Интегрированный урок русского языка и химии
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Райхлина Наталья Николаевна

Повторить и обобщить изученный материал на основе атомно – молекулярного учения, закрепить знания  об основных химических понятиях, законах и фактах, их применении для решения задач, проверить грамотность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrir.urok_khimicheskaya_kukhnya.zip399.77 КБ

Предварительный просмотр:

     Интегрированный урок «Химическая кухня».

Оборудование:  все для опытов, кастрюля, половник, портрет Менделеева.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал на основе атомно – молекулярного учения, закрепить знания  об основных химических понятиях, законах и фактах, их применении для решения задач.

            Тема нашего урока «химическая кухня».  

А эпиграфом к уроку станут слова русского писателя Максима Горького: «Химия –  это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».

                                            Ход урока:

  • Сегодняшний урок, ребята, вопреки правилам, мы проведем на кухне. Да, не удивляйтесь, кухня – это то место, где обсуждаются самые интересные события, ведутся разговоры о политике, искусстве, и, конечно же, о науке. Заодно и пообедаем.
  1. Можно нести посуду?
  • Назовите, пожалуйста, виды посуды, которые необходимо иметь на химической кухне.
  1. Не пора ли ставить на довольствие новобранцев?
  • Сначала им придется потрудиться. Уж поверьте мне, дети, такую химическую кашу сварим, пальчики оближешь.      Итак, сегодня у нас в меню.

             ( читаем на экране)

  • Начнем с закуски. Опишите признаки и условия протекания реакций, происходящих при плавлении парафина, прокисании молока.

                                    Опыт

  • Какие это явления?  (химические)
  • Приведите свои примеры физических и химических явлений

Все – то вы знаете, я посмотрю. Может, и мне поможете? В одной русской сказке я читала о том, как дед смешал соль и сахар. Что бы вы ему посоветовали сделать, чтобы разделить эту смесь?

  • В это время  берет учитель нож и говорит:

« Я пока картошечку почищу. Ой!»

                             (опыт «кровь без раны»)

 

  • Надо быть осторожным на нашей кухне. Объясните, ребята, почему это произошло?

А теперь экологическая задача:

Есть у нас большой завод –

Он продукцию дает.

А над ним труба дымит –

Небо синее коптит.

Жить под ней –

Сплошная мука!

Но поможет нам наука:

Чтобы снять противогаз,

Обезвредить нужно газ.

О каком газе идет речь? (сероводород)

Тогда уж сразу еще задание. Слово «химия» часто используется в повседневной речи. Приведите примеры, когда в это слово вкладывается смысл, отличный от принятого в науке   (химичить – жульничать, обманывать).

  • Прежде чем подавать салат, предлагаю послушать сообщение, которое приготовила………………………………

А вот и кастрюлька, в которой мы будем готовить суп с формулами химических веществ.

                      (достает текст химического диктанта, читает,

                                                     дети записывают знаками)

  • Слишком много ингредиентов для супчика, нужен отбор. По вариантам:                                (на доске)

1 -- выписать химические символы металлов.

2 – выписать химические символы неметаллов.

  • Какой из приведенных элементов стал известен человечеству первым, а какой из них был открыт последним?

                              (стихотворение)

Предлагаю вам узнать названия химических элементов по частям слов. Внимание на экран.  

 (бар – барий, ром – бром, хром, желе – железо, крем – кремний).

  • А скажите, пожалуйста, что такое валентность? Назовите элементы, которые в соединении проявляют переменную валентность?

Какие трудные слова вы говорите! Я предлагаю ребятам повторить правописание этих слов.  

                                    (на экране задание)

Пора уже наконец попробовать наш суп. Где мой волшебный половник?

  • Подождите, надо посолить.

                            (сообщение о соли)

  • Да, похоже, что без выполнения задания суп у нас не получится. Давайте постараемся.

1 – составьте формулы сульфидов следующих металлов: серебра, магния, цинка.

2 – определите валентность элементов в соединениях:                                     _____________________________________________________

Пора приниматься за бифштекс

  • Какой закон вы применяете при расстановке коэффициента?
  • Какие типы химических реакций знаете?
  • Расставьте коэффициенты, укажите типы реакций.

              (на экране смотрят, а выполняют в тетрадях)

1 –

2 –

  • Дайте определение типам реакций.
  • Молодцы, хвалю. А теперь пора приниматься за чай.

Какой же чай без воды. Я хочу предложить ребятам послушать два интересных текста о воде и  дать им оценку с точки зрения химии.

Вода благоволила литься…

Она блистала, столь чиста,

Что ни напиться, ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало,

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде.

Ей жизни не хватало.

Чистой, дистиллированной воде.     (Леонид Мартынов)

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.

                                (Антуан де Сент Экзюпери «Планета людей»)

  • Вам, ребята, опытным путем надо получить экологически чистую воду для чая. На столе приборы, штатив, приготовьте фильтр и проведите очистку воды.

А теперь десерт – торт, украшенный розами.   Ой, что-то мне плохо стало, немудрено, полдня на кухне стою.  Узнайте, ребята, какое средство мне поможет.

Я пью его в мельчайших дозах,

На сахар капаю раствор,

А он способен бросить в воздух

Любую из ближайших гор.

                                                                       ( нитроглицерин)

Лучше стало. Теперь будем украшать торт.

  • Для этого вам потребуется решить  три задачи. Они на экране.

Какая масса цинка вступит в реакцию с серой массой 8 г?                               5 роз

Какое количество вещества соответствует 490 г серной кислоты?                 4 розы

Рассчитайте массу 3,5 моль оксида цинка.                                                            3 розы

И все –то вы умеете. Сейчас я посмотрю ваши оценки в журнале.да здесь одни пятерки. Поэтому вы и на химической кухне так уверенно справляетесь с заданиями.

  • Спасибо, порадовали меня, отменное меню из химических элементов вышло. Вот что значит учить и понимать химию. Первоначальные знания, полученные вами, помогут и дальнейшем справляться с заданиями любой сложности

  • Дома: написать сочинение – миниатюру

                                          «Зачем нужно изучать химию?»

А я вам стихи посвятила:

Ты – молодчина! И в это поверь:

Открыта тобою в мир химии дверь.

Надеемся все мы, что лет через пять,

Прекрасным ученым сможешь ты стать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Технологическая карта интегрированного урока английского языка и химии "Мы то, что мы едим", 6 класс

Сегодня в рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает одно из последних мест. Происходит сокращение учебных часов по предмету, плохо решается проблема экспериментального сопровождени...

технологическая карта интегрированного урока английского языка и химии "Мы то, что мы едим", 6 класс

Сегодня в рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает одно из последних мест. Происходит сокращение учебных часов по предмету, плохо решается проблема экспериментального сопровождени...

Интегрированный урок английского языка и химии "Признаки химических реакций"

В данной методической разработке представлен опыт проведения интегрированного урока английского языка и химии по теме "Признаки химических реакций" для 8 классов. Разработка выполнена в рамках реализа...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...