Иванов В.В. Преподавание истории в сельской малокомплектной школе
статья на тему
В статье описаны особенности преподавания истории и обществознания в сельской малокомплектной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание истории в сельской малокомплектной школе
«История – наследство, урок, незаконченный процесс, словно вечный закон… Не зная истории, мы не можем понять, зачем мы пришли на этот свет, зачем мы живём, к чему стремимся».
В. С. Ключевский.
Главной задачей современной школы является формирование всесторонне развитой гармоничной личности, гражданина, социально активного члена общества. И в решении этой задачи огромную роль играют уроки истории и обществоведческих дисциплин.
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности, используя богатый краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях учитель истории и классные руководители уделяют большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа.
Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях. Старшее поколение, живущее рядом с нами, люди, пережившие грозные военные годы, испытавшие много тягот и лишений, могут о многом рассказать нам. Мы, учителя МОУ ООШ с.Студеновка Воскресенского района Саратовской области в своей работе используем различные формы деятельности, направленные на изучение истории родного края. В младших классах на уроках истории ученикам даём задание составить генеалогическое древо своей семьи. Только человек знающий свои корни, истоки родства, способен понять традиции, моральные основы своего рода и других народов.
Предлагаются следующие задания:
1. Самый известный человек моего рода. Чем прославился этот человек?
2. Опишите самую старинную вещь в вашем доме. Как она к вам попала?
3. Как называется ваше село и почему?
4. Как называется ваша улица и почему?
Такие задания развивают творческие и умственные способности учащихся, их познавательную активность.
В старших классах ученикам предлагаются более сложные задания:
1. Взять интервью у людей пожилого возраста на такие темы, как
«Коллективизация в моей жизни.» , «Воспоминания о грозных военных годах.» , «Об особенностях и трудностях обучения в школе в довоенные и военные годы.» и др.
2.Работа с фотографиями из семейного архива. Задание: какое неповторимое мгновение на ней запечатлено? Чем интересна эта фотография?
3. Собрать материалы о бывших выпускниках школы для школьного музея.
4. Знакомство с интересными людьми нашего района, передовиками производства.
5. Ознакомление с архивными документами, в частности, с материалами районной
Исторические вечера, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, посещение музеев, поисковая работа, участие в различных конкурсах – это только часть большой, очень актуальной на сегодняшний день работы по сохранению приемственности поколений, нравственных ценностей, духовности народа.
В последние годы информационные, в том числе и компьютерные технологии всё активнее внедряются в образовательный процесс. Становятся неотъемлемой частью учебной деятельности.
Интерес к предмету проявляется при проведении школьных и районных олимпиад. Так в прошедшем году учителями истории было проведены олимпиады по 5 предметам: истории России, истории Средних веков, основам права, , экономике, обществознанию. Эффективно использовали на школьных олимпиадах компьютерное тестирование. Учитель и его учащиеся в 2005 –2014 гг. принимали активное участие в различных Всероссийских и Региональных творческих конкурсах и показали неплохие результаты, что является отражением работы преподавателя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Малокомплектная школа: сохранение и развитие.Особенности учебного процесса в условиях МКШ.Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов....
Иванов В.В. Способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе.
В статье представлены способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе....
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...
Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста,...
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...