урок-путешествие по лингвистическим сказкам
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коёкина Наталья Юрьевна

папка  сматериалами к уроку по русскому языку в 5 -ом классе по теме " Спряжение глаголов ". папка содержит резентацию , конспект урока , дидактические материалы к уроку , музкальные произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Как образовались Первоспряженск и Второспряженск

                                                     

Жили – были на свете глагольчики – лилипуты. Имена у них были очень странные – совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времен – традиция! Зовут их -У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ), -ЕТ(-ЁТ), -ЕМ(-ЁМ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ). А еще –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ).

Раньше все они дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зеленой чешуе. Он дыхнул огнем, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.

Лилипутики –У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ), -ЕТ(-ЁТ), -ЕМ(-ЁМ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького –У  и его брата-близнеца –Ю, и подобстрастно поклонились злодею и сказали: « ЕШЬ, ЕШЬ!» - « Да уж я ЕМ, ЕМ!» - улыбался дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.

Зато другие лилипутики –У и -Ю ( однофамильцы тех, которых собирался съесть дракон), а вместе с ними –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) не испугались дракона. « ИШЬ кокай шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» - крикнул самый смелый лилипутик, которого та и звали  -  -ИШЬ. Он возглавлял армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зеленый хвост, бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Трусишки –У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ), -ЕТ(-ЁТ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ) остались в своем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А смельчаки –У(-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК.

Правит обоими городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. Он следит, чтобы жители города ПЕРВОСПРЯЖЕНСКА    не переезжали в город ВТОРОСПРЯЖЕНСК, чтобы был порядок и не было путаницы в русском языке.

Так они и живут до сих пор.   



Предварительный просмотр:

                      Карта старого Матвея.

  Жил – был Матвей. Несмотря на своё царское звание , он взял да и поступил на филологический факультет  , где учились будущие учителя русского языка и литературы. Царь Матвей очень усердно учился и был круглым отличником. Больше всего на свете любил он фонетику.  

Каждый день он начинал с того , что вместо  зарядки делал фонетический разбор нескольких слов и только потом садился на трон и принимался завтракать.

 Прошли годы. Матвей состарился. Но ежедневно он старательно занимался своей любимой фонетикой. И только одно огорчало старика.  Его сын Аркашка ни капельки не интересовался этой наукой.  Он гонял на мотоцикле . играл с мальчишками в футбол , часами  просиживал за компьютером , но вот к фонетике был совершенно равнодушен ! За-за этого царь часто ссорился с сыном. И во  что он придумал :  собрал царь всё своё богатство , сложил его в большой сундук и Закопал этот сундук где-то в лесу или в поле.  Только он один знал , где именно. Царь оставил описание  . по которому можно составить карту. Но составить её и найти сундук с богатством сможет только тот , кто хорошо умеет делать фонетический разбор слов.

 Пожалуй , царевичу  Аркашке с этим заданием не справиться !...

 А вам , ребята ?



Предварительный просмотр:

                     Как подружки хитрую Иру ловили.

 Соб..рали две подружки – Аня и Майя – ягоды в лесу, чтобы потом их с сахаром перет..реть и на зиму заготовить. Много уже насоб..рали. Вдруг видят: проб..рается  среди травы маленькая девочка Ира. Раз – и  зам..рает под листочком. Решили подружки весь кустик из земли выд..рнуть , чтобы девочку Иру поймать и дома в кукольном домике зап..реть. Подружки б..рутся за кустик и д..рут его земли изо всех сил., Выд..рали –выд..рали – ничего не выходит: уп..рается кустик, никак его не выд..рнешь.  Смотрят подружки , а Ира уже уд..рает и быстро-быстро на дерево взб..рается. Дерево это старое, оно уже ум..рло. На него не то что залезть, даже оп..реться страшно. А Ира маленькая, лёгкая, оп..рается на все веточки, заб..рается повыше Пока подруги преп..рались , кому за Ирой лезть, она в в вышине спряталась и зам..рла. Что же делать , пошли Аня с Майей дальше ягоды соб..рать. Такая вот хитрая Ира !

  Хитрая Ира,

 Ира-проныра,

В прятки она обожает играть.

В словах , где бер-бира, пер-пира, тер-тира,

 Спряталась хитрая Ира опять.

В словах . где мер-мира, а также дер-дира,

Будем противную Иру искать.

                           Раз, два , три , четыре , пять ,

                           Иру мы идём искать !

 Мы чуть не забыли про корни  - СТЕЛ - СТИЛ и  - БЛЕСТ – БЛИСТ. Вы помните , что у них , как и у «ИРЫ» , если есть суффикс –А , то в корне пишется –И , а если нет суффикса – А , пишется – Е.

               Ира звёздочку поймала-

               Заблестела , заблистала.

               Если очень захотеть ,

               Можно ярко заблестеть ,

               Если очень помечтать ,

               Можно ярко  заблистать.

- И в этих словах спряталась наша Ируля-хитруля.

                     Игровое задание.

 Надо найти в этих словах хитрую ИРУ- ПРОНЫРУ.

Отд..раю, зап..реть , б..рётся , прот..рать, сд..рают , бл..стеть , отт..рать, ум..реть , ум..рать , бл..стает , бл..стательный, выд..рает , зат..рает . побл..стел , подт..рает, вым..рли , нат..реть , дот..раю , забл..стел , забл..стал , пост..лил . заст..лить , заст..лать , преп..рается , соб..рали , зам..рла , раст..реть, подст..лали , взб..рался . оп..реться , оп..раться ,  нат..раю , ум..рло ,  пост..лили,  перест..лить , перест..лать , перет..реть  прид..раться наб..рёшь зад..рается, поум..рали , отд..ралось , подст..лили ,перест..лить перест..лать выст..лать , выст..лить расст..лать , расст..лить, перет..реть , прид..раться , наб..рёшь, зад..рается , поум..рали отд..ралось , уп..рается, б..рись . перед..рать , зам..рать , ут..реть , сд..рёт , уд..рает,



Предварительный просмотр:

                 Рыцарь  Неопределённая  Форма.

 Однажды жители города Первоспряженска и жители города Второспряженска отправились в лес. Они даже не сговаривались  между собой , просто в один день взяли и пошли потгрибы. И заблудились.

Приближалась ночь , и уже туман сгустился. А дороги назад не видно. Лес да тьма кругом !  И чем долше шли по лесу глагольчики , тем дальше уходили они от своих  домов. Но главное – без мэра Ударения никак нельзя было понять , кто из Первоспряженска , кто из Второспряженска. Потому что ночью в лесу темно и туман, а сами глагольчики со страху забыли , из каких они городов. К утру вышли они на полянку и увидели рыцаря на белом коне.

 - ты кто ? – спросили его глагольчики.

 - Я рыцарь Неопределённая Форма. Я из древнего старинного рода. Вот мой флаг, а на нём – герб.

 Посмотрели глагольчики , а на флаге  так и написано  :  « Неопределённая Форма глагола ».

- Ого ! – восхитились глагольчики , внимательно оглядев латы и флаг рыцаря.

 - А вы кто ?- спросил в свою очередь рыцарь Неопределённая Форма.

- Мы глагольчики из Первоспряженска и Второспряженска, только вот без нашего мэра , без Ударения , мы не можем вспомнить , кто из какого города.

 - Ах , так значит , вы глагольчики с безударными окончаниями !?- догадался рыцарь. – Ну вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в оба ваши города. И я вас отвезу. Только , чур , по одному, а то моему верному коню будет слишком тяжело.

 Ребята , давайте поможем   Рыцарю  и глагольчикам. Что нужно сделать , чтобы правильно определить спряжение глагола, если у него безударные личные окончания ?

  1. Определить вид глагола ( для этого поставить к глаголу вопрос )
  2. Поставить глагол в неопределённую форму
  3. Посмотреть . какая гласная стоит перед  -  ТЬ

 Поэтому  как только глагольчик садился в седло , рыцарь сразу спрашивал , какая гласная у него стоит перед – ТЬ.

  1. Если глагольчик в неопределённой форме окаечивается на – ИТЬ,  рыцарь отвозил его во Второспряженск, город смельчаков.. Если же у глагольчика  в неопределённой форме  перед – ТЬ была какая-то другая буква , не – И, то рыцарь отвозил его в город трусишек Первоспряженск.
  2.  Вот только глагольчики  ТЕРПЕТЬ , ВЕРТЕТЬ , ОБИДЕТЬ , ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ , ЗАВИСЕТЬ , и СМОТРЕТЬ да ещё СЛЫШАТЬ , ДЫШАТЬ , ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ оказались отчаянными и храбрыми. Они наотрез отказались возвращаться в город , где живут бояки.

 – Мы не поедем  только в город смельчаков , во Второспряженск, - заявили они.

 Зато глагольчики  БРИТЬ и СТЕЛИТЬ решили не возвращаться  во Второспряженск.

 - Мы глагольчики мирные, тихие , домашние. Уж лучше мы в Первоспряженске  поживём…- осторожно попросили они.

Рыцарь Неопределённая Форма не стал  с ними спорить и отвёз туда , куда они просили. Вот и вся история.

                        Игровое задание.

 На доске  два столбик – два города. Хорошо , если над каждым столбиком нарисовано нечто вроде башни с флагом, а на флагах написаны  названия городов : Первоспряженск и Второспряженск. ( Поле для фантазии учителя- море игровых ситуаций )   Наши глагольчики-лилипутики заблудилисьв лесу . инам надо развезти их по городам, и правильно написать их окончания приэтом ! Когда глагольчики у нас с ударными личными окочаниями , нам поможет мэр Ударение, а когда окончания безударные , будем развозить лилипутиков вмемте с рыцарем  Неопределённая Форма.

 Сидит , смотрит, идёт , делает ,  понравится, кричит, наденешь, бегаешь, занозишь, видит , знает , натворишь, мчится, жалуется , наплетёт , напридумывает , наврёт , рассердится , накажет . приходит, проучим ,  поймаем , побреем , жду , светит , шуршит , появляется , держит , говорит , достаю брить , разжимает , подскочит , постелит.

   Примечание : Глаголы с прставками относятся к тому же спряжени. . что и бесприставочные.

Сид..т , смотр..т, ид..т , дела..т ,  понрав..тся, крич..т, наден..шь, бега..шь, заноз..шь, вид..т , зна.. т , натвор..шь, мч..тся, жалу..тся , наплет..т , напридумыва..т , навр..т , рассерд..тся , накаж..т . приход..т, проуч..м ,  пойма..м , побре..м , жду , свет..т , шурш..т , появля..тся , держ..т , говор..т , достаю . брить , разжима..т , подскоч..т , постел..т.



Предварительный просмотр:

                              Мэр    УДАРЕНИЕ.

  Без мэра Ударения глагольчикам –лилипутикам никак не обойтись !

 Однажды был случай : мэр уехал в гости к своей бабушке , очень милой старушке. Глагольчики-лилипутики тоже решили проведать друг друга .  И все между собой перепутались. Непонятно , кто где  живёт : кто из Первоспряженска , а кто из Второспряженска. Где чей дом ? в одном доме – теснота , а другой пустой стоит – заброшенный и печальный. Глагольчик- лилипутик – ИТ ругается с –ЕТ   ( одному из них не хватило каши ! ) , а –УТ и – ЯТ уже дерутся. И из-за чего ! Подушку не поделили ! Словом , необходимо  было навести порядок. Хорошо ещё , что уважаемый  мэр Ударение быстро вернулся и  всем сразу стало ясно , кто живёт в Первоспряженске, а кто во Второспряженске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистическая сказка

«Глагол и его дети»В некотором  королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень    деятельный, энергичный мужчина....

Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"

Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...

урок-путешествие по лингвистическим сказкам

Презентация  к уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Спряжение глаголов "  с использованием игровых технологий....

Урок-путешествие по страницам лингвистических словарей

Познакомить учащихся с многообразием лингвистических словарей, научить пользоваться лингвистическими словарями; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку....

Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...