаксических конструкций | Анализ структуры простого предложения | Знаки препинания в сложнопод- чиненном предложении с несколькими придаточными | ||
23 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | Бессоюзные сложные предложения, значение частей сложного бессоюзного предложения | Синонимия разных типов синтаксических конструкций | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | ||
24-25 | Сложные предложения с разными видами связи | 2 | Сложная синтаксическая конструкция, период | Изобразительно-выразительные возможности предложений с разными видами связи | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи | ||
26 | Контрольный тест по теме «Сложное предложение» | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях | |||||
27 | Способы передачи чужой речи Знаки препинания при цитатах | 1 | Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно – прямая речь Цитата, способы оформления цитат | Эпиграф, способы его оформления. Стилистика: цитаты разных стилей. | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания при цитатах | ||
28 | Сочетание знаков препинания | 1 | Знаки препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания, альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. | Стилистические возможности знаков препинания | Анализ структуры простого и сложного предложения | Сочетание знаков препинания | ||
29 | Авторская пунктуация | 1 | Авторские знаки препинания | Экспрессивно-стилистические функции авторских знаков препинания | Анализ текста | Постановка авторских знаков препинания | ||
30 | Культура речи | 1 | Нормы речи | Орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис | Анализ текста | |||
31 | Культура речи. Ораторское мастерство | 1 | Качества хорошей речи | Риторика | Анализ текста | |||
32 | Стилистика Анализ текста | 1 | Функциональные стили и их особенности Стиль речи, тип речи | Лексика | Анализ текста | |||
33- 34 | Контрольный тест в формате ЕГЭ | 1 | Проверка полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...