рабочие программы по русскому языку 8-9 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочие программы по русскому языку для 8-9 класса. Содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и другие необходимые разделы программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_8_klassa.doc | 374 КБ |
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_9_klassa.rar | 118.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2010г.
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом гимназии, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс соответствует общим требованиям гимназии и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь целей курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся
- овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Язык как развивающееся явление
- Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
- Морфология:
- Наречие
- Самостоятельные и служебные части речи
- Предлог
- Союз
- Частица
- Междометие
- Омонимия слов разных частей речи.
- Трудные случаи разграничения языковых явлений
- Повторение изученного
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
- осмысления его основных закономерностей
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
- навыков самостоятельной учебной деятельности
- самообразования, речевого самосовершенствования
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
- развитие способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
- развитие способности грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Учебно-методический комплект по ред.Львовой С.И. наиболее полно реализует цели преподавания русского языка, определенные действующим стандартом, последовательно реализует принцип преемственности и перспективности в обучении на уровне общего и среднего образования, системно и целенаправленно обеспечивает подготовку учащихся к современным формам итоговой аттестации.
Определенные действующим стандартом цели преподавания русского языка осуществляются в процессе формирования и развития ведущих компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой.
Следует отметить, что направленность учебника на развитие творческих способностей, речеведческих навыков сказывается не только на уроках русского языка, но и на предметах гуманитарного цикла: литературе, истории и др.
Упражнения и задания, ориентированные на развитие межпредметных связей, тоже играют свою роль, привлекая внимание гимназистов к языковым явлениям.
Курс позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их подготовленности. Это проявляется в заданиях разного уровня сложности..
Курс современен, учитывает жизненный опыт учащихся.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Формы обучения:
- групповая,
- фронтальная,
- парная,
- индивидуальная
Методы обучения:
- проблемный;
- диалоговый;
- игровой;
- исследовательский;
- опорных сигналов;
- критических ситуаций;
- рассказ,
- беседы,
- объяснение.
Технологии и методики:
- уровневая дифференциация,
- проблемное обучение,
- информациооно-коммуникационные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения,
- проектная,
- тьюторская.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТРЕБОВАНИЯ К ЗУНам | ФОРМЫ И ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ | ОСОБЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ |
1 | Язык как развивающееся явление | 4 | Знать и понимать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях языка. Восстановление навыков: восстанавливать навыки письма и аудирования, различать орфограммы, применять правила, видеть ошибки в антидиктанте. Развивать мнемонический навык, навык работы со словарем и орфографической таблицей. | Вводный диктант | |
2 | Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классаз) | 42 | Восстановление навыков фонетического и орфоэпического разбора. Анализ соотношений звука и буквы. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических ошибок. Редактирование подобных ошибок. Применение ЗУНов по фонетике для правописания. Анализ фонетических средств выразительности Анализ изученных орфограмм и пунктограмм, их обобщение и систематизация изученных, умение видеть и различать их в тексте. Применение полученных знаний. Комплексный анализ текста. Навык самостоятельной работы, выполнение элементов комплексного анализа текста. Обобщение и систематизация знаний о морфологических способах образовании самостоятельных частей речи. Восстановление и развитие навыка морфемно – словообразовательного разбора. Работа со схемой и словообразовательным словарем. | КР №1 «Словообразование самостоятельных частей речи» | РР Сочинение по картинам И.И.Шишкина и К.Ф.Юона «Гимн русской зиме» РР Изложение РР Изложение с творческим заданием (упр. 284) |
3 | Текстоведение | 18 | Знать основные грамматические и лексические нормы соблюдать их в тексте. Обнаруживать и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи. Самоанализ и взаимоанализ письменных работ с точки зрения соблюдения орфографических и пунктуационных норм, аккуратного и разборчивого почерка. Знать и применять основные требования к устной речи: ударение, четкая дикция, выразительная и правильная интонация. Анализировать собственный и чужой текст с точки зрения точности и логичности речи. Редактирование и создание текста с соблюдением точности и логичности речи. Создание высказываний по предложенной структуре. Выразительное чтение текста. Создание рецензии на устный ответ. Развитие навыка использования изученных средств выразительности. Редактирование текста. Использование этикетных формул с учетом речевой Развитие и закрепление умений анализировать структуру сочинения – рассуждения, выдвигать тезис, приводить аргументы, составлять сложные синтаксические конструкции – доказательства. Включать в структуру рассуждения специальные слова. Знать и применять основные понятия текстоведения. Выполнять речеведческий анализ текста. Анализировать тексты с точки зрения наличия в них основных и дополнительных типов речи | РР Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» РР Изложение-миниатюра | |
4 | Морфология. Наречие | 43 | Знать определение понятия «наречие», его грамматические, морфемные и синтаксические признаки, выполнять морфологический анализ наречий, опознавать их в тексте на основе этих признаков. Отличать наречия от кратких прилагательных. Закрепление навыков определения постоянных признаков наречия. Выполнять морфологический разбор наречия. Распределять наречия по разрядам. Знать основные признаки данной классификации. Знать и различать основные семантические признаки наречий разных групп. Знать и применять алгоритм распознавания наречий разных разрядов. Знать особенности местоименных наречий, сопоставлять их с местоимениями. Видеть данную группу наречий в тексте. Знать алгоритм образования степеней сравнения наречий. Сравнивать и отличать от степеней сравнения прилагательных. Отличать наречия от категорий состояния. Знать и применять правила употребления в речи степеней сравнения наречий. Знать, формулировать, применять правила правописания наречий (слитное, дефисное, раздельное). Развитие мнемонического навыка, навыка работы с орфографическим словарем. Различение омонимичных написаний. Знать, формулировать, применять правила правописания наречий. Различение приставок НЕ в наречиях и частиц НЕ. Работа с тестовым материалом, редактирование ошибок в тексте. | КР №2. «Наречие» КР №3. «Правописание наречий» КР №4. «Зачет по теме «Наречие» | РР №6. Обучающее изложение РР №7 Сжатое изложение РР №8 Сжатое изложение (упр.640) |
5 | Служебные части речи. Междометия. | 52 | Знать классификацию частей речи, особенности самостоятельных и служебных частей речи, их основные различия. Различать предлоги, союзы, частицы. Уметь выполнять морфологические разборы, знать орфоэпические нормы, | КР №5. «Союз» КР №6 «Частицы» КР №7. «Зачет по теме «Служебные части речи» | |
6 | Омонимия слов разных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. | 3 | Знать систему и причины перехода частей речи друг в друга. Знать и применять алгоритм различения омонимичных частей речи. Опознавать омонимичные части речи в тексте. Различение разных видов омонимов. Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов. Навык работы с учебным словарем омонимов | ||
7 | Повторение изученного в 7 классе | 13 | Знать изученные пунктуационные правила, видеть пунктограммы в тексте, расставлять знаки препинания, производить синтаксический разбор, составлять схемы предложений. Производить морфемный разбор разных частей речи. Анализ способов словообразования, составление словообразовательных пар и цепочек. Составление морфемной модели слова и нахождение по ней частей речи | Итоговая контрольная работа (тест) | |
ИТОГО | 177 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Количество часов за год – 177
Количество часов за 1 триместр – 55, за 2 триместр – 60, за 3 триместр – 60.
Название темы, раздела | Основные вопросы содержания. Дополнительное содержание | Место в учебнике | Особые формы уроков | Кол-во часов | Сроки прохождения | Средства наглядности | Домашнее задание | |
Примерные | Фактические | |||||||
1. Язык как развивающееся явление | 1.1 Наш язык | §1 | 1 | сентябрь | ||||
1.2-3. Исторические изменения русского языка | §1 | 2 | сентябрь | презентация | ||||
1.4. Вводный диктант | §1 | диктант | 1 | сентябрь | ||||
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 класса). | ||||||||
2. Фонетика и орфоэпия | 2.1 Звуки и буквы | §2 | 1 | сентябрь | Таблица «Звуки и буквы» | |||
2.2 Орфоэпия как раздел лингвистики | §2 | 1 | сентябрь | |||||
3. Словообразование самостоятельных частей речи | 3.1 Основные способы словообразования | §3 | 1 | сентябрь | Таблица «Основные способы словообразования | |||
3.2 Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы | §3 | 1 | сентябрь | |||||
3.3 Основные способы образования существительных и прилагательных. (продолжение) | §3 | 1 | сентябрь | |||||
3.4 Основные способы образования наречий | §3 | 1 | сентябрь | |||||
3.5 Неморфемные способы образования слов | §3 | 1 | сентябрь | |||||
3.6-7 Контрольная работа №1 «Словообразование самостоятельных частей речи» и ее анализ | §3 | КР | 2 | сентябрь | ||||
4. Лексика и фразеология | 4.1 Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. | §4 | 1 | сентябрь | презентация | |||
4.2 Переносное значение слова | §4 | 1 | сентябрь | |||||
4.3 Синонимы, антонимы, омонимы | §4 | 1 | сентябрь | презентация | ||||
4.4 Устаревшие слова | §4 | 1 | сентябрь | презентация | ||||
4.5 Резерв | 1 | сентябрь | ||||||
5. Грамматика: морфология и синтаксис | 5.1 Части речи. | §5 | 1 | таблица | ||||
5.2-3. Именные части речи | §5 | 2 | сентябрь | |||||
5.4 Глагол | §5 | 1 | октябрь | |||||
5.5 Причастие и деепричастие как особые формы глагола | §5 | 1 | октябрь | |||||
5.6 Причастный и деепричастный обороты | §5 | 1 | октябрь | |||||
5.7-8 РР№1. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И.Шишкина и К.Ф.Юона) | §5 | 2 | октябрь | Репродукция картины | ||||
5.9 Виды предложений | §5 | 1 | октябрь | |||||
5.10 Простое осложненное предложение | §5 | 1 | октябрь | |||||
5.11-12 РР№2. Изложение. | §5 | 2 | октябрь | |||||
6. Орфография. Правописание морфем | 6.1 Разделы русской орфографии | §6 | 1 | октябрь | ||||
6.2-3 Правописание морфем | §6 | 2 | октябрь | |||||
6.4-5 Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных | §6 | 2 | октябрь | |||||
6.6 Написание Н и НН в кратких прилагательных и причастиях. | §6 | 1 | октябрь | Таблица | ||||
6.7 Слитное, раздельное и дефисное написание | §6 | 1 | октябрь | |||||
6.8 Правописание НЕ с причастиями. | §6 | 1 | октябрь | |||||
6.9 Разученный диктант с творческим заданием (на материале упражнения 261) | §6 | 1 | октябрь | |||||
7. Пунктуация | 7.1 Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения | §7 | 1 | октябрь | ||||
7.2 Предложение с обособленными членами | §7 | 1 | октябрь | таблица | ||||
7.3 Постановка знаков препинания перед союзом И. Предложения с прямой речью. | §7 | 1 | октябрь | таблица | ||||
7.4 РР№3. Изложение с творческим заданием (упр.284) | §7 | 1 | октябрь | |||||
8. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи. | 8.1-2 Правильное употребление имен существительных | §8 | 2 | ноябрь | ||||
8.3 Правильное употребление имен прилагательных | §8 | 1 | ноябрь | |||||
8.4 Правильное употребление имен числительных | §8 | 1 | ноябрь | |||||
8.5 Правильное употребление местоимений | §8 | 1 | ноябрь | |||||
8.6-7 Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий | §8 | 2 | ноябрь | |||||
9. Текст как произведение речи | 9.1 Основные признаки текста | §9 | 1 | ноябрь | таблица | |||
9.2 этапы работы над сочинением | §9 | 1 | ноябрь | |||||
10. Точность и логичность речи | 10.1 Точность и логичность речи. Композиция текста | §10 | 1 | ноябрь | ||||
10.2 Виды связи предложений в тексте | §10 | 1 | ноябрь | |||||
10.3-4 РР№4. Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег» | §10 | 2 | ноябрь | Репродукция картины | ||||
11. Языковые средства выразительности | 11.1 Выразительность речи. | §11 | 1 | ноябрь | ||||
11.2 Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования | §11 | 1 | ноябрь | |||||
11.3-4 Лексические средства выразительности | §11 | 2 | декабрь | |||||
11.5-6 Морфологические средства выразительности | §11 | 2 | декабрь | |||||
11.7-8 Синтаксические средства выразительности | §11 | 2 | декабрь | |||||
12. Рассуждение как тип речи | 12.1 Общее содержание. Композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений. | §12 | 1 | декабрь | ||||
12.2 РР№5. Изложение-миниатюра. | §12 | 1 | декабрь | |||||
13. Сочетание разных типов речи в тексте | 13.1 -2 Типы речи и их сочетание в тексте | §13 | 2 | декабрь | ||||
Морфология | ||||||||
14. Наречие | 14.1-2 Наречие как часть речи. Общее значение наречий и их употребление в речи | §14 | 2 | декабрь | ||||
15. Разряды наречий по значению | 15.1 Разряды наречий | §15 | 1 | декабрь | таблица | |||
15.2 Местоименные наречия | §15 | 1 | декабрь | |||||
15.3 Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий | §15 | 1 | ||||||
15.4 Слова категории состояния | §15 | 1 | декабрь | |||||
15.5 Разученный диктант с языковым заданием | §15 | 1 | декабрь | |||||
16. Степени сравнения наречий | 16.1-2 Образование степеней сравнения наречий | §16 | 2 | декабрь | ||||
16.3-4 РР№6 Обучающее изложение | §16 | 2 | декабрь | |||||
17. Правописание наречий | 17.1-2 Слитное, раздельное и дефисное написание наречий | §17 | 2 | декабрь | ||||
17.3 Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний | §17 | 1 | декабрь | |||||
17.4 Дефисное написание наречий | §17 | 1 | январь | |||||
17.5 Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (повторение и обобщение) | §17 | 1 | январь | |||||
17.6 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями | §17 | 1 | январь | |||||
17.7-8 КР № 2 по теме «Наречие» и ее анализ | §17 | КР | 2 | январь | ||||
17.9 Правописание Н и НН в наречиях на О-Е | §17 | 1 | январь | |||||
17.10 Суффиксы О и А на конце наречий | §17 | 1 | январь | |||||
17.11 О и Е(Ё) на конце наречий после шипящих | §17 | 1 | январь | |||||
17.12 -13 Употребление Ь на конце наречий после шипящих | §17 | 2 | январь | |||||
17.14-15 РР№7. Сжатое изложение | §17 | 2 | январь | |||||
17.16-18 Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» | §17 | 2 | январь | |||||
17.19-20 КР № 3 по теме «Правописание наречий» и ее анализ | КР | 2 | январь | |||||
18. Наречие в словосочетании и предложении | 18.1 Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении | §18 | 1 | февраль | ||||
18.2 Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении | §18 | 1 | февраль | |||||
19. Наречие в тексте | 19.1 -3 Функции наречий в тексте | §19 | 2 | февраль | ||||
20. Культура речи. Правильное употребление наречий. | 20.1 Правильное произношение наречий | §20 | 1 | февраль | ||||
20.2 Правильное образование форм степеней сравнения наречий | §20 | 1 | февраль | |||||
20.3 Лексические нормы | §20 | 1 | февраль | |||||
20.4-5 РР№8. Сжатое изложение (упр.640) | §20 | 2 | февраль | |||||
20.6 Повторение и обобщение по теме «Наречие» | §20 | 1 | февраль | |||||
20.7-8 КР №4. «Зачет по теме «Наречие» | КР | 2 | февраль | |||||
Служебные части речи и междометия | ||||||||
21. Роль служебных частей речи | 21.1-2 Служебные части речи | §21 | 2 | февраль | таблица | |||
22. Предлог как служебная часть речи | 22.1 Предлог как часть речи | §22 | 1 | февраль | ||||
22.2 Предложное управление | §22 | 1 | март | |||||
22.3-4 Грамматическое значение предлогов | §22 | 2 | март | |||||
23. Разряды предлогов | 23.1 Разряды предлогов по происхождению и по составу | §23 | 1 | март | ||||
23.2 Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) | §23 | 1 | март | |||||
23.3-4 РР№9. Изложение с творческим заданием | §23 | 2 | март | |||||
24. Правописание производных предлогов | 24.1-2 Слитное и раздельное написание производных предлогов | §24 | 2 | март | ||||
25. Предлог в предложении и тексте | 25.1 Роль предлогов в словосочетании и предложении | §25 | 1 | март | ||||
25.2 Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей | §25 | 1 | март | |||||
26. Союз как служебная часть речи | 26.1 Союз как часть речи | §26 | 1 | март | ||||
27. Разряды союзов | 27.1 Разряды союзов по синтаксической роли и по значению | §27 | 1 | март | ||||
27.2-3 Синтаксическая роль союза И | §27 | 2 | март | |||||
27.4 Синтаксическая роль подчинительных союзов | §27 | 1 | апрель | |||||
27.5-6 РР№10. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | §27 | 2 | апрель | Репродукция картины | ||||
27.7 Морфологический разбор союза | §27 | 1 | апрель | |||||
27.8 Различение союзов и союзных слов | §27 | 1 | апрель | |||||
28. Правописание союзов | 28.1 Правописание составных союзов. Различение омофонов | §28 | 1 | апрель | ||||
28.2 Правописание союзов разных разрядов | §28 | 1 | апрель | |||||
29. Союз в предложении и тексте. | 29.1-2 Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов | §29 | 2 | апрель | ||||
29.3 Повторение и обобщение по теме «Союз» | §29 | 1 | апрель | |||||
29.4-5 КР №5 по теме «Союз» ее анализ | §29 | 2 | апрель | |||||
30. Частица как служебная часть речи | 30.1 Понятие о частице. Разряды частиц. | §30 | 1 | апрель | ||||
30.2-3 Разряды частиц. Формообразующие частицы | §30 | 2 | апрель | |||||
31. Правописание частиц | 31.1 Слитное, раздельное и дефисное написание частиц | §31 | 1 | апрель | ||||
31.2-3 Правописание частиц НЕ и НИ | §31 | 2 | апрель | |||||
31.4-6 Слитное и раздельно написание НЕ и НИ словами разных частей речи | §31 | 3 | апрель | |||||
31.7-8 КР.№: по теме «Частицы» и ее анализ | §31 | 2 | апрель | |||||
32. Частицы в предложении и тексте | 32.1 Роль частицы в речи | §32 | 1 | май | ||||
32.2 Роль частицы в предложении | §32 | 1 | май | |||||
32.3 Роль частицы в тексте | §32 | 1 | май | |||||
33. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц | 33.1 Орфоэпические нормы | §33 | 1 | май | ||||
33.2 Грамматические нормы | §33 | 1 | май | |||||
33.3 Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи» | §33 | 1 | май | |||||
33.4-5 КР №7 по теме – зачет по теме «Служебные части речи» и ее анализ | §33 | 2 | май | |||||
34. Междометия и звукоподражательные слова | 34.1-2 Междометие как часть речи | §34 | 2 | май | ||||
34.3 Звукоподражательные слова | §34 | 1 | май | |||||
Трудные случаи разграничения языковых явлений | ||||||||
35. Омонимия слов разных частей речи | 35.1 Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности | §35 | 1 | май | ||||
35.2-3 Различение грамматических омонимов | §35 | 2 | май | |||||
Повторение изученного в 7 классе | ||||||||
36. Правописание: орфография и пунктуации. Культура речи | 36.1-2 Нормы орфографии. | §36 | 2 | май | ||||
36.3-4 Нормы пунктуации. | §36 | 2 | май | |||||
36.5-6 Итоговая контрольная работа № 8 (тест) и её анализ. | §36 | 2 | май | |||||
36.7-15 Резервные уроки. | 9 | май |
График обязательных контрольных, зачетных работ
Раздел | Триместр, дата | Вид работы |
1. Язык как развивающееся явление | 1, сентябрь | Вводный диктант |
2. Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) | 1, сентябрь | Контрольная работа № 1 по теме «Словообразование самостоятельных частей речи» |
3. Орфография. Правописание морфем | 1, октябрь | Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр. 261) |
4. Наречие. Разряды наречий по значению | 2, декабрь | Разученный диктант с языковым заданием |
5. Правописание наречий | 2, январь | Контрольная работа № 2 по теме «Наречие» |
6. Правописание наречий | 2, февраль | Контрольная работа № 3 по теме «Правописание наречий» |
7. Наречие в тексте | 3, февраль | Контрольная работа № 4 ( зачет по теме «Наречие») |
8. Союз в предложении и тексте | 3, апрель | Контрольная работа № 5 по теме «Союз» |
9. Правописание частиц | 3, апрель | Контрольная работа № 6 по разделу «Частицы» |
10. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц | 3, май | Контрольная работа № 7 – зачет по теме «Служебные части речи» |
11. Повторение изученного в 7 классе | 3, май | Итоговая контрольная работа № 8 (тест) |
Раздел IV. Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений
Информационно-методическое обеспечение и средства обучения
Список литературы
№ п/п | Название пособия |
Методический журнал "Русский язык в школе" | |
Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику 7 класса общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова.- М.: Просвещение, 2003. | |
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. | |
Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008. | |
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2000. | |
Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 7 класс. – М.: Издательство "Экзамен", 2009. | |
Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»/И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2010. | |
Русский язык. 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.Г. Ларионова; под. ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2010. | |
Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7-й класс/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009. | |
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. | |
Дневник достижений учащегося по русскому языку. 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.В. Черепанова; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2010. | |
Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. В 2 ч.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/И.П. Васильевых, С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2010. | |
Проверь себя. 7 класс. Рабочая етрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.В. Прохватилина [под ред. С.И. Львовой]. – М.: Мнемозина, 2010. |
Средства обучения
- Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.
- Словари синонимов, антонимов.
- Раздаточный и дидактический материал.
- Мультимедийные пособия:
- «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- С Репетитор «Русский язык» . Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7-8 класс.
- Грамотей. Школьный комплект: орфографический тренажер русского языка.
Предварительный просмотр:
График обязательных контрольных работ
Раздел | Триместр, дата | Вид работы |
1. Повторение изученного в 5-8 классах | 1, октябрь | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» |
2. Сложноподчиненное предложение | 2, декабрь | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными» |
3. Сложноподчиненное предложение | 3, март | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» |
4.. Бессоюзное сложное предложение | 3, апрель | Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
Контрольно-измерительные материалы
.Богданова. Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл. М.: «Просвещение», 2007.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2008.
.Никулина М.Ю.. Экспресс-диагностика. Русский язык. 9 класс. М.: «Экзамен», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...