Урок по русскому языку в 5 классе "Буквы о - ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок усвоения новых знаний, который помогает учащимся усвоить в полной меру орфограмму "о - ё после шипящих" и выучить все слова-исключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_111.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 111.
Повторение изученного по теме
«Буквы о – ё после шипящих в корнях слов»
Цели:
Образовательная:
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков и умений учащихся;
- формирование навыков написания гласных О-Ё после шипящих в корнях слов.
Развивающая:
- использование на уроке творческих и дифференцированных заданий как
средство индивидуально-личностной поддержки учащихся;
- развитие у школьников умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная:
- воспитание творческих способностей обучающихся, уважения к русскому
языку; привить интерес к его изучению.
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование: презентация, распечатка кроссворда на каждого ученика, оформленная доска.
Ход урока
- Орг. момент (приветствие). Проверка дом. задания (ученик оформляет текст упражнения на перемене), собрать тетради.
- Слово учителя.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Там представлено высказывание Л.В. Щербы: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся» (слайд №2). Как вы понимаете это высказывание?
Дети: Безграмотного человека никто не поймёт, чтобы общаться с людьми, нужно изучать правила.
Учитель: Правильно, а как называется раздел лингвистики, который изучает правила написания слов?
Дети: Орфография.
Учитель: Молодцы, сегодня мы с вами продолжим пополнять наши знания по русскому языку, по орфографии. Сегодня у нас урок-повторение, закрепление изученного материала по теме «Буквы о – ё после шипящих в корнях слов».
Учитель: Сейчас я предлагаю вам послушать небольшую лингвистическую сказку.
Сказка о буквах О – Ё в корне после шипящих.
В стране Грамматике, в городе Морфемике в домах по соседству жили две подружки гласные О и Ё. Внешне они были совсем разными. О всегда была весёлая, любила хохотать, вся она такая пухленькая, что когда бежала по дорожке, казалось, что катится мячик. Ё была задумчивая, молчаливая, любила стоять возле зеркала и заплетать свою косичку. Друг с другом они были в хороших отношениях, им часто приходилось бывать в гостях, и вот здесь они любили шутить. Подружки прятались в разных словах и выдавали себя друг за друга. Кто не знал правила орфографии, тот не мог различить их, потому что под ударением они звучали совершенно одинаково.
Учитель: А какое правило поможет нам при написании слов с гласными о – ё после шипящих?
Дети: В корнях после шипящих пишется Ё, если можно подобрать однокоренное слово, где слышится Е.
Пример: жЁлудь – жЕлудёвый.
Учитель: Итак, ребята, откроем наши рабочие тетради, запишем число и тему урока, давайте ещё раз потренируемся и выполним задание.
Диктант «Назови ласковое слово». Задание: к основам диктуемых существительных прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы; в полученных словах обозначить изучаемую орфограмму. (Проверяем вместе)
Образец: щека – щёчка.
Щель, пчела, шерсть, черта, жердь.
(Щёлочка, пчёлка, шёрстка, чёрточка, жёрдочка).
Учитель: Правильно, ребята, но существуют слова-исключения, написание которых мы должны запомнить. Назовите их (фронтальный опрос)+рассказ в парах.
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Учитель: Но существует ещё один момент в этом правиле. Это написание слов с корнем жёг/жог. Что вы об этом знаете?
Дети: Если слово с корнем - жёг - жог является существительным – пишем О. Если глаголом - пишем Ё.
Ребята, посмотрите на слайд (слайд №5).
Задание: Давайте разберёмся с этим текстом, вставим пропущенныё буквы и докажем свою точку зрения (слайд презентации)
Преступник ночью дом поджёг,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
- Закрепление: выполнение письменных заданий.
1. Работа с текстом (записываем по два предложения на доске с объяснением изученных орфограмм)
1) По шоссе мчалась жёлтая машина. 2)В кабине сидел шофёр в шёлковом капюшоне, а в кузове тряслись его друзья. (Сколько в слове жёлтая букв и звуков, а в слове друзья, выделите грамматическую основу 1 предложения, какое это предложение? Сделайте схему второго предложения, выделите грамматические основы, какое это предложение?)
3)Каждый был занят своим делом. 4)Жора-обжора ел чёрный шоколад, жонглёр жонглировал вкусным крыжовником и нанизывал его на шомпол. (Постройте схему 4 предложения, чем оно осложнено? Как выделяют однородные члены в схеме?)
5)Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. 6) Настроение у всех было мажорное, потому что ехали они на весёлое шоу. (Каким является 6 предложение, постройте его схему).
2. Игра в слова (слайд №6)
Учитель: Дети, вы, наверное, устали. Давайте поиграем в слова. Я буду читать определение, а вы будете угадывать слово и записывать его в тетрадь (работаем по «цепочке»).
- цвет, противоположный белому – чёрный;
- плод дуба – жёлудь;
- цвет одуванчика – жёлтый;
- предмет для чистки зубов – щётка;
- разговор тихим голосом – шёпот;
- лёгкая ткань – шёлк;
- знак для переноса слов – чёрточка;
- профессиональный наездник на скачках –жокей;
- шуршание – шорох;
- приспособление, не дающее лошади смотреть по сторонам – шоры.
3. Упражнение «Поскажи словечко».
Учитель: А сейчас упражнение «Подскажи словечко!». (Слайд № 7) Я буду читать предложения, а вы будете продолжать их словами с нашей орфограммой: о – ё после шипящих. (Ученик записывает слова за закрытой доской)
Солнце глянуло сквозь щёлку, свесив огненную… (чёлку). Вышел ёж с сапожной щёткой, занялся работой… (чёткой). Ученик учил уроки, у него – в чернилах… (щёки). У пони – длинная чёлка из нежного… (шёлка). У яблок на припёке порозовели… (щёки).
- Кроссворд.
Учитель: сегодня каждый из вас получит оценку за кроссворд, в котором собраны слова на наше правило.
Учитель: Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (слайд 8).
- Ж…ЛТЫЙ, Ч…РНЫЙ, Щ…ТКА, Ш...В.
- Щ…КИ, КРЫЖ…ВНИК, Ш…МПОЛ, Ш…РОХ.
- Ж…НГЛЁР, РЕШ..ТКА, Ш…ССЕ, Ш…КОЛАД.
- -Докажите, почему эти слова лишние.
4. Подведение итогов урока.
- - Чему научились на уроке?
- – С какими трудностями столкнулись?
- – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- - Ребята, вы удовлетворены нашей работой?
Дать ответ на этот вопрос для вас не составит трудности. Вам необходимо всего-навсего нарисовать на ладошке (карточка с изображением ладошки) мимику удовлетворенного или разочарованного человека.
- - или - -
Домашнее задание: Стр. 12 (выучить правило, слова-исключения), упр. 415, дополнительное задание: составить текст «Шипящий детектив».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Презентация к уроку русского языка. Тема: "Буквы О-Ё после шипящих и Ц".
Презентация к уроку русского языка....
Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....
Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...
Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...
Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"
Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией...