Подготовка к написанию сжатого изложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ильичева Елена Петровна

Конспект урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения", повторение способов сжатия текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему

«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА»

 Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, карточки для практической работы.

Ход урока:

І. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами урок по подготовке к ГИА, к первой его части - написанию сжатого изложения на основе прослушанного текста (слайд 1).

ІІ. Сообщение цели и задач.

-   Мы вспомним, как правильно сжимать текст, какие приёмы сжатия текста для этого необходимо использовать, потренируемся выполнять разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ. (слайд 2).

ІІІ. Актуализация полученных ранее знаний.

           1. Беседа по вопросам:

  • Что значит сжать текст? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открывается слайд 3)

      (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль,  

      идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное,  

      отказаться от подробностей.)

  • Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения? (слайд 4) Почему на экзамене отдано предпочтение этому виду работы?

(Задача  подробного изложения - максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля.

Задача сжатого изложения  - кратко изложить основное  содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи текста)

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

 

  • Что такое микротема? (слайд 5)

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

             2. Повторим приёмы сжатия текста (слайды 6, 7, 8). Основных приёмов сжатия информации –

              два: исключение второстепенной и обобщение частной.

  1. Исключение (Выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали, затем

убрать детали. Исключается всё, без чего текст остаётся понятным и цельным)

Пример: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля».

«Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

  1. Обобщение (Вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

Пример: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города».

«Все жители вышли на охрану родного города».

  1. Упрощение (Это слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчинённого предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением, сокращение количества частей сложного предложения)

Пример: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню».  

 «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

         

           3. Каков алгоритм работы над сжатием текста на экзамене? (слайд 9)

             

1) Первое чтение текста: восприятие текста на слух. Все усилия направлены на то, чтобы  

 понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

                  2) Запись плана, а лучше тезисов, оставляя между ними большие промежутки

  3) Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки

  дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

  4) Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся

  коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь  

  нужной степени сокращения и получить правильный объем. Проверьте наличие

  абзацев.

  5) Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию, отдельно пунктуацию.

  Третью проверку лучше производить «ершом» - от последнего предложения    

   к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре

   предложений.

   6) Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

    ІV. Тренировочные упражнения.

           

           - Потренируемся.

             Поработаем над приемами сжатия текста. На рабочих столах у вас карточки  с небольшими  

             текстами. Примените приемы сжатия в соответствии с заданием. ( Работа по группам    

             с последующей проверкой).

Карточки с текстами на отработку приема «Исключение» (слайд 10,11)

           1.  Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех  

           разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях  

           человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не  

           способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, -

           безнадежные люди.

           2. Почему Куприн так часто менял свои профессии?  Какая сила  толкала  его натягивать  

           брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его  

           сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом. Почему Куприн так

           профессии?

           

              Карточки с текстами на отработку приема «Обобщение»  (слайд 12,13)

            3. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не  

            шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

      4. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город  

      связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.

              Карточки с текстами на отработку приема «Упрощение»  (слайд 14,15)

            5. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его.
           Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И  

            сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой,

            игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп

            самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

            6. Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд  

            читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее

            читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

     V. Практическая работа.

  - Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте выполним упражнения на              

    понимание текста, восстановление логических связей.  

   

    Задание 1.Среди приведенных предложений  найдите  предложение с наиболее общим  

     смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так,  

    чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении.  

    Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с  

    помощью  слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить

    слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым? (слайд 16)

  1. Этот обычай родился много столетий назад.
  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.
  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
  7. Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________________».
  8. Этот смысл утрачен  – осталось правило этикета.

- Проверим (слайд 17)

          Задание 2. Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема  

          исключения, выделенный фрагмент - с помощью приема обобщения. (слайд18)

                 

                  Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - это гора в Северной Греции, высокая,

           скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги, Л  

            Олимпия - это городок в Южной Греции, около него - зеленая дубовая роща, при роще - храм,  

           а  при храме - место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу:    

           считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость,

           Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось

    самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от  

    разброда, полков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину,  

    издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и  

    одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину,  

    метание диска и копья, борьба.

          Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились  

    на несколько разновидностей. (М.Гаспаров)

- Проверим (слайд 19)

   VІ.  Самостоятельная работа

        - Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы  

       поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

      Задание: 1. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

                      2. Определите идею  текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

                      3. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните ключевые слова    

                     

Для одних людей лес - это всего лишь деревья и дрова. Если нет в лесу грибов или ягод, им скучно. Для других лес - это мир, полный тайн и красоты, когда человека покидают все невзгоды и он сильнее ощущает радость жизни. Встреча с лесом для таких людей - праздник. Они видят, как солнце стягивает туманное одеяло с реки, как загорается роса на красных осиновых листьях, и слышат, как стучит клювом трудолюбивый дятел, - так открывается человеку богатство окружающего мира,

Оказывается, такое открытие может сделать каждый из нас, потому что чувство природы у человека врождённое. Но чувство это спит. Кто разбудит его? Это может сделать умный, добрый и чуткий человек: отец, мать, друг - всякий, кто любит природу и бережно к ней относится. Или хорошая, вовремя прочитанная книга. Прочитаешь её - откроешь что-то новое, ранее неизвестное о сказочном мире природы. После такой книжки, несомненно, станет у нас больше любителей ветра, неба, душистых трав и бездонной воды.

Познание природы может стать интересным и увлекательным. Прогулка в лес, первое путешествие с рюкзаком, ночёвка в лесу научат радоваться красоте, откроют человеку незаметную прелесть маленького лесного озера. Он узнает, как дышит трава, какие грибы самые вкусные. А когда нагнётся к ручью напиться, в лесном зеркальце увидит своё счастливое лицо и улыбнётся: хороша жизнь!.. После таких лесных праздников в человеке просыпается любовь ко всему, что зеленеет, дышит, звенит, сверкает красками, он воспринимает себя частью природы и понимает, что он в ответе за этот мир.

(По В. Пескову)

   VІІ. Проверка самостоятельной работы (слайд 20). Обсуждение допущенных ошибок и их  

           коррекция.

 

   VІІІ. Подведение итогов урока. 

  • О чём мы говорили сегодня на уроке?
  • Какой из приемов сжатия текста вам показался наиболее доступным?
  • Что для вас осталось сложным и непонятным?

   ІX. Домашнее задание. Записать полученный вариант сжатого изложения по тексту из    

         самостоятельной работы.

Методическая литература, использованная для разработки урока:

 

1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

2.  Г.Т. Егорова. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. – Москва: Издательство Экзамен, 2012

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий/Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. –  Москва: Интеллект-Центр, 2014.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)

Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам  поработать с "испорченным текстом"...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...