Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе
статья по литературе (9 класс) по теме

Кустова Мария Павловна

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе.

Тема:

«Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века».

Евгений Евтушенко. «Злорадство».

   

                                                             

Е.А.Евтушенко. «Злорадство».

Легко клеймить в чужой стране бесправье,

А в собственной стране попрать права.

Злорадинкой приправленная правда,

Как будто кривда ржавая крива.

Легко и просто, возмущаясь кем-то,

Увидеть словно в зеркале кривом,

В чужом глазу соломинку ракеты,

Когда в своем она торчит бревном.

Считать помойки чьи-то, ямы, лужи,

И чьим-то язвам радоваться – срам.

Кому-то хуже – всем на свете хуже,

И все микробы будут в гости к нам.

Любовь неразделенная сбежала,

И любит без любви – ей хоть бы хны!

Но нет неразделенного пожара,

Неразделенной с кем-нибудь войны.

Как мерзко, если при землетрясении,

При геноциде или в недород

Один народ без всяких угрызений

Злорадствует,  что мрет другой народ.

Всегда злорадство –  это антибратство,

И шар земной шатает вкривь и вкось,

Когда уже глобальное злорадство

Из мелкого злорадства разрослось.

А если яды в легкие нам влезли,

Перед отравой общей мы равны.

Ничьей стране лекарством от болезней

Не может быть болезнь другой страны.

        Евгений Александрович Евтушенко – человек разностороннего творческого дарования. Поэт, прозаик, критик, публицист, кинорежиссер,  литературовед. Вряд ли кто из современных поэтов написал и напечатал такое количество стихотворений и поэм и пользуется такой известностью у читателя. Его стихи нередко выигрывают в актуальности, злободневности.

В своем стихотворении «Злорадство» Евтушенко, по моему мнению, сначала берет в глобальном масштабе понятие, когда страны, считающие себя правовыми, видят бесправие в других государствах, а в собственной стране даже более грубое нарушение прав человека считают нормальным явлением. Идеологи этих стран злорадствуют по малейшему поводу нарушения прав, делая из частных случаев общие выводы.

Часто люди, лицемерные и нечестные, возмущаются кем-то, заметив у них самые маленькие отклонения от общепринятых норм, и злорадствуют по этому поводу, тогда как свои пороки не хотят замечать, говоря словами поэта: «когда в своем она торчит бревном».

В любом обществе, какие бы нравственные ценности оно не защищало, есть свои изъяны, которые оно не в силах устранить и радоваться или злорадствовать, что всего этого у нас меньше, чем у наших есть «срама» - говорит Евтушенко.

Есть страны, в которых люди очень плохо живут, но злорадствовать этому не надо, а нужно сопереживать, сочувствовать, помогать им, потому что все их недостатки могут оказаться в тех местах, где их пока что нет.

Далее я истолковываю содержание стихотворения как незначительность взаимоотношения между людьми в виде неразделенной любви, когда люди могут жить по расчету, по сравнению с пожаром и особенно с войной, которые затрагивают не одного человека, а группу людей, не говоря уже о войне, от которой страдают множество людей и даже многие народы. И злорадство здесь не только неуместно, но и преступно.

Люди живут в разных геологических и климатических условиях, поэтому на Земле есть места, где часто бывают разрушительные землетрясения и интенсивные вулканические извержения, которые приносят людям большие разрушения и человеческие жертвы. В засушливых районах часто бывает голод. Один, более сильный народ, уничтожает другой, который в силу разных исторических причин оказался в худших условиях и не мог создать могучее общество, способное закрепить себя.

Все эти стихийные и созданные самими людьми бедствия не должны быть поводом для злорадства над другими народами, которые оказались в условиях, близких к нищете или даже вымиранию.

Поэт хочет показать, что отдельные случаи злорадства при определенных условиях могут превратиться в глобальные, и тогда на Земле возникают всякие нежелательные явления, которые приводят к возникновению ненависти одних народов к другим, в результате чего могут возникать войны.

Нежелательные отношения одних народов к другим Евтушенко сравнивает с ядом, и его последствия одинаково вредны для всех стран. Но навязывания одних государств своего мнения, как исправить чужие недостатки вредны, так как у каждой страны, у каждого народа свой быт, своя культура и свои национальные особенности, присущие только данному этносу.

Поэтому, что хорошо одной стране, то другой может быть очень плохо, и из этого следует, что общих рецептов для борьбы с этой отравой нет: нужно учитывать особенности каждой страны.

Оценивая данное поэтическое произведение, я думаю, что поэт хотел показать проблемы современных государственных отношений, противоречий между странами, благополучными в экономическом положении, и странами, экономика которых еще очень слаба. И это дает основание более развитых стран гордиться своими успехами и злорадствовать по поводу бедности других, предлагая им свои способы искоренения отсталости. Злорадство, по мнению поэта, это когда у себя ничего не замечают, даже плохие стороны жизни, а у других очень хорошие хотят очернить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

"Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе"

Автор, анализируя собственный опыт работы в школе, рассматривает проблемы современного учителя русского языка и литературы, выявляет их причины и предлагает возможные пути решения....

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...

Актуальные проблемы преподавания русского языка в полиэтническом классе

Данная статья вошла в сборник Республиканской научно-практической конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» Приднестровского государственного университета...

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...