ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме "Математический маятник" с использованием ЭОРов. Тип урока - комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная. В ходе урока ученики самостоятельно исследуют зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити. Урок имеет большую практическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-исследование "Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити" | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
ФИО | Волкова Елена Ивановна | |
Место работы | МОУ «Супоневская сош №2» Брянского района | |
Должность | учитель | |
Предмет | физика | |
Класс | 9 | |
Тема и номер урока | Механические колебания, 4-й урок в теме | |
Базовый учебник | Физика, 9, Е.М. Гутник |
- Цель урока: систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся по теме «Механические колебания», выявить зависимость периода колебаний от параметров системы
9. Задачи:
- образовательные: закрепить понятия свободные колебания, амплитуда, период, частота колебаний, изучить зависимость периода колебаний нитяного (пружинного) маятника от массы груза и длины нити маятника (от массы груза и жёсткости пружины);
-развивающие: развить умения проводить эксперимент и наблюдения, анализировать и делать вывод;
-воспитательные: воспитать целеустремлённость, умение осознавать свои действия, видеть и понимать окружающий мир, умение рационально использовать время на уроке, воспитание самостоятельности, эстетичности.
- Тип урока: комбинированный
- Формы работы учащихся: коллективная, групповая, самостоятельная
- Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР и ФЦИОР.
- Структура и ход урока
- Организационный момент (2 мин)
- Актуализация знаний (5 мин)
- Изучение нового материала (20 мин)
- Закрепление нового материала (15мин)
- Домашнее задание (1 мин)
- Рефлексия (2 мин)
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
I | Организационный момент | Сообщение темы и цели урока | Записывают тему в тетрадь | 2 | |
II | Актуализация знаний по теме «Свободные механические колебания. Характеристики колебательного движения» | Тест к уроку "Характеристики колебательного движения (1) | Организует работу с контрольным тестом | Отвечают на вопросы | 5 |
III | Виртуальный эксперимент: «Наблюдение свободных механических колебаний» | диск «Открытая физика» | Учитель координирует действия учащихся, консультирует | Выполняют виртуальный эксперимент, проводят наблюдения | 20 |
а) Обсуждение учащимися в группах возможных гипотез | Учитель задает проблемный вопрос, координирует мыслительную деятельность учащихся: - зависит ли период колебаний от длины нити маятника, если зависит, то какая это зависимость ( зависит ли период колебаний от массы груза маятника, если зависит, то какая это зависимость) – I группа - зависит ли период колебаний от массы колеблющегося тела, если зависит, то какая это зависимость, зависит ли период колебаний от жёсткости пружины, если зависит, то какая это зависимость) – II группа Учитель координирует действия учащихся, консультирует. | Учащиеся обсуждают проблемный вопрос, высказывают мнение группы, выдвигают гипотезы | |||
б) Работа в группах с диском «Открытая физика» по инструктивным карточкам, виртуальный эксперимент. в) Работа в парах по инструктивной карточке | Лабораторная работа Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от различных параметров (2) | Учитель консультирует учащихся, помогает получить формулу, выражающую зависимость периода колебаний маятника от длины нити (массы груза), построить график полученной зависимости | Учащиеся проводят наблюдения колебаний маятников, анализируют свои наблюдения, делают выводы. | ||
IV | Закрепление нового материала | Подборка заданий "Колебаний пружинного и математического маятника" (используется сцена 5 и 6) (4) Зависимость периода колебаний математического маятника от длины (5) | Организует деятельность учащихся по выполнению заданий в модуле Организует обсуждение решений | Учащиеся работают самостоятельно | 15 |
V | Домашнее задание | Формулирует задание и инструктирует | Запись задания в дневник | 1 | |
VI | Рефлексия | Анимация со звуком "От чего зависит период колебаний математического маятника" подведение итогов урок (6) | Демонстрирует анимацию и предлагает оценить деятельность учащихся | Оценивают свою деятельность, сравнивая её с информацией в анимации | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Характеристики колебательного движения | К, Тест,Интерактивное задание | тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc774-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html |
2 | Лабораторная работа Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от различных параметров | И,П Интерактивное задание | иллюстрация, интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/591a5705-d0f0-44fc-a2b5-7864333b7d68/LR16_Mat_M.htm |
3 | Механические колебания | П интерактивное задание | виртуальный эксперимент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf |
4 | Подборка заданий "Колебаний пружинного и математического маятника" (используется сцена 5 и 6) | П Интерактивное задание (иллюстрированное) | самостоятельное выполнение интерактивных заданий | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71130192-5595-406c-ad1d-c5d6f71e9570/142.swf |
5 | Зависимость периода колебаний математического маятника от длины подвеса | П Тест,Интерактивное задание | тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f98ad8-902e-0e33-eeda-cc88d7908695/00119642573186201.htm |
6 | Анимация со звуком "От чего зависит период колебаний математического маятника" подведение итогов урока | И Анимация со звуком | Анимация со звуком | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6de1b9f-4b5e-40bf-8b63-c1f5239106b3/9_9.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс
План- конспект урока Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» с исполь...
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Это урок закрепления знаний о характеристиках колебательного движения, проводимый в виде интерактивной лабораторной работы. Выполняя работу, учащиеся достаточно легко (почти в игровой форме) делают вы...
Лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины"
Конспект урока, презентация и приложение...
План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
ФИО (полностью) Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы МКОУ «Денисовская ...
Лабораторная работа « Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».
Разработка урока физики в 9 классе по теме "Лабораторная работа "Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от длины нити"...
Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины" для 9 класса
Презентация лабораторной работы позволяет выделить главное в данной работе и сократить время на изучение инструции, приведенной в учебнике....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 9 классе «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.Форма проведения: лабораторная работа. Цель урока: демонстрация практического значения характеристик механических колебаний - пери...