Конспект урока-исследования с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Материал может быть использован для подготовки к уроку исследования, имеет презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-issledovaniya_s_prezentatsiey.zip | 238.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока - исследования
Тема урока: Понятие об обособлении. Обособленные определения.
Предмет: русский язык
Класс: 8
Учебник: Русский язык. 8 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2011
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые карточки с заданиями
Понятия урока:причастный оборот, второстепенные члены предложения, определение, обособление
Применяемая технология: проектная и исследовательскаятехнология с использованием элементов проблемного обучения, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технологии, элементы технологии деятельностного обучения.
Формы учебного взаимодействия: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы и приемы обучения: беседа, инструктаж по оцениванию, создание проблемной ситуации, защита проектов, исследования языкового материала.
Цель урока: Дать представление об обособлении, помочь учащимся разобраться в случаях обособления определений, сформировать у них навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.
Планируемые результаты:
Планируемые образовательные результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные |
Определение понятия об обособлении. Формирование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Умение различать основные признаки обособленных членов предложения. Развитие устной и письменной речи учащихся. | Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. Умение извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Способность к самооценке своих действий, поступков. |
Этап урока | Задачи урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационный | Вызвать познавательный интерес к уроку. Создать психологический настрой на деятельность | Вступительное слово учителя: В поисках смысла (слайд №1) В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фраз Ты только вдумайся, Только всмотрись - Кроется самая главная мысль. Строчка за строчкой, Фраза за фразой – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Откроется самая главная мысль! - О чем это стихотворение? Какова основная мысль стихотворения? Как вы понимаете эти строки? (учащиеся отвечают на вопросы и выходят на слова и словосочетания «поиск», «главная мысль», «вдумайся», «всмотрись») -Сегодня мы тоже будем в поисках нового, неизведанного, поэтому я хочу, чтобы вы настроились на работу. Давайте хором прочтем эпиграф к нашему уроку: «Не стыдно не знать, (слайд №2) Стыдно не учиться!» - Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны? Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. - Для дальнейшей работы я предлагаю вам остаться в группах, в которых вы работали над созданием домашней работы. У каждого из вас «Оценочная карта», заполните ее. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание ставим (+). Если не ответили, потому что не знали или неправильно выполнили большую часть задания – (-). Если вы знали ответ, поднимали руку, но вас не спросили – тоже (+). Таким образом, к концу занятия будет видно, какая группа работала наиболее эффективно. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке. | Читает стихотворение, проводит инструктаж по оцениванию. Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слушает учителя, отвечает на вопросы. Осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации. | Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию) |
Ориентировочный | Организовать совместную с учителем деятельность для постановки проблемных вопросов, установления объекта исследования | - Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Обратите внимание на тему урока (слайд №3) «Понятие об обособлении. Обособленные определения». - Как вы думаете, что будет объектом исследования на сегодняшнем уроке? - Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? На какие проблемные вопросы нам предстоит найти ответы? Определите по теме урока и по домашнему заданию (Ребятам заранее было дано задание: составить мини-проекты по теоретическому материалу параграфа 32 по учебнику и дополнительным источникам) Учащиеся определяют по теме урока проблемные вопросы, на которые будут искать ответы в ходе урока: (слайд №4) - Что такое обособление? - Какие члены предложения могут быть обособленными? - При каких случаях происходит обособление определений? - Как будем выделять на письме обособленные члены? - Чтобы ответить на эти вопросы и лучше понять тему, поработаем со справочниками, учебником, проявим самостоятельность в поисках ответов , наблюдательность, творчество. | Организует выход на проблемные вопросы, объект исследования. | Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Поисково-исследовательский | Организовать поиск решения проблемных вопросов. Организовать исследование языкового материала учащимися | - Итак, обратимся к понятию «обособление». Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться? (к толковому словарю) Учащиеся находят значение: (слайд №5)
- Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «Обособление» (ответы учащихся) - Теперь прочитайте определение в учебнике на стр.142 (слайд №6) Реализация домашнего задания: презентация групп – составить мини-проекты по теоретическому материалу: 1 группа. Блок материала: деление обособленных членов на группы (слайд №7) 2 группа. Блок материала: основные признаки обособленных второстепенных членов со значение добавочного сообщения. (слайд №8) 3 группа. Блок материала: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. (слайд №9) ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ - Обратим внимание еще раз на то, что интонация играет важную роль при обособлении членов предложения. Будем размышлять далее. По предложению, которое нам представила 3 группа составим алгоритм определения обособленных определений, который поможет выяснить причины обособления. Работа в группах (обсуждение) Затем представляются результаты, которые фиксируются в речи и знаково. Алгоритм. (слайд №10) - выяснить, чем выражено определяемое слово и определение; - распространено ли определение; - какое место занимает определение по отношению к определяемому слову; - каково значение определения. - По данному предложению выясните первую причину обособления определений. (определяемое слово выражено существительным с зависимыми словами; определение стоит после определяемого слова, раскрывает и поясняет определяемое слово, указывая на его признаки) Выводится первое правило: Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова. - Остальные случаи обособления определений выясните сами в группах, исследуя предложения. 1 группа. 1) А он, мятежный, просит бури. Как будто в бурях есть покой! 2) Наконец, усталая, она села на кухне на лавку. 2 группа. 1) Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. 2) В конце января, овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. 3 группа. 1) Вошел человек, лет шестидесяти, в коричневом фраке, и сел рядом с Иваном. 2) Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо. Один случай обособления можно дать сильному ученику проанализировать индивидуально:
После завершения исследования учащиеся формулируют правила обособления определений: (слайды № 11-15)
| Организует работу в группах по реализации домашнего задания учащихся, по исследовательской деятельности | Проводят словарную работу, защищают мини-проекты, проводят анализ, исследование языкового материала. Работают в группах. Составляют алгоритм, обсуждают причины обособления определений, выводят правила, приходят к конечному продукту исследования. | Предметные: формулировать определение нового понятия. Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания. Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе. |
Практический этап | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов. | Работа в группах. Задание предложено на листах. (Приложение к уроку). 1 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 3 случай обособления. 2 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 1 случай обособления. 3 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 5 случай обособления. Проверка работ. | Организует работу практической части урока. Заранее готовит листы с предложениями. | Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Работают в группах. Выполняют поставленную перед ними практическую задачу. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма. Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания. |
Закрепление изученного материала | Закрепить полученные знания на примере выполнения задания | Учебная задача: составить предложения по заданным схемам: (слайд №16) X, , ……….. . X, ……………. . Учащиеся работают самостоятельно. Проводится проверка. | Организует самостоятельную работу учащихся. Заранее готовит схемы. | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы). | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция. |
Рефлексивно-оценочный | Обеспечить осмысление процесса деятельности и результата труда на уроке. | - Обратимся к проблемным вопросам, которые поставили в начале урока. Ответили ли мы на эти вопросы? - Чему научились? - Какой этап урока показался самым интересным? - Что было трудно? - Оцените вашу работу в «Оценочной карте», определим, какая группа работала наиболее эффективно, правильно. Выставляются и индивидуальные оценки тем, кто лучше справился с работой. Спасибо за урок! (слайд №17) | Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке. | Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке. | Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки). Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения). |
Приложение к уроку
- Поток усиленный грозой шумел.
- Я рвал отчаянной рукой шиповник спутанный плющом.
- Уставший от волнения я крепко уснул на полатях.
- Девушка в шелковом красивом платье и в новых туфлях сидела в кресле.
- Трудно было различить дорогу при свете звезд слабо льющихся с высоты.
- По природе стыдливая и робкая она досадовала на свою застенчивость.
- Вода казалась какой-то серебристой гладью, таинственной и безмолвной.
- Тишина тягучая и властная вновь овладела лесом.
- Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонаря.
- Дорога вся изрытая глубокими колеями шла темным хвойным лесом.
- Утомленные хлопотами последних дней мы очень скоро уснули.
- Старший сын в шляпе в коротком пальто и кожаных перчатках был уже готов к отъезду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья у...
Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе
материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...
Конспект урока "Исследование функции с помощью производной"
Технология учебных циклов...
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме "Математический маятник" с использованием ЭОРов. Тип урока - комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, группо...
Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация
Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литер...