«Актуальные проблемы русского языка"
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Колодка Галина Эдуардовна

Проблемы русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_nsportal.docx1 байт
Файл sayt_nsportal.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

     «Актуальные проблемы русского языка"

Хочешь наукой воспитать ученика –

Люби свою науку и знай её, и ученики

полюбят науку, и ты воспитаешь их.

Л.Н. Толстой

        Мысль о том, что язык постепенно изменяется, не требует каких-то особых доказательств. Достаточно сравнить язык современной художественной литературы с языком Пушкина, чтобы увидеть различия, обусловленные эволюцией лексической и грамматической сторон языка.

         Еще более убедительно сравнение современного русского языка с языком памятников древнерусской письменности. Изучая историю русского литературного языка и историческую грамматику русского языка, мы имеем возможность увидеть, какие значительные изменения произошли в языке – в его фонетике, морфологии и синтаксисе – за несколько сот лет.

        В настоящее время происходит процесс, затрагивающий стили русского языка, в результате которого исчезает высокий, его место занимает средний, а сниженная лексика становится обыденной, проникая в средства массовой информации, художественную литературу, заполняя нашу повседневную речь.

        В русском языке бурной волной хлынули заимствования: англицизмы и американизмы.

        В наши дни чрезвычайно актуальной становится проблематика культуры речи, которая представляет собой теоретическую и практическую дисциплину (или сферу исследования), смежную со стилистикой языка и стилистикой речи.

        Норма литературного языка двулика: она устойчива и подвижна. Устойчивость нормы обусловлена коммуникативной функцией языка, а её подвижность – функцией языка как орудия мышления, познающего бесконечный и изменчивый мир. Постоянно учитывая двойственную природу нормы, человек может управлять языковым развитием.

        Работа по определению и регулированию норм, кодификации их, тесно связанная с прогнозированием  языковых процессов, - пример активного отношения общества к важнейшему средству коммуникации.

        Значение русского языка не ограничивается только пределами Российской Федерации. Выход на мировую арену, превращение его в один из мировых языков – закономерный итог развития нашего государства.

        Русский язык – рабочий язык ООН и других международных организаций.

        По данным ЮнесКО, почти половина всей научно-технической литературы и документации издается на русском языке.

        В настоящее время изучение русского языка приобрело массовый характер как по числу стран, так и по охвату разных социальных, возрастных и профессиональных слоев населения.

        Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.

        Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.

        В основе нашей работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира.

        Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрываться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову.

Грядущий век – век умных машин.Место громоздких картотек и многотомных словарей займут портативнве электронные компьютеры, способные хранить и мгновенно выдавать любую лингвистическую информацию.И хотя тесная связь человека и думающей машины в какой-то мере и усилит рационализацию нашей речи,сам русский язык сохранит свою природную самобытность и не будет уступать современному языку ни по своему лексическому запасу, ни по стилистическим возможностям для яркого и образного выражения мысли.

Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся читают в слух высказывания писателей о русском языке: «Русский язык … красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн).

        Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрела, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А.Н. Толстой).

        Ученики объясняют значение слов послушен, ловок, вместителен, сравнивают высказывания А.И. Куприна и А.Н. Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка, - оба писателя говорят о его певучести, задушевности.

        И далее, в процессе беседы, учащиеся узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков.

        Раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, чаще всего я прибегаю к поэтическим текстам, ибо поэзия – искусство звучащего слова, она во многом сродни музыке.

        Изучение «Фонетики» раскрывает возможности и для формирования чувства языковой нормы, что в свою очередь способствует эстетическому воспитанию учащихся. Например, произношение [что'] обычно вызывается зрительным образом слова, поэтому упражнения в правильном произношении сочетания [чт] я провожу, используя книжные тексты, когда ученики могут непосредственно воспринимать зрительный образ слова.

        Я стараюсь подбирать такие стихотворные примеры, где произношение нужных слов подсказывается рифмой:

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики – скворечники

Мы сколотим из досок.

(О. Высоцкая).

        В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относится к своей речи. Программа 5 класса позволяет показать школьникам структуру всего здания языка, в фундаменте которого лежат звуки русской речи и слоги.

        Далее я показываю детям и уровень слова с его лексическим значением, многозначностью, синонимами, антонимами. Истинная любовь к русскому языку – в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, образности и выразительности своей речи, в стремлении к гармоническому единству смысла и формы в своих высказываниях, что главным образом достигается умелым отбором языковых средств. Обо всем этом мы и говорим на уроках, изучая лексику.

        В итоге работы учащиеся приходят к выводу: богатство языка – это богатство мыслей. Чем лучше человек знает язык, тем глубже и точнее будут выражены его мысли.

        При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому я использую такие, например, задания:

1. Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит.

                        У шиповника – шипы.

                        На шиповнике – бутоны.

                        Вот он блещет у тропы,

                        Ярко-красный и зеленый.

                        Он глаза мои слепит.

                        Он костер напоминает.

                        Он шиповник. Он шипит.

                        Искры алые роняет.

                                        (А. Кушнер.)

        Установив значение слов, учащиеся придут к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы, и объяснят, почему здесь появилось слово шипы.

        Внимание к значению приставки, корня, суффикса оказывает положительное влияние на речевое развитие учащихся, так, как вырабатывает умение свободно и правильно использовать возможности языка для более четкого выражения мысли.

        Пятиклассники любят неожиданности, загадки – я это использую для воспитания интереса к предмету.

        На первом уроке по теме «Морфология» был записан текст из книги М.В. Панова «И всё-таки она хорошая!»

«Есь такая скаска. Козёл постлал казу заорехами. Пошла она и нивернулась… Нед казы сорехами, нетт коззы зкальонными!»

        Текст вызвал необычайное оживление в классе, каждому хотелось исправить его. Были заданы вопросы:

  • Для чего служит язык?
  • Как записан текст?
  • Можно ли отказаться от правил правописания?
  • К чему приводит несоблюдение орфографических правил?
  • Что нужно знать, чтобы решить вопрос о слитном и раздельном написании слов?
  • Как определить, какие окончания написаны правильно, а какие нет?

В результате класс пришел к выводу, что знание частей речи необходимо, чтобы грамотно писать. Делаем вывод: чтобы соблюдать нормы литературного языка, не допускать грамматических ошибок, нужно изучать морфологию.

Таким образом, тщательный подбор дидактического материала во многом помогает показать учащимся языковую ситуацию нормированного литературного языка, воспитывать у школьников любовь к русскому языку.

Большинство пятиклассников приняло активное участие в «Неделе русского языка», у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а на уроках они гораздо внимательнее и любознательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы

Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...

Тексты по актуальным проблемам для подготовки к части С на ЕГЭ по русскому языку

В этом файле собрано несколько текстов на актуальные проблемы...

Актуальные проблемы преподавания языков в начальной школе.

        Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться сегодня одной из важнейших проблем методической науки.  Данная статья затрагивает некоторы...

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"...

Актуальность проблемы сохранения чистоты русского языка

В статье рассматриваются вопросы, связанные с употреблением в речи современников, и в частности школьников, нецензурной лексики и неоправданных заимствований из других языков....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку. Проблемы русского языка.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Проблемы русского языка" для учащихся 8-11 классов....

Актуальные проблемы русского языка

По мнению многих специалистов, сегодня в России «общество и нация теряют ценности и нравственные ориентиры, и соответственно язык - ориентацию в поле смыслов и стилей» [1]. Мы впитываем ин...