Статья "Основные принципы русской орфографии"
статья (10 класс) по теме
Данная статья будет полезна учителям русского языка средней школы при подготовке к урокам раздела "Морфология.Орфография" в 10 классе (УМК Гольцовой Н.Г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_russkoy_orfografii.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Церковно-приходская школа «Косинская»
г. Москвы
Статья
«Основные принципы русской орфографии»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ганеева Виктория Николаевна
г. Москва 2014
Основные принципы русской орфографии.
Орфография (греч. orthos – правильный, grapho – пишу) буквально означает `правописание`, т. е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значение слов “орфография” и “правописание” не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.
Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; способы переноса слов с одной строки на другую; графические сокращения слов.
Передача буквами фонемного состава слова.
Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой. Графика устанавливает правила соответствия букв и фонем в сигнификативно сильных позициях. Область орфографии – сигнификативно слабые позиции фонем. В отдельных случаях орфография “вмешивается” и в область графики – область сильных позиций. Графика определяет значения букв в их сочетаниях с друг другом вне зависимости от конкретных слов. Орфография дает правила написания букв в словах и морфемах.
Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [л`иса], мы запишем лиса, если проверим первый гласный словом лис, и запишем леса, если проверим словом лес. Так мы определяем, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, и пишем букву, обозначающую эту фонему.
Такое же общее правило действует для звонких и глухих согласных. На конце слова и перед шумной согласной пишется та же согласная, что и перед гласной и звонкой согласной в той же морфеме. Мы пишем б в словах зуб, зубки, хотя произносим [зуп], [зупк`и], потому что перед гласной и перед сонорной согласной в этом корне произносится [б] и пишется б: зубы, зубной. Мы пишем просьба, хотя произносим [проз`ба], так как перед гласной в этом корне произносится [с`] и пишется с: просить.
Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией; таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и в слабых позициях – это фонематический принцип, основной принцип русской орфографии.
Фонематический принцип определяет написание также твердых и мягких согласных: ь обозначает не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е.мягкость, не зависящую от позиции. Например, в слове лезть произносится [с`] перед [т`], но мягкость [с`] здесь обусловлена следующим [т`] (этой же позицией перед [т`] обусловлена и глухость [с`]). В сильной по твердости ~мягкости позиции – на конце слова – этой мягкости нет: лез. Фонема <з> здесь твердая, поэтому в форме лезть не пишется ь после з. В форме повелительного наклонения лезьте тоже произноится [с`т`], но фонема <з`> мягкая, так как мягкость звука сохраняется на конце слова: лез – ле[с`]. Мягкость фонемы обозначается мягким знаком. В слове усни произносится [с`н`], но при замене [н`] на [н] происходит и замена [с`] на [с]: у[сн]у. Поэтому мягкость [с`] здесь несамостоятельна, она и не обозначается на письме. В слове льдина произносится [л`д`], при замене [д`] на [д] мягкость [л`]сохраняется: [л`д]ы. Здесь мягкость фонемы <л`> обозначается на письме мягким знаком.
Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В слове подступить произносится [пъц-], но пишется приставка под-, так как проверка показывает фонемы <под-> : п[о]дступ, по[д]рулить. В суффиксе слов берёзовый, осиновый произносится [ъ], но пишется о, так как в том же суффиксе в сильной позиции произноится [о]: дубовый. В словах на стуле и от пули конечный гласный одинаков - [и], но в первом случае он относится к фонеме <э> (ср. на сто[л`э`]), а во втором – к фонеме <и> (ср. от зем[л`и`]). После мягких согласных фонема <э> обозначается буквой е, фонема <и> – и .
Фонематический принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных формах одного и того же слова и в разных словах. Так, в слове город в составе разных словоформ пишется одинаково, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд]а, [гърад]а, [гърат]ки, при[гърът], при[гъръд]ный, ино[гарод`]ний, [гърац]ской. Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав этого корня – <город>. Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.
Основной принцип русской орфографии определяют также как морфологический. Морфологический принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. В действительности одни и те же морфемы на письме часто передаются не одинаково: отражаемые на письме исторические чередования разрушают единство написания морфем. Так, в словах город и горожанин один и тот же корень пишется по-разному. В корнях и во многоих аффиксах такие нефонетические чередования обычны; ср. : жечь – жжение – жгучий – зажигать – поджог; мышонок – мышонка – мышоночек.
Исторические чередования передаются на письме ( следовательно, единое написание одних и тех же морфем не сохраняется), а фонетические чередования на письме не передаются (следовательно, одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, т. е. фонема в понимании Московской фонологической школы). Таким образом, единообразные написания одних и тех же морфем обычно есть проявление фонематического принципа орфографии.
В некоторых случаях наша орфография построена на морфологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Так, графическое единообразие морфем выдерживается при написании е (ё) под ударением после шипящих: жёлтый – желтеть, жёлудь – желудей, печёт – плачет, чёлн – челнок, щёк – щека. В этих случаях после шипящих под ударением выступает фонема <о>, но пишется е (ё) для сохранения единообразия с теми же морфемами, где <о> чередуется с <э> или может быть в безударном положении: шёпот(<шо>) – шепчет (<ше>) – шептать (<шо/э>).
Морфологическому принципу отвечают также написания дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный – с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких согласных (ср.: безыдейный, предыстория).
Фонематический принцип действует тогда, когда фонема находится в сильной позиции (это, собственно, принцип графики), и тогда, когда фонема находится в слабой позиции и может быть определена сильной позицией. Таких написаний 80%.
В некоторых случаях проверка невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: собака, топор, сапог, сарай, переход, разборчивый, молодые, вокзал, футбол, стол, здоровье, сидишь, сидит. В этом случае выступает гиперфонема: с<о/а>бака, с<о/а>пог, фу<т/д>бол и т. д. Фонематический принцип здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения: можно написать собака и сабака, футбол и фудбол. Написания в подобных случаях осуществляются на основе фонематического и традиционного принципов.
Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий, например, безразлично, о или а писать в предударном слоге в словах сапог, собака. Традиционные написания надо запоминать.
Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы: зарево – зори. В безударном положении здесь тоже гиперфонема: з<о/а>ря. Выбор буквы в словах заря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон- – клан- могут быть ударными: клонится, кланяться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: наклонение, склонить.
В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его; таких написаний 15%. Но в ряде случаев традиционный принцип противоречит фонематическому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др. В слабой позиции это, например, правописание корней гор- – гар-, плов- – плав-, в которых под ударением только [а], а без ударения пишется и о, и а.
В противоречии с фонематическим находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-: безоблачный, безрадостный, безбрежный – бесполезный; изыскать, изрезать, издать – искупать и др. Конечная фонема приставки здесь <з>, об этом свидетельствует произношение [з] перед гласными и сонорными согласными , но пишется буква з , если произносится [з], и с, если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусица, безвкусный в конце приставки произносится [с]; в словах бесшумный, изжарить произносится [ш, ж]; в словах расщедриться, расщепить на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.
Правописание о или а в приставке раз-/раз- – роз-/рос- также отвечает фонетическому принципу – о пишется под ударением, когда произносится [о], а пишется без ударения: розвальни, розыск, россыпь; развал, разыскивать, рассыпать. И здесь фонетический принцип осложнен традиционным (ср.: разыскной). По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы, курицын, бледнолицый.
Дифференцировочные написания основаны на разграничении на письме слов или форм, совпадающих по фонемному составу: ожог – ожёг, поджог – поджёг, плач – плачь, рож – рожь, туш – тушь, копчик – кобчик, компания – кампания, орёл – Орёл.
Также в русском языке существуют правила слитных, раздельных и дефисных написаний.
Список использованной литературы
- Граник Г. Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
- Кустарева В. А. История русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
- Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М.,1960.
- Современный русский литературный язык. / Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1988.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. – М.,1991.
- Филина Л. В. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс
Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....
Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"
Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный и...
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с д...
конспект урока по русскому языку "Принципы русской орфографии"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии" Пояснительная записка Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"...
Методическая разработка по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Принципы русской орфографии"
Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Принципы русской орфографии" для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик"....
Орфография_Принципы русской орфографии
В тетрадь для правил учащихся...