Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ильичева Елена Петровна

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи" в 5 классе по учебнику под редакцией Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fonetika.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фонетика. Графика (повторение и обобщение пройденного материала).

Цель:  повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах русского алфавита, закрепить навык их произношения и написания;

 

Задачи: 

Образовательные:

  • повторить сведения о звуках и буквах русского алфавита;
  • отрабатывать навык фонетического разбора;
  • закрепить навык определения двойной роли е,ё,ю,я,  нахождения позиционных чередований согласных и гласных;
  •  развивать умение самостоятельно находить в словах орфограмму, объяснять правописание;

Развивающие:

  • обогатить, расширить словарный запас;
  • развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать;
  • формировать умения работы с текстом;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному слову, русской речи;  
  • поддерживать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ИКТ.

Оборудование: записи на доске, компьютер, презентация, карточки с заданиями, книги.

Ход урока

1. Орг. момент:

    Запись даты, сообщение темы, целей урока.

2. Орфографическая пятиминутка:

    На доске записаны слова с пропущенной орфограммой.

    Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание (по цепочке).

                     с плеч                              смерч

                     вещь                                беречь

                     меч                                  хрящ

                     рожь                                луж

                     задач                                стеречь

                     грач                                  стриж

                     брошь                               дочь

3. Повторение и закрепление: 

 

1) Задание: дополнить предложения:

а) В разделе «Фонетика» изучаются ... .

б) Орфоэпия изучает … .

в) Звуки мы ..., а буквы ...

г) В русском языке ... буквы, из них ... гласные, а ... —  согласные.

д) Не обозначают звуков буквы ... .

е) Шипящие звуки ...

ж) Не образуют пар твердые согласные ...

з) Мягкость согласного обозначается ..., а также буквами...

и) Буквы е, е, ю, я обозначают два звука: в ...; после ... и … .

к) Алфавитом называется ... . Его нужно знать … .

л) Сонорные звуки … . Их особенность …

   

2) Что такое алфавит, вы ответили. А знаете ли вы его? Умеете ли им пользоваться?

     

    Задание: Помоги библиотекарю. (Рассыпались книжки, помогите          

     библиотекарю расставить их в алфавитном порядке).

     Ученикам выдаётся по 10 книг разных авторов. Кто быстрее разложит книги в  

     алфавитном порядке (проверить правильность выполнения).

3)Задание: вставьте пропущенные буквы, расскажите о позиционных чередованиях  

    гласных и согласных.

 Ло…ка,  про…ка,  гло…ка,  кру...ка, стару..ка, моро..., сколь…кий, свя…ка,  

 ука...ка, поез…ки. гла…кая, в...ршина, горо..., ненас...ный.

4) Для чего нужно знать произносительные нормы?

Задание: заполни таблицу.

Баловать, договор, звонит, юмор, жалюзи, торты, свекла, ржаветь, щавель, ревень, красивее, углубить, сливовое, мизерное, эксперт, банты, звонят, включит.

С ударением

на 1 слоге

С ударением

на 2 слоге

С ударением

на 3 слоге

5) Чего больше в русском языке звуков или букв? Почему?

   

   Задание: Узнать по характеристике согласный звук.

    Выдаются карточки со звуками. Учитель читает характеристику, ученик поднимают    

    нужную карточку. После того как останется одна карточка,  ученики должны дать  

    характеристику последнего звука.

                       [ м, ] – согласн., зв. непарн., мяг. парн., сонор.

                       [ ж ] – согл., зв. парн., тв. непарн., шип.

                       [ в,  ] – согл.,зв. парн., мяг. парн.                    

                       [ ш ] – согл., гл. парн., тв. непарн., шип.

                       [ й  ] – согл., зв. непарн., мяг. непарн., сонор.

                       [ х  ] – согл., гл. непарн., тв. парн.

  6) Вспомните, какие гласные буквы могут выполнять двойную роль. (е, ё, ю,я). Когда    

       они обозначают 1 звук, когда – 2 звука?

       

      Задание: Выборочный диктант.

      К доске выходят 2 учащихся. Один записывает слова, в которых е,ё,ю,  обозначают  

      1 звук, другой записывает слова, в которых эти буквы обозначают 2 звука.

Тюль, люстра, вьюга, тёрка, яблоко, ёлка, лень, ёж, мёд, юбка, мясо, подъезд, каюта.

   7) Письмо по памяти.

        Льёт дождь, холодный, точно лёд.

        Кружатся листья по полянам,

        И гуси длинным караваном

        Над лесом держат перелёт.

       

       Задание: Четверостишие записано на доске. Ученики читают его 3 раза и  

        записывают в тетрадь.

        Записать подчёркнутые слова в транскрипции, указать количество букв и звуков.

 

   8) Разгадать ребусы, выполнить фонетический разбор слов – отгадок.

4) Подведение итогов

5) Домашнее задание: придумать ребус (слово для фонетического разбора),    

      подготовить диктант из 10 слов трудных по написанию и произношению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика,орфоэпия,графика һәм орфография буенча белемнәреңне тикшерү

Бирелгән дидактик материал укучыларның  мөстәкыйль эшен оештыру өчен кулланыла....

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока

Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...

Тематическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"(5 класс, в формате Статград,2014)

В работе представлены вопросы по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография". Тест для подготовки к тематической работе в формате Статград. Возможно использование на интерактивной доске во время ко...

Систематизация и обобщение изученного материала в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи"

Тема: Систематизация и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи»Цель: • закрепить значения по фонетике...

Контрольная работа в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Включает в себя текст диктанта и задания к нему , требующие краткого ответа и ответа в несколько предложений. Разработаны критерии оценивания....

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....