Урок - игра Лексика
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

Урок - игра  Лексика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_igra_leksika.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок-игра по теме « Лексика»

Цель: проверка знаний учащихся по теме « Лексика»

Ход урока

  1. Орг. момент
  2.  Слово учителя.

        Ребята, мы с вами изучили тему « Лексика» У нас собралось достаточно знаний по этой теме. И сегодня мы проведём урок- игру: пойдём в « горы» « штурмовать « высоту за высотой, пока не покорим « вершину». Но покорение горных вершин- дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются , изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением.

        Слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Готовясь к предстоящему штурму, вы произвели разведку, цель которой узнать по справочникам, учебникам , у учителя географии названия горных вершин в мире и России., выяснить , какие из них находятся на высоте 65000 метров, уточнить, на какой высоте летом лежит снег и начинаются ледники, усвоить , какими качествами должен обладать человек, чтобы быть альпинистом.

         Для участия в игре мы подготовили технику: нарисовали дельтопланы, вертолёты, сшили головные уборы врачей, изготовили цветные флажки, нарисовали силуэты гор, начертили медицинские карточки, одним словом, каждый из вас получил персональное задание.

        – Какие высоты определили в нашем маршруте?

        – Старт 1000, 2000, 3000, 4000 метров.

        Горы не штурмуют большими коллективами.

        Нужно разделиться на группы по 4-5 человек, брать командира, который подаёт главврачу заявку на участие в штурме вершины.

        _ Ребята! Как вы думаете, с чего начинается восхождение к вершине?

        – С медосмотра. Горы слабых не любят

        – Предлагаю перед штурмом первой высоты пройти « медкомиссию» и проверить, « здорова « ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт.

        Альпинисты по группам проходят медкомиссию

        Опрос- эстафета.

1. Что же такое лексика?

2. Что такое лексическое значение слова?

3. Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

4. Приведите примеры слов с переносным значением.

5. приведите примеры антонимов, омонимов.

6. Что такое синонимы?

7. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?

Командиры групп альпинистов выставляют оценки за здоровье памяти своим альпинистам.

Первая высота пройдена.

Начинается штурм второй высоты.

Работа с текстом

Записать текст, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.

Ребята получают карточки с текстами.

Нет ничего, кроме зимн… леса.

Идёш… по сказоч…ному лесу и боиш…ся задеть хру..кие изваяния нев..димого скульптора.

Вот на пригорк… склонились ёлочки в бел…снежных х…л…тах, а м…лодые с…сенки демонстрируют свои пышные г…ловные уборы. В центре поляны застыла одинокая с…сна. Она обр…ла привл…кательность.

        Альпинисты из групп, выполняя задания, получают оценки. Если кто-то не может ответить или получить «3», тогда вся группа идёт в карантийную палату. И лечит своего товарища « пилюлями» знаний. Подлечив его, снова идёт на комиссию, затем снова идёт штурмовать высоту.

Остальные группы получают право начать штурм новой высоты.

        Работа с толковыми словарями.

        Объяснить лексическое значение слов.

  1. Изваяние- скульптурное изображение, статуя.
  2. Скульптор- художник, занимающийся скульптурой.
  3. Скульптура – искусство создания объёмных произведений путём резьбы, высекания, лепка или отливка

Демонстрировать – показывать наглядным способом.

        Подобрать антонимы к словам

Склонить- выпрямить

Молодые – старые

Обрела- потеряла

Подобрать синонимы к словам, составить и записать 2 словосочетания

Демонстрируют, показывают

Манифестируют, участвуют в манифестации.( Смотри словарь синонимов Александровой)

Найдите слова в переносном значении.

Ёлочки в белоснежных халатах, головные уборы сосен, застыла сосна.

Штурм 4 высоты

                Составьте схемы сложных предложений.

Итак, горные вершины покорены.

Слово учителя Подведение итогов.

При оценке состояния здоровья надо быть очень справедливыми и принципиальными. Группа нее имеет права идти вперёд, если товарищ болен, ослаблен, группа помогает ему «выздороветь». Оставить товарища в пути нельзя, опасно!..

( учитель называет альпинистов болевших, но уже выздоровевших, ведь врач может в случае необходимости вылететь на любую высоту и оказать « скорую помощь».

Кричать , бегать в горах опасно. Поэтому альпинисты разговаривают негромко. За нарушение правил группу могут снять с маршрута. К счастью, у нас не было нарушения правил. Мы выполнили задачи, которые ставили, покорили горные вершины.

Учитель объявляет оценки

Учащиеся, получившие оценки, освобождаются от зачёта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...