Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_10_2014-15.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, закрепление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов.
Общая характеристика предмета
Краткая характеристика
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
В рабочей программе по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Рабочая программа учебного курса русского языка для 10 класса составлена на основе Примерной государственной программы по русскому языку и программы курса русского языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) авторов Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной (2008 года) к УМК Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10-11 классы» (2013 гг.) и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
.
Изменения, внесенные в рабочую программу: базовый уровень освоения программы обеспечивается формированием правописных и речевых навыков. Для его достижения учащимся предлагаются задания прикладного характера.
Общий объем часов на изучение предмета
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает проведение русского языка в количестве 1 час в неделю, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане: на обязательное изучение предмета «Русский язык» в 10 классе в инвариантной части школьного учебного плана предусмотрено 34 часа .
Результаты освоения курса русского языка. Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
- Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- Извлекать необходимую информацию из различных источников;
- Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка;
Личностные и метапредметные результаты:
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание программы учебного курса
Базовый уровень
Введение (1 ч)
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (6 ч)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография1.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2 ч)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ч)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (22ч)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие и звукоподражательные слова
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||
Планируемая | Фактическая | ||||||
1. | Введение. Слово о русском языке | 1 | |||||
1.1 | Р.Р. Слово о русском языке. Сокращение текста. План. | Урок развития речи | 1 | Работа с текстом | |||
2. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 6 | |||||
2.1 | Лексика. Слово и его значение | Урок усвоения и закрепления новых знаний | 1 | Работа со словарём | |||
2.2-2.3. | Изобразительно-выразительные средства языка | Урок усвоения и закрепления новых знаний | 2 | Анализ текста | |||
2.4 | Контрольный диктант | Контроль знаний | 1 | Написание диктанта | 1 | ||
2.5 | Омонимы. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление | Урок-практикум | 1 | Работа со словарями | |||
2.6 | Развитие речи Лексический анализ текста с решением тестовых задач (ЕГЭ ) | Урок развития речи | 1 | Творческая работа | |||
3. | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | |||||
3.1 | Звуки и буквы | Урок усвоения и закрепления новых знаний | 1 | Работа в группах | |||
3.2. | Орфоэпия Фонетический разбор | Самостоятельная работа | 1 | Работа по карточкам | |||
4. | Морфемика и словообразование | 3 | Работа по карточкам | ||||
4.1 | Состав слова Морфемный разбор | Комбинированный урок | 1 | Работа со словарями |
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык 10 класс»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Развитие речи | Экскурсии, ч | Самостоятельная работа | |||
1. | Введение. Слово о русском языке. | 1 | 1 | |||
2. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 6 | 3 | 2 | 1 | |
3. | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Морфемика и словообразование. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
5. | Морфология и орфография. | 22 | 9 | 3 | 10 | |
Итого: | 34 | 14 | 7 | 13 |
4.2 | Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование | Комбинированный урок | 1 | Работа со словарями | ||
4.3 | Речеведческий анализ текста | Урок систематизации ЗУН | 1 | Творческая работа | ||
5 | Морфология и орфография | 22 | ||||
5.1 | Принципы русской орфографии | Урок систематизации ЗУН | 1 | Составление диктанта | ||
5.2 | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова | Комбинированный урок | 1 | Решение тестовых задач | ||
5.3 | Правописание гласных после шипящих и Ц | Комбинированный урок | 1 | Составление диктанта | ||
5.4 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных | Урок систематизации ЗУН | 1 | Составление диктанта | ||
5.5 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | |||
5.6 | Р.Р Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | Комбинированный урок | 1 | Творческая работа | ||
5.7 | Р.Р Практическая работа Содержательно-композиционный анализ текста | Комбинированный урок | 1 | Творческая работа | ||
5.8 | Правописание приставок. Гласные И,Ы после приставок. | Комбинированный урок | 1 | Работа по карточкам | ||
5.9 | Контрольный тест | Урок контроля | 1 | Решение тестовых задач | ||
5.10 | Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы. | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам | ||
5.11 | Именные склоняемые части речи. Морфологические нормы. Подготовка к ЕГЭ. | Урок систематизации ЗУН | 1 | Тест | ||
5.12 | Правописание склоняемых частей речи. Правописание сложных имён прилагательных. | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа в парах. | ||
5.13 | Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические и морфологические нормы. | Комбинированный урок | 1 | Решение тестовых задач | ||
5.14 | Имя числительное | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам | ||
5.15 | Местоимение. Правописание местоимений | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа в парах | ||
5.16 | Глагол. Грамматические категории глагола. Морфологические нормы. | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам | ||
5.17 | Глагольные формы: причастие и деепричастие. | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа в малых группах | ||
5.18 | Подготовка к ЕГЭ. Значение и употребление причастий и деепричастий. | Комбинированный урок | 1 | Тест | ||
5.19 | Наречия и наречные сочетания. Морфемный словообразовательный разбор. | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам | ||
5.20 | Служебные части речи | Урок систематизации ЗУН | 1 | Работа в парах | ||
5.21 | Подготовка к ЕГЭ. Правописание служебных частей речи. | Комбинированный урок | 1 | Решение тестовых задач | ||
5.22 | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Написание диктанта | ||
Итого: | 34 | |||||
Учебно – методическое обеспечение учебного предмета
1.Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc
3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013г.
4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002
5. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнение по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Дрофы, 1995
6. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2005
7. Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эскимо, 2009
8. Единый государственный экзамен 2014: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2009
9.Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы.-М., 2007г.
10.Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-М.,1995г.
11 . Школьный толковый словарь русского языка. Лапатухин М.С. – М.,2000г.
12. Школьный словарь образования слов русского языка. Баранов М.Т. – М., 2007г.
13. Школьный словарь строения слов русского языка. Потиха З.А. – М., 1998г.
14. Школьный этимологический словарь русского языка. Шанский М.Н. – М., 1999г.
15. Школьный орфоэпический словарь русского языка. Лекант П.А. – М., 2007г
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
1.Персональный компьютер
2.Мультимедийный проектор
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Сайты:
1.www.1september. ru
2 www. Pedsovet. ru
3. russlovo. ucoz. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238 часов....
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...
Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...