Урок - игра Лексика
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-игра по теме « Лексика»
Цель: проверка знаний учащихся по теме « Лексика»
Ход урока
- Орг. момент
- Слово учителя.
Ребята, мы с вами изучили тему « Лексика» У нас собралось достаточно знаний по этой теме. И сегодня мы проведём урок- игру: пойдём в « горы» « штурмовать « высоту за высотой, пока не покорим « вершину». Но покорение горных вершин- дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются , изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением.
Слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Готовясь к предстоящему штурму, вы произвели разведку, цель которой узнать по справочникам, учебникам , у учителя географии названия горных вершин в мире и России., выяснить , какие из них находятся на высоте 65000 метров, уточнить, на какой высоте летом лежит снег и начинаются ледники, усвоить , какими качествами должен обладать человек, чтобы быть альпинистом.
Для участия в игре мы подготовили технику: нарисовали дельтопланы, вертолёты, сшили головные уборы врачей, изготовили цветные флажки, нарисовали силуэты гор, начертили медицинские карточки, одним словом, каждый из вас получил персональное задание.
– Какие высоты определили в нашем маршруте?
– Старт 1000, 2000, 3000, 4000 метров.
Горы не штурмуют большими коллективами.
Нужно разделиться на группы по 4-5 человек, брать командира, который подаёт главврачу заявку на участие в штурме вершины.
_ Ребята! Как вы думаете, с чего начинается восхождение к вершине?
– С медосмотра. Горы слабых не любят
– Предлагаю перед штурмом первой высоты пройти « медкомиссию» и проверить, « здорова « ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт.
Альпинисты по группам проходят медкомиссию
Опрос- эстафета.
1. Что же такое лексика?
2. Что такое лексическое значение слова?
3. Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
4. Приведите примеры слов с переносным значением.
5. приведите примеры антонимов, омонимов.
6. Что такое синонимы?
7. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
Командиры групп альпинистов выставляют оценки за здоровье памяти своим альпинистам.
Первая высота пройдена.
Начинается штурм второй высоты.
Работа с текстом
Записать текст, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.
Ребята получают карточки с текстами.
Нет ничего, кроме зимн… леса.
Идёш… по сказоч…ному лесу и боиш…ся задеть хру..кие изваяния нев..димого скульптора.
Вот на пригорк… склонились ёлочки в бел…снежных х…л…тах, а м…лодые с…сенки демонстрируют свои пышные г…ловные уборы. В центре поляны застыла одинокая с…сна. Она обр…ла привл…кательность.
Альпинисты из групп, выполняя задания, получают оценки. Если кто-то не может ответить или получить «3», тогда вся группа идёт в карантийную палату. И лечит своего товарища « пилюлями» знаний. Подлечив его, снова идёт на комиссию, затем снова идёт штурмовать высоту.
Остальные группы получают право начать штурм новой высоты.
Работа с толковыми словарями.
Объяснить лексическое значение слов.
- Изваяние- скульптурное изображение, статуя.
- Скульптор- художник, занимающийся скульптурой.
- Скульптура – искусство создания объёмных произведений путём резьбы, высекания, лепка или отливка
Демонстрировать – показывать наглядным способом.
Подобрать антонимы к словам
Склонить- выпрямить
Молодые – старые
Обрела- потеряла
Подобрать синонимы к словам, составить и записать 2 словосочетания
Демонстрируют, показывают
Манифестируют, участвуют в манифестации.( Смотри словарь синонимов Александровой)
Найдите слова в переносном значении.
Ёлочки в белоснежных халатах, головные уборы сосен, застыла сосна.
Штурм 4 высоты
Составьте схемы сложных предложений.
Итак, горные вершины покорены.
Слово учителя Подведение итогов.
При оценке состояния здоровья надо быть очень справедливыми и принципиальными. Группа нее имеет права идти вперёд, если товарищ болен, ослаблен, группа помогает ему «выздороветь». Оставить товарища в пути нельзя, опасно!..
( учитель называет альпинистов болевших, но уже выздоровевших, ведь врач может в случае необходимости вылететь на любую высоту и оказать « скорую помощь».
Кричать , бегать в горах опасно. Поэтому альпинисты разговаривают негромко. За нарушение правил группу могут снять с маршрута. К счастью, у нас не было нарушения правил. Мы выполнили задачи, которые ставили, покорили горные вершины.
Учитель объявляет оценки
Учащиеся, получившие оценки, освобождаются от зачёта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...