Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи" в 5 классе по учебнику под редакцией Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fonetika.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Фонетика. Графика (повторение и обобщение пройденного материала).
Цель: повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах русского алфавита, закрепить навык их произношения и написания;
Задачи:
Образовательные:
- повторить сведения о звуках и буквах русского алфавита;
- отрабатывать навык фонетического разбора;
- закрепить навык определения двойной роли е,ё,ю,я, нахождения позиционных чередований согласных и гласных;
- развивать умение самостоятельно находить в словах орфограмму, объяснять правописание;
Развивающие:
- обогатить, расширить словарный запас;
- развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать;
- формировать умения работы с текстом;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному слову, русской речи;
- поддерживать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ИКТ.
Оборудование: записи на доске, компьютер, презентация, карточки с заданиями, книги.
Ход урока
1. Орг. момент:
Запись даты, сообщение темы, целей урока.
2. Орфографическая пятиминутка:
На доске записаны слова с пропущенной орфограммой.
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание (по цепочке).
с плеч смерч
вещь беречь
меч хрящ
рожь луж
задач стеречь
грач стриж
брошь дочь
3. Повторение и закрепление:
1) Задание: дополнить предложения:
а) В разделе «Фонетика» изучаются ... .
б) Орфоэпия изучает … .
в) Звуки мы ..., а буквы ...
г) В русском языке ... буквы, из них ... гласные, а ... — согласные.
д) Не обозначают звуков буквы ... .
е) Шипящие звуки ...
ж) Не образуют пар твердые согласные ...
з) Мягкость согласного обозначается ..., а также буквами...
и) Буквы е, е, ю, я обозначают два звука: в ...; после ... и … .
к) Алфавитом называется ... . Его нужно знать … .
л) Сонорные звуки … . Их особенность …
2) Что такое алфавит, вы ответили. А знаете ли вы его? Умеете ли им пользоваться?
Задание: Помоги библиотекарю. (Рассыпались книжки, помогите
библиотекарю расставить их в алфавитном порядке).
Ученикам выдаётся по 10 книг разных авторов. Кто быстрее разложит книги в
алфавитном порядке (проверить правильность выполнения).
3)Задание: вставьте пропущенные буквы, расскажите о позиционных чередованиях
гласных и согласных.
Ло…ка, про…ка, гло…ка, кру...ка, стару..ка, моро..., сколь…кий, свя…ка,
ука...ка, поез…ки. гла…кая, в...ршина, горо..., ненас...ный.
4) Для чего нужно знать произносительные нормы?
Задание: заполни таблицу.
Баловать, договор, звонит, юмор, жалюзи, торты, свекла, ржаветь, щавель, ревень, красивее, углубить, сливовое, мизерное, эксперт, банты, звонят, включит.
С ударением на 1 слоге | С ударением на 2 слоге | С ударением на 3 слоге |
5) Чего больше в русском языке звуков или букв? Почему?
Задание: Узнать по характеристике согласный звук.
Выдаются карточки со звуками. Учитель читает характеристику, ученик поднимают
нужную карточку. После того как останется одна карточка, ученики должны дать
характеристику последнего звука.
[ м, ] – согласн., зв. непарн., мяг. парн., сонор.
[ ж ] – согл., зв. парн., тв. непарн., шип.
[ в, ] – согл.,зв. парн., мяг. парн.
[ ш ] – согл., гл. парн., тв. непарн., шип.
[ й ] – согл., зв. непарн., мяг. непарн., сонор.
[ х ] – согл., гл. непарн., тв. парн.
6) Вспомните, какие гласные буквы могут выполнять двойную роль. (е, ё, ю,я). Когда
они обозначают 1 звук, когда – 2 звука?
Задание: Выборочный диктант.
К доске выходят 2 учащихся. Один записывает слова, в которых е,ё,ю, обозначают
1 звук, другой записывает слова, в которых эти буквы обозначают 2 звука.
Тюль, люстра, вьюга, тёрка, яблоко, ёлка, лень, ёж, мёд, юбка, мясо, подъезд, каюта.
7) Письмо по памяти.
Льёт дождь, холодный, точно лёд.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
Задание: Четверостишие записано на доске. Ученики читают его 3 раза и
записывают в тетрадь.
Записать подчёркнутые слова в транскрипции, указать количество букв и звуков.
8) Разгадать ребусы, выполнить фонетический разбор слов – отгадок.
4) Подведение итогов
5) Домашнее задание: придумать ребус (слово для фонетического разбора),
подготовить диктант из 10 слов трудных по написанию и произношению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетика,орфоэпия,графика һәм орфография буенча белемнәреңне тикшерү
Бирелгән дидактик материал укучыларның мөстәкыйль эшен оештыру өчен кулланыла....
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока
Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....
Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"
Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...
Тематическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"(5 класс, в формате Статград,2014)
В работе представлены вопросы по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография". Тест для подготовки к тематической работе в формате Статград. Возможно использование на интерактивной доске во время ко...
Систематизация и обобщение изученного материала в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи"
Тема: Систематизация и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи»Цель: • закрепить значения по фонетике...
Контрольная работа в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Включает в себя текст диктанта и задания к нему , требующие краткого ответа и ответа в несколько предложений. Разработаны критерии оценивания....
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....