урок-путешествие по лингвистическим сказкам
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
папка сматериалами к уроку по русскому языку в 5 -ом классе по теме " Спряжение глаголов ". папка содержит резентацию , конспект урока , дидактические материалы к уроку , музкальные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obrazovalis_pervospryazhensk_i_vtorospryazhensk.docx | 15.32 КБ |
karta_starogo_matveya.docx | 13.93 КБ |
kak_podruzhki_khitruyu_iru_lovili.docx | 17.87 КБ |
rytsar_neopredelyonnaya_forma.docx | 18.11 КБ |
mer_udarenie.docx | 13.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Как образовались Первоспряженск и Второспряженск
Жили – были на свете глагольчики – лилипуты. Имена у них были очень странные – совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времен – традиция! Зовут их -У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ), -ЕТ(-ЁТ), -ЕМ(-ЁМ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ). А еще –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ).
Раньше все они дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зеленой чешуе. Он дыхнул огнем, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.
Лилипутики –У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ), -ЕТ(-ЁТ), -ЕМ(-ЁМ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького –У и его брата-близнеца –Ю, и подобстрастно поклонились злодею и сказали: « ЕШЬ, ЕШЬ!» - « Да уж я ЕМ, ЕМ!» - улыбался дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.
Зато другие лилипутики –У и -Ю ( однофамильцы тех, которых собирался съесть дракон), а вместе с ними –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) не испугались дракона. « ИШЬ кокай шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» - крикнул самый смелый лилипутик, которого та и звали - -ИШЬ. Он возглавлял армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.
А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зеленый хвост, бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.
Трусишки –У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ), -ЕТ(-ЁТ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ) остались в своем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А смельчаки –У(-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК.
Правит обоими городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. Он следит, чтобы жители города ПЕРВОСПРЯЖЕНСКА не переезжали в город ВТОРОСПРЯЖЕНСК, чтобы был порядок и не было путаницы в русском языке.
Так они и живут до сих пор.
Предварительный просмотр:
Карта старого Матвея.
Жил – был Матвей. Несмотря на своё царское звание , он взял да и поступил на филологический факультет , где учились будущие учителя русского языка и литературы. Царь Матвей очень усердно учился и был круглым отличником. Больше всего на свете любил он фонетику.
Каждый день он начинал с того , что вместо зарядки делал фонетический разбор нескольких слов и только потом садился на трон и принимался завтракать.
Прошли годы. Матвей состарился. Но ежедневно он старательно занимался своей любимой фонетикой. И только одно огорчало старика. Его сын Аркашка ни капельки не интересовался этой наукой. Он гонял на мотоцикле . играл с мальчишками в футбол , часами просиживал за компьютером , но вот к фонетике был совершенно равнодушен ! За-за этого царь часто ссорился с сыном. И во что он придумал : собрал царь всё своё богатство , сложил его в большой сундук и Закопал этот сундук где-то в лесу или в поле. Только он один знал , где именно. Царь оставил описание . по которому можно составить карту. Но составить её и найти сундук с богатством сможет только тот , кто хорошо умеет делать фонетический разбор слов.
Пожалуй , царевичу Аркашке с этим заданием не справиться !...
А вам , ребята ?
Предварительный просмотр:
Как подружки хитрую Иру ловили.
Соб..рали две подружки – Аня и Майя – ягоды в лесу, чтобы потом их с сахаром перет..реть и на зиму заготовить. Много уже насоб..рали. Вдруг видят: проб..рается среди травы маленькая девочка Ира. Раз – и зам..рает под листочком. Решили подружки весь кустик из земли выд..рнуть , чтобы девочку Иру поймать и дома в кукольном домике зап..реть. Подружки б..рутся за кустик и д..рут его земли изо всех сил., Выд..рали –выд..рали – ничего не выходит: уп..рается кустик, никак его не выд..рнешь. Смотрят подружки , а Ира уже уд..рает и быстро-быстро на дерево взб..рается. Дерево это старое, оно уже ум..рло. На него не то что залезть, даже оп..реться страшно. А Ира маленькая, лёгкая, оп..рается на все веточки, заб..рается повыше Пока подруги преп..рались , кому за Ирой лезть, она в в вышине спряталась и зам..рла. Что же делать , пошли Аня с Майей дальше ягоды соб..рать. Такая вот хитрая Ира !
Хитрая Ира,
Ира-проныра,
В прятки она обожает играть.
В словах , где бер-бира, пер-пира, тер-тира,
Спряталась хитрая Ира опять.
В словах . где мер-мира, а также дер-дира,
Будем противную Иру искать.
Раз, два , три , четыре , пять ,
Иру мы идём искать !
Мы чуть не забыли про корни - СТЕЛ - СТИЛ и - БЛЕСТ – БЛИСТ. Вы помните , что у них , как и у «ИРЫ» , если есть суффикс –А , то в корне пишется –И , а если нет суффикса – А , пишется – Е.
Ира звёздочку поймала-
Заблестела , заблистала.
Если очень захотеть ,
Можно ярко заблестеть ,
Если очень помечтать ,
Можно ярко заблистать.
- И в этих словах спряталась наша Ируля-хитруля.
Игровое задание.
Надо найти в этих словах хитрую ИРУ- ПРОНЫРУ.
Отд..раю, зап..реть , б..рётся , прот..рать, сд..рают , бл..стеть , отт..рать, ум..реть , ум..рать , бл..стает , бл..стательный, выд..рает , зат..рает . побл..стел , подт..рает, вым..рли , нат..реть , дот..раю , забл..стел , забл..стал , пост..лил . заст..лить , заст..лать , преп..рается , соб..рали , зам..рла , раст..реть, подст..лали , взб..рался . оп..реться , оп..раться , нат..раю , ум..рло , пост..лили, перест..лить , перест..лать , перет..реть прид..раться наб..рёшь зад..рается, поум..рали , отд..ралось , подст..лили ,перест..лить перест..лать выст..лать , выст..лить расст..лать , расст..лить, перет..реть , прид..раться , наб..рёшь, зад..рается , поум..рали отд..ралось , уп..рается, б..рись . перед..рать , зам..рать , ут..реть , сд..рёт , уд..рает,
Предварительный просмотр:
Однажды жители города Первоспряженска и жители города Второспряженска отправились в лес. Они даже не сговаривались между собой , просто в один день взяли и пошли потгрибы. И заблудились.
Приближалась ночь , и уже туман сгустился. А дороги назад не видно. Лес да тьма кругом ! И чем долше шли по лесу глагольчики , тем дальше уходили они от своих домов. Но главное – без мэра Ударения никак нельзя было понять , кто из Первоспряженска , кто из Второспряженска. Потому что ночью в лесу темно и туман, а сами глагольчики со страху забыли , из каких они городов. К утру вышли они на полянку и увидели рыцаря на белом коне.
- ты кто ? – спросили его глагольчики.
- Я рыцарь Неопределённая Форма. Я из древнего старинного рода. Вот мой флаг, а на нём – герб.
Посмотрели глагольчики , а на флаге так и написано : « Неопределённая Форма глагола ».
- Ого ! – восхитились глагольчики , внимательно оглядев латы и флаг рыцаря.
- А вы кто ?- спросил в свою очередь рыцарь Неопределённая Форма.
- Мы глагольчики из Первоспряженска и Второспряженска, только вот без нашего мэра , без Ударения , мы не можем вспомнить , кто из какого города.
- Ах , так значит , вы глагольчики с безударными окончаниями !?- догадался рыцарь. – Ну вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в оба ваши города. И я вас отвезу. Только , чур , по одному, а то моему верному коню будет слишком тяжело.
Ребята , давайте поможем Рыцарю и глагольчикам. Что нужно сделать , чтобы правильно определить спряжение глагола, если у него безударные личные окончания ?
- Определить вид глагола ( для этого поставить к глаголу вопрос )
- Поставить глагол в неопределённую форму
- Посмотреть . какая гласная стоит перед - ТЬ
Поэтому как только глагольчик садился в седло , рыцарь сразу спрашивал , какая гласная у него стоит перед – ТЬ.
- Если глагольчик в неопределённой форме окаечивается на – ИТЬ, рыцарь отвозил его во Второспряженск, город смельчаков.. Если же у глагольчика в неопределённой форме перед – ТЬ была какая-то другая буква , не – И, то рыцарь отвозил его в город трусишек Первоспряженск.
- Вот только глагольчики ТЕРПЕТЬ , ВЕРТЕТЬ , ОБИДЕТЬ , ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ , ЗАВИСЕТЬ , и СМОТРЕТЬ да ещё СЛЫШАТЬ , ДЫШАТЬ , ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ оказались отчаянными и храбрыми. Они наотрез отказались возвращаться в город , где живут бояки.
– Мы не поедем только в город смельчаков , во Второспряженск, - заявили они.
Зато глагольчики БРИТЬ и СТЕЛИТЬ решили не возвращаться во Второспряженск.
- Мы глагольчики мирные, тихие , домашние. Уж лучше мы в Первоспряженске поживём…- осторожно попросили они.
Рыцарь Неопределённая Форма не стал с ними спорить и отвёз туда , куда они просили. Вот и вся история.
Игровое задание.
На доске два столбик – два города. Хорошо , если над каждым столбиком нарисовано нечто вроде башни с флагом, а на флагах написаны названия городов : Первоспряженск и Второспряженск. ( Поле для фантазии учителя- море игровых ситуаций ) Наши глагольчики-лилипутики заблудилисьв лесу . инам надо развезти их по городам, и правильно написать их окончания приэтом ! Когда глагольчики у нас с ударными личными окочаниями , нам поможет мэр Ударение, а когда окончания безударные , будем развозить лилипутиков вмемте с рыцарем Неопределённая Форма.
Сидит , смотрит, идёт , делает , понравится, кричит, наденешь, бегаешь, занозишь, видит , знает , натворишь, мчится, жалуется , наплетёт , напридумывает , наврёт , рассердится , накажет . приходит, проучим , поймаем , побреем , жду , светит , шуршит , появляется , держит , говорит , достаю брить , разжимает , подскочит , постелит.
Примечание : Глаголы с прставками относятся к тому же спряжени. . что и бесприставочные.
Сид..т , смотр..т, ид..т , дела..т , понрав..тся, крич..т, наден..шь, бега..шь, заноз..шь, вид..т , зна.. т , натвор..шь, мч..тся, жалу..тся , наплет..т , напридумыва..т , навр..т , рассерд..тся , накаж..т . приход..т, проуч..м , пойма..м , побре..м , жду , свет..т , шурш..т , появля..тся , держ..т , говор..т , достаю . брить , разжима..т , подскоч..т , постел..т.
Предварительный просмотр:
Мэр УДАРЕНИЕ.
Без мэра Ударения глагольчикам –лилипутикам никак не обойтись !
Однажды был случай : мэр уехал в гости к своей бабушке , очень милой старушке. Глагольчики-лилипутики тоже решили проведать друг друга . И все между собой перепутались. Непонятно , кто где живёт : кто из Первоспряженска , а кто из Второспряженска. Где чей дом ? в одном доме – теснота , а другой пустой стоит – заброшенный и печальный. Глагольчик- лилипутик – ИТ ругается с –ЕТ ( одному из них не хватило каши ! ) , а –УТ и – ЯТ уже дерутся. И из-за чего ! Подушку не поделили ! Словом , необходимо было навести порядок. Хорошо ещё , что уважаемый мэр Ударение быстро вернулся и всем сразу стало ясно , кто живёт в Первоспряженске, а кто во Второспряженске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
Лингвистическая сказка
«Глагол и его дети»В некотором королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина....
Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"
Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...
Лингвистическая сказка о корнях с чередованием "а" и "о" "Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию".
Небольшое стихотворение о правописании корней с чередованием "а" и "о"....
урок-путешествие по лингвистическим сказкам
Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Спряжение глаголов " с использованием игровых технологий....
Урок-путешествие по страницам лингвистических словарей
Познакомить учащихся с многообразием лингвистических словарей, научить пользоваться лингвистическими словарями; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку....
Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...