Публичная лекция "На пути к познанию красоты и богатства родного языка"
статья по русскому языку на тему
Данное выступление поднимает проблему учительского отношения к преподаванию русского языка. Дает возможность проанализировать значение творчества учащихся. Подумать о том, как процесс творчества влияет на результаты учебной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_vystuplenie_po_teme_missiya_uchitelya.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичная лекция
«На пути к познанию красоты и богатства родного языка»
«Миссия учителя»
Утро, день, вечер – читаешь, слушаешь.
Что это?
Наша речь?!!
Что происходит? Почему все тяжелее услышать, почувствовать красоту русской речи?!!
Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной. А ведь маленький ребенок, он все слышит, впитывает как губка.
Как же изменить свое, учительское отношение к преподаванию языка. Даже оставаясь на традиционных способных преподавания, следует стремиться занимать позицию сотрудничества, содружества и сотворчества с учеником. С моей точки зрения необходимо смелее вводить элементы творчества на уроках русского языка, чтения, развития речи.
Хотелось бы дать определение понятию, которым с буду пользоваться.
ТВОРЧЕСТВО – процесс создания принципиально новых духовных и материальных ценностей.
Прихожу в класс. Кругом любимые ученики: кто-то возбужденно что-то рассказывает, кто-то еще не до конца проснулся, кто-то печален. Звонок.
- Ребята! Прислушайтесь, посмотрите в окно. Что вы видите, слышите?
- Капель!
- Подумайте, с чем можно сравнить эти звуки. Нарисуйте словесную картинку. У ребят получается по-разному, да и не может быть по-другому. У каждого свои переживания, эмоции, чувства. Каждый речемыслительный процесс есть разрешение проблемной ситуации, то есть процесс творческий.
Назвать развитой речь можно только того человека, который четко и полно выражает свои мысли, может организовать понимание другого человека и, кроме того, не просто продуцирует текст, а творит его, находя новые и новые образные средства.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то, и другое.
Социально-экономические изменения в обществе определяют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Так в начальной школе, во-первых, это воспитание качеств, которые являются предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой активности, памяти, сообразительности, привычке анализировать и осмысливать факты, познавательного интереса и воображения.
Во-вторых, самовыражение индивидуальности личности ученика происходит через творчество, через различные виды искусства. Даже самое простое сочинение дает ребенку возможность выразить свое «Я».
В-третьих, личность находит выражение своих способностей в элементах исследовательской деятельности (изучении языковой теории и практики).
Большая часть детских творческих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Главное то, что сквозь эти изъяны пробивается живое детское чувство, личное переживание, неповторимость, оригинальность художественной мысли. Это результат детского самовыражения в слове, которое не может и не должно быть ровным и гладким.
Перед началом работы я всегда определяю те задачи, которые, на мой взгляд, являются первостепенными.
Что же может быть важнее, чем разбудить в детях речевую чуткость и языковую интуицию.
Не менее важно привить интерес к языку, как к учебному предмету и оживить, «очеловечить» учебный предмет, раскрыть маленьким учащимся секреты этого оживления.
И конечно пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над связной речью, формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству.
Все это невозможно без системности в организации работы над речевым развитием. Важно при этом отметить несколько уровней работы, такие как, например произносительный.
Как интересно начинается работы в 1 классе!
Ребята любят речевую гимнастику, которая включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Таким образом, вводя в урок на этапе речевой гимнастики скороговорки, потешки, пословицы, считалки, поговорки осуществляю работу, которая помогает совершенствовать речь учащихся, обогащать запас слов, развивать память и мышление.
И вот на уроках рождаются первые рифмы:
Ла-ла-ла – чудо рыба – камбала.
Та-та-та – приютили мы кота (придумали на уроке)
Заметив это, решила вводить в урок «рифмовочки» К третьему классу ребята уже практикуются в самостоятельном сочинительстве: по рифме, по началу. Конечно, не все работы можно назвать настоящими стихотворениями, но у детей появляется желание выразить себя в стихотворной форме.
Снег кружится и летает,
Под ногами он скрепит.
И так сильно он сверкает,
И глаза он нам слепит.
Тут ребята прибежали.
Начали снежки лепить.
Все они играли,
Этот день нельзя забыть. Чугунова Лена 8 лет
Как пробудить интерес детей к знакомству с прямым и переносным значением слова, с метафорой, с эпитетом, сравнением, олицетворением.
Для этого отправляемся в город «СЛОВО». Учащиеся рисуют иллюстрации к прямым и переносным значениям слов, сочиняют загадки.
Много внимания уделяется работе с текстом. Это объясняется тем, что задача формирования у детей полноценных умений в области построения текстов различных видов будет центральной, объединяющей все направления речевой и творческой работы.
В результате у младших школьников развились навыки свободного творческого сочинительства. Они получили представление о технике творческой работы над словом, приобрели навыки работы по написанию разных способов сочинения.
А успехи в связной речи, обеспечили успех в работе по всем предметам. Проводимая работа главным образом направлена на развитие эмоциональной сферы детей, их творческое воображение, речевую культуру, на развитие детского речевого творчества через слово, чувства, образы. Поставленные цели и задачи подкрепляются результатами деятельности учащихся, высоким уровнем из речевого развития.
Зачем эта работа?
Я беру в руки алмаз. Как он сверкает в лучах солнца! Но ведь это человек огранил его и теперь он поражает и восхищает.
Так и ребенок. Если мы поможем ему раскрыть те огромные возможности, что скрыты в нем, умножим и получим удивительную личность, быстро ориентирующуюся, с подвижным мышлением и творческим подходом к решению больших и малых задач.
Получается, что все должны быть творцами?
Да.
Пусть один в меньшей мере, другие – в большей, но ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой и В.В. Львова на тему: «Красота и богатство родного языка».
План-конспект описывает организацию деятельности преподавателя во время урока русского языка и позволяет обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностя...
План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"
Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...
публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы
Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...
Красота и богатство русского языка. Проектная работа " История названий объектов Подмосковья"
«… Естественно чувство, что земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре», - так своеобразно, но точно охарактеризовал специфику и значение географически...
КАТЕГОРИЯ АКЦЕНТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖАНРОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕКЦИИ Р. СИДОРОВА О РОМАНАХ М.Ф. ДОСТОЕВСКОГО)
В статье детально характеризуется жанр публичной лекции по литературе и особое внимание уделяется категории акцентности как ключевому показателю жанров соответствующего стиля речи....
Эссе "О сохранении богатства родного языка"
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. (Д.С.Лихачев)...
Публичная лекция "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"
Публичная лекция "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"...