Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к изложению с изменения формы действующего лица
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цель:
- совершенствование навыков анализа текста;
- совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование навыков переконструирования предложений с целью изменения формы действующего лица;
- развитие творческих способностей;
- подготовить к написанию изложения с изменением формы действующего лица;
- воспитание чувства благодарности родным и близким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozh_s_izm_formy_litsa.docx | 23.81 КБ |
izl_s_izm_litsa.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.
Урок развития речи в 7 классе.
Подготовка к изложению с изменением формы действующего лица.
Цель:
- совершенствование навыков анализа текста;
- совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование навыков переконструирования предложений с целью
изменения формы действующего лица;
- развитие творческих способностей;
- подготовить к написанию изложения с изменением формы действующего лица;
- воспитание чувства благодарности родным и близким.
Технологии:
- гуманно-личностная технология;
- технология всестороннего гармонического развития личности обучающегося;
- технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
- технология речевого развития;
- технология обучения анализу текста;
- информационная технология.
Ход урока.
1.Вступительная беседа.
– Какие местоимения относятся к личными?
– От какого лица может вестись повествование в художественном произведении?
– Когда используется форма первого лица?
– Когда – форма третьего лица?
– В каких жизненных обстоятельствах мы изменяем форму действующего лица?
– При выполнении каких творчески работ на урока русского языка необходимо производить изменение формы лица? (Эссе. Комментарий к проблеме.)
2.Проверка домашнего творческого задания.
– Какие ассоциации возникают у вас со словом «детство»? (Предметные, цветовые, музыкальные, поэтические и т.д.)
3.Анализ предложений.
– С возрастом восприятие жизни изменяется. Прочитайте высказывания великих людей.
Какие ассоциации возникали со словом «детство» у известных писателей? Какая мысль объединяет высказывания? Слайды № 1 - 5
«Мне представляется матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая». (Л.Н.Толстой)
«Я написал рассказ «Уроки французского» в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В.Г.Распутин)
«Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки». (А.Алексин)
«Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников». (В.П.Астафьев)
– Слайд № 6. Эти воспоминания объединяет чувство благодарности, любви к тем людям, которые в детстве многое дали будущим писателям. Для выражения своих мыслей мы всегда используем форму 1 лица. Составьте предложение с прямой речью, используя слова А Алексина. Подумайте, какой глагол уместно употребить в словах автора?
– Объясните орфограммы и постановку знаков препинания, постройте схему предложения. Слайд № 7-8.
– Выполните аналогичное задание (1ряд – слова В.Г.Распутина, 2ряд – слова Л.Н.Толстого, 3ряд – слова В.П.Астафьева).
– Домашнее задание. Кому из ваших родных и за что вы благодарны?
– Составьте на основе одного из словосочетаний и запишите предложение с причастным оборотом. От какого лица вы выразили мысль?
4. Изменение формы лица.
– Какие изменения необходимо внести в предложение, чтобы мысль в нем выражалась не от 1 лица, а от 3 лица? (Заменить местоимения: я – он, мне – ему, наш – их, своей – его, мой – его. Окончания глаголов: вспоминаю – вспоминает.) Слайд № 9.
– Можно ли в предложении с прямой речью изменить лицо? Почему?
– Какие слова необходимо заменить в предложении? Какими словами?
– Чтобы изменить форму лица, предложение какой конструкции нужно использовать?
– Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении? Слайд № 10.
– Перестройте 1первое предложение так, чтобы мысль излагалась от 3 лица.
( Л.Н.Толстой представлял себе матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинку на шее, нежную рука, так часто его ласкавшую».)
– Самостоятельно перестройте высказывание В.П.Астафьева, изменив форму действующего лица. Слайд № 11-12.
5.Беседа о Л.Н.Толстом.
– Что вы знаете о Л.Н.Толстом?
– Какие произведения писателя вам известны? Слайды № 13 – 14.
– В повести «Детство» есть глава с одноименным названием. Послушайте фрагмент. Каковы тема и основная мысль данного фрагмента: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
– Несмотря на горести и утраты, Толстой считал детство самой счастливой порой жизни, потому что рядом с ним всегда были любящие и заботливые люди. Своим детям он тоже подарил счастливое детство. Одна из дочерей, Татьяна, оставила воспоминания о своем семье и о своей жизни. Познакомимся с отрывком из ее книги. Упр. № 100.
6. Анализ текста. Послушайте текст.
– Выпишите ключевые слова текста. (Детство, благодарность, любящих людей.)
– Какова тема текста? Сформулируйте тему полным предложением. (В предложенном тексте Т.Л.Сухотина вспоминает о людях, подаривших ей счастливое детство.) Объясните постановку знаков препинания.
– От какого лица ведется повествование?
– На сколько микротем можно разделить текст? Как составляется сложный план?
– Какую часть можно разделить на подпункты? Слайд № 15.
– Заполните таблицу. Составьте вопросный план фрагмента. Слайд №16.
– Из каждой микротемы выпишите опорные слова. Заполните таблицу. Слайд № 17.
План | Опорные слова |
I.С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II. Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна? III. Память. | с большой любовью, благодарность о тех, кто окружал людей, любящих… руководившему жизнью, поставившему в условия украсившей жизнь давшая любовь, заботу главное место в памяти |
– В чем особенность построения предложений в 4–6абзацах? (Отсутствие основ)
– К какому предложению можно было бы присоединить данные предложения?
– Какой вариант кажется вам более выразительным? Слайд № 18. Почему? (Логическое ударение на существительные, называющие родных, которым благодарна Т.Л.Сухотина.)
– Средство художественной выразительности парцелляция – выделение части единого предложения как самостоятельного предложения. Слайд № 19
– Работу над подготовкой к изложению продолжим на следующем уроке.
Домашнее задание. Слайд № 20. Расспросите своих родных о людях, которым они благодарны за счастливое детство. Запишите 5 предложений с прямой речью и предложения с изменением формы лица.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Мне представляются матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая » . (Л.Н.Толстой)
« Я написал рассказ « Уроки французского » в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин)
« Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин)
« Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)
« Эта повесть о моей юност .. и о моей маме, которая не просто была со мной а опр.. деляла все мои стр..мления взгляды поступки » . (А.Алексин) « Я написал ра .. каз « Уроки францу ..кого » в надежд.., что пр..поданные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин) « Мне предст .. вляются матушкины карие глаза выр .. жающие доброту и любовь родинка на ше .. нежная рука так часто меня л.. скавшая » . (Л.Н.Толстой) « Я помню дер..венского учителя, вежл .. вого застенч .. вого всегда гот.. вого броси .. ся вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)
« Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин) Во вступлении к книге А.Алексин писал. А: «П».
Во вступлении к книге А.Алексин писал: «Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » .
я – он мне – ему наш – их своей – его мой – его вспоминаю – вспоминает помню – помнит
Во вступлении к книге А.Алексин писал, что эта повесть о его юности, о его маме, которая не просто была с ним, а определяла все его стремления, взгляды, поступки.
« Я помню деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)
В.П.Астафьев помнит деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников.
Лев Толстой за работой.
Толстой с семьей Толстой с дочерью Татьяной
План Опорные слова I. II. 1. 2. 3. III.
План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна ? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .
План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна ? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .. с б ольшой любовью Благодарность о тех, кто окружал людей, любящих… руководившему поставившему украсившая жизнь любовь, заботу главное место в памяти
Трем людям я особенно благодарна за свое детство: о тцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли; матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны; и Ханне , нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Трем людям я особенно благодарна за свое детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне , нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.
Парцелляция (от франц. parcelle – частица) выделение части единого предложения как самостоятельного предложения. Дед Нечай опять заплакал. Громко. Много ли, мало ли лет прошло – зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.
Домашнее задание. Расспросите своих родных о людях, которым они благодарны за счастливое детство. Запишите 5 предложений с прямой речью и предложения с изменением формы лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.
Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...
Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)
Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...