Подготовка к сочинению на морально-этическую тему.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Коляденко Валентина Станиславовна

Методическая разработка по написанию сочинения по русскому языку в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока.15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №4 имени А.С.Пушкина ст. Каневской Краснодарского края

ТЕМА: Подготовка к сочинению на морально-этическую тему «Добрый и добренький. Как я это понимаю?»

ЦЕЛЬ: подготовить уч-ся к сочинению, учить рассуждать, оценивать человеческие качества; развивать речевую культуру, умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме; воспитывать любовь к русскому языку.

               План урока.

1.Орг. момент.

2.Эпиграф:                          Во внутреннем мире человека доброта- это солнце.

                                                                                                                          В.Гюго.

Высказывания.                 Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот , кто не

                                          умеет делать зла.                                                                        

                                                                                                                   В.О.Ключевский.

                                          Ни один злой человек не бывает счастливым.

                                                                                                           Ювенал.

3. Подготовка к сочинению.

 1) Вступительное слово учителя.

 В нашей жизни сейчас наряду с какими-то положительными сторонами наблюдается тревожный недостаток: проблема наступления материального, т. е. мира вещей на мир духовный: на доброту, чуткость, порядочность и т. д. Материальное и духовное начало жизни как бы соревнуются: кто победит.

2) Определение жанра и стиля сочинения.

 --Какой тип речи выберем? (рассуждение).

--Вспомним план-схему сочинения-рассуждения.

         1. Утверждение (тезис).      Вступление.

         2.Доказательства.                 Главная часть.

         3. Вывод.                                  Заключение.

4. Сбор материала.

а) Запись эпиграфа и его анализ.

-Что такое солнце для нас, для Земли? (это жизнь).

--Если оно исчезнет? (смерть).

А доброта для внутреннего мира , т. е. для души, --это солнце. Отсутствие доброты чем оборачивается для человека? ( это духовная смерть). Как видите, В.Гюго придавал важное значение этому человеческому качеству. А мы? Давайте задумаемся.

б)Круг вопросов для размышления ( запись в тетради).

-Какие это люди: добрый и добренький?

-На что они способны?

-Легко ли быть добрым? Почему?  Нужна ли доброта?  Часто ли она встречается? Где? (примеры).

-Считаете ли вы это качество важным или есть ещё важнее?

-Посмотрим критически на себя со стороны. Умеете ли вы быть добрыми? ваши близкие? знакомые?

в) Словарная работа.

-Что такое доброта? Когда мы говорим «добрый человек», то какие качества характера имеем в виду? (попутно записываем).

Добрый, искренний, ласковый, доброжелательный, душевный, отзывчивый, чуткий, чудесный, великодушный ,бескорыстный, сочувствие, сострадание, сопереживание, самопожертвование. Это подлинная доброта.

 Вводные слова и предложения.

По-моему, мне кажется, я думаю, во-первых, во-вторых, в-третьих.

- Знаки препинания при вводных словах.

- Добренький, а ему какие черты присущи? 

Лицемерие, притворство, неискренность.

Доброта- это способность отзываться на горе и радость других людей. – А что чувствует «добренький», когда к кому-то пришло горе? а радость?( чувство зависти, что кому-то повезло).

г) Высказывания, пословицы, поговорки ( это было д /з классу).

-Какие вы нашли? (запись некоторых из них).

Задание: включить пословицы в прямую речь или косвенную. Объяснить знаки препинания.

-А сейчас прочитайте высказывания, записанные на доске.

1высказывание .Согласны вы с этой мыслью? Если хотите, запишите.

2высказывание. Какой вывод можно сделать? (Чтобы быть счастливым, будь добрым).

д) г/з музыки.

Издавна проблема добра и зла волновала человечество. Разные виды искусства своими средствами выражали человеческие чувства. Попробуйте узнать, прослушав отрывок, где композитор хотел показать добрые чувства, где злые, постарайтесь доказать свою точку зрения.

4.Итог.

Если у кого-то из вас возникло желание стать добрым, считаете, что вы недостаточно добры, то я желаю удачи и верю, что если такое желание появилось, значит научиться быть добрым вы сможете.

Итак, на этом мы сбор материала заканчиваем, обращайтесь к книгам, поговорите об этой проблеме со взрослыми.

5.Д/З Написать сочинение. Подобрать эпиграф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сочинение на морально-этическую тему

Разработка урока в 8 классе...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...

Конспект урока-фрейм. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему "Что такое счастье" в 7 классе.

Анализируя разную информацию о понимании счастья(высказывания знаменитых людей. словарные статьи, пословицы.стихи), ученики собирают материал для домашнего сочинения"Мое понимание счастья" Р...

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления...