Подготовка к написанию сжатого изложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения", повторение способов сжатия текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока на тему
«Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ГИА»
Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
Образовательные:
- повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
- отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста, умение выделять главную информацию.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
- способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, карточки для практической работы.
Ход урока:
І. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами урок по подготовке к ГИА, к первой его части - написанию сжатого изложения на основе прослушанного текста (слайд 1).
ІІ. Сообщение цели и задач.
- Мы вспомним, как правильно сжимать текст, какие приёмы сжатия текста для этого необходимо использовать, потренируемся выполнять разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ. (слайд 2).
ІІІ. Актуализация полученных ранее знаний.
1. Беседа по вопросам:
- Что значит сжать текст? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открывается слайд 3)
(Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль,
идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное,
отказаться от подробностей.)
- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения? (слайд 4) Почему на экзамене отдано предпочтение этому виду работы?
(Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля.
Задача сжатого изложения - кратко изложить основное содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи текста)
(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)
- Что такое микротема? (слайд 5)
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)
2. Повторим приёмы сжатия текста (слайды 6, 7, 8). Основных приёмов сжатия информации –
два: исключение второстепенной и обобщение частной.
- Исключение (Выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали, затем
убрать детали. Исключается всё, без чего текст остаётся понятным и цельным)
Пример: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля».
«Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
- Обобщение (Вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)
Пример: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города».
«Все жители вышли на охрану родного города».
- Упрощение (Это слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчинённого предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением, сокращение количества частей сложного предложения)
Пример: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню».
«Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
3. Каков алгоритм работы над сжатием текста на экзамене? (слайд 9)
1) Первое чтение текста: восприятие текста на слух. Все усилия направлены на то, чтобы
понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
2) Запись плана, а лучше тезисов, оставляя между ними большие промежутки
3) Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки
дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
4) Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся
коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь
нужной степени сокращения и получить правильный объем. Проверьте наличие
абзацев.
5) Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию, отдельно пунктуацию.
Третью проверку лучше производить «ершом» - от последнего предложения
к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре
предложений.
6) Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.
ІV. Тренировочные упражнения.
- Потренируемся.
Поработаем над приемами сжатия текста. На рабочих столах у вас карточки с небольшими
текстами. Примените приемы сжатия в соответствии с заданием. ( Работа по группам
с последующей проверкой).
Карточки с текстами на отработку приема «Исключение» (слайд 10,11)
1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех
разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях
человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не
способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, -
безнадежные люди.
2. Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать
брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его
сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом. Почему Куприн так
профессии?
Карточки с текстами на отработку приема «Обобщение» (слайд 12,13)
3. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не
шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
4. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город
связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
Карточки с текстами на отработку приема «Упрощение» (слайд 14,15)
5. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его.
Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И
сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой,
игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп
самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.
6. Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд
читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее
читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
V. Практическая работа.
- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте выполним упражнения на
понимание текста, восстановление логических связей.
Задание 1.Среди приведенных предложений найдите предложение с наиболее общим
смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так,
чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении.
Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с
помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить
слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым? (слайд 16)
- Этот обычай родился много столетий назад.
- Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
- При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
- Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
- Каждый встречный мог оказаться врагом.
- Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
- Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________________».
- Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
- Проверим (слайд 17)
Задание 2. Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема
исключения, выделенный фрагмент - с помощью приема обобщения. (слайд18)
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - это гора в Северной Греции, высокая,
скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги, Л
Олимпия - это городок в Южной Греции, около него - зеленая дубовая роща, при роще - храм,
а при храме - место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу:
считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость,
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось
самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от
разброда, полков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину,
издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и
одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину,
метание диска и копья, борьба.
Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились
на несколько разновидностей. (М.Гаспаров)
- Проверим (слайд 19)
VІ. Самостоятельная работа
- Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы
поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.
Задание: 1. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.
2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?
3. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните ключевые слова
Для одних людей лес - это всего лишь деревья и дрова. Если нет в лесу грибов или ягод, им скучно. Для других лес - это мир, полный тайн и красоты, когда человека покидают все невзгоды и он сильнее ощущает радость жизни. Встреча с лесом для таких людей - праздник. Они видят, как солнце стягивает туманное одеяло с реки, как загорается роса на красных осиновых листьях, и слышат, как стучит клювом трудолюбивый дятел, - так открывается человеку богатство окружающего мира,
Оказывается, такое открытие может сделать каждый из нас, потому что чувство природы у человека врождённое. Но чувство это спит. Кто разбудит его? Это может сделать умный, добрый и чуткий человек: отец, мать, друг - всякий, кто любит природу и бережно к ней относится. Или хорошая, вовремя прочитанная книга. Прочитаешь её - откроешь что-то новое, ранее неизвестное о сказочном мире природы. После такой книжки, несомненно, станет у нас больше любителей ветра, неба, душистых трав и бездонной воды.
Познание природы может стать интересным и увлекательным. Прогулка в лес, первое путешествие с рюкзаком, ночёвка в лесу научат радоваться красоте, откроют человеку незаметную прелесть маленького лесного озера. Он узнает, как дышит трава, какие грибы самые вкусные. А когда нагнётся к ручью напиться, в лесном зеркальце увидит своё счастливое лицо и улыбнётся: хороша жизнь!.. После таких лесных праздников в человеке просыпается любовь ко всему, что зеленеет, дышит, звенит, сверкает красками, он воспринимает себя частью природы и понимает, что он в ответе за этот мир.
(По В. Пескову)
VІІ. Проверка самостоятельной работы (слайд 20). Обсуждение допущенных ошибок и их
коррекция.
VІІІ. Подведение итогов урока.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какой из приемов сжатия текста вам показался наиболее доступным?
- Что для вас осталось сложным и непонятным?
ІX. Домашнее задание. Записать полученный вариант сжатого изложения по тексту из
самостоятельной работы.
Методическая литература, использованная для разработки урока:
1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
2. Г.Т. Егорова. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. – Москва: Издательство Экзамен, 2012
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий/Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)
Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам поработать с "испорченным текстом"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....