Преподавание русского языка в условиях малокомплектной школы
статья по русскому языку по теме
Особенности преподавания русского языка в малокомплектной школе. Механизм организации уроков в классах-комплектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_russkiy_yazyk_i_literatura_v_usloviyah_mksh.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык и литература в условиях МКШ
Наша школа имеет совмещенные класс – комплекты. Именно в школе данного типа сконцентрированы основные проблемы МКШ. Особенностью преподавания в данной школе являются занятия с двумя классами одновременно. Учитель русского языка и литературы в таких условиях преподавания должен владеть специальным механизмом организации учебного предмета для достижения качества знаний учащихся. Мой поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам.
1. Необходимо объединять в крупные блоки учебный материал, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала.
2. Для развития речи учащихся необходимо использовать опоры, схемы, модели, ориентиры построения рассказов.
3. В системе использовать метод воздействия на ученика через других учащихся.
4. Улучшать качество организации самостоятельной работы при помощи введения КСО.
5. Учить различным способом работы с учебником, учебными пособиями.
6. В системе использовать уровневую дифференциацию, при которой задания для всех дополняются индивидуальными заданиями для каждого. При этом задания для всех составляются в соответствии с Госстандартом образования, задания для каждого – с учетом индивидуальных способностей ученика, для учеников разной подготовленности – групповые задания.
Основная форма обучения русскому языку и литературе в МКШ – это индивидуальная работа с учениками. Ее нужно направить на определение типа способностей учащихся, на этой основе учить и обучать умениям и навыкам учения.
Учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании
учебного процесса по русскому языку и литературе поможет технология
разноуровневой дифференциации, в основе которой – распределение
заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости
от развития учащихся, индивидуального темпа работы.
При индивидуальной форме обучения наиболее эффективны в
использовании различные виды самостоятельной работы, например:
работа учеников с книгой, которая должна быть систематической;
изучение материала блоками;
работа по листам самоконтроля.
Важно обучать школьников схематически представлять новую информацию. Этот навык значительно способствует повышению уровня знаний учащихся.
При проведении самостоятельной работы важно соблюдать следующие требования:
- дать четкую формулировку цели работы;
- определить объем содержания задания и точно сформулировать его;
- выделить на уроке время, необходимое и достаточное для выполнения
данной работы;
- после выполнения задания проверить результаты самостоятельной работы.
Использование инструктивных карт по выполнению самостоятельной работы учащихся значительно повышают уровень овладения общеучебными и предметными умениями. Активизирует мыслительную деятельность школьников обсуждение инструктивных карт с учащимися, совместное составление таковых по проблемным темам.
Считаю, что «вертикальная» интеграция является рациональным способом организации учебного процесса по русскому языку и литературе в малочисленных классах. Например, в классе-комплекте
С 5-7 класс
р 1.Русский язык
е 2.Литература
д и т.д.
а
Учитель в данном случае сосредоточен на одном предмете, больше отводит времени на устную беседу с учащимися обоих классов, тщательно организует самостоятельную работу и руководит ею, дает своевременные пояснения к ней, конкретизирует индивидуальную работу.
Групповую работу целесообразнее применять при проверке (взаимопроверке) знаний.
Учение становится более эффективным, если самостоятельную деятельность учащихся сделать преимущественной.
Задача учителя – соотнести свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.
С данной целью четко расписываю алгоритмы учебных действий школьника, готовлю разноуровневые дифференцированные задания,
составляю комплекты тестов, карточки само- и взаимопроверки, само- и взаимоконтроля, графы с критериями оценок для учащихся.
Важно выдерживать временное соотнесение различных этапов урока при «вертикальной» интеграции построения программ по русскому языку и литературы.
Так на уроке совершенствования знаний, умений и навыков
1.Организационный момент 2 мин.
II. Подготовка учащихся к усвоению 3 мин.
материала.
III. Проверка домашнего задания.
Самоконтроль по инструктивной карте 5 мин
IV.Усвоение учениками нового материала.
Индивидуальная работа с учащимися по учебнику,
раздаточному материалу.
Самостоятельная работа по составлению рассказов,
контрольных вопросов. 7 мин.
V. Закрепление нового материала.
Выполнение упражнений, анализ
текста учебника, тестирование 15 мин.
VI.Проверка уровня усвоения нового материала. 10 мин.
Работа над ошибками
VI1.Домашнее задание. 3 мин.
В условиях малокомплектной школы при подготовке к восприятию нового материала должна доминировать индивидуальная самостоятельная работа учащегося: работа с учебником, наблюдения за языковыми явлениями по таблице с записью результатов наблюдения, рассматривание картин с определенным заданием и т.д. Наблюдение и анализ учебного материала начинаются разъяснениями учителя, в котором указывается цели, задания и приемы его выполнения.
Далее функции учителя, выражающиеся в стремлении обратить внимание учащегося на необходимые для вывода факты, явления, закономерности, в подведении с помощью вопросов к умозаключению, принимают на себя указания, вопросы, предложения, заранее подготовленные и записанные учителем на доске.
Проверочные письменные работы целесообразно проводить в одно время в обоих классах, диктанты или изложения – раздельно.
При обучении орфографии наиболее эффективны два главных метода: списывание и диктант.
Так при проведении предупредительного диктанта учитель предлагает выполнить какое-то задание и «продиктовать» на это правило свои примеры; можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует данное время для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, учащиеся записывают их.
Организационная сущность однопредметного урока, распространенного в условиях вертикальной интеграции, выражается в умелом сочетании индивидуальной работы учителя с отдельными учащимися с самостоятельной деятельностью школьников, фронтальной работы в обоих классах с обучением отдельного класса.
Задача учителя – в дидактически грамотном соотнесении режимов деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке.
При линейном способе построения программ за один урок изучается новая тема, закрепляется и обобщается. На каждом уроке каждый класс знакомится с новой темой.
В данном случае качества знаний по русскому языку и литературе можно достичь при условии, если 50% всего времени на уроке в каждом классе расписать по алгоритму как самостоятельную работу учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....
Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык
Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Малокомплектная школа: сохранение и развитие.Особенности учебного процесса в условиях МКШ.Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов....
Проблемы преподавания русского языка в условиях новых ФГОС
В этом материале предсьтавлена презентация выслупления на окружной конференции и на педагогическом совете образовательного учреждения...
Методологические рекомендации преподавания русского языка в условиях ФГОС ООО
В данной работе представлены рекомендации для общеобразовательных учреждений по разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общег...
Преподавание русского языка в условиях двуязычия. Плюсы и минусы.
Данная презентация познакомит Вас с плюсами и минусами в преподавании русского языка комиговорящим детям....
Эссе Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях билингвизма
Инновационные подходы к преподаванию русского языкав условиях билингвизма...