рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Жигулина Олеся Валерьевна

Рабочая программа составлена на основе:

 программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_10_klass.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ   ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ТАЛЬМЕНСКОГО  РАЙОНА

                                                   АЛТАЙСКОГО  КРАЯ

        МКОУ  «ЛУГОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

«Утверждаю»

Директор  школы

______________Н.Н.Галдак

Приказ №__________

 от «01»  сентября   2014года

«Принято»                                           «Согласовано»

Руководитель МО                          Заместитель директора

_________О.А. Васильева            по УВР

протокол  № __1__                        ______О.А. Васильева

от «_26_»_08_2014 г.                    «30»  08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 10 КЛАССА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

на

                                  2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

 программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010.

Составитель программы: Жигулина Олеся Валерьевна,

                             учитель русского языка и литературы 1 категории

 

с.Луговое – 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), Примерной программы по литературе для 10-11 классов  и Программы по литературе для 5 – 11 классов ( авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина).М.: «Просвещение»., 2010г.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Учебно-методический комплект

1. Программа общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010г.

2. «Литература. 10 класс» под редакцией В.Я.Коровиной М.: Просвещение, 2011г.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Сочинения – 3

Зачет - 2

Срок реализации рабочей учебной программы: 1 год.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, дома, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • Выразительное чтение художественного текста;
  • Различные виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • Анализ и интерпретация произведения;
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

    В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.

     В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, поисковый.

      Данная программа позволяет планировать проведение учебных занятий в форме заочной экскурсии, чтения, изучения, анализа произведений, внеклассного чтения; применять методические приемы: выразительное чтение, комментирование текста, беседа.

Программой предусмотрено использование разных средств обучения: материальных (учебные комплексы, комплекс технических средств), наглядных пособий, что облегчает самостоятельную, групповую деятельность учащихся в процессе слушания, чтения, заучивания, составления планов, конспектов, написания сочинений, отзывов, работы с картинами, иллюстрациями.

   Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний:

  • Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть; развернутый ответ на вопрос, сочинение, сообщение на литературную и историко-литературную темы.
  • Итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, тестирование, зачет.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10 класса.

  В результате изучения литературы ученик должен

 Знать/понимать

- Образную природу словесного искусства

- Содержание изученных литературных произведений

- Основные факты жизни и творческого пути писателей

- Изученные теоретико-литературные понятия

Уметь

- Воспринимать и анализировать художественный текст

- Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного

- Определять род и жанр литературного произведения

- Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев

- Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

- Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев

- Выявлять авторскую позицию

- Выражать свое отношение к прочитанному

- Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

- Владеть различными видами пересказа

- Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением

- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

- Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» в 10 классе

(вариант: 3 часа в неделю, 34 учебных недели)

  Тема

Кол-во уроков

Развитие речи

Контрольные работы

Внеклассное чтение

Виды деятельности обучающихся, формы, методы обучения, ЭОР

Примечание

1-2

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.

2

Лекция. тестирование

Ι

А.С.Пушкин

11

3

1.1

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание

1

Лекция, презентация, беседа

4

1.2

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок

1

Беседа, работа в группах

5

1.3

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

1

Практикум, аудиозапись

6

1.4

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина

1

Практикум, аудиозапись

7-8

1.5-1.6

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. Домашнее сочинение

2

Практикум, аудиозапись

9

1.7

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

Лекция, беседа

10-11

1.8-1.9

Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы

2

Беседа, работа в парах

12-13

1.10-1.11

Р/р Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

2

2

Письменная работа

II

М.Ю.Лермонтов

10

14

2.1

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

1

Лекция, беседа, презентация

15

2.2

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

1

Беседа, практикум, аудиозапись

16-17

2.3-2.4

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

2

Практикум, работа в группах

18-19

2.5-2.6

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

2

Беседа, практикум, аудиозапись

20-21

2.7-2.8

В/ч Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Домашнее сочинение

2

2

Беседа, практикум, аудиозапись

22-23

2.9-2.10

Р/р Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

2

2

Уроки контроля

ΙΙΙ

Н.В.Гоголь

8

24-25

3.1-3.2

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2

Презентация, лекция, беседа

26

3.3

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях

1

семинар

27

3.4

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга

1

Практикум, презентация

28

3.5

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

Беседа

29

3.6

В/ч Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

1

Беседа, практикум

30-31

3.7-3.8

Р/р Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

2

2

Письменная работа

32

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Её основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики

1

лекция

И.А.Гончаров

4

33

4.1

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв»

1

Презентация, лекция, беседа

34

4.2

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти

1

Беседа, работа в группах

35

4.3

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

1

Беседа, отрывок фильма

36

4.4

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

Семинар, сообщения учащихся

Ý

А.Н.Островский

6

37

5.1

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя

1

Лекция, беседа

38-39

5.2-5.3

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

2

Беседа, практикум, презентация

40

5.4

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

1

Беседа, работа в группах

41

5.5

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

1

Практикум

42

5.6

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение

1

Беседа, сообщения учащихся

ÝI

И.С.Тургенев

8

43

6.1

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

Лекция, презентация

44

6.2

И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

1

беседа

45

6.3

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

1

Беседа, работа в группах

46

6.4

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Беседа, работа в группах

47

6.5

Любовь в романе «отцы и дети»

1

Беседа, отрывок фильма

48-49

6.6-6.7

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа. «Отцы и дети». Домашнее сочинение

2

Лекция, практикум, отрывок фильма

50

6.8

Зачетная работа за 1 полугодие

1

1

Урок контроля

ÝΙΙ

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой

7

51-52

7.1-7.2

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике

2

Лекция, беседа, презентация

53

7.3

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве

1

Беседа, практикум

54

7.4

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

1

Практикум, работа в группах, аудиозапись

55

7.5

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы

1

Лекция, беседа, презентация

56

7.6

Любовная лирика А.А.Фета. Домашнее сочинение

1

Беседа, работа в группах, аудиозапись

57

7.7

В/ч А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии

1

1

Беседа, практикум, презентация

ÝΙΙΙ

Н.А.Некрасов

8

58

8.1

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне

1

Лекция, беседа, презентация

59

8.2

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца

1

практикум

60

8.3

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

1

практикум

61

8.4

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация

1

Беседа, сообщения учащихся

62

8.5

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

1

Лекция, беседа, презентация

63

8.6

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме

1

Практикум, работа в группах

64

8.7

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

Беседа, работа в группах

65

8.8

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение

1

Практикум

IX

М.Е.Салтыков-Щедрин

3

66

9.1

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Лекция, беседа, презентация

67-68

9.2-9.3

В/ч Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа

2

2

Беседа, сообщения учащихся

X

Л.Н.Толстой

13

69

10.1

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания

1

Лекция, беседа, презентация

70

10.2

В/ч Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

1

1

Беседа, сообщения учащихся

71

10.3

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

1

Лекция, беседа

72-73

10.4-10.5

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

Беседа, работа в группах, отрывок фильма

74

10.6

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Практикум, работа в группах, отрывок фильма

75

10.7

Семья Ростовых и семья Болконских

1

Беседа, отрывок фильма

76-77

10.8-10.9

Тема народа в романе «Война и мир»

2

Беседа

78

10.10

Кутузов и Наполеон

1

практикум

79-80

10.11-10.12

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.

2

семинар

81

10.13

Анализ эпизода из романа «Война и мир». Домашнее сочинение

1

практикум

XI

Ф.М.Достоевский

7

82

11.1

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

Лекция, беседа, презентация

83

11.2

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского

1

семинар

84-85

11.3-11.4

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»

2

Беседа, семинар

86

11.5

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

1

Семинар, отрывок фильма, отрывок фильма

87

11.6

«Двойники» Раскольникова

1

Беседа, отрывок фильма, работа в группах

88

11.7

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение

1

Беседа, работа в группах

XII

Н.С.Лесков

3

89

12.1

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин

1

Лекция, практикум, презентация

90

12.2

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

1

Беседа

91

12.3

В/ч Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (по пьесе А.Н.Островского «Гроза» и рассказу Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

1

Беседа, работа в группах

XIIΙ

А.П.Чехов

7

92

13.1

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

1

Лекция, беседа, презентация

93

13.2

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

1

Практикум, работа в группах

94

13.3

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

1

Практикум

95

13.4

Особенности драматургии А.П.Чехова

1

Практикум

96

13.5

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

1

практикум

97

13.6

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

Беседа, практикум

98

13.7

Зачетная работа за 2 полугодие

1

1

Урок контроля

XIÝ

Зарубежная литература

4

99

14.1

В/ч К.Хетагуров Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира»

1

1

Беседа, презентация

100-101

14.2-14.3

В/ч «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы

2

2

Беседа, презентация

102

14.4

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века

1

беседа

ВСЕГО

102

Сочинений -3

Зачет - 2

11

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  1. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 классов. В 2 ч. – М.:Просвещение, 1992.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе 19 века. 10 класс. В 2 ч.- М.:ВАКО, 2002
  3. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
  4. Алиева Л.Ю. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 10 класс – М.:Издат – Школа, 1998.
  5. Литература: Тесты. 9-11 кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт.-сост. И.М.Михайлова. – М.:Дрофа, 1998.

6. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: «Вербум-М», 2004 г.

7. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: «Просвещение», 2005 г.

Оборудование:

  • портреты писателей
  • наглядные пособия
  • раздаточный материал
  • CD диски
  • мультимедийное оборудование
  • аудиозаписи

Интернет-ресурсы

1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

5. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

ЛИСТ   ВНЕСЕНИЯ   ИЗМЕНЕНИЙ

п/п

Дата

внесения

изменений

Содержание

Подпись

лица,

внёсшего

запись

ЛИСТ   ВНЕСЕНИЯ   ИЗМЕНЕНИЙ

п/п

Дата

внесения

изменений

Содержание

Подпись

лица,

внёсшего

запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...