Публичная лекция "На пути к познанию красоты и богатства родного языка"
статья по русскому языку на тему

Радюхина Наталия Юрьевна

Данное выступление поднимает проблему учительского отношения к  преподаванию русского языка.  Дает возможность проанализировать значение творчества учащихся.  Подумать о том, как процесс творчества влияет на результаты учебной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie_po_teme_missiya_uchitelya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция

«На пути к познанию красоты и богатства родного языка»

«Миссия учителя»

Утро, день, вечер – читаешь, слушаешь.

Что это?

Наша речь?!!

Что происходит? Почему все тяжелее услышать, почувствовать красоту русской речи?!!

   Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной. А ведь маленький ребенок, он все слышит, впитывает как губка.

   Как же изменить свое, учительское отношение к преподаванию языка. Даже оставаясь на традиционных способных преподавания, следует стремиться занимать позицию сотрудничества, содружества и сотворчества с учеником. С моей точки зрения необходимо смелее вводить элементы творчества на уроках русского языка, чтения, развития речи.

   Хотелось бы дать определение понятию, которым с буду пользоваться.

   ТВОРЧЕСТВО – процесс создания принципиально новых духовных и материальных ценностей.

   Прихожу в класс. Кругом любимые ученики: кто-то возбужденно что-то рассказывает, кто-то еще не до конца проснулся, кто-то печален. Звонок.

   - Ребята! Прислушайтесь, посмотрите в окно. Что вы видите, слышите?

   - Капель!

    - Подумайте, с чем можно сравнить эти звуки. Нарисуйте словесную картинку. У ребят получается по-разному, да и не может быть по-другому. У каждого свои переживания, эмоции, чувства. Каждый речемыслительный процесс есть разрешение проблемной ситуации, то есть процесс творческий.

    Назвать развитой речь можно только того человека, который четко и полно выражает свои мысли, может организовать понимание другого человека и, кроме того, не просто продуцирует текст, а творит его, находя новые и новые образные средства.

    Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то, и другое.

    Социально-экономические изменения в обществе определяют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

   Так в начальной школе, во-первых, это воспитание качеств, которые являются предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой активности, памяти, сообразительности, привычке анализировать и осмысливать факты, познавательного интереса и воображения.

   Во-вторых, самовыражение индивидуальности личности ученика происходит через творчество, через различные виды искусства. Даже самое простое сочинение дает ребенку возможность выразить свое «Я».

    В-третьих, личность находит выражение своих способностей в элементах исследовательской деятельности (изучении языковой теории и практики).

   Большая часть детских творческих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Главное то, что сквозь эти изъяны пробивается живое детское чувство, личное переживание, неповторимость, оригинальность художественной мысли. Это результат детского самовыражения в слове, которое не может и не должно быть ровным и гладким.

    Перед началом работы я всегда определяю те задачи, которые, на мой взгляд, являются первостепенными.

    Что же может быть важнее, чем разбудить в детях речевую чуткость и языковую интуицию.

    Не менее важно привить интерес к языку, как к учебному предмету и оживить, «очеловечить» учебный предмет, раскрыть маленьким учащимся секреты этого оживления.

    И конечно пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над связной речью, формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству.

    Все это невозможно без системности в организации работы над речевым развитием. Важно при этом отметить несколько уровней работы, такие как, например произносительный.

    Как интересно начинается работы в 1 классе!

     Ребята любят речевую гимнастику, которая включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Таким образом, вводя в урок на этапе речевой гимнастики скороговорки, потешки, пословицы, считалки, поговорки осуществляю работу, которая помогает совершенствовать речь учащихся, обогащать запас слов, развивать память и мышление.

И вот на уроках рождаются первые рифмы:

Ла-ла-ла – чудо рыба – камбала.

Та-та-та – приютили мы кота (придумали на уроке)

    Заметив это, решила вводить в урок «рифмовочки» К третьему классу ребята уже практикуются в самостоятельном сочинительстве: по рифме, по началу. Конечно, не все работы можно назвать настоящими стихотворениями, но у детей появляется желание выразить себя в стихотворной форме.

Снег кружится и летает,

Под ногами он скрепит.

И так сильно он сверкает,

И глаза он нам слепит.

Тут ребята прибежали.

Начали снежки лепить.

Все они играли,

Этот день нельзя забыть.      Чугунова Лена 8 лет

    Как пробудить интерес детей к знакомству с прямым и переносным значением слова, с метафорой, с эпитетом, сравнением, олицетворением.

Для этого отправляемся в город «СЛОВО». Учащиеся рисуют иллюстрации к прямым и переносным значениям слов, сочиняют загадки.

   Много внимания уделяется работе с текстом. Это объясняется тем, что задача формирования у детей полноценных умений в области построения текстов различных видов будет центральной, объединяющей все направления речевой и творческой работы.

    В результате у младших школьников развились навыки свободного творческого сочинительства. Они получили представление о технике творческой работы над словом, приобрели навыки работы по написанию разных способов сочинения.

    А успехи в связной речи, обеспечили успех в работе по всем предметам. Проводимая работа главным образом направлена на развитие эмоциональной сферы детей, их творческое воображение, речевую культуру, на развитие детского речевого творчества через слово, чувства, образы. Поставленные цели и задачи подкрепляются результатами деятельности учащихся, высоким уровнем из речевого развития.

    Зачем эта работа?

    Я беру в руки алмаз. Как он сверкает в лучах солнца! Но ведь это человек огранил его и теперь он поражает и восхищает.

    Так и ребенок. Если мы поможем ему раскрыть те огромные возможности, что скрыты в нем, умножим и получим удивительную личность, быстро ориентирующуюся, с подвижным мышлением и творческим подходом к решению больших и малых задач.

    Получается, что все должны быть творцами?

   Да.

Пусть один в меньшей мере, другие – в большей, но ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой и В.В. Львова на тему: «Красота и богатство родного языка».

План-конспект описывает организацию деятельности преподавателя во время урока русского языка и позволяет обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностя...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...

публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы

Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...

Красота и богатство русского языка. Проектная работа " История названий объектов Подмосковья"

«… Естественно чувство, что земля есть книга, где история человеческая  записывается в географической номенклатуре», - так своеобразно, но точно охарактеризовал специфику и значение географически...

КАТЕГОРИЯ АКЦЕНТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖАНРОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕКЦИИ Р. СИДОРОВА О РОМАНАХ М.Ф. ДОСТОЕВСКОГО)

В статье детально характеризуется жанр публичной лекции по литературе и особое внимание уделяется категории акцентности как ключевому показателю жанров соответствующего стиля речи....

Эссе "О сохранении богатства родного языка"

 Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. (Д.С.Лихачев)...

Публичная лекция "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"

Публичная лекция "Проблемы преподавания английского языка в современной школе"...