Преподавание русского языка в условиях малокомплектной школы
статья по русскому языку по теме

Особенности преподавания русского языка в малокомплектной школе. Механизм организации уроков в классах-комплектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_russkiy_yazyk_i_literatura_v_usloviyah_mksh.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

  Русский язык и литература в условиях МКШ

Наша школа имеет совмещенные класс – комплекты. Именно в школе данного типа сконцентрированы основные проблемы МКШ. Особенностью преподавания в данной школе являются занятия с двумя классами одновременно. Учитель русского языка и литературы в таких условиях преподавания должен владеть  специальным механизмом организации учебного предмета для достижения качества знаний учащихся. Мой поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам.

1. Необходимо объединять в крупные блоки учебный материал, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала.

2. Для развития  речи учащихся необходимо использовать опоры, схемы, модели, ориентиры построения рассказов.

3. В системе использовать  метод  воздействия на ученика через других учащихся.

4. Улучшать качество организации самостоятельной работы  при помощи введения КСО.

5. Учить различным способом работы с учебником, учебными пособиями.

6. В системе использовать уровневую дифференциацию, при которой  задания для всех  дополняются индивидуальными заданиями для каждого. При этом задания для всех составляются в соответствии с Госстандартом образования,  задания для каждого – с учетом индивидуальных способностей ученика, для  учеников разной подготовленности – групповые  задания.

Основная форма обучения русскому языку и литературе в МКШ – это индивидуальная работа с учениками. Ее нужно направить на определение типа способностей учащихся,  на этой основе учить и обучать умениям и навыкам учения.

  Учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании  

  учебного процесса по русскому языку и литературе поможет технология    

  разноуровневой дифференциации, в основе которой – распределение  

  заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости

  от развития учащихся, индивидуального темпа работы.

  При индивидуальной форме обучения наиболее эффективны в  

  использовании  различные виды самостоятельной работы, например:

работа учеников с книгой, которая должна быть систематической;

изучение материала блоками;

работа по листам самоконтроля. 

Важно обучать школьников схематически представлять новую информацию. Этот навык значительно способствует повышению уровня знаний учащихся.

 При проведении самостоятельной работы важно соблюдать следующие требования:

- дать четкую формулировку цели работы;

- определить объем содержания задания и точно сформулировать его;

- выделить на уроке время, необходимое и достаточное для выполнения

  данной работы;

- после выполнения задания проверить результаты самостоятельной работы.

Использование  инструктивных карт по выполнению самостоятельной работы учащихся значительно повышают уровень овладения общеучебными и предметными умениями. Активизирует мыслительную деятельность школьников обсуждение  инструктивных карт с учащимися, совместное составление таковых по проблемным темам.    

Считаю, что «вертикальная» интеграция является рациональным способом организации учебного процесса по русскому языку и литературе в малочисленных классах. Например, в классе-комплекте

С            5-7 класс

р      1.Русский язык

е      2.Литература

д           и т.д.

а

Учитель в данном случае сосредоточен на одном предмете, больше отводит времени на устную беседу с учащимися обоих классов, тщательно организует самостоятельную работу и руководит ею, дает своевременные пояснения к ней, конкретизирует индивидуальную работу.

Групповую  работу целесообразнее применять при проверке (взаимопроверке) знаний.

Учение становится более эффективным, если самостоятельную деятельность учащихся сделать преимущественной.

Задача учителя –   соотнести свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.

С данной целью четко расписываю алгоритмы учебных действий школьника, готовлю разноуровневые дифференцированные задания,

составляю комплекты тестов,  карточки само- и взаимопроверки, само- и взаимоконтроля, графы с критериями оценок  для учащихся.

 Важно  выдерживать временное соотнесение различных этапов урока при «вертикальной» интеграции построения программ по русскому языку и литературы.

Так на уроке совершенствования знаний, умений и навыков

1.Организационный момент                                                    2 мин.

II. Подготовка учащихся к  усвоению                                    3 мин.

      материала.

III. Проверка домашнего задания.

      Самоконтроль по инструктивной карте                            5 мин

 IV.Усвоение учениками нового материала.

 Индивидуальная работа с учащимися по учебнику,            

  раздаточному материалу.

 Самостоятельная работа по составлению рассказов,      

    контрольных вопросов.            7 мин.

V. Закрепление нового материала.  

 

  Выполнение упражнений, анализ

  текста учебника, тестирование        15 мин.

VI.Проверка уровня усвоения нового материала.                 10 мин.        

     Работа над ошибками

        

VI1.Домашнее задание.                                                               3 мин.

В условиях малокомплектной школы при подготовке к восприятию нового материала должна доминировать индивидуальная самостоятельная работа учащегося: работа с учебником, наблюдения за языковыми явлениями по таблице с записью результатов наблюдения, рассматривание картин с определенным заданием и т.д. Наблюдение и анализ учебного материала начинаются разъяснениями учителя, в котором указывается цели, задания и приемы его выполнения.  

Далее функции учителя, выражающиеся в стремлении обратить внимание учащегося на необходимые для вывода факты, явления, закономерности, в подведении с помощью вопросов к умозаключению, принимают на себя указания, вопросы, предложения, заранее подготовленные и записанные учителем на доске.

Проверочные письменные работы целесообразно проводить в одно время в обоих классах, диктанты или изложения – раздельно.

При обучении орфографии наиболее эффективны  два главных метода: списывание и диктант.

Так при проведении предупредительного диктанта учитель предлагает выполнить какое-то задание и «продиктовать» на это правило свои примеры; можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует данное время  для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, учащиеся записывают их.

Организационная сущность однопредметного урока, распространенного в условиях вертикальной интеграции, выражается в умелом сочетании  индивидуальной работы учителя с отдельными учащимися с самостоятельной деятельностью школьников, фронтальной работы в обоих классах с обучением отдельного класса.

Задача учителя – в дидактически грамотном соотнесении режимов деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке.

При линейном способе построения программ  за один урок изучается новая тема, закрепляется и обобщается. На каждом уроке каждый класс знакомится с новой темой.

В данном случае качества знаний по русскому языку и литературе можно достичь при условии, если  50% всего времени на уроке в каждом классе  расписать по алгоритму как самостоятельную работу учащихся.      

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Малокомплектная школа: сохранение и развитие.Особенности учебного процесса в условиях МКШ.Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов....

Проблемы преподавания русского языка в условиях новых ФГОС

В этом материале предсьтавлена презентация выслупления на окружной конференции и на педагогическом совете образовательного учреждения...

Методологические рекомендации преподавания русского языка в условиях ФГОС ООО

В данной работе представлены рекомендации для общеобразовательных учреждений по разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общег...

Преподавание русского языка в условиях двуязычия. Плюсы и минусы.

Данная презентация познакомит Вас с плюсами и минусами в преподавании русского языка комиговорящим детям....

Эссе Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях билингвизма

Инновационные подходы к преподаванию русского языкав условиях билингвизма...