Путешествие по городу Деепричастие (обобщение и систематизация знаний)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие" в 7 классе в форме путешествия. Материал урока предполагает различные виды деятельности, развивающие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_deeprichastie_obobshchenie.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие по городу Деепричастие»
(обобщение и систематизация знаний)
Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи
Образовательные:
- совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
- отработать практическое умение определять вид деепричастия;
- совершенствовать навыки правописания деепричастий;
- закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
- закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
- развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.
Тип урока: обобщающий урок-путешествие с использованием ИКТ.
Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
(Объявление темы, цели, задач урока) (слайды 1 - 3).
- Ребята, сегодня у нас урок необычный. Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу «Деепричастие», посетим главные достопримечательности этого города.
Самое известное место города – проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Заглянем в Справочное бюро на остановке Лексической. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Зайдём на местное телевидение, которое находится недалеко от остановки Орфоэпическая. Последний пункт – площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Итак, в путь.
2. Основная часть урока.
1) Проспект Теоретический (слайд 4).
Задание: закончите фразы… (слайд 5).
- Деепричастие отвечает на вопрос…
- Деепричастие образуется от…. с помощью…
- Деепричастия имеют постоянный признак….
- В предложении деепричастия бывают…
- Деепричастия имеют… признаки и.. признаки
- От…. у деепричастий…..
- От…. у деепричастий…..
- Деепричастие с зависимыми словами называется…..
- ……на письме выделяется….
- Деепричастие обозначает …… действие
- Между однородными деепричастиями, соединенными союзом и запятая…..
- Из частей слова у деепричастия отсутствует….
Цель: проверка теоретических знаний учащихся.
Задание: из представленных слов выписать деепричастия, докажите, что выбранные вами слова – деепричастия (слайд 6).
Один учащийся работает на маркерной доске.
Недоумевающий, орхидея, схватившись, растаявший, выезжая, галерея, холодея, упавший, просыпаясь, устав
Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.
Задание: работа по карточкам, игра “Вставь словечко”
– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место (слайд 7) (работа в парах)
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёхонек, лапкой ……,
………..: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый!”
(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)
– Прочитайте выразительно восстановленный текст.
– А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием (слайд 8)
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
– Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях. Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?
2) Площадь Словообразовательная (слайд 9)
Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.
Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.
Распределительный диктант: распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида, выделить суффиксы (слайд 10) Два учащийся работают у доски: один выписывает деепричастия несов.в., второй – сов.в.
Расплетая косы, положив документы, собираясь в поход, путешествуя по городу, склонившись к земле, растаяв на солнце, увидев ребят, листая журнал, построив дом, запивая водой.
Слабые ученики работают по карточкам.
3) Остановка Лексическая (слайд 11) «Справочное бюро»
Задание: выберите слово, которое имеет лексическое значение (слайд 12)
а) «Проявляя возмущение, крайнее недовольство»:
1. (Не)годуя
2. (Не)истовствуя
3. (Не)доумевая
б) «Рассчитывая на что – то, добиваясь чего – то»:
1. Пр_з_рая
2. Прен_бр_гая
3. Пр_т_ндуя
– Объяснить написание, с ответами составить словосочетания.
4) Улица Орфографическая (слайд 13).
- С какой орфограммой мы познакомились в теме “Деепричастие”? (правописание НЕ с деепричастиями)
Задание всему классу: выписать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму
(слайд 14).Учащиеся по очереди выходят к доске, выписывают из предложений слова с орфограммой, объясняют написание.
- (Не) думая, сказку (не) сложишь.
- (Не) говори “гоп”, пока (не) перепрыгнешь.
- Говорить (не) думая – что стрелять (не) целясь.
- (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь.
- (Не) начав, думай – начав, делай.
- (Не) развязав мешок, (не) узнаешь, что в нём.
5) Остановка Орфоэпическая (слайд 15)
- А сейчас каждый представит себя в роли диктора на телевидении, как он произнесет эти слова. Поставьте в них ударение: (слайд 16)
Ржавея, черпая, балуясь, закупорив, начав, отдав, поняв.
6) Улица Пунктуационная (слайд 17).
Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 18). Выписать номера предложений с деепричастным оборотом, проверить, записать предложения, выделив деепричастные обороты (2 учащихся у доски)
Найдите предложения, в которых есть деепричастные обороты (знаки препинания не проставлены)
- Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
- Я подошёл к калитке и увидел игравших в саду детей.
- Молнии полосовавшие чёрное небо освещали окрестности.
- Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
- Охотники любовались степью остывшей за ночь.
- Я стою у дороги прислонившись к иве.
Ответ: 1, 4, 6
7) Площадь Стилистическая (слайд 19).
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 20).
1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
2. Распахнув сквозняком окно, моя шляпа улетела.
3. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.
4. Воробей растопырив крылышки и сжался весь от страха.
3. Выполнение теста (5 заданий).
Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.
1. Какие слова являются деепричастиями?
а) поглядывая; б) сделав; в) умевший; г) начавший.
2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?
а) узнав; б) крича; в) ржавея; г) принявшись.
3. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
а) опаздывать; б) пролить; в) взлететь; г) проливать.
4. Какие слова пишутся с не раздельно?
а) (не)годуя; б) (не)выспавшийся; в) (не)уставая; г) (не)увидев.
5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте деепричастия как члены предложения.
а) Тарантас в_ехал во двор шурша колёсами по кр_пиве и ост_новился перед крыльцом.
б) Сидя за комп_ютером старайтесь держать спину прямой.
в) Художник (аниматор) созд_вая мультипл_кац_о(н,нн)ый фильм словно ож_вляет р_сунки.
4. Итоги урока
Вот и закончилось наше путешествие. Гуляя по городу, вы показали хорошие знания пройденного материала. Результаты нашего путешествия таковы. Выставление оценок. А теперь вспомним, что мы повторили, путешествуя по городу Деепричастие. (слайд 21)
5. Домашнее задание: подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий (3); выполнить морфологический разбор 2 деепричастий; (слабым учащимся) упр. 188 (2 разбора).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)
Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...
Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»
Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образова...
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие"
Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Деепричастие" стоит в конце изучения темы и ориентирован на достижение определённого результата на последующих уроках....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе: " Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»"
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классеТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»Учитель русского языка и литературы: Никулина В.Э.Тип урока: урок-прак...