Путешествие по городу Деепричастие (обобщение и систематизация знаний)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Ильичева Елена Петровна

Урок по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие" в 7 классе в форме путешествия. Материал урока предполагает различные виды деятельности, развивающие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deeprichastie_obobshchenie.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по городу Деепричастие»

(обобщение и систематизация знаний)

Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи

Образовательные:

  • совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
  • отработать практическое умение определять вид деепричастия;
  • совершенствовать навыки правописания деепричастий;
  • закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.

Развивающие:

  • закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
  • развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.

Тип урока: обобщающий урок-путешествие с использованием ИКТ.

Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

(Объявление темы, цели, задач урока) (слайды 1 - 3).

- Ребята, сегодня у нас урок необычный. Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу «Деепричастие», посетим главные достопримечательности этого города.

Самое известное место города – проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Заглянем в Справочное бюро на остановке Лексической. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Зайдём на местное телевидение, которое находится недалеко от остановки  Орфоэпическая. Последний пункт – площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.

Итак, в путь.

2. Основная часть урока.

1) Проспект Теоретический (слайд 4).

Задание: закончите фразы… (слайд 5).

  • Деепричастие отвечает на вопрос…
  • Деепричастие образуется от…. с помощью…
  • Деепричастия имеют постоянный признак….
  • В предложении деепричастия бывают…
  • Деепричастия имеют…  признаки и..  признаки
  • От…. у деепричастий…..
  • От…. у деепричастий…..
  • Деепричастие с зависимыми словами называется…..
  • ……на письме выделяется….
  • Деепричастие обозначает …… действие
  • Между однородными деепричастиями, соединенными союзом и запятая…..
  • Из частей слова у деепричастия отсутствует….

      Цель: проверка теоретических знаний учащихся.

Задание: из представленных слов выписать деепричастия, докажите, что выбранные вами слова – деепричастия (слайд 6).

Один учащийся работает на маркерной доске.

Недоумевающий, орхидея, схватившись, растаявший, выезжая, галерея, холодея, упавший, просыпаясь, устав

Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.

Задание: работа по карточкам, игра “Вставь словечко”

– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место (слайд 7) (работа в парах)

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёхонек, лапкой ……,
………..: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый!”

(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)

– Прочитайте выразительно восстановленный текст.        

– А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием (слайд 8)

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.

– Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях. Какую роль играют деепричастия в поэтической речи? 

2) Площадь Словообразовательная (слайд 9)

Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.

Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.

Распределительный диктант:  распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида, выделить суффиксы (слайд 10) Два учащийся работают у доски: один выписывает деепричастия несов.в., второй – сов.в.

Расплетая косы, положив документы, собираясь в поход, путешествуя по городу, склонившись к земле, растаяв на солнце, увидев ребят, листая журнал, построив дом, запивая водой.

Слабые ученики работают по карточкам.

3) Остановка Лексическая (слайд 11)  «Справочное бюро»

Задание: выберите слово, которое имеет лексическое значение (слайд 12)

а) «Проявляя возмущение, крайнее недовольство»:

    1. (Не)годуя

    2. (Не)истовствуя

    3. (Не)доумевая

б) «Рассчитывая на что – то, добиваясь чего – то»:

    1. Пр_з_рая

    2. Прен_бр_гая

    3. Пр_т_ндуя

– Объяснить написание, с ответами составить словосочетания.

4) Улица Орфографическая (слайд 13).

- С какой орфограммой мы познакомились в теме “Деепричастие”? (правописание НЕ с деепричастиями)

Задание всему классу: выписать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму 

(слайд 14).Учащиеся по очереди выходят к доске, выписывают из предложений слова с орфограммой, объясняют написание.

  1. (Не) думая, сказку (не) сложишь.
  2. (Не) говори “гоп”, пока (не) перепрыгнешь.
  3. Говорить (не) думая – что стрелять (не) целясь.
  4. (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь.
  5. (Не) начав, думай – начав, делай.
  6. (Не) развязав мешок, (не) узнаешь, что в нём.

5) Остановка Орфоэпическая  (слайд 15) 

- А сейчас каждый представит себя в роли диктора на телевидении, как он произнесет эти слова. Поставьте в них ударение: (слайд 16)

Ржавея, черпая, балуясь, закупорив, начав, отдав, поняв.

6)  Улица Пунктуационная (слайд 17).

Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 18). Выписать номера предложений с деепричастным оборотом, проверить, записать предложения, выделив деепричастные обороты (2 учащихся у доски)

Найдите предложения, в которых есть деепричастные обороты (знаки препинания не проставлены)

  1. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
  2. Я подошёл к калитке и увидел игравших в саду детей.
  3. Молнии полосовавшие чёрное небо освещали окрестности.
  4. Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
  5. Охотники любовались степью остывшей за ночь.
  6. Я стою у дороги прислонившись к иве.

Ответ: 1, 4, 6

7) Площадь Стилистическая (слайд 19).

Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.

Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 20).

 1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

2. Распахнув сквозняком окно, моя шляпа улетела.

3. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.

4. Воробей растопырив крылышки и сжался весь от страха.

3. Выполнение теста (5 заданий).

Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.

1. Какие слова являются деепричастиями?

а) поглядывая;           б) сделав;             в) умевший;             г) начавший.

2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?

а) узнав;                      б) крича;              в) ржавея;                г) принявшись.

3. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

а) опаздывать;            б) пролить;          в) взлететь;              г) проливать.

4. Какие слова пишутся с не раздельно?

а) (не)годуя;               б) (не)выспавшийся;      в) (не)уставая;      г) (не)увидев.

5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте деепричастия как члены предложения.

а) Тарантас в_ехал во двор шурша колёсами по кр_пиве и ост_новился перед крыльцом.

б) Сидя за комп_ютером старайтесь держать спину прямой.

в) Художник (аниматор) созд_вая мультипл_кац_о(н,нн)ый фильм словно ож_вляет р_сунки.

4. Итоги урока

Вот и закончилось наше путешествие. Гуляя по городу, вы показали хорошие знания  пройденного материала. Результаты нашего путешествия таковы. Выставление оценок. А теперь вспомним, что мы повторили, путешествуя по городу Деепричастие. (слайд 21)

5. Домашнее задание: подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий (3);  выполнить морфологический разбор 2 деепричастий; (слабым учащимся) упр. 188 (2 разбора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)

Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...

Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»

Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образова...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие"

Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Деепричастие" стоит в конце изучения темы и ориентирован на достижение определённого результата на последующих уроках....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе: " Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»"

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классеТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»Учитель русского языка и литературы: Никулина В.Э.Тип урока: урок-прак...