уроки развития речи в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
материал содержит конспект урока поразвитию речи в 7 классе, дидактические материалы к урокам по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 20.23 КБ |
prilozhenie_no_12.docx | 14.58 КБ |
prilozhenie_no_9_analiz_yazykovykh_sredstv.docx | 14.82 КБ |
prilozhenie_no_8_punktuatsionnyy_analiz_teksta.docx | 15.08 КБ |
prilozhenie_no_6_struktura_teksta.docx | 15.01 КБ |
prilozhenie_no_4_tekst_dlya_izlozheniya.docx | 14.6 КБ |
prilozhen_e_no_7.docx | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе.
Тема : изложение публицистического стиля.
ХОД УРОКА.
ЦЕЛИ: I . ПОДГОТОВИТЬ к изложению текста:
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
образовательные:
а) повторить знания о публицистическом стиле и его признаках;
б) повторить знания о рассуждении , его видах, его структуре, его признаках;
в) формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание, умения использовать в рассуждениях средства
публицистической выразительности ,
развивающие:
а) создавать продолжение текста, тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая собственное мнение по проблеме;
воспитательные: воспитание трепетного отношения к матери, воспитание чувства любви ,благодарности к самому дорогому в нашей жизни человеку - маме.
2 - ой урок.
- Диагностика сформированности умения сохранять при пересказе типологическое строение речи, стиль и стилевые черты.
- Орфографический и пунктуационный контроль.
- Сегодня у нас урок по развитию речи . Его тема : Изложение – рассуждение с собственной оценкой обсуждаемой проблемы.
Исходя из темы, определите задачи сегодняшнего урока.
Ваша задача : 1) Изложить ( пересказать письменно ) текст ;
2)Продолжить текст изложения , отвечая на поставленные в нём вопросы, выражая собственное отношение к затронутой проблеме, приведя собственные аргументы для раскрытия тезиса.
II. Речевая разминка.
Начнём с речевой разминки. Прочитаем вслух стихотворение Д. Кедрина « Сердце » .
Ответим на поставленные к нему вопросы. Это было домашним заданием .
Приложение № 1.
Посмотрим , что у вас получилось.
Вопросы к стихотворению:
- Какова тема стихотворения ? ( Тема текста - это то , о чём говорится в тексте ). Это стихотворение о материнском сердце , о материнской любви.
- Почему это стихотворение имеет подзаголовок « Бродячий сюжет « ? Как вы его понимаете ?
Этот сюжет вечный , как вечна материнская любовь. Он на все времена. Переходит из одного произведения в другое. Каждый автор по- своему интерпретирует его.
- Какие произведения о маме вы читали ? Знаете ли стихи , посвящённые мамочкам ?
- Мешают ли восприятию текста и его пониманию такие явно не общеупотребительные слова , как
КРАЛЯ, КОХАНАЯ, ВОРОЖКА , САЛАМАТА, РУШНИК ,ЦЕХИНЫ КАЗАК, ХМЕЛЬ, ПЛЕТЕНЬ
Почему не мешают ?
Не эти слова ключевые. Они не создают тему , т. Е. не являются опорными , ключевыми.
- А какая фраза является ключевой в стихотворении , раскрывающей идею произведения ( Идея – цель произведения – это для чего написано , какую цель поставил перед собой автор , чему хотел научить читателя )
Последняя – « И матери сердце , упав на порог ,
Спросило его : « Не ушибся , сынок ?»
- Как автор относится к герою в начале стихотворения ? Сначала автор сочувствует герою , переживает за него .
- Какое слово передаёт резко изменившееся отношение автора к страшному , кощунственному поступку героя . к нему самому ? В конце стихотворения мы видим резко отрицательное отношение автора к герою. Оно выражено всего одним словом 6 « в косматой руке ».
- Как вы понимаете этот эпитет ? Косматая –звериная. Нечеловеческая.
- А какие эпитеты вы смогли подобрать к словосочетанию «материнская любовь » ? Продолжите синонимичный ряд : всепоглощающая , беззаветная , слепая, безмерная , всепрощающая , щедрая , богатая , безрассудная , вечная , непобедимая , неутолимая, святая….
III . Это была речевая разминка. Переходим к теме урока.
1. Вспомним сначала , что мы знаем о публицистическом стиле. ( Индивидуальное задание- сообщение ученика о публицистическом стиле . Проверка домашнего задания . )
См. приложение № 2 .
- Повторим наши знания о типах речи. Какова структура рассуждения ? Сообщение ученика о типах речи. (Проверка домашнего задания ).
Приложение № 3.
I V. Изложение.
Тема нашего сегодняшнего изложения связана с темой и идеей стихотворения Д. Кедрина.
Слушаем и читаем текст.
Пронумеруйте карандашом предложения.
Анализировать текст будем в тестовой форме , т. е. в форме ЕГЭ
Внимательно прочитайте текст и начинаем его анализировать в группах.
Работаем в группах.
Каждая группа получает своё задание по анализу текста.
Приложения № 4 - № 11
Работаем 5-10 минут.
Выступление групп.
Подводим итоги.
2 УРОК.
Слушаем ещё раз текст и пишем краткое изложение , Высказывая свой мнение о затронутой в тексте проблеме
P. S. Критерии , которым должна отвечать ваша работа.
1. Задача речи- сообщить и воздействовать , убедить.
2. Средства выразительности должны соответствовать стилю и типу речи.
3. Рассуждение. Выбрать из трёх разновидностей.
Предварительный просмотр:
Приложение № 12
Эпиграфы к изложению .
- Легче сердце своё казнить
Легче с разумом быть в раздоре,
С материнским горем сравнить
Можно лишь материнское горе. Л. Татьяничева
- Мне говорят , что слишком много
Любви я детям отдаю
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну . что я им могу ответить –
Сердцам , бесстрастным , как броня ?
Любовь , мной отданная детям ,
Сильнее делает меня. Л. Татьяничева
- Коль рано матери седеют –
Не только возраст виноват . С. Викулов
- Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет. С. Есенин.
Предварительный просмотр:
Анализ языковых средств.
- Какие из средств выразительности использовал автор в этом тексте ?
а ) Лексические : сочетание в одном тексте книжных и разговорных слов;
б ) Синтаксические :
побудительные и восклицательные предложения
предложения с однородными членами
обратный порядок слов ( инверсия )
параллельный способ связи
экспрессивный повтор слов или синтаксических конструкций
расчленение предложения , оформление отдельных его частей как самостоятельных предложений
прямое обращение к собеседнику
цепь вопросов-раздумий
- Найди эпитеты в предложениях :
№ 5
№ 7
№ 8
- Определи вид и время глаголов в 1-ой части текста :
а) прошедшее время совершенный вид
б ) прошедшее время несовершенный вид
в ) будущее время несовершенный вид
г ) настоящее время несовершенный вид
С какой целью сделал это автор ?
- Определи вид и время глаголов во 2-й части текста :
а ) прошедшее время совершенный вид
б ) прошедшее время несовершенный вид
Предварительный просмотр:
Пунктуационный анализ текста.
- Запятая выделяет деепричастие в предложении :
а ) № 1
б ) № 7
в ) № 2
г ) № 4
- Запятые выделяют причастные обороты в предложениях :
а ) № 2
б ) № 3
в ) № 7
г ) № 9
- Запятая отделяет части сложного предложения в предложениях :
а ) № 1
б ) № 3
в ) № 5
г ) № 8
4 . Запятая разделяет однородные члены в предложениях :
а ) № 1
б ) № 3
в ) № 5
г ) № 8
5.Найди предложение с прямой речью :
а ) № 4
б ) № 6
в ) № 12
г ) № 9
6. В каком из предложений есть обращение :
а ) № 2
б ) № 3
в ) № 9
г ) № 13
Предварительный просмотр:
2. Структура текста.
Вспомним композицию рассуждения.
Выполни задания ( подчеркни нужное )
- Текст начинается: с
а ) аргументоа
б) описания местности
в) повествования
2. 2-я часть представляет собой :
а ) рассуждение
б ) повествование
в ) описание
- 3-я часть содержит :
а ) тезис
б ) аргумент
в ) вывод
- Построй структурную схему текста. Составь его план.
- В чём необычность построения данного текста ?
- Как будут входить в структуру текста ваши рассуждения ?
- Какой тезис вы будете доказывать ? выбери нужное :
а) Богато и щедро сердце матери.
б ) А твоё ? Так же щедро и богато оно любовью к матери ?
в ) Сколько б я тебя , мать , не жалела –
Всё равно пред тобой я в долгу.
Г ) Мама , милая мама , как тебя я люблю !
- Каким предложением вы обеспечите переход от авторского текста к собственному :
а ) Автор прав , утверждая , что ….
б ) Действительно , …
- Какие строчки из известных стихотворений вы взяли бы в качестве эпиграфа к изложению :
- Вспомни . как оформляется эпиграф.
Предварительный просмотр:
Приложение № 4.
Задание: Изложить текст, сохраняя основные языковые средства стиля, продолжить его , приведя собственные аргументы для раскрытия основного тезиса.
Твоя мама.
Ты проснулся... Нет, тебя разбудила мама. УМЫВШИСЬ, ты съел завтрак, приготовленный мамой. А когда вернулся из школы, у мамы уже готов обед, хотя она сама только что вернулась с работы. А когда ты заболел, помнишь, как выхаживала тебя мама, сколько бессонных ночей провела у твоей постели?
Есть страшная легенда . Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце его матери. Тёмной ночью совершил сын злодейство. Когда нёс материнское сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно прошептало : «Тебе не больно, сынок?»
Богато и щедро сердце матери . А твоё ? Тaк же щедро и богато оно любовью к маме ? Что для тебя значат слова «материнская любовь» и «любовь к матери» ?
Предварительный просмотр:
1. Определи способ связи предложений в 1- ой части текста:
а) параллельный;
б) последовательный;
2. Определи способ связи предложений во 2- ой части текста:
а) последовательный; б) параллельный.
3. Назови средства связи 2 - 3 предложений:
а) лексический повтор; б) синонимы;
в) антонимы;
г) личное местоимение.
4. Назови средства связи в предложениях 2-го абзаца:
а) синонимы;
б) лексический повтор; в) местоимения.
Анализ средств и способов связи предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...