уроки развития речи в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Коёкина Наталья Юрьевна

материал содержит конспект урока поразвитию речи в 7 классе,  дидактические материалы к урокам по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе.

Тема : изложение публицистического  стиля.

                      ХОД УРОКА.

ЦЕЛИ: I . ПОДГОТОВИТЬ к изложению текста:

Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

 образовательные:

а) повторить знания о публицистическом стиле и его признаках;

б) повторить знания о рассуждении , его видах, его структуре, его признаках;

                    в) формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание, умения использовать в рассуждениях средства 

публицистической выразительности ,

  развивающие:

 а) создавать продолжение текста, тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая собственное мнение по проблеме;

                 воспитательные: воспитание трепетного отношения к матери, воспитание чувства любви ,благодарности к самому дорогому в нашей жизни человеку - маме.

2 - ой урок.

  1. Диагностика сформированности умения сохранять при пересказе типологическое строение речи, стиль и стилевые черты.
  2. Орфографический и пунктуационный контроль.

   

  1. Сегодня  у нас урок по развитию речи . Его тема : Изложение – рассуждение с собственной оценкой обсуждаемой проблемы.

Исходя из темы, определите  задачи сегодняшнего урока.

Ваша задача : 1) Изложить ( пересказать письменно )          текст ;

                             2)Продолжить текст изложения , отвечая на поставленные в нём вопросы, выражая собственное отношение к затронутой проблеме, приведя собственные аргументы для раскрытия тезиса.

II. Речевая разминка.

            Начнём  с речевой разминки. Прочитаем вслух стихотворение Д. Кедрина « Сердце » .

 Ответим на поставленные к нему вопросы. Это было домашним заданием .

 Приложение № 1.

Посмотрим , что у вас получилось.

 Вопросы к стихотворению:

  1. Какова тема стихотворения ? ( Тема текста - это то , о чём говорится в тексте ). Это стихотворение о материнском сердце , о материнской любви.
  2. Почему это стихотворение имеет подзаголовок « Бродячий сюжет « ? Как вы его понимаете  ?

Этот сюжет вечный , как вечна материнская любовь. Он на все времена. Переходит из одного произведения в другое. Каждый автор по- своему интерпретирует его.

  1. Какие произведения о маме вы читали ? Знаете ли стихи , посвящённые мамочкам ?
  2.  Мешают ли восприятию текста и его пониманию  такие явно не общеупотребительные слова , как

КРАЛЯ,  КОХАНАЯ, ВОРОЖКА , САЛАМАТА, РУШНИК ,ЦЕХИНЫ КАЗАК, ХМЕЛЬ, ПЛЕТЕНЬ

Почему не мешают ?

Не эти слова ключевые. Они не создают тему , т. Е. не являются опорными , ключевыми.

  1.  А какая фраза является ключевой в стихотворении , раскрывающей идею произведения ( Идея – цель произведения – это для чего написано , какую цель поставил перед собой автор , чему хотел научить читателя )

Последняя – «  И матери сердце , упав на порог ,

                               Спросило его : « Не ушибся , сынок ?»

  1. Как автор относится к герою в начале стихотворения ?   Сначала автор сочувствует герою , переживает за него .
  2. Какое слово передаёт резко изменившееся отношение автора к страшному , кощунственному поступку героя . к нему самому ?  В конце стихотворения мы видим резко отрицательное отношение автора к герою. Оно выражено всего одним словом 6 « в косматой руке ».
  3.  Как вы понимаете этот эпитет ? Косматая –звериная. Нечеловеческая.
  4. А какие эпитеты вы смогли подобрать к словосочетанию  «материнская любовь » ?  Продолжите синонимичный ряд :  всепоглощающая , беззаветная , слепая,  безмерная , всепрощающая , щедрая , богатая , безрассудная , вечная , непобедимая , неутолимая, святая….

III .   Это была речевая разминка. Переходим к теме урока.

       1. Вспомним сначала , что мы знаем о публицистическом стиле. (  Индивидуальное задание- сообщение ученика о публицистическом стиле . Проверка домашнего задания . )

 См. приложение № 2 .

  1.  Повторим наши знания о типах речи. Какова структура рассуждения ? Сообщение ученика о типах речи.  (Проверка домашнего задания ).

Приложение № 3.

    I V. Изложение.

 Тема нашего сегодняшнего изложения связана  с темой и идеей стихотворения Д. Кедрина.

 Слушаем и читаем текст.

Пронумеруйте  карандашом предложения.

Анализировать текст будем в тестовой форме , т. е. в форме  ЕГЭ

  Внимательно прочитайте текст и начинаем его анализировать в группах.

Работаем в группах.

 Каждая группа получает  своё задание  по анализу текста.

Приложения № 4  -    № 11

 Работаем 5-10 минут.

  Выступление групп.

 Подводим итоги.

      2 УРОК.

 Слушаем ещё раз текст и пишем  краткое  изложение , Высказывая свой мнение о затронутой в тексте  проблеме

P. S. Критерии , которым должна отвечать ваша работа.

1. Задача речи- сообщить и воздействовать , убедить.

2. Средства выразительности должны соответствовать стилю и типу речи.

3.  Рассуждение. Выбрать из трёх разновидностей.



Предварительный просмотр:

 Приложение  № 12  

Эпиграфы к изложению .

  1. Легче сердце своё казнить

         Легче с разумом быть в раздоре,

         С материнским горем сравнить

         Можно лишь материнское горе.        Л. Татьяничева

  1. Мне говорят , что слишком много

Любви я детям отдаю

 Что материнская тревога

 До срока старит жизнь мою.

 Ну . что я им могу ответить –

 Сердцам , бесстрастным , как броня ?

 Любовь , мной отданная детям ,

 Сильнее делает меня.                       Л. Татьяничева

  1.  Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват .          С. Викулов

  1. Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна  мне несказанный свет.  С. Есенин.



Предварительный просмотр:

          Анализ языковых средств.

  1. Какие из средств выразительности  использовал автор в этом тексте  ?

    а )  Лексические :  сочетание в одном тексте книжных и разговорных слов;

    б ) Синтаксические :

        побудительные и восклицательные предложения

        предложения с однородными членами

        обратный порядок слов ( инверсия )

        параллельный способ связи

       экспрессивный повтор слов или синтаксических           конструкций

       расчленение предложения , оформление отдельных его частей как самостоятельных предложений

       прямое обращение  к собеседнику

       цепь вопросов-раздумий

  1. Найди эпитеты в предложениях :

                  № 5

                  № 7

                  № 8

  1.  Определи вид и время глаголов в 1-ой части текста :

                а) прошедшее время совершенный вид

                б ) прошедшее время несовершенный вид

                в ) будущее время несовершенный вид

                г ) настоящее время несовершенный вид

 С какой целью сделал это автор ?

  1.   Определи вид и время  глаголов во 2-й части текста :

                 а ) прошедшее время совершенный вид

                 б ) прошедшее время несовершенный вид

       



Предварительный просмотр:

         Пунктуационный анализ текста.

  1. Запятая выделяет деепричастие в предложении :

       а )  № 1

       б )  № 7

       в )  № 2

       г )  № 4

  1. Запятые выделяют причастные обороты в предложениях :

      а )  № 2

       б )  № 3

       в )  № 7

       г )  № 9

  1.    Запятая отделяет части сложного предложения в предложениях :

       а )  № 1

       б )  № 3

       в )  № 5

       г )  № 8

 4 . Запятая разделяет однородные члены в предложениях :      

      а )  № 1

       б )  № 3

       в )  № 5

       г )  № 8

5.Найди предложение с прямой речью :

       а )  № 4

       б )  № 6

       в )  № 12

       г )  № 9

6. В каком из предложений есть обращение :    

      а )  № 2

       б )  № 3

       в )  № 9

       г )  № 13



Предварительный просмотр:

2. Структура текста.

 Вспомним композицию рассуждения.

Выполни задания ( подчеркни нужное )

  1. Текст начинается: с

а ) аргументоа

б) описания местности

в) повествования

2.   2-я часть представляет собой :

       а ) рассуждение

       б ) повествование

       в ) описание

  1.  3-я часть содержит :

а ) тезис

б ) аргумент

в ) вывод

  1. Построй структурную схему текста. Составь его план.
  2. В чём необычность построения данного текста ?
  3. Как будут входить в структуру текста ваши  рассуждения ?
  4. Какой тезис вы будете доказывать ? выбери нужное :

а) Богато и щедро сердце матери.

б ) А твоё ? Так же щедро и богато оно любовью  к матери ?

в ) Сколько б я тебя , мать , не жалела –

     Всё равно пред тобой я в долгу.

Г ) Мама , милая мама , как тебя я люблю !

  1.  Каким предложением вы обеспечите переход от авторского текста к собственному :

      а ) Автор прав , утверждая , что ….

      б )  Действительно , …

  1. Какие строчки из известных стихотворений вы взяли бы в качестве эпиграфа к изложению :
  2.  Вспомни . как оформляется эпиграф.



Предварительный просмотр:

Приложение № 4.

Задание: Изложить текст, сохраняя основные языковые средства стиля, продолжить его , приведя собственные аргументы для раскрытия основного тезиса.

Твоя мама.

Ты проснулся... Нет, тебя разбудила мама. УМЫВШИСЬ, ты съел завтрак, приготовленный мамой. А когда вернулся из школы, у мамы уже готов обед, хотя она сама только что вернулась с работы. А когда ты заболел, помнишь, как выхаживала тебя мама, сколько бессонных ночей провела у твоей постели?

Есть страшная легенда . Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце его матери.  Тёмной ночью совершил сын злодейство. Когда нёс материнское сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно прошептало : «Тебе не больно, сынок?»

   Богато и щедро сердце матери . А твоё ?  Тaк  же щедро и богато оно любовью к маме ? Что для тебя значат слова «материнская любовь» и «любовь к матери» ?



Предварительный просмотр:

1. Определи способ связи предложений в 1- ой части текста:

а) параллельный;

б) последовательный;

2. Определи способ связи предложений во 2- ой части текста:

а) последовательный; б) параллельный.

3. Назови средства связи 2 - 3 предложений:

а) лексический повтор; б) синонимы;

в) антонимы;

г) личное местоимение.

4. Назови средства связи в предложениях 2-го абзаца:

а) синонимы;

б) лексический повтор; в) местоимения.

  Анализ средств и способов связи предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...