РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 8 КЛАССА
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_8_kl.doc | 553.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе _____________ Т.В. Колтунова _____________ 2014г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № _________________ 2014г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор образовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
Разработчик программы: Долганина Мария Михайловна, учитель русского языка и чтения. Педстаж - 27 лет, высшая квалификационная категория |
с. Александровское
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по письму и развитию речи…………………………………………………………
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи ………………………………………………………………...
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи …………………………………...
3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи ……………
4. Планируемые результаты освоения обучающими с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи»…………………………………………….
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения…………
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Письмо и развитие речи» в 8 классе:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
2. Конституция Российской Федерации (1993 года).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
6. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897).
7. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).
8. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
9. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
10. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
12. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
15. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».
16. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-9 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2014-2015 учебный год.
17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
18. Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23.
19. Методическое письмо «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» от 14 октября 1983 года №263-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1983. - №31. – с.14 – 31.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи.
Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки письма и развития речи в 8 классе проводятся 4 раза в неделю.
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе, поэтому на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени.
Программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся, воспитанникам хотя элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.
Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.
Структурно и содержательно программа для 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков развития устной речи в 5-7 классе и рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в неделю.
1.3. Адресат: рабочая учебная программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
1.4. Срок реализации настоящей программы по предмету «Письмо и развитие речи» - 1 учебный год.
1.5. Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС основного общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Письмо и развитие речи».
1.6. Цель уроков письма и развития речи:
формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников и облегчения их адаптации после окончания школы. Практическая направленность программного материала – нацеленность на формирование у обучающихся, воспитанников речевых навыков.
1.7. Задачи уроков письма и развития речи:
1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
2. Повысить уровень общего развития обучающихся, воспитанников;
3. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. Развивать нравственные качества школьников.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
1.8. Основополагающие принципы.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
2.1. Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
2.2. Формы работы - урок.
2.3. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
2.4. Типы уроков:
- изучение нового материала и первичного закрепления;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция умений и навыков;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра и др.)
2.5. Межпредметные связи:
- русский язык- СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
- русский язык — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
- русский язык — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики);
- русский язык – математика (написание названий чисел, поиск нужной страницы в учебнике);
- русский язык – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 8 класса коррекционной школы VIII вида, включает 136 часов в год. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися, воспитанниками. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
2.6. Примерная тематика.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников 8 класса развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Значительное место в курсе русского языка 8 класса отводится изучению частей речи, использования их в речи, а также практическому закреплению наиболее распространённых правил правописания слов.
Прививаются навыки делового письма в написании телеграммы, объяснительной записки, заявления о приёме на работу, заполнении
бланков по платежам за коммунальные услуги, письма.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в 8 классе
№ | Дата | Тема урока | Кол.час | Тип урока | Коррекционные приёмы | Словарь | Виды работы по развитию речи | Повторение | Оборудование | Домашнее задание | |
Повторение (7 часов) | |||||||||||
1. | Простое и сложное предложение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция познавательной деятельности (узнавание, различение, сравнение) | предложение | Дописать предложения определить их вид | Предложение | Таблица № 5 по теме «Предложение» ММО | Упр. № 1, выуч. правило на с. 6 | ||
2. | Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления (узнавание, различение, сравнение) | подлежащее сказуемое | Составление простых и сложных предложений | Члены предложения | Таблица № 1 по теме «Члены предложения» ММО | Упр. № 4, повт. правило на с. 6 | ||
3. | Сложные предложения с союзами и, а, но и без них | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) | Отечество гражданин Конституция | Составление предложений с союзами и без них | Предложение | Таблица по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. № 6, выуч. правило на с. 9 | ||
4. | Диагностическая контрольная работа | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 6, 9 | ||||
5. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления | Исправление ошибок Составление предложений | Предложение | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
6. | Однородные члены предложения | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) | антракт | Составление предложений с однородными членами | Члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены предложения» ММО | Упр. № 14, выуч. правило на с. 13 | ||
7. | Практические упражнения. Деловое письмо: объяснительная записка | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | объяснение | Составление объяснительной записки | Однородные члены предложения | Образец объяснительной записки ММО | Упр. № 16, Составить объяснительную записку | |||
Состав слова ( 17 часов) | |||||||||||
8. | Состав слова. Разные по составу слова | 1 | Изучение нового материала | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) | суффикс | Образование однокоренных слов | Простое и сложное предложение | Таблица Р2-4 по теме «Состав слова» ММО | Упр. № 19, выуч. правило на с. 18, 20 | ||
9. | Однокоренные слова. Разбор слова по составу | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | однокоренные родственные | Разбор слов по составу | Корень | Схема № 8 по теме «Корень слова» ММО | Упр. № 23, повт. правило на с. 18, 20 | ||
10. | Практические упражнения. Состав слова. Словарный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | аппарат | Образование однокоренных слов по схеме | Однокоренные слова | Таблица Р2-21 по теме «Состав слова» ММО | Упр. № 27, повт. правило на с. 18, 20 | ||
11. | Единообразное написание ударных и безударных гласных | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез | бассейн | Подбор проверочных слов | Звонкие и глухие согласные | Таблица №4 по теме «Безударные гласные» ММО | Упр. № 28, выуч. правило на с. 24 | ||
12. | Единообразное написание звонких и глухих согласных | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | беречь | Составление предложений по данному началу | Ударные и безударные гласные | Таблица по теме «звонкие и глухие согласные» ММО | Упр. № 32, выуч. правило на с. 24 | ||
13. | Образование слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | демократия демонстрация | Образование слов с помощью приставок и суффиксов | Суффикс | Таблица Р2-7. Р2-9 по теме «Состав слова» ММО | Упр. № 35, повт. правило на с. 24 | ||
14. | Гласные и согласные в приставках | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | бригада | Образование слов с приставками | Приставка | Таблица Р2-7 по теме «Приставки в словах» ММО | Упр. № 41, повт. правило на с. 29 | ||
15. | Приставка и предлог | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | бутерброд | Образование словосочетаний | Приставки с о и а | Таблица № 8 по теме «Приставка и предлог ММО | Упр. № 46, повт. правило на с. 31 | ||
16. | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 31 | ||||
17. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок Составление предложений | Правила на знакомые орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
18. | Сложные слова | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез | землетрясение радиоприёмник | Составление предложений со сложными словами | Корень слова | Схема «Сложные слова» ММО | Упр. № 54, повт. правило на с. 37 | ||
19. | Образование сложных слов с соединительными гласными | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | микро- аква- аэро- теле- фото- | Образование сложных слов Составление предложений | Безударные гласные в корне | Карточки с частями сложных слов ММО | Упр. № 54, повт. правило на с. 37 | ||
20. | Практические упражнения. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | аэродром типография телеграф электростанция | Образование сложных слов | Сложные слова | Схема «Сложные слова» ММО | Упр. № 58, повт. правило на с. 37 | ||
21. | Практические упражнения. Сложные слова. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | велосипед | Составление предложений по данному концу | Состав слова | Схема «Состав слова» ММО | Отвечать на вопросы на с. 45-47 | ||
22. | Практические упражнения. Деловое письмо: автобиография | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | автобиография | Составление автобиографии | Деловые бумаги | Образец автобиографии ММО | Упр. 63, написать по плану свою автобиографию | ||
23. | Контрольный диктант по теме «Сложные слова» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 37 | ||||
24. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок Составление предложений | Правила на знакомые орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
Части речи (78 часов) Имя существительное ( 16 часов) | |||||||||||
25. | Части речи | 1 | Изучение нового материала | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | образование квалификация | Составление предложений о зиме | Части речи | Таблица №6 по теме «Части речи» ММО | Упр. 68, повт. правило на с. 48 | ||
26. | Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени существительного. | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция восприятия и мышления (узнавание, различение) | гардероб | Составление предложений на тему «Мой друг» | Части речи | Таблица по теме «Имя существительное» ММО | Упр. 70, повт. правило на с. 52 | ||
27. | Имя собственное | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | гастроном | Составление предложений с именами собственными | Имя существительное | Таблица по теме «Имя существительное» ММО | Упр. 75, повт. правило на с. 54 | ||
28. | Существительные единственного числа с шипящей на конце. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | государство | Работа над деформированным текстом | Имя собственное | Таблица № 7 по теме «Правописание Ь после шипящих на конце существительных» ММО | Упр. 78, повт. правило на с. 58 | ||
29. | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | национальность территория | Составление словосочетаний | Существительное с шипящей на конце | Таблица по теме «Склонение» ММО | Упр. 81, повт. склонение существит. | ||
30. | Проверочные слова. Правописание падежных окончаний существительных единственного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | делегат | Дописать предложений | Падежи | Таблица № 7 по теме «Падежи» ММО | Упр. 85, повт. правило на с. 63 | ||
31. | Практические упражнения. Склонение имён существительных в единственном числе Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | документ | Работа над деформированным текстом Диктант | Имя существительное | Таблица по теме «Склонение» ММО | Упр. 89, повт. правило на с. 63 | ||
32. | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, сравнение) | кабинет | Составление предложений по опорным словам | Склонение имён существительных | Таблица Р3-3 по теме «Падежи» ММО | Упр. 92, повт. правило на с. 66 | ||
33. | Имена существительные с шипящей на конце | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и восприятия (узнавание, сравнение) | экскаватор эскалатор элеватор | Составление предложений со словами с шипящими на конце | Число имен существительных | Таблица № 7 по теме «Существительное с шипящей на конце» ММО | Упр. 95, повт. правило на с. 68 | ||
34. | Практические упражнения. Имена существительные с шипящей на конце | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | километр | Составление предложений по опорным словам | Склонение имён существительных | Таблица по теме «Падежи» ММО | Упр. 92, повт. правило на с. 66 | ||
35. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 72 | ||||
36. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Имя существительное | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
37. | Практические упражнения. Деловое письмо: расписка | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия | расписка | Работа над деформированным текстом | Деловые бумаги | Образец подписанного конверта ММО | Упр. 107, подписать конверт | ||
38. | Практические упражнения. Несклоняемые существительные | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | лекарство | Составление предложений с несклоняемыми существительными | Несклоняемые существительные | Таблица по теме «Склонение» ММО | Отвечать на вопросы на с. 78, 79 | ||
39. | Сочинение о лесе по готовому плану (по упр. 98) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция наглядно-образного мышления Анализ, синтез | бригада тишь срез мощь | Составление предложений по данным словосочетаниям | Как писать сочинение | План по упр. 98 ММО | Записать сочинение в тетрадь | ||
40. | Несклоняемые существительные | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание) | фойе кафе пианино | Составление предложений с несклоняемыми словами | Склонение имён существительных | Таблица по теме «Склонение» ММО | Упр. 102, повт. правило на с. 72 | ||
Имя прилагательное (15 часов) | |||||||||||
41. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Изучение нового материала | Коррекция слухового и зрительного восприятия (узнавание, различение) | галантерея кулинария | Составление словосочетаний | Части речи | Таблица по теме «Части речи» ММО | Упр. 109, повт. правило на с. 80 | ||
42. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | литература | Составление предложений | Имя прилагательное | Таблица по теме «Имя прилагательное» ММО | Упр. 113, повт. правило на с. 80 | ||
43. | Родовые окончания имени прилагательного в единственном числе. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления (узнавание, различение) | манекен | Составление связного высказывания | Категории прилагательного | Таблица по теме «Род прилагательных» ММО | Упр. 115, повт. правило на с. 85 | ||
44. | Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | мастер | Составление мини-рассказа «Моя мама» | Родовые окончания прилагательного в единственном числе | Таблица № 11 по теме «Безударные окончания имён прилагательных» ММО | Упр. 120, выуч. правило на с. 89 | ||
45. | Практические упражнения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | экспедиция континент | Дописать предложения | Падежные окончания прилагательных | Таблица № 11 по теме «Безударные окончания имён прилагательных» ММО | Упр. 126, повт. правило на с. 89 | ||
46. | Практические упражнения. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания и мышления (узнавание, различение) | масштаб | Работа с деформированным текстом | Грамматические категории прилагательного | Таблица по теме «Падежи прилагательных» ММО | Упр. 129, повт. правило на с. 89 | ||
47. | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия, мышления Анализ, синтез | материк | Составление предложений на тему «Следы в лесу» | Падежные окончания прилагательных женского рода | Таблица Р3-20 по теме «Склонение прилагательных» ММО | Упр. 133, выуч. правило на с. 96 | ||
48. | Склонение имён прилагательных на --ий, -ья, -ье | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | милиция | Составление словосочетаний | Имя прилагательное | Таблица по теме «Падежи прилагательных» ММО | Упр. 135, выуч. правило на с. 97, 98 | ||
49. | Склонение имён прилагательных во множественном числе на -ьи | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | монтаж | Составление словосочетаний | Число имен прилагательных | Таблица Р3-11 по теме «Склонение прилагательных во мн.ч.» ММО | Упр. 139, выуч. правило на с. 98 | ||
50. | Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (устная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи | дружина поход половцы | Составление связного высказывания по картине | Как писать сочинение по картине | Репродукция картины Н.Рериха «Поход князя Игоря» ММО | Упр. 149, написать сочинение по плану | ||
51. | Сочинение по картине по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (письменная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Развитие речи | щиты поражение | Письменное изложение | Репродукция картины Н.Рериха «Поход князя Игоря» ММО | Повт правило на с. 98 | |||
52. | Практические упражнения. Склонение имён прилагательных. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | искусство фестиваль абонемент | Составление словосочетаний | Падежные окончания прилагательных | Таблица Р3-20 по теме «Склонение имени прилагательного» ММО | Упр. 143.Повт правило на с. 89 | ||
53. | Практические упражнения. Имя прилагательное | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения | монтаж | Составление мини-рассказа | Падежные окончания | Таблица по теме «Имя прилагательное» ММО | Отвечать на вопросы на с. 107,108 | ||
54. | Промежуточная контрольная работа | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повт правило на с. 89 | ||||
55. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Имя прилагательное | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
Местоимение (12 часов) | |||||||||||
56. | Личные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Коррекция зрительного и слухового восприятия мышления Анализ, синтез | мороженое | Составление предложений «Кем хочу быть» | Имя существительное | Таблица Р3-12 по теме «Местоимение» ММО | Упр. 150, выуч. правило на с. 110 | ||
57. | Лицо и число местоимений | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение | мотор | Работа с деформированными предложениями | Личные местоимения | Таблица № 6 по теме «Лицо и число местоимений» ММО | Упр. 153, выуч. правило на с. 111 | ||
58. | Местоимения третьего лица единственного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия. Узнавание Различение | насекомое | Составление предложений | Лицо и число местоимений | Таблица по теме «Местоимение» ММО | Упр. 155, выуч. правило на с. 112 | ||
59. | Склонение местоимений первого и второго лица | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | население | Склонение местоимений 1 и 2 лица | 3 лицо местоимений | Таблица по теме «Склонение местоимений 1 и 2 лица» ММО | Упр. 158, выуч. правило на с. 114, 115 | ||
60. | Склонение местоимений третьего лица | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | паспорт | Ответы на вопросы | Падежи | Таблица по теме «Склонение местоимений 3 лица» ММО | Упр. 162, выуч. правило на с. 117 | ||
61. | Предлоги с местоимениями | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и восприятия Анализ, синтез | патриот | Составление предложений с местоимениями | Личные местоимения | Таблица по теме «Местоимения» ММО | Упр. 166, выуч. правило на с. 120 | ||
62. | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повт правило на с. 120 | ||||
63. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на пройденные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
64. | Практические упражнения. Личные местоимения | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция логического мышления | планета | Составление мини-рассказа | Личные местоимения | Таблица по теме «Местоимения» ММО | Отвечать на вопросы на с. 127, 128 | ||
65. | Практические упражнения. Деловое письмо: заявление | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия, внимания Анализ, синтез Развитие речи | регистратура пациент бюллетень | Составление заявления | Деловые бумаги | Образец заявления ММО | Упр.174, написать заявление | ||
66. | Изложение «Мать и сын»» (упр. 385) (устная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция слухового восприятия Анализ, синтез Развитие речи | композитор портрет лестница крепостной | Устное изложение текста по плану | Правила написания изложения | Текст по упр. 385, план ММО | Дописать изложение в черновиках | ||
67. | Изложение «Мать и сын»» (упр. 385) (письменная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Развитие речи | жестокость | Письменное изложение | Текст по упр. 385 | Повт. правило на с. 117 | |||
Глагол (35 часов) | |||||||||||
68. | Глагол как часть речи | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение | платформа | Ответы на вопросы | Части речи | Таблица по теме «Понятие о глаголе» ММО | Упр. 177, выуч. правило на с. 129 | ||
69. | Значение глаголов в речи | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Узнавание Различение | почерк | Исправление ошибок в предложениях | Глагол | Таблица по теме «Глагол» ММО | Упр. 180, выуч. правило на с. 129 | ||
70. | Неопределённая форма глагола | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез | рентген операция санаторий | Составление памятки «Правила поведения в столовой» | Глагол как часть речи | Таблица по теме «Категории глагола» ММО | Упр. 183, выуч. правило на с. 136 | ||
71.. | Правописание шипящих на конце слова | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и восприятия Анализ, синтез | почтальон | Составление предложений | Неопределённая форма глагола | Таблица Р3-15 по теме «Личные окончания глаголов» ММО | Упр. 187, выуч. правило на с. 139 | ||
72 | Сочинение «Находка» по плану, иллюстрациям и опорным словосочетаниям | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция наглядно-образного мышления Анализ, синтез Развитие речи | спасение хлопоты находка каморка чашечка | Сочинение по плану, иллюстрациям и опорным словосочетаниям | Как писать сочинение по плану | Иллюстрации на с. 125 ММО | Написать сочинение по упр. 173 | ||
73. | Изменение глаголов по временам | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | программа | Составление мини-рассказа | Глагол | Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО | Упр. 191, выуч. правило на с. 142 | ||
74. | Прошедшее время глаголов. Род и число | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | секретарь швея | Составление предложений с изменением времени | Неопределённая форма глагола | Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО | Упр. 196, выуч. правило на с. 145 | ||
75. | Не с глаголами. Объяснительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и вербальной памяти Узнавание Различение | ненавидеть | Составление памятки «Поведение в спальне» | Глагол | Таблица Р2-20 по теме «Не с глаголами» ММО | Упр. 202, выуч. правило на с. 148 | ||
76. | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | продавец | Работа с деформированным текстом | Неопределённая форма глагола | Таблица Р3-14 по теме «Изменение глаголов по лицам и числам» ММО | Упр. 205, выуч. правило на с. 152, 153 | ||
77. | Правописание глаголов второго лица единственного числа. Словарный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | процент | Составление предложений | Глагол как часть речи | Таблица «2 лицо глаголов» ММО | Упр. 209, повт. правило на с. 152, 153 | ||
78. | Практические упражнения. Лицо и число глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | революция | Составление связного высказывания | Время и лицо глаголов. | Таблица по теме «Глагол» ММО | Упр. 213, повт. правило на с. 152, 153 | ||
79. | Контрольный диктант по теме «Лицо и число глаголов» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повт правило на с. 152, 153 | ||||
80. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
81. | Глаголы третьего лица | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | республика | Ответы на вопросы | Время и лицо глаголов. | Таблица по теме «Глагол» ММО | Упр. 218, повт. правило на с. 160 | ||
82. | Различение глаголов на –тся и -ться | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | рецепт | Составление предложений | Настоящее время глаголов Глаголы третьего лица | Таблица по теме «-Тся и -ться в глаголах» ММО | Упр. 222, повт. правило на с. 162 | ||
83. | Практические упражнения. Время, лицо глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | парашют | Составление предложений | Будущее время глаголов | Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО | Упр. 229, повт. правило на с. 162 | ||
84. | Сочинение по личным наблюдениям «Мой день рождения» (по упр. 231) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления на основе личных наблюдений Развитие речи | разочарование радость поздравление | Сочинение по личным наблюдениям | Опорные слова в упр. 231 ММО | Написать сочинение | |||
85. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Различение | рецепт | Творческое задание | Прошедшее время глаголов | Таблица Р2-19 «Время глаголов» ММО | повт. правило на с. 162 | ||
86. | Спряжение глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение | Россия | Составление предложений по данному началу | Время и лицо глаголов. | Таблица Р3-13 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 239, выуч. правила на с. 172, 173 | ||
87. | Сочинение по картине А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» (по упр. 240) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи | медленно лениво набегают шуршит крякает | Сочинение по картине | Как писать сочинение по картине | Репродукция картины А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» ММО | Написать сочинение | ||
88. | Личные окончания глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение | сантиметр | Составление предложений по данному концу | Спряжение глаголов. | Таблица № 11 по теме «Личные окончания глаголов» ММО | Упр. 243, выуч. правила на с. 175 | ||
89. | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | промышленность | Составление словосочетаний | Глагол | Таблица № 15 по теме «Безударные окончания глаголов» ММО | Упр. 248, выуч. правила на с. 176 | ||
90. | Второе спряжение | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение | слесарь | Составление предложений по опорным словам | Безударные окончания глаголов | Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 252, выуч. правила на с. 176 | ||
91. | Первое спряжение | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение | спектакль | Составление мини-рассказа | Спряжение глаголов. | Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 256, выуч. правила на с. 176 | ||
92. | Различение глаголов I и II спряжений. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | стадион | Творческое задание | Время и лицо глаголов. | Таблица №9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 260, повт. правила на с. 172, 173 | ||
93. | Практические упражнения. Личные окончания глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | стеречь | Составление словосочетаний | Спряжение глагола | Таблица Р3-15 по теме «Личные окончания глаголов» ММО | Упр. 266, повт. правила на с. 172, 173 | ||
94. | Практические упражнения. Спряжение глаголов. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | температура | Составление устного высказывания | Спряжение глагола | Таблица Р3-13 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 271, повт. правила на с. 172, 173 | ||
95. | Практические упражнения. Деловое письмо: заметка в стенгазету | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция восприятия Анализ, синтез | капитализм | Составление письма | Время и лицо глаголов. | Образец заметки ММО | Написать письмо по упр. 276 | ||
96. | Способы проверки безударных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание Различение | токарь | Работа над деформированным текстом | Безударные окончания глаголов | Таблица № 15 по теме «Безударные личные окончания глаголов» ММО | Упр. 282, выуч. правила на с. 193, | ||
97. | Практические упражнения. Безударные окончания глаголов. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | тренер | Дописать предложения | Спряжение глагола | Таблица № 15 по теме «Безударные личные окончания глаголов» ММО | Упр. 285, выуч. правила на с. 193, | ||
98. | Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке» (по упр. 286) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи | клёв пропажа похититель здоровье | Сочинение по рисунку | Рисунок на с. 200 компьютер | Написать сочинение | |||
99. | Практические упражнения.. Спряжение глаголов | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание Различение | тротуар | Ответы на вопросы | Спряжение глагола | Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Отвечать на вопросы на с. 201, 203 | ||
100. | Практические упражнения. Деловое письмо: анкета | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция восприятия Анализ, синтез | анкета | Заполнение анкеты | Спряжение глагола. | Образец анкеты ММО | Заполнить анкету по упр. 287 | ||
101. | Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повторить спряжение глагола | ||||
102. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на пройденные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
Предложение ( 20 часов) | |||||||||||
103. | Простое предложение нераспространённое и распространённое. Виды предложений по интонации. | 1 | Изучение нового материала | Коррекция восприятия, мышления Анализ, синтез | тренировать | Составление мини-рассказа | Предложение | Таблица № 5 по теме «Виды предложений» ММО | Упр. 290, выуч. правило на с. 205 | ||
104. | Практические упражнения. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Узнавание различение | тротуар | Составление связного высказывания | Предложение | Таблица № 1, 4 по теме «Члены предложения» ММО | Упр. 296, повт. правило на с. 205 | ||
105. | Простое предложение с однородными членами. Запятая при однородных членах | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания. Анализ, синтез | универмаг | Составление предложений | Члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 302, выуч. правило на с. 212, 213 | ||
106. | Практические упражнения. Однородные члены предложения. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | гарнитур | Составление предложений по схемам | Члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 305, повт. правило на с. 212, 213 | ||
107. | Нераспространённые однородные члены | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | хирург | Составление предложений | Члены предложения | Схемы по теме «Нераспространённые однородные члены» ММО | Упр. 308, выуч. правило на с. 215 | ||
108. | Практические упражнения. Знаки препинания при однородных членах | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | хозяйство | Распространение предложений | Однородные члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 312, повт. правило на с. 215 | ||
109. | Обращение | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и внимания Анализ, синтез Узнавание различение | центнер | Составление предложений с обращением | Обращение | Схема по теме «Обращение» ММО | Упр. 316, выуч. правило на с. 219 | ||
110. | Знаки препинания при обращении | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | чемодан | Составление предложений по схеме | Однородные члены предложения | Схема по теме «Обращение» компьютер | Упр. 319, выуч. правило на с. 224 | ||
111. | Практические упражнения. Знаки препинания при обращении | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | бандероль квитанция | Составление предложений с обращением | Предложение | Таблица по теме «Обращение» ММО | Упр. 326, выуч. правило на с. 224 | ||
112 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 215 | ||||
113. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на изученные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
114. | Сложные предложения Различение сложных предложений и однородных членов. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | экзамен | Составление сложных предложений и предложений с однородными членами | Однородные члены предложения | Таблицы № 4, Р3-2 по теме «Сложные предложения», «Однородные члены» ММО | Упр. 339, выуч. правило на с. 233 | ||
115. | Союзы и союзные слова в сложном предложении | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и внимания Анализ, синтез Узнавание различение | электричество | Дополнить сложные предложения | Предложение | Таблица по теме «Сложные предложения» ММО | Упр. 343, выуч. правило на с. 236 | ||
116. | Практические упражнения Сложное предложение с союзами | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | клиент почтамт | Составление предложений по схеме | Сложное предложение | Схемы по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 350, повт. правило на с. 236 | ||
117. | Практические упражнения Сложное предложение без союзов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Узнавание различение | абонемент | Составление предложений по схеме | Сложное предложение | Схемы по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 355, повт. правило на с. 236 | ||
118. | Практические упражнения Сложное предложение | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения | аэродром | Составление связного высказывания | Сложное предложение | Схемы по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 360, повт. правило на с. 236 | ||
119. | Практические упражнения Деловое письмо: расписка | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез | расписка | Составление расписки | Деловые бумаги | Образец расписки ММО | Написать расписку по упр. 361 | ||
120. | Практические упражнения. Предложение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | бандероль | Ответы на вопросы | Сложное предложение | Вопросы | Отвечать на вопросы на с. 247-249 | ||
121. | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повторить предложение | ||||
122. | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Предложение | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составление предложений со словами | |||
Повторение (14 часов) | |||||||||||
123. | Правописание гласных в корне слова | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция вербальной памяти, мышления Анализ, синтез Узнавание различение | бюллетень | Подборка проверочных слов | Падежные окончания имён существительных | Таблица № 8 по теме «Корень» ММО | Упр. 363, повт. правило на с. 17 | ||
124 | Состав слова | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | галантерея | Составить словосочетания | Корень, приставка, суффикс, окончание | Таблица Р2-21 по теме «Состав слова» ММО | Упр. 367, повт. правило на с. 48 | ||
125 | Части речи | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез Узнавание различение | гарнитур | Составление предложений по опорным словам | Правописание гласных в корне слова | Таблица № 6 по теме «Части речи ММО | Упр. 369, повт. правило на с. 52 | ||
126 | Глагол. Спряжение глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез Узнавание различение | гражданин | Изменение времени глаголов | Время глаголов | Таблица № 9 по теме «Спряжение глагола» ММО | Упр. 374, повт. правило на с. 52 | ||
127 | Местоимение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез Узнавание различение | демократия | Составление предложений с местоимениями | Спряжение глаголов | Таблица Р3-12 по теме «Местоимение» ММО | Упр. 380, повт. правило на с. 109 | ||
128 | Предложение. Виды предложений | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | кафе | Составление различных по цели высказывания предложений | Местоимение | Таблица по теме «Предложение» ММО | Упр. 383, повт. правило на с. 109 | |||
129 | Главные и второстепенные члены предложения | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | квалификация | Распространение предложений | Предложение. | Таблицы № 1, 2, 3, 4 по теме «Члены предложения» ММО | Упр. 326, повт. правило на с. 109 | |||
130 | Простые предложения с однородными членами | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | квитанция | Составление предложений по схеме | Однородные члены | Таблица № Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 326, повт. правило на с. 227 | ||
131 | Сложные предложения | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция мышления на основе установления причинно –следственных связей Узнавание различение | коловорот | Составление сложных предложений | Простые предложения с однородными членами | Таблица № 3 по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 329, повт. правило на с. 229 | ||
132 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повторить предложение | ||||
133 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на пройденные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составление предложений со словами | |||
134 | Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | Конституция | Составление предложений с обращением | Обращение. | Таблица по теме «Обращение» ММО | Упр. 315, повт. правило на с. 219 | ||
135 | Практические упражнения. Части речи | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Отечество | Разбор предложений | Части речи | Таблица № 6 по теме «Части речи» ММО | Упр. 315, повт. правило на с. 219 | ||
136 | Практические упражнения. Предложение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | Россия | Составление предложений | Предложение | Таблица № 5 по теме «Предложение» |
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи» в 8 классе.
В 8 классе 8 обучающихся. Около 50% обучающихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 15% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
При оценивании сформированных знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья 8 класса учитываются три группы обучающихся:
I | II | III |
У этих обучающихся правильное каллиграфическое письмо, развито умение различать гласные и согласные, ударные и безударные. Они умеют анализировать слова по звуковому составу. Они могут писать под диктовку, делить слова на слоги, переносить слова по слогам, составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Все задания они могут выполнить самостоятельно, только изредка им необходима незначительная активизирующая помощь в виде побуждений («Подумай»). Эти школьники не испытывают больших затруднений при изменении заданий, они используют прошлый опыт для приобретения новых знаний. | Ученики пишут под диктовку, допуская орфографические ошибки. Эти дети затрудняются составлять предложения по сюжетным картинкам, выполнять грамматические задания. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие обучающиеся определяют с помощью учителя. Все обучающиеся, воспитанники имеют навык работы с алфавитом, умеют списывать рукописный и печатный текст. Умения распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить различные знаки препинания в конце предложения на стадии формирования. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи взрослого. Без учителя дети не в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения. У них снижен темп работы, они допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью. С простыми заданиями учащиеся справляются успешно, в основном безошибочно. В более трудных случаях допускают ошибки и самостоятельно найти их не могут, исправляют их только с помощью учителя. | У учеников наблюдается полное отсутствие внимания к написанию. Они пишут так, как слышат и произносят. Требуются многократные упражнения для развития у них умения видеть разницу в произношении и написании слов. Самостоятельно сделать какие-либо выводы эти ученики не могут. Они не овладевают учебным материалом в процессе фронтального объяснения, требуют значительного времени для подготовки к овладению новыми сведениями. Все обучение этих школьников должно происходить путем подробного объяснения учителя с использованием разнообразных приемов и подкрепляться большим количеством примеров. |
Баранов Н., Доронина В., Козихин А., Козихин И. | Ковадлов Б., Щекинов Д., Оголенко О., | Козловский И. |
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
Основными формами контроля достижений учащихся являются:
тренировочные упражнения,
словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,
письмо по памяти,
грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения;
в конце каждой темы проводится контрольная работа.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников
Объём письменных работ в 8 классе:
диктант – в начале года 75 слов, в конце года – 80 слов;
сочинение и изложение – 70 слов.
Оценка письменных работ: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - 6-8 ошибок, «1» - более 8 ошибок
За одну ошибку считается:
А) - повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- 3 однотипные ошибки, каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
-Б) две негрубые ошибки:
- повторение в слове одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- все однотипные специфические ошибки: замена гласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.
- При наличии 3 исправлений оценка снижается на 1 балл.
Исправляются, но не учитываются:
-ошибки на ещё не изученные разделы орфографии и пунктуации;
-единичный случай пропуска точки в предложении, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла;
-дисграфические (специфические) ошибки: смешение и замена букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования; ошибки по графическому сходству; нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановка отдельных слогов или частей слова).
Оценка за грамматический разбор:
«5» -разбор выполнен осознанно, без ошибок или допущены исправления;
«4» - материал усвоен, допущены 2-3 ошибки;
«3» - материал усвоен недостаточно, 4-5 ошибок или не справился с 1 из заданий; «2» - плохо усвоен материал, не выполнено большинство заданий;
«1» - ни одно задание не выполнено.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
К концу года обучающиеся, воспитанники 8 класса должны:
знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова но составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 8 классе.
5.1. Технические средства (мультимедийное оборудование)
- Ноутбук «hp».
- Интерактивная доска SereerMedia.
- Проектор Digital Proyector Proyecteur digital .
- Печатные пособия, таблицы:
1. Комплект наглядных пособий. Русский язык. Часть 1 Издательство «БАЛАСС».
2. Комплект плакатов. Русский язык из 3 частей по (12 плакатов) часть 1
3. Таблицы по грамматике для начальных классов (14 частей)
4. Таблицы. Грамматика русского языка и математика в таблицах. Русский язык.
5.Таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Дрофа», Тульская типография, 2003.
5.3. Литература
- Учебник для 8 класса «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, входящий в состав перечня учебных изданий для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованный Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва «Просвещение» 2013.
- А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» ВЛАДОС, Москва, 1999г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва, 2011г.
- Интернет-сайты:
http://zavuch.info/forums.html
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Разработчик программы:
Долганина Мария Михайловна,
учитель русского языка и чтения. ______________Подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 6 класс
Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 6 класс № п.Тема урокаКоличество часовДатаОборудованиеСловарьЦели и задачиКоррекционные цели1Повторение Прост...
Тематическое планирование по письму и развитию речи, 4 класс
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы. Под ред. В.В.Воронковой 2009 г. Автором учебного...
Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».
Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)
Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...
Рабочая учебная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 5 класс по учебнику Н.Г.Галунчикова. Э.Я.Якубовская
Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особе...