РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 6 КЛАССА
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_6_kl.doc | 582.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе _____________ Т.В. Колтунова _____________ 2014г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № _________________ 2014г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор образовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
Разработчик программы: Долганина Мария Михайловна, учитель русского языка и чтения. Педстаж - 27 лет, высшая квалификационная категория |
с. Александровское
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по письму и развитию речи…………………………………………………………
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи ………………………………………………………………...
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи …………………………………...
3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи ……………
4. Планируемые результаты освоения обучающими с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи»…………………………………………….
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения…………
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» в 6 классе составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Письмо и развитие речи»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
2. Конституция Российской Федерации (1993 года).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
6. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897).
7. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).
8. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
9. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
10. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
12. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
15. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».
16. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-9 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2014-2015 учебный год.
17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
18. Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23.
19. Методическое письмо «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» от 14 октября 1983 года №263-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1983. - №31. – с.14 – 31.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи.
Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.
Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки письма и развития речи в 6 классе проводятся 4 раза в неделю.
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе, поэтому на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени.
Программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся, воспитанникам хотя элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.
Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.
Структурно и содержательно программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков развития устной речи в 5 классе и рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в неделю.
1.3. Адресат: рабочая учебная программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
1.4. Срок реализации настоящей программы по предмету «Письмо и развитие речи» - 1 учебный год.
1.5. Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС основного общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Письмо и развитие речи».
1.6.Цель уроков письма и развития речи:
формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников и облегчения их адаптации после окончания школы. Практическая направленность программного материала – нацеленность на формирование у обучающихся, воспитанников речевых навыков.
1.7 Задачи уроков письма и развития речи:
1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
2. Повысить уровень общего развития обучающихся, воспитанников;
3. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. Развивать нравственные качества школьников.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
1.8. Основополагающие принципы.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
2.1. Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты
2.2.Формы работы- урок. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 6 класса коррекционной школы VIII вида, включает 136 часов в год. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися, воспитанниками. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Основными формами контроля достижений учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
2.3. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
2.4. Типы уроков:
- изучение нового материала и первичного закрепления;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция умений и навыков;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра и др.)
2.5. Межпредметные связи:
- русский язык- СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
- русский язык — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
- русский язык — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристик);
- русский язык – математика (написание названий чисел, поиск нужной страницы в учебнике;
- русский язык – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).
2.6. Примерная тематика.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников 6 класса развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Значительное место в курсе русского языка 6 класса отводится изучению частей речи, использования их в речи, а также практическому закреплению наиболее распространённых правил правописания слов.
Прививаются навыки делового письма в написании объявления, письма, заметки.
Особое внимание уделяется графическим навыкам - четкому и аккуратному письму.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в 6 классе
№ | Дата | Тема урока | Кол. час. | Тип урока | Коррекционные задачи | Словарь | Виды по развитию речи | Повторение | Оборудование | Домашнее задание |
Повторение | ||||||||||
1 | Предложение. Подлежащее и сказуемое | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция навыков соотносительного анализа | подлежащее сказуемое | Определение главных членов предложения | Предложение | Таблица №1 «Члены предложения» ММО | Выуч. Правило на с. 4, 5, упр.3 | |
2 | Предложения нераспространённые и распространённые | 1 | Комбинированный | Коррекция навыков соотносительного анализа, распознавание | хозяин | Составление нераспространённых и распространённых предложений | Подлежащее и сказуемое | Таблица №5 «Предложение» ММО | Выучить правило на с. 6, упр. 9 | |
3 | Однородные члены предложения | 1 | Комбинированный | Коррекция навыков анализа и синтеза, распознавание | однородные | Составление предложений с однородными членами | Главные члены предложения | Таблица Р3-2 «Однородные члены предложения» ММО | Выучить правило на с. 10, упр. 14 | |
4 | Перечисление без союзов и с союзом и | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления | фанера | Составление предложений по схеме | Однородные члены предложения | Схемы предложений ММО | Выучить правило на с. 11, упр. 18 | |
5 | Диагностическая контрольная работа | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повторить члены предложения | |||
6 | Работа над ошибками. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Работа с деформированным текстом | Главные и второстепенные члены предложения | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
ЗВУКИ И БУКВЫ | ||||||||||
7 | Звуки и буквы | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | гербарий поленья | Работа по иллюстрации на с. 14 | Алфавит | Таблица «Гласные и согласные звуки» ММО | Выучить правило на с. 15, упр.19 | |
8 | Алфавит. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе сравнения | телеграмма | Звукобуквенный разбор слов | Гласные и согласные звуки | Таблица №2 «Звуко-буквенный разбор слов» ММО | Выучить правило на с. 16, упр.20 | |
9 | Слова с разделительным ь | 1 | Комбинирован ный | Коррекция логического мышления. Различение | перрон | Подбор слов с разделительным мягким знаком | Гласные и согласные звуки | Таблица «5 «Звуко-буквенный разбор слов» ММО | Выучить правило на с. 17, упр.23 | |
10 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных | 1 | Комбинирован ный | Коррекция внимания Анализ, синтез | антенна | Составление словосочетаний | Корень слова | Таблица №8 «Корень слова» ММО | Выучить правило на с. 17, упр.25 | |
11 | Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез | ненастье | Озаглавливание текста | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных | Таблица Р2-3 «Корень слова» ММО | Повт. правило на с. 17, упр.28 | |
12 | Сочинение «Осень» (упр.30) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления. Внимания, вербальной памяти | перелётные | Сочинение | Работа над сочинением | Памятка «Как писать сочинение» ММО | Дописать сочинение | |
13 | Практические упражнения. Гласные и согласные звуки. | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | тайга | Продолжение сказки | Правописание непроизносимых согласных | Таблица «Гласные и согласные звуки» ММО | Повт. правило упр.32 | |
14 | Практические упражнения. Звуки и буквы. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления. Внимания, вербальной памяти | грамота | Ответы на контрольные вопросы на с. 24 | Гласные и согласные звуки. | Таблица №2 «Звукобуквенный разбор слов» ММО | Отвечать на вопросы на с. 24 | |
15 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить члены предложения | |||
16 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Работа с деформированным текстом | Главные и второстепенные члены предложения | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
СЛОВО. СОСТАВ СЛОВА | ||||||||||
17 | Состав слова. Однокоренные слова | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез Классификация | суффикс | Составление предложений по иллюстрации | Корень слова | Таблица Р2-4 «Состав слова» ММО | Выучить правило на с. 26, упр.37 | |
18 | Корень, приставка, суффикс, окончание | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | мужчина женщина | Подбор однокоренных слов, составление предложений | Части речи | Таблица №7 «Состав слова ММО | Выучить правило на с. 29, упр.42 | |
19 | Образование слов с помощью приставок. Словарный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | имена суффикс | Образование слов с помощью приставок. | Состав слова | Таблица «Приставки» Р2-7 ММО | Выучить правило на с. 30, упр.42 | |
20 | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, сравнения | походка | Образование слов с помощью суффиксов | Образование слов с помощью приставок | Таблица Р2-9 «Суффиксы» ММО | Выучить правило на с. 30, упр.45 | |
21 | Практические упражнения. Образование слов с помощью суффиксов | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе классификации | словообразование | Работа над деформированным текстом | Суффикс | Таблица «Суффиксы» ММО | Выучить правило на с. 33, упр.49 | |
22 | Правописание окончаний | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | окончание | Определение главной мысли текста | Состав слова | Таблица «Состав слова» ММО | Выучить правило на с. 34, упр.52 | |
23 | Практические упражнения. Разбор слов по составу. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | семена | Объяснение смысла пословиц и поговорок | Состав слова | Таблица Р2-3 «Состав слова» ММО | Выучить правило на с. 36, упр.55 | |
24 | Практические упражнения. Состав слова. | 1 | Обобщающий | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | телеграмма | Сочинение рассказа по данному началу (с.38) | Окончание | Таблица № 16 «Состав слова» ММО | Отвечать на вопросы на с. 38,39 | |
25 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция внимания и восприятия | проверка | Составление правил беседы | Корень слова | Таблица «Безударная гласная в корне» ММО | Выучить правило на с. 41, упр.60 | |
26 | Практические упражнения. Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе анализа и синтеза | глобус | Составление концовки рассказа | Состав слова | Таблица №4 «Безударная гласная в корне» ММО | Повторить правило на с. 41, упр.63 | ||
27 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | Комбинирован ный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | середина | Подбор слов, противоположных по смыслу | Правописание безударных гласных в корне слова | Таблица «Звонкие и глухие согласные в корне» ММО | Выучить правило на с. 44, упр.67 | |
28 | Практические упражнения. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция внимания | сейчас теперь | Составление начала и конца письма | Корень слова | Таблица № 4, 9 «Звонкие и глухие согласные в корне» ММО | Повторить правило на с. 44, упр.69 | |
29 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 | Комбинированный | Коррекция слухового и зрительного восприятия | здравствуй | Составление предложений со словами | Правописание звонких и глухих согласных в корне | Таблица № 12 «Непроизносимые согласные в корне слова» ММО | Выучить правило на с. 46, упр.73 | |
30 | Практические упражнения. Непроизносимые согласные в корне слова | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | праздник | Письмо по памяти | Непроизносимые согласные в корне слова | Таблица №12 «Непроизносимые согласные в корне слова» ММО | Повторить пр. на с. 46, упр. 78 | |
31 | Практические упражнения. Гласные и согласные в корне слова | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | перрон | Работа по иллюстрации на с. 50 Ответы на вопросы на с. 51 | Гласные и согласные в корне слова | Таблицы с орфограммами в корне слова ММО | Отвечать на вопросы на с. 51,52 | |
32 | Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные в корне слова» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить члены предложения | |||
33 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Главные и второстепенные члены предложения | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
34 | Приставка и предлог | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | середина | Ответы на вопросы | Состав слова | Таблица Р2-7, Р2-8 «Приставка и предлог» ММО | Выучить правило на с. 52, упр.84 | |
35 | Практические упражнения. Приставка и предлог | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе анализа и синтеза | хомяк | Составление краткого пересказа по вопросам | Приставка и предлог | Таблица Р2-7, Р2-8 «Приставка и предлог» ММО | Выучить правило на с. 52, упр.86 | ||
36 | Разделительный ъ после приставок | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | болото остров | Образование новых слов с помощью приставок | Приставки | Таблица № 11 «Разделительный ъ» ММО | Выучить правило на с. 57,58, упр.92 | |
37 | Единообразное написание приставок на гласный | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция зрительного и слухового восприятия. Анализ, синтез | договор | Описание признаков осени | Разделительный ъ после приставок | Таблица № Р2-7 «Приставки» ММО | Выучить правило на с. 59, упр.98 | |
38 | Единообразное написание приставок на согласный | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | выкройка | Составление из слов предложений | Приставки на гласный | Таблица № Р2-7 «Приставки» ММО | Выучить правило на с. 64, упр.101 | |
39 | Практические упражнения. Правописание приставок | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция вербальной памяти Анализ, синтез | салфетка | Придумывание начала и конца рассказа | Приставки на согласный | Таблица «Приставки на согласный» ММО | Повторить правило на с. 64, упр.107 | |
40 | Практические упражнения. Деловое письмо: объявление | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия. Анализ, синтез | объявление | Составление объявлений | Деловое письмо | Образец объявления ММО | Написать объявление по плану по упр. 108 | |
41 | Практические упражнения. Гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | объедки | Определение орфограмм на пройденные правила | Гласные и согласные в корне слова. | Таблицы по теме № Р2-5, р2-11, Р3-16 ММО | Отвечать на вопросы на с. 71 | |
42 | Контрольный диктант по теме «Правописание приставок» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить члены предложения | |||
43 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Состав слова | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
ЧАСТИ РЕЧИ | ||||||||||
44 | Части речи | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция логического мышления.Классификация. Анализ, синтез | добыча | Определение частей речи Восстановление последовательности событий | Части речи | Таблица Р2-22 «Части речи» ММО | Выучить правило на с. 73, упр.116 | |
45 | Значение имени существительного | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез | богатство дворняжка | Восстановление текста сказки по существительным | Имя существительное | Таблица «Имя существительное как часть речи» ММО | Выучить правило на с. 78, упр.124 | |
46 | Имена собственные Творческий диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез Классификация | собственные нарицательные | Объяснение происхождения названий улиц | Значение имени существительного | Таблица «Имя существительное как часть речи» ММО | Выучить правило на с. 80, упр.127 | |
47 | Мягкий знак после шипящих у имён существительных | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия. | смородина | Составление предложений по словосочетаниям | Собственные и нарицательные сущ-е | Алгоритм «Имя существительное» ММО | Выучить правило на с. 82, упр.130 | |
48 | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | недра | Постановка вопросов к словам | Мягкий знак после шипящих у имён существительных | Таблица №7, Р3-3 «Падежи» ММО | Повторить правило на с. 84, 85, упр.135 | |
49 | Правописание безударных падежных окончаний | 1 | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления на основе узнавания, различения | медаль | Письмо по памяти | Падежи существительных | Таблица Р3-8 «Падежи» ММО | Повторить правило на с. 86, упр.140 | |
50 | Практические упражнения Правописание окончаний в Р.П., Д.п., П.п. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания на основе узнавания, различения | солдат | Дополнить предложения | Падежи существительных | Таблица Р№3-8 «Падежи» ММО | Выучить правило на с. 88, 89, упр. 145. | |
51 | Практические упражнения Правописание окончаний в Т.П., П.п. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | добыча | Составление предложений из слов | Правописание безударных падежных окончаний | Таблица «Правописание падежных окончаний» ММО | Повторить падежи и упр. 150. | |
52 | Практические упражнения. Склонение имён существительных в единственном числе | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | лиственница | Ответы на вопросы | Падежи существительных | Таблицы по теме № 14 ММО | Отвечать на вопросы на с. 95,96,97 | |
53 | Промежуточный контрольный диктант | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить члены предложения | |||
54 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Имя существительное | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
55 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления | Коррекция зрительного и слухового восприятия | директор инженер | Изменение предложений | Падежи существительных | Таблица №7 «Падежи» ММО | Выучить правило на с. 97, упр. 159 | |
56 | Правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция мышления на основе узнавания, различения | лайнер | Составление словосочетаний и предложений | Падежи существительных | Таблица Р3-3 «Падежи» ММО | Повторить правило на с. 100, упр. 161. | |
57 | Дательный падеж существительных множественного числа. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция восприятия | доспехи | Сравнение словосочетаний | Правописание безударных падежных окончаний существительных | Таблица «Падежи» ММО | Выучить правило на с. 101, составить предложения по упр. 162 | |
58 | Творительный падеж существительных множественного числа. | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | ставни крынки | Составление предложений | Дательный падеж существительных | Таблица «Дательный падеж имен существительных» ММО | Выучить правило на с. 102, заполнить таблицу по упр. 167 | |
59 | Предложный падеж существительных множественного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | небеса | Постановка вопросов к словам | Творительный падеж существительных | Таблица «Творительный падеж имен существительных» ММО | Выучить правило на с. 104, упр. 170 | |
60 | Родительный падеж существительных множественного числа | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания Анализ, синтез | помидоров | Работа над иллюстрацией | Предложный падеж существительных | Таблица «Родительный падеж имен существительных» ММО | Выучить правило на с. 105, 107, упр. 175 | |
61 | Практические упражнения. Падежи имён существительных множественного числа | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | пастбище желуди | Составление предложений из слов | Падежи имён существительных | Таблица № 7, Р3-3 «Падежи» ММО | Выучить правило на с. 111, упр. 175 | |
62 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить члены предложения | |||
63 | Работа над ошибками | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Падежи существительных | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
64 | Практические упражнения. Изменение существительного по числам и падежам | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция мышления. Анализ, синтез | чудовище кефир печенье | Составление заметки о правилах поведения | Падежи имён существительных множественного числа | Таблица №Р3-13 «Число ММО | Выучить правило на с. 111, упр. 181 | |
65 | Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном числе | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия | перрон шоколад сметана | Составление словосочетаний и предложений | Изменение существительного по числам и падежам | Таблица «Число имён существительных» ММО | Повторить правило на с. 111, упр. 186 | |
66 | Знакомство с именами существительными, употребляемыми только во множественном числе | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | депутат председатель | Подбор предложений, близких по смыслу | Имена существительными, употребляемыми только в единственном числе | Таблица № Р3-3 «Число имён существительных» ММО | Повторить правило, упр. 190 | |
67 | Изложение рассказа «Мороз» (устная работа) с.116 | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти, анализ Развитие речи | ущелье иней | Устное изложение текста, составление плана | Работа над изложением | Памятка «Работа над изложением» ММО | Дописать изложение в черновиках | |
68 | Изложение рассказа «Мороз» (письменная работа) с.116 | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления, вербальной памяти, анализ Развитие речи | стайка стёкла | Письменное изложение текста | Памятка «Работа над изложением» | Повторить число и падежи существительных | ||
69 | Практические упражнения. Склонение имени существительного | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция мыслительной деятельности. Анализ, синтез | ширь | Ответы на вопросы на с. 118 | Число и падежи имени существительного | Таблицы № Р3-10 по теме ММО | Ответы на вопросы на с. 118 | |
70 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить члены предложения | |||
71 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Имя существительное | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ||||||||||
72 | Понятие об имени прилагательном Значение имени прилагательного в речи | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез | командир рапорт | Составление словосочетаний | Части речи | Таблица «Имя прилагательное» ММО | Выучить правило на с. 121, упр 196. | |
73 | Практические упражнения. Имя прилагательное. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | прилежный | Распространение предложений | Значение имени прилагательного в речи | Таблица «Имя прилагательное» ММО | Повторить правило на с. 125, упр.201 | |
74 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | Комбинированный | Коррекция мышления на основе узнавания, различения | океан | Поставить вопросы к прилагательным | Имя прилагательное. | Таблица «Род имён прилагательных» ММО | Выучить правило на с. 127., упр.204. | |
75 | Имена прилагательные женского и мужского рода | 1 | Комбинированный | Коррекция мышления на основе классификации | верхолаз | Составить описание по данным словосочетаниям (у.207) | Изменение имён прилагательных по родам | Таблица Р2-15 «Род имён прилагательных» ММО | Выучить правила на с. 128, 130, упр. 210 | |
76 | Имена прилагательные среднего рода | 1 | Комбинированный | Коррекция мышления на основе узнавания, различения | шоссе | Распространение предложений | Имена прилагательные женского и мужского рода | Таблица № 13 «Род имён прилагательных» ММО | Выучить правило на с. 131, упр.215 | |
77 | Практические упражнения. Род имён прилагательных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | картофель | Определение рода прилагательных по окончанию | Имена прилагательные среднего рода | Таблица «Род имён прилагательных» ММО | Выучить правило на с. 133, упр.218 | |
78 | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия | сосед | Замена выражений прилагательными | Имена прилагательные среднего рода | Таблица Р2-16 «Число имён прилагательных» ММО | Выучить правило на с. 136, 137, упр.224 | |
79 | Умение различать число и род прилагательного по существительному Объяснительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | безделье | Объяснение смысла пословиц | Число имён прилагательных | Таблица «Число и род имён прилагательных» ММО | Выучить правило на с. 137, 139, упр.229 | |
80 | Выборочное изложение «С любовью к природе» с.140. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания и вербальной памяти. Анализ, синтез | аллея семена снегири ныряют неспроста вестники | Описание внешнего вида и повадок снегиря | Работа над изложением | Памятка «Составление плана» ММО | Дописать изложение в тетрадь | |
81 | Практические упражнения. Согласование имён прилагательных с существительными | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | медведь | Составление рассказа «В ожидании праздника» | Число и род имён прилагательных | Схемы по теме ММО | Отвечать на вопросы на с. 145 | |
82 | Склонение имён прилагательных в единственном числе | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция зрительного и слухового восприятия | склонение | Постановка вопросов к прилагательным и определение падежа | Падежи имён прилагательных | Таблицы Р3-19 падежей м., ср, ж. родов ММО | Выучить правило на с. 149, упр. 243 | |
83 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | мавзолей трибуна | Подбор подходящих по смыслу прилагательных | Склонение имён прилагательных в единственном числе | Таблицы Р3-19 падежей м., ср, родов ММО | Выучить правило на с. 151, упр. 248 | |
84 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы на основе упражнений | прекрасный | Объяснение смысла пословиц | Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Таблицы № 13 падежей м., ср, . родов ММО | Выучить правило на с. 153, упр. 253 | |
85 | Практические упражнения. И.п, В.п. и Р.п имён прилагательных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления. Анализ. Синтез. Узнавание и различение | колокольчик дятел | Ответы на вопросы | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | Таблицы Р2-17 падежей м., ср, . родов ММО | Выучить правило на с. 155, упр. 257 | |
86 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Комбинированный | Развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и воспроизведении | разбойник | Описание волка | И.п, В.п. и Р.п имён прилагательных | Таблицы падежей м., ср, . родов ММО | Выучить правило на с. 158,159, упр. 262 | |
87 | Практические упражнения Д. п. имён прилагательных м. и ср. рода. Деловое письмо: письмо другу | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция восприятия и мышления. Анализ Синтез. | календарь | Дополнение предложений, замена прилагательных более точными. Составление письма | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | Таблицы падежей м., ср, . родов. Образец письма ММО | Выучить правило на с. 160, упр. 267 | |
88 | Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | хозяин | Работа с деформированным текстом | Д. п. имён прилагательных м. и ср. рода. | Таблицы падежей м., ср, . родов ММО | Выучить правило на с. 163,164, упр. 271 | |
89 | Практические упражнения. Р.п., Д.п., Т.п. имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы на основе упражнений | интересный | Работа с деформированным текстом | Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | Таблицы Р2-17 падежей м., ср, . родов ММО | Выучить правило на с.,164, упр. 276 | |
90 | Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Комбинированный | Развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и воспроизведении | апельсин | Подбор нужных прилагательных в пословицы, объяснение их смысла | Падежи имен прилагательных | Таблица Р3-20 «Падежи имен прилагательных» ММО | Выучить правило на с.,168, упр. 280 | |
91 | Практические упражнения. Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | мандарин | Составление предложений из слов | Падежи имен прилагательных | Таблица Р2-15 «Падежи имен прилагательных» ММО | Выучить правило на с.,170, упр. 285 | |
92 | Практические упражнения. Падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы на основе упражнений | агроном | Работа над цветной иллюстрацией М.Врубеля «Пан» | Падежи имен прилагательных | Цветная иллюстрация М.Врубеля «Пан» ММО | Повторить падежи, упр. 293 | |
93 | Практические упражнения. Деловое письмо: составление заметки (упр. 296) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция восприятия, внимания, образного мышления | заметка покров лиственный поиск | Составление заметки по данному плану и словосочетаниям | Деловое письмо | Образец заметки | Дописать заметку по упр 296 | |
94 | Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных м. и ср. рода» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить падежи прилагательных | |||
95 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Падежи прилагательных | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
96 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | розовогрудый | Сравнение предметов по признакам | Правописание имён прилагательных м. и ср. рода | Таблица № 11 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Выучить правило на с.,179, упр. 300 | |
97 | Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия | оборона | Ответы на вопросы по тексту | Склонение имён прилагательных женского рода | Таблица Р2-15 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Выучить правило на с.,181, упр. 305 | |
98 | Практические упражнения Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имён прилагательных женского рода. Словарный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания. Анализ, синтез | гербарий | Ответы на вопросы по тексту. Работа над иллюстрацией | Р., д., т., п. падежи имён прилагательных женского рода | Таблица № 13 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Повторить правила на с. 181, Упр. 312. | |
99 | Изложение рассказа «Чем пахнет весна» (устная работа) (у.315)
| 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти, мышления, внимания. Анализ, синтез Развитие речи | вышина сосульки забулькали | Выбор из каждой части словосочетаний, связывание их с пунктами плана | Как писать изложение | Текст и план изложения, ММО | Дописать изложение | |
100 | Изложение рассказа «Чем пахнет весна» (письменная работа) (у.315) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти, мышления, внимания. Анализ, синтез Развитие речи | трещат местность пашня | Составление связных высказываний | Как писать изложение | Текст и план изложения, | Падежи имен прилагательных ж. рода | |
101 | Винительный падеж имён прилагательных женского рода | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия основе узнавания, различения | капель | Описание признаков весны. Письмо по памяти | Падежи имен прилагательных ж. рода | Таблица № 13 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Выучить правило на с. 189, упр. 321 | |
102 | Практические упражнения. Винительный падеж имён прилагательных женского рода. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | конфета | Работа с деформированным текстом | Винительный падеж имён прилагательных женского рода | Таблица Р3-20 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Повторить правило на с. 189, упр. 326 | |
103 | Винит. и творит. падеж имён прилагательных женского рода | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция внимания на основе узнавания, различения | сервиз | Ответы на вопросы | Падежи имен прилагательных ж. рода | Таблица «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Выучить правило на с. 189, упр. 332 | |
104 | Сочинение по картине «Богатыри»(устная работа) (у.339) | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания, восприятия, мышления. Анализ, синтез | войско вражеское булатный чужеземный | Работа по цветной репродукции В.Васнецова «Богатыри» | Цветная репродукция В.Васнецова «Богатыри» | Памятка «Работа над сочинением» ММО | Записать сочинение в черновиках | ||
105 | Сочинение по картине «Богатыри» (письменная работа) (у.339) | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти Анализ, синтез | весть защитник | Составление связных высказываний | Цветная репродукция В.Васнецова «Богатыри» | Памятка «Работа над сочинением» | Повторить падежи прилаг. Ж. р. | ||
106 | Практические упражнения. Склонение имени прилагательного | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | инструмент | Определение основной мысли текста | Падежи имен прилагательных ж. рода | Иллюстрации, Таблица Р3-20 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Повторить падежи, упр. 345 | |
107 | Практические упражнения. Склонение имени прилагательного | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | бусинки | Ответы на вопросы | Падежи имен прилагательных ж. рода | Таблица №11 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО | Повторить падежи, отвечать на вопросы на с. 204, 205 | |
108 | Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных женского рода» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить падежи прилагательных | |||
109 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Падежи прилагательных | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
110 | Склонение имён прилагательных во множественном числе Предупредительный диктант | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция зрительного и слухового восприятия | приветливый | Объяснение смысла выражений | Падежи прилагательных ед.ч. | Таблица Р3-11 «Падежи прилагательных мн..ч.» ММО | Выучить правило на с. 207, упр. 349 | |
111 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | разбойник | Ответы на вопросы по тексту | Падежи прилагательных мн..ч. | Таблица Р3-11 «Р., п. падежи имён прилагательных.» ММО | Выучить правило на с. 209, упр. 353 | |
112 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция мышления на основе узнавания, различения | космонавт | Распространение предложений | Р., п. падежи имён прилагательных | Таблица Р3-11 «Д, т. падежи имён прилагательных.» ММО | Выучить правило на с. 211, упр. 358 | |
113 | Практические упражнения. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция памяти, внимания. Анализ, синтез | экватор | Составление продолжения разговора | Д, т. падежи имён прилагательных | Таблица Р3-20 «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО | Повторить падежи, упр. 363 | |
114 | Практические упражнения. Правописание прилагательных множественного числа Объяснительный диктант | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | открытие | Подбор подходящих по смыслу прилагательных | Падежи имён прилагательных мн.ч. | Таблица Р3-11 «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО | Повторить падежи, упр. 370 | |
115 | Практические упражнения. Работа с деформированным текстом (у.372) | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция мышления. на основе узнавания, различения | ручеек | Работа с деформированным текстом | Падежи имён прилагательных мн.ч. | Таблица Р3-11 «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО | Повторить падежи, упр. 375 | |
116 | Практические упражнения. Падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Комбинированный | Коррекция памяти, внимания. Анализ, синтез | теперь | Ответы на вопросы | Падежи имён прилагательных мн.ч. | Таблица «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО | Повторить падежи, упр. 377 | |
117 | Практические упражнения. Работа по картине (упр. 376) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия. Анализ, синтез | смородина | Составление связных высказываний | Работа по картине | Репродукция В.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» ММО | Отвечать на вопросы на с. 224, 225 | |
118 | Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных множественного числа» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить падежи прилагательных | |||
119 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Падежи прилагательных | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ||||||||||
120 | Предложение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция восприятия. Анализ, синтез | предложение | Составление предложений по иллюстрации | Нераспространённые и распространённые предложения | Таблица №5 «Предложения» Схемы предложений ММО | Составить по 4 нераспр. И распр. предложения | |
121 | Однородные члены предложения Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез | балкон пожалуйста | Дополнение предложений | Главные и второстепенные члены | Таблицы №Р3-2 Схемы предложений ММО | Выучить правило на с. 228, упр. 385 | |
122 | Союзы а, но в предложении с однородными членами | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | экватор | Определение однородных членов | Однородные члены предложения | Схемы предложений ММО | Выучить правило на с. 230, упр. 391 | ||
123 | Перечисление с одиночным союзом и. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия, мышления. Анализ, синтез | материал вытачка | Объяснение смысла пословиц | Союзы а, но в предложении с однородными членами | Таблица «Однородные члены предложения» Схемы предложений ММО | Выучить правило на с. 233, упр. 396 | |
124 | Практические упражнения. Перечисление без союзов | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция внимания. Анализ, синтез | ярмарка | Работа по репродукции Б.Кустодиева «Ярмарка» | Перечисление с одиночным союзом и. | Репродукция картины Б.Кустодиева «Ярмарка ММО | Повторить правила, упр 400 | |
125 | Итоговый контрольный диктант | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить предложение | |||
126 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Однородные члены предложения | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ||||||||||
127 | Сложное предложение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция зрительного и слухового восприятия. Анализ, синтез | фонтан | Составление предложений | Однородные члены предложения | Таблица № 4 «Сложное предложение» ММО | Выучить правило на с. 237, 404 | |
128 | Сложное предложение с союзами и, а, но | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления. Анализ, синтез | стрекача | Соединение предложений с помощью союзов | Сложное предложение | Таблица № 4 «Сложное предложение» ММО | Выучить правило на с. 241, упр. 409 | |
129 | Практические упражнения. Бессоюзное предложение. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения | льдины | Составление конца истории, работа по картинкам | Сложное предложение с союзами и, а, но | Таблица № 4 «Сложное предложение» ММО | Повторить правило на с. 241, 413 | |
130 | Обращение Знаки препинания при обращении | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция зрительного и слухового восприятия | пожалуйста | Дополнение предложений обращением | Бессоюзное предложение. | Таблица №6 «Обращение» ММО | Выучить правило на с. 241, упр.417 | |
131 | Практические упражнения. Знаки препинания при обращении | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания | лекарство | Работа по рисункам | Обращение Знаки препинания при обращении | Таблица № 6 «Обращение» ММО | Выучить правило на с. 241, упр.421 | |
132 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов | Диктант | Текст | Повторить сложное предложение | |||
133 | Работа над ошибками | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Составление предложений со словами | Сложное предложение | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | |||
134 | Практические упражнения. Сложное предложение. | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления, внимания | родина | Ответы на вопросы | Сложное предложение. | Таблица №4 «Сложное предложение» Таблица «Обращение» ММО | Отвечать на вопросы на с. 252, 253 | |
ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||||
135 | Состав слова. Правописание окончаний имён существительных | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция памяти, внимания | корень суффикс приставка окончание | Работа с деформированным текстом | Состав слова | Таблицы Р2-4. Р2-21, № 7 по теме «Состав слова» ММО | Повторить правила, упр. 431 | |
136 | Род, число, склонение имён существительных, имён прилагательных | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция мыслительной деятельности | склонение падеж | Составление краткого пересказа текста | Род, число, склонение | Таблицы по теме |
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи» в 6 классе.
В 6 классе 11 обучающихся, одна из которых обучается по индивидуальным программам на дому. Около 17% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 67% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 17% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
При оценивании сформированных знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класса учитываются три группы обучающихся:
I | II | III |
У этих обучающихся правильное каллиграфическое письмо, развито умение различать гласные и согласные, ударные и безударные. Они умеют анализировать слова по звуковому составу. Они могут писать под диктовку, делить слова на слоги, переносить слова по слогам, составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Все задания они могут выполнить самостоятельно, только изредка им необходима незначительная активизирующая помощь в виде побуждений («Подумай»). Эти школьники не испытывают больших затруднений при изменении заданий, они используют прошлый опыт для приобретения новых знаний. | Ученики пишут под диктовку, допуская орфографические ошибки. Эти дети затрудняются составлять предложения по сюжетным картинкам, выполнять грамматические задания. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие обучающиеся определяют с помощью учителя. Они имеют навык работы с алфавитом, умеют списывать рукописный и печатный текст. Умения распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить различные знаки препинания в конце предложения на стадии формирования. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи взрослого. Без учителя дети не в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения. У них снижен темп работы, они допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью. С простыми заданиями учащиеся справляются успешно, в основном безошибочно. В более трудных случаях допускают ошибки и самостоятельно найти их не могут, исправляют их только с помощью учителя. | У учеников наблюдается полное отсутствие внимания к написанию. Они пишут так, как слышат и произносят. Требуются многократные упражнения для развития у них умения видеть разницу в произношении и написании слов. Самостоятельно сделать какие-либо выводы эти ученики не могут. Они не овладевают учебным материалом в процессе фронтального объяснения, требуют значительного времени для подготовки к овладению новыми сведениями. Все обучение этих школьников должно происходить путем подробного объяснения учителя с использованием разнообразных приемов и подкрепляться большим количеством примеров. |
Кузьменко А., | Ясикова Н., Холопов Т., Гуденко С., Иванченко В. Ситников С., Заболоцкая Н., | Гвоздикова Л., Амирханов Х., Джабраилов Р. |
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
Основными формами контроля достижений учащихся являются:
тренировочные упражнения,
словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,
письмо по памяти,
грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения,
в конце каждой темы проводится контрольная работа.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников
Объём письменных работ в 7 классе:
диктант – в начале года 75 слов, в конце года – 80 слов;
сочинение и изложение – 50 слов.
Оценка письменных работ: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - 6-8 ошибок, «1» - более 8 ошибок
За одну ошибку считается:
А) - повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- 3 однотипные ошибки, каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
-Б) две негрубые ошибки:
- повторение в слове одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- все однотипные специфические ошибки: замена гласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.
- При наличии 3 исправлений оценка снижается на 1 балл.
Исправляются, но не учитываются:
-ошибки на ещё не изученные разделы орфографии и пунктуации;
-единичный случай пропуска точки в предложении, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла;
-дисграфические (специфические) ошибки: смешение и замена букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования; ошибки по графическому сходству; нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановка отдельных слогов или частей слова).
Оценка за грамматический разбор:
«5» -разбор выполнен осознанно, без ошибок или допущены исправления;
«4» - материал усвоен, допущены 2-3 ошибки;
«3» - материал усвоен недостаточно, 4-5 ошибок или не справился с 1 из заданий; «2» - плохо усвоен материал, не выполнено большинство заданий;
«1» - ни одно задание не выполнено.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
К концу года обучающиеся, воспитанники 6 класса должны:
знать:
- способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
- строить простое распространенное предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 6 классе.
5.1. Технические средства (мультимедийное оборудование).
- Ноутбук «hp».
- Интерактивная доска SereerMedia.
- Проектор Digital Proyector Proyecteur digital .
- Печатные пособия, таблицы:
1. Комплект наглядных пособий. 4 класс. Русский язык. Часть 1 Издательство «БАЛАСС».
2. Комплект плакатов. Русский язык 2-3 классы из 3 частей по (12 плакатов) часть 1
3. Таблицы по грамматике для начальных классов (14 частей)
4. Таблицы. Грамматика русского языка и математика в таблицах. 2 класс. Русский язык.
- Таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Дрофа», Тульская типография, 2003.
5.3. Литература
- Учебник для 6 класса «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, 8-е издание, Москва «Просвещение» 2014.
- А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» ВЛАДОС, Москва, 1999г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва, 2011г.
- Интернет-сайты:
http://zavuch.info/forums.html
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Разработчик программы:
Долганина Мария Михайловна,
учитель русского языка и чтения. ________________ Подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 6 класс
Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 6 класс № п.Тема урокаКоличество часовДатаОборудованиеСловарьЦели и задачиКоррекционные цели1Повторение Прост...
Тематическое планирование по письму и развитию речи, 4 класс
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы. Под ред. В.В.Воронковой 2009 г. Автором учебного...
Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».
Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)
Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...
Рабочая учебная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 5 класс по учебнику Н.Г.Галунчикова. Э.Я.Якубовская
Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особе...