Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Автор Шевченко Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Представлена программа по русскому языку для 5 класса. В данной программе отражены личностные, предметные и предметные цели с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku-5_kl.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№ п/п | Наименование раздела программы | Количество часов | Тема урока (этап проектной деятельности) | Тип урока (форма и вид деятельности учащихся) | Элементы содержания (основные понятия и определения) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | корректировка | ||||||||
1 | Раздел № 1. Общие сведения о языке | 1 | Наука о русском языке | Урок усвоения новых знаний | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка | Выучить наизусть высказывание о языке | ||||
2 | 1 | Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное | Урок усвоения новых знаний | Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную речь | Устное высказывание: когда и как служит нам язык | §1, 2. упр.7 (наизусть). Подобрать пословицы и поговорки о языке, учебе | ||||
3 | 1 | Язык и его единицы. Урок конкурс «лучший рассказчик» | Урок- конкурс «Лучший рассказчик» | Приемы слушания. Нормы речевого этикета | Упр. 11 (воспроизвести услышанное и добавить отсутствующую часть) | § 4, упр.12 (памятка). Прослушать сообщение на интересующую вас тему по радио или телевидению, пересказать в классе | ||||
4 | 1 | Стили речи. | Урок развития речи | Функциональные разновидности языка: разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль | Карточки из «Дидактического материала» № 9, 10, 11. Определить стиль речи данных текстов | Найти в школьных учебниках научный текст, в хрестоматиях по литературе –фрагмент художественного текста | ||||
5 | Раздел № 2. Повторение изученного я начальной школе | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | Урок повторения и закрепления изученного | Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука. | Фонетический разбор | Упр22, (разделить 2-3 слова на слоги для переноса) | |||
6 | 1 | Орфограмма | Урок закрепления изученного | Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные признаки орфограмм | Осложненное списывание: распределить слова в 2 столбика (с опознавательным признаком безударной гласной и гласной после шипящей и Ц) | Упр. 27 (обозначить морфемы, в которых есть орфограммы, расставить в словах ударения) | ||||
7 | 1 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Словарный диктант | Повторительно-обобщающий урок | Повторение правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. | Словарный диктант | § 8, упр. ЗЗ (обозначить изученную орфограмму, подобрать проверочные слова, озаглавить текст) | ||||
8 | 1 | Безударные непроверяемые гласные в корне слова | Повторительно-обобщающий урок | Повторение правописание непроверяемых гласных в корне слова. Толковые и орфографические словари, их использование | Распределительный диктант | Упр. 38 (подготовиться к диктанту по учебнику). Индивидуальное задание: подготовить словарный диктант из 10 словарных слов | ||||
9 | 1 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Повторительно-обобщающий урок | Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова | Объяснительный диктант | Упр. 43 (подобрать проверочные слова) | ||||
10 | 1 | Правописание согласных (проверяемых и непроверяемых) | Повторительно-обобщающий урок | Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных. Толковые и орфографические словари | Списывание | Упр. 46 (составить связный текст, подчеркнуть орфограммы) | ||||
11 | 1 | Правописание непроизносимых согласных в кроне слова | Повторительно-обобщающий урок | Непроизносимые согласные в корне слова | Тест | §10, упр49. Подготовиться к диктанту по памятке, стр. 282, озаглавить текст | ||||
12 | 1 | Буквы И, У, А после шипящих | Повторительно-обобщающий урок | Правописание букв и, у, а после шипящих. | Осложненное списывание | Упр. 53, составить предложения (текст) со словами | ||||
13 | 1 | Разделительный Ъ и Ь | Повторительно-обобщающий урок | Повторение части слова. Разделительные ь и ь | Распределительный диктант | Упр. 57. Распределить слова в две группы: 1) с ь; 2) с ъ | ||||
14 | 1 | Отличие предлога от приставки | Повторительно-обобщающий урок | Повторение различных частей речи. Раздельное написание предлогов со словами | «Четвёртое лишнее» (найти слова без приставки) | Упр. 61 (1) Выписать: 1) существительные с предлогами из-за; 2) существительные с предлогом из | ||||
15 | 1 | Текст. Части текста | Урок развития речи | Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста | Озаглавить тексты, разделить на абзацы | Упр. 65, списать, озаглавить | ||||
16 | 1 | Обучающее изложение (на основе упр. 66) | Урок развития речи | Текст. Тема текста. Абзац | Написать изложение по плану | |||||
17 | 1 | Части речи | Повторительно-обобщающий урок | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | Индивидуальная работа по карточкам | Упр. 69 (определить все части речи в предложениях 1 и 2 абзаца, озаглавить рассказ словами текста) | ||||
18 | 1 | Наречие | Повторительно-обобщающий урок | Наречие | Подбор наречий к глаголам | Упр. 72 (описать, что вы видите и слышите вокруг себя, используя наречия) | ||||
19 | 1 | Глагол | Повторительно-обобщающий урок | Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа | Устное высказывание | Упр. 77, озаглавить стихотворение, записать 5 глаголов в неопределенной форме | ||||
20 | 1 | –ться и –тся в глаголах | Повторительно-обобщающий урок | Правописание -тся и -ться в глаголах | Индивидуальная работа по карточкам | Упр. 79 (-тся или -ться) | ||||
21 | 1 | Тема текста | Урок развития речи | Тема сочинения. Широкая и узкая тема. Коммуникативная установка | Редактирование и запись исправленного текста | Выбрать тему из предложенных, создать свой текст | ||||
22-23 | 2 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами | Повторительно-обобщающие уроки | Раздельное написание не с глаголами. Глаголы I и II спряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов | Распределительный диктант | Упр. 87 (раскрыть скобки, обозначить личные окончания глаголов) | ||||
24 | 1 | Имя существительное | Повторительно-обобщающий урок | Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные существительные Презентация об имени существительном | Взаимодиктант | Упр. 92 (устно), упр. 93, обозначить склонение существительных | ||||
25 | 1 | Буквы Е – И в окончаниях существительных | Повторительно-обобщающий урок | Повторение склонений существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | Индивидуальная работа с перфокартами | Упр. 97, указать падеж и склонение существительных | ||||
26 | 1 | Ь после шипящих на конце существительных | Повторительно-обобщающий урок | Буква Ь на конце существительных после шипящих. Существительные 3 склонения. Презентация. | Словарный диктант, осложненное списывание | Упр. 94, распределить существительные на две группы: с Ь и без Ь после шипящих | ||||
27 | 1 | Имя прилагательное | Повторительно-обобщающий урок | Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Взаимодиктант | Задание по индивидуальным карточкам. Дополнить текст прилагательными | ||||
28-29 | 2 | Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» | Уроки развития речи | Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова | Написать сочинение | |||||
30 | 1 | Местоимение | Повторительно-обобщающий урок | Местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа, склонение личных местоимений | Упр. 111. Подчеркнуть местоимения 3 лица с предлогами | |||||
31 | 1 | Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости» | Урок развития речи | Основная мысль текста. Понятия «тема» и «основная мысль» | Сочинение «Летние радости» | Среди предложенных тем выбрать наиболее узкую и написать сочинение по одной из них | ||||
32-33 | 2 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» и его анализ | Уроки контроля и коррекции знаний | Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаний | Диктант с дополнительными заданиями | Контрольные вопросы и задания | ||||
34 | Раздел № 3. Синтаксис и пунктуация | 1 | Синтаксис как раздел грамматики | Урок усвоения новых знаний | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания конца предложения (знаки завершения, выделения, разделения) | Разбить текст на предложения, на абзацы, поставить знаки препинания в конце предложения | § 25, составить план теоретического материала. Упр. 120 | |||
35 | 1 | Словосочетание. Строение словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Способы выражения главного и зависимого слова | Выделить из текста словосочетания, составить их схемы | § 26, упр. 126, распределить словосочетания в 3 группы в зависимости от главного слова | ||||
36 | 1 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании | Урок закрепления изученного | Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании | Замена словосочетаний одной конструкции на другую | Упр. 130, составить словосочетание по рисунку | ||||
37-38 | 2 | Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. Тест | Уроки-практикумы | Основные признаки словосочетания | Тест | Упр. 132 устно, упр. 133, определить основную мысль текста | ||||
39 | 1 | Предложение | Урок усвоения новых знаний | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Презентация | Записать небольшой отрывок из любимого стихотворения, расставить логические ударения в тексте, выразительно прочитать | § 28, упр. 136. (Развернутый ответ: почему эту запись нельзя назвать текстом? Обозначить границы предложений знаками препинания) | ||||
40-41 | 2 | Сжатое изложение «Старый пень» | Уроки развития речи | Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста | Изложение | Подготовить устное выступление на тему: «Гордость - это хорошо или плохо?» | ||||
42 | 1 | Виды предложений по цели высказывания | Урок усвоения знаний | Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные | Устный аргументированный ответ на вопрос | §29, упр. 147 (по желанию выучить стих наизусть). Охарактеризовать предложения по цели высказывания | ||||
43 | 1 | Виды предложений по эмоциональной окраске | Урок усвоения новых знаний | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных предложений. Пунктуационные знаки завершения, выделения, разделения предложения | Чтение предложений, расстановка логических ударений, пауз | § 30, упр. 151 (установить границы предложений, расставить знаки препинания) | ||||
44 | 1 | Члены предложения. Сказуемое | Урок усвоения новых знаний | Главные члены предложения. Сказуемое. Способы его выражения | Описать объект с помощью глаголов | Вставить пропущенные глаголы-связки, учитывая речевую ситуацию | ||||
45 | 1 | Подлежащее | Урок усвоения новых знаний | Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Презентация | На основе рисунка составить несколько предложений со словом «брат» так, чтобы это слово было подлежащим (1. Что делал брат? 2. Каков брат? 3. Кто он такой?) | § 33, упр. 165 (определить способ выражения подлежащего и сказуемого) | ||||
46 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемом | Урок усвоения новых знаний | Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого | Взаимодиктант | § 34, упр. 169, заменить данные предложения близкими по смыслу (по образцу) | ||||
47 | 1 | Распространенные и нераспространенные предложения | Урок усвоения новых знаний | Распространенные и нераспространенные предложения. Презентация | Взаимопроверка | §35, упр. 174 (письменно), упр. 174 (подготовить устный рассказ, о предложении по плану). Распространить данные предложения | ||||
48 | 1 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Урок усвоения новых знаний | Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения | Работа по карточкам: распространить предложения дополнениями | §36, 37, 38, работа по карточкам-тренажерам | ||||
49 | 1 | Определение | Урок усвоения новых знаний | Способы выражения определений | Сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения | Составить предложения или связный текст по сюжетному рисунку | ||||
50 | 1 | Обстоятельство | Урок усвоения новых знаний | Способы выражения обстоятельств | Работа по карточкам: вставить в предложения пропущенные слова, определить их синтаксическую функцию | Используя обстоятельства, ответить на вопрос: как и где вы отдыхаете на каникулах? | ||||
51 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения | Повторительно-обобщающий урок | Главные и второстепенные члены предложения. Знаки конца предложения | Работа по разноуровневым карточкам | I вариант -упр. 182, II вариант - упр. 183 | ||||
52-53 | 2 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | Уроки усвоения новых знаний | Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и | Дополнить предложения однородными членами, составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя» | §40, 41, упр. 194. Дополнить предложения однородными членами, связанными только интонацией перечисления | ||||
54 | 1 | Обобщающие слова при однородных членах | Урок усвоения новых знаний | Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова | Графический диктант | Упр. 205, подробный пересказ текста. Составить и записать предложения по данным схемам | ||||
55 | 1 | Обращение | Урок усвоения новых знаний | Предложения, осложненные обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов. Презентация | Из текста басен И. А. Крылова выписать 3 предложения с обращениями | Составить предложения с обращением, используя речевую ситуацию (посоветуйте другу не есть мороженое, попросите товарища дать вам книгу и др.) | ||||
56 | 1 | Письмо. Написать письмо Деду Морозу | Урок развития речи | Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистола, эпистолярный жанр, содержание, оформление письма. Адрес | Написать письмо Деду Морозу | |||||
57 | 1 | Синтаксический разбор предложения | Урок-практикум | Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора | Индивидуальная работа по карточкам | §45, упр. 217 (синтаксический разбор по плану) | ||||
58-59 | 2 | Функционально-смысловые типы речи | Уроки развития речи | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | Анализ текстов разных типов | Найти тексты разных типов, обосновать свой выбор | ||||
60 | 1 | Предложения с вводными словами | Урок усвоения новых знаний | Вводные слова и их значения. Наблюдение за использованием вводных слов в тексте | Составление схем предложений | Письменно обосновать свою точку зрения на слова Л.Успенского, использовав в своем тексте вводные слова | ||||
61 | 1 | Простые и сложные предложения. | Повторительно-обобщающий урок | Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений | Тест | По данным схемам составить предложения. Упр. 231, дописать предложения так, чтобы получился текст | ||||
62 | 1 | Синтаксический разбор сложного предложения. Пунктуационный разбор простого предложения | Урок закрепления изученного | Сложное и простое осложненное предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания | Полная синтаксическая характеристика предложений | Упр. 135, составить план сообщения на тему «Простые и сложные предложения» | ||||
63 | 1 | Прямая речь | Урок усвоения новых знаний | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Презентация | Из высказывания сделать предложение с прямой речью (1-й вариант: прямая речь перед словами автора, 2-й вариант: прямая речь после слов автора) | § 48, правило наизусть, упр.238, выписать предложения с прямой речью, стоящей после слов автора, затем с прямой речью, стоящей перед словами автора | ||||
64 | 1 | Прямая и косвенная речь | Урок закрепления изученного | Прямая речь, слова автора. Понятие о косвенной речи | Графический диктант | Упр. 241, списать, расставляя знаки препинания | ||||
65 | 1 | Диалог | Урок усвоения новых знаний | Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге | Комплексный анализ текста | Контрольные вопросы и задания. Упр. 253 | ||||
66 | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Тест | Повторительно-обобщающий урок | Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них | Тест | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||||
67-68 | 2 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ | Уроки контроля и коррекции знаний | Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них | Составить диалог по картинке | |||||
69 | 1 | Выборочное изложение (упр. 254) | Урок развития речи | Выборочное изложение текста. Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация | повторить правила | |||||
70 | Раздел № 4. Фонетика. Орфоэпия | 1 | Фонетика – наука о звуках | Урок усвоения новых знаний | Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук - основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Система гласных и согласных звуков русского языка | Аргументированный ответ на вопросы | §50, упр. 259. Составьте словосочетания, используя слова, помещенные на полях | |||
71 | 1 | Гласные звуки | Повторительно-обобщающий урок | Гласные ударные и безударные | Фонетическая характеристика гласных звуков, работа над произношением | §51, упр. 258, составить таблицу «Гласные звуки», подобрать и записать односложные слова | ||||
72 | 1 | Согласные звуки | Повторительно-обобщающий урок | Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Смыслоразличительная роль звука | Проговаривание скороговорок | §52, упр. 268, составить текст «Как нужно читать вслух и как нельзя» | ||||
73 | 1 | Изменение звуков в потоке речи | Урок усвоения новых знаний | Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы | Устное высказывание «Почему, как правило, люди говорят с акцентом на иностранном языке?» | §53, упр. 270, (найти в учебнике литературы скороговорки, научиться быстро и внятно произносить их вслух) | ||||
74 | 1 | Согласные твердые и мягкие | Повторительно-обобщающий урок | Согласные твердые и мягкие. Повторение случаев написания ь. | Характеристика звуков | § 54, упр. 273, 274, (используя слова для запоминания, составить словосочетания) | ||||
75 | 1 | Повествование | Урок развития речи | Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста | Анализ текста | § 55, составить план любой сказки из самостоятельно прочитанных | ||||
76 | 1 | Согласные звонкие и глухие | Повторительно-обобщающий урок | Согласные звонкие и глухие. | Словарный диктант | §56, упр. 282 (письмо по памяти) | ||||
77 | 1 | Графика. Алфавит | Комбинированный урок | Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия. Презентация | Пользуясь учебником литературы, записать в алфавитном порядке фамилии писателей и поэтов, чье творчество изучается в 5 классе | § 57, 58. Составить список класса, расположив фамилии в алфавитном порядке | ||||
78-79 | 2 | Сочинение. Описание предмета | Уроки развития речи | Тип речи - описание. Композиционная схема данного типа речи. Особенности художественного типа речи | Написать сочинение – писание предмета в художественном стиле, озаглавить описание | |||||
80 | 1 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Словарный диктант | Урок усвоения новых знаний | Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, РЩ | Словарный диктант | § 60, упр. 298, 300 (распределить слова по группам: Ь для обозначения мягкости, Ь в неопределенной форме глагола, разделительный Ь) | ||||
81 | 1 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | Урок усвоения новых знаний | Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв. Повторение правописания разделительного ь. Презентация | Записать любимые строчки из стихотворений А.С. Пушкина. Найти в них слова с орфограммами, указать, какие звуки обозначают буквы Е,Ё, Ю,Я | §61, упр. 306, выписать из орфографического словаря по 10 слов, в которых: 1) букв больше, чем звуков, 2) звуков больше, чем букв | ||||
82 | 1 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Распределительный диктант | Урок закрепления изученного | Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. Правописания разделительного ь и ъ. | Распределительный диктант | Упр. 308. Используя материалы § 61, рассказать, что изучает графика как раздел лингвистики | ||||
83 | 1 | Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные | Урок усвоения новых знаний | Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (чн, чт и др.), особенности произношения иноязычных слов. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения, Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Презентация | Аргументированный ответ на вопрос: «Как научиться правильно говорить?» | §62, упр. 312, устный ответ на вопрос: «Чем близки по значению и происхождению слова «орфография» и «орфоэпия»? Почему их нельзя смешивать?» | ||||
84 | 1 | Фонетический разбор. Звукозапись как выразительное средство устной речи | Урок усвоения новых знаний | Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи | Работа с фрагментами художественного текста | §63, упр. 313, найти художественные тексты со звукописью, обосновать цель использования | ||||
85 | 1 | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Тест | Повторительно-обобщающий урок (фронтальная форма работы) | Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова. | Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой | Контрольные вопросы, упр.316 | ||||
86-87 | 2 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» и его анализ | Уроки контроля и коррекции знаний | Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова | Тест | |||||
88-89 | 2 | Сочинение по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Уроки развития речи | Тип речи - описание. Натюрморт | Закончить работу над сочинением | |||||
90 | Лексикология как раздел науки о языке | 1 | Слово и его лексическое значение | Урок усвоения новых знаний | Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово - основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов | Из толкового словаря выписать 5 незнакомых слов и формулировку их значений, составить с этими словами предложения | §64, упр. 328. Пользуясь учебником истории, объяснить значения слов: археология, хронология. Объяснить, почему эти понятия используются в курсе истории древнего мира | |||
91 | 1 | Словари | Урок-практикум | Толковый словарь русского языка и его использование для определения, уточнения лексического значения слов | Определить слова по толкованию их лексического значения, проверить себя по толковому словарю | Упр.328, разгадать кроссворд | ||||
92 | 1 | Однозначные и многозначные слова | Урок усвоения новых знаний | Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова | Творческий диктант. Вставить в предложения нужные по смыслу слова | §65, упр.333 или 334, определить лексическое значение многозначного слова | ||||
93 | 1 | Прямое и переносное значение слов | Урок усвоения новых знаний | Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на потреблении слова в переносном значении. Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественных текстах. Презентация | Отгадать загадки, созданные с помощью метафоры, найти метафоры и олицетворения в стихотворе-ниях И.Бунина, С.Есенина (упр. 339) | §66, 1-я группа - упр. 337; 2-я группа - упр. 341. Найти в словаре 5 слов с переносным значением | ||||
94 | 1 | Омонимы | Урок усвоения новых знаний | Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов. Презентация | Указать омонимы в тексте-каламбуре, определить значения | §67, упр. 347, 348 (устно). Устный ответ на вопрос: «Почему омонимы появились в языке? С какой целью писатели используют омонимы?» | ||||
95 | 1 | Синонимы | Урок усвоения новых знаний | Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в художественных текстах | Распределить синонимы по графам в таблице: нейтральные слова, книжные слова, разговорные слова | §68, упр. 353 и 349, выписать из русских народных сказок, пословиц, поговорок слова-синонимы, используемые в одном и том же предложении | ||||
96 | 1 | Синонимы | Урок закрепления знаний | Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора | Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя мечта», использовать синонимические ряды | Упр. 353, озаглавить текст, заменить повторы словами-синонимами | ||||
97-98 | 2 | Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Уроки развития речи | Тип речи - описание. Описание природы | Сочинение | Прочитать отрывок из повести М.Горького «Детство», выписать слова-омонимы, слова-синонимы | ||||
99 | 1 | Антонимы | Урок усвоения новых знаний | Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах. Презентация | Привести примеры пословиц, найти антонимы, ответить на вопрос «Почему народная мудрость часто выражается противоположными по смыслу словами?» | Контрольные вопросы. Составить план рассказа по теме «Лексикология» | ||||
100-101 | 2 | Контрольная работа по теме «Лексикология» и ее анализ | Уроки контроля и коррекции знаний | Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова | Контрольная работа | |||||
102-103 | 2 | Изложение «Первый снег» | Уроки развития речи | Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста | Написание изложения | Составить словарик по одной из предложенных тематических групп: компьютерная техника, виды спорта, лекарственные травы. Расположить в алфавитном порядке | ||||
104 | Морфемика как раздел лингвистики. Орфография | 1 | Морфемика как раздел лингвистики | Урок усвоения новых знаний | Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы | Морфемный разбор. Докажите, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова | §70, упр. 365, разобрать по составу 3 слова различных частей речи | |||
105 | 1 | Изменение и образование слов | Комбинированный урок | Словообразовательные и словоизменительные морфемы | Распределительный диктант | §71, упр. 370, озаглавить текст, пересказать его | ||||
106 | 1 | Окончание и основа слова | Урок усвоения новых знаний | Основа слова, окончание | Определить, какими частями речи являются слова, соответствующие схемам, определить грамматическую форму слова, скрывающегося за схемой | § 72, 73, упр. 373, обозначить окончания, основы слов, озаглавить текст, определить его стиль | ||||
107 | 1 | Корень слова | Комбинированный урок | Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов. Повторение правописания корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными и согласными. | Выписать из сказки «О мертвой царевне...» А.Пушкина предложения, в которых употребляются слова с корнем - ШЛ - (шла, пришла). Чем объясняется различие в лексическом значении этих слов? | §74, упр. 382, выписать группы однокоренных слов, обозначить корень | ||||
108 | 1 | Рассуждение в повествовании. Сочинение-рассуждение. | Урок развития речи | Тип речи - рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части | Подготовить рассуждение на грамматическую тему: доказать принадлежность конкретного слова к определенной части речи | |||||
109 | 1 | Суффикс | Урок усвоения новых знаний | Суффикс как словообразовательная морфема | Работа с школьным словообразовательным словарем | §76, упр. 392, составить таблицу «Суффиксы имен прилагательных» | ||||
110 | 1 | Суффикс | Урок закрепления изученного | Суффикс как значимая часть слова | Из произведений устного народного творчества выписать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделить эти морфемы | Упр. 339, составить список русских народных сказок, в названиях которых используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, объяснить, почему языку сказок свойственно употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | ||||
111 | 1 | Приставка | Урок усвоения новых знаний | Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок. Правописание гласных и согласных в приставках. | Работа с орфографическим словарем, составление слов по схемам | Упр. 403, подобрать по орфографическому словарю 10-15 слов с приставками с-, без-, пере- | ||||
112 | 1 | Морфемные словари русского языка | Урок усвоения новых знаний | Морфемные словари русского языка: назначение, структура, содержание словарной статьи | Пользуясь словарем, докажите, что морфема - значимая часть слова | Упр. 405, распределите слова на 3 группы, в которые входят: 1)корень и суффикс; 2) приставка и корень; 3)приставка, корень и суффикс | ||||
113-114 | 2 | Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика | Уроки развития речи | Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ. Тип речи | Дописать изложение | |||||
115 | 1 | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах | Урок усвоения новых знаний | Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. Появление чередований при образовании форм слов и новых слов | Записать свои примеры слов с чередования-ми. Осложненное списывание | §78, упр. 409, работа с таблицей, стр. 68, запомнить основные корни с чередованием | ||||
116 | 1 | Беглые гласные | Урок усвоения новых знаний | Беглые гласные как варианты чередования. Презентация | Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные | §79, упр. 412, индивидуальные задания: составить считалку с существительными, в суффиксах | ||||
117 | 1 | Варианты морфем | Комбинированный урок | Варианты морфем | Распределительный диктант | С. 80, упр. 415, самостоятельно подобрать варианты морфем к выбранным словам | ||||
118 | 1 | Морфемный разбор | Урок закрепления изученного | Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме | Устный разбор по плану | С. 81, упр. 417, подготовить материал для устного сообщения на тему «Чередования гласных и согласных в корнях слов» | ||||
119 | 1 | Правописание гласных и согласных в приставках. Словарный диктант | Комбинированный урок | Правописание неизменяемых приставок | Словарный диктант | §82, упр. 422 или 421 (по выбору) | ||||
120-121 | 2 | Буквы з – с на конце приставок | Уроки усвоения новых знаний | Приставки на з - с | Проверочная работа с помощью перфокарт | §83, упр. 423, 26, найти в орфографическом словаре и выписать 5-6 слов с орфограммой, определить, какими частями речи являются выписанные слова | ||||
122 | 1 | Буквы о – а в корнях лаг - лож | Урок усвоения новых знаний | Корни лаг - лож | Предупредительный диктант | §84, упр. 431, 432, списать последний абзац | ||||
123 | 1 | Буквы о – а в корнях раст – ращ – рос | Урок усвоения новых знаний | Корни -раст - ращ – рос Презентация | Тест «Четвертое лишнее» | §85, упр. 438, выучить пословицы с изучаемой орфограммой | ||||
124 | 1 | Буквы ё – о после шипящих в корне | Урок усвоения новых знаний | Буквы ё - о после шипящих в корне. Презентация | Распределительный диктант | §86, упр. 445, составить словарный диктант на правила, изученные в разделе «Морфемика» | ||||
125 | 1 | Буквы ы – и после ц | Урок усвоения новых знаний | Буквы ы - и после ц | Проверочная работа с помощью сигнальных карточек | § 87, продолжить рассказ (или упр. 449) | ||||
126 | 1 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика». Тест | Повторительно-обобщающий урок | Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности | Распределительный диктант, составление таблицы, анализ фрагментов художественного текста | Контрольные вопросы стр. 183, задание 1-й группе: упр. 454 (одно четверостишие по выбору); задание 2-й группе: упр. 452 письменно | ||||
127-128 | 2 | Описание «поэтических предметов». Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | Уроки развития речи | Устное описание предмета. Тема. Основная мысль текста | Сочинение по картине | Подготовиться к контрольной работе | ||||
129-130 | 2 | Контрольный диктант по теме «Морфемика» и его анализ | Уроки контроля и коррекции знаний | Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности | Комплексный анализ текста | |||||
131 | 1 | Основные способы и средства связи предложений в тексте | Урок развития речи | Смысловая связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Средства сцепления слов в предложении | Анализ текста | Составить связный текст, используя один из видов связи | ||||
132 | Морфология | 1 | Морфология как раздел грамматики | Урок усвоения новых знаний | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения | Словарная работа, взаимодиктант | §88, упр.461 | |||
133 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок усвоения новых знаний | Самостоятельные и служебные части речи. Повторение известных сведений о самостоятельных и служебных частях речи. | Работа по таблице, стр.188 | Упр. 462 или из любой сказки А. С. Пушкина выписать четверостишие и определить все части речи | ||||
134 | Имя существительное | 1 | Имя существительное как часть речи | Комбинированный урок | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи. | Сочинение-миниатюра на основе ситуации: «Вы получили в подарок большую коробку. Что бы вам хотелось в ней обнаружить?» Объясните, почему в тексте будут преобладать существительные | § 88, упр. 463. Прочитать любой текст, пропуская существительные. Сформулировать вывод о роли существительных в речи | |||
135-136 | 2 | Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение «Зачем нам нужен алфавит» | Уроки развития речи | Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении | Выразить свое отношение к словам С.Я.Маршака «Грамматику изучать необходимо и полезно» | Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужен алфавит?» | ||||
137 | 1 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Комбинированный урок | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных | Распределительный диктант. Найти в хрестоматиях по литературе в статье о загадках определение понятия олицетворение. Доказать, что прием олицетворения основан на признаке существительных одушевленность/неодушевленность | Упр. 481. Выписать из басен И. Крылова примеры олицетворений | ||||
138 | 1 | Имена существительные собственные и нарицательные | Комбинированный урок | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками | Доказать, что, выбирая строчную или прописную букву, надо учитывать значение слова (например, Соня-соня и др.) | §92, упр.491 (или 492), написать небольшой рассказ о том, как бы вы назвали своего щенка, котенка, куклу. Соотнести имя и характер, имя и внешность | ||||
139 | 1 | Морфологический разбор существительных | Комбинированный урок | Морфологические признаки существительного | Какие морфологические признаки существительных являются непостоянными? Докажите на примерах. | Упр. 498 или написать письмо незнакомцу, используя обращение. Определить, словами каких частей речи выражено обращение? | ||||
140 | 1 | Сжатое изложение (упр. 496) | Урок развития речи | Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов | Написание изложения | |||||
141 | 141. Род имен существительных | Урок усвоения новых знаний | Род как постоянный признак существительного. | Заполнить таблицу парами слов, противопоставленными по родовому принципу, разобрать эти слова по составу | §94, упр. 505, составить словосочетания с данными словами | |||||
142 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Урок усвоения новых знаний | Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа | Образовать форму И. п., Р.п. мн. ч., обозначить ударение, с 2-3 словами составить предложения | §95, упр. 510 (письменно), упр. 511 (устно), составить диалог, включив в него сущ. мн. ч. | ||||
143 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок усвоения новых знаний | Существительные, имеющие форму только единственного числа Презентация | Подобрать к существительным-антонимам прилагательные | § 96, упр. 515, 516. Подготовиться к диктанту | ||||
144 | 1 | Три склонения имен существительных | Комбинированный урок | Типы склонений имён существительных | Распределительный словарный взаимодиктант | §97, упр. 519, заполнить таблицу на стр. 38 | ||||
145 | 1 | Падеж имен существительных | Комбинированный урок | Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных | Зрительный диктант, творческое списывание | § 98, упр. 523, из произведений художественной литературы выписать 10 словосочетаний, в состав которых входят сущ. с безударными окончаниями | ||||
146 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Комбинированный урок | Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных. | ||||||
147 | 1 | Существительные на –ия, - ие, -ий. | Урок усвоения новых знаний | Окончания существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах | Составить таблицу, включив в нее новую информацию, дополнить своими примерами | § 99, ч.2, написать сочинение-миниатюру по иллюстрации | ||||
148 | 1 | Подробное изложение с элементами описания | Урок развития речи | Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание. Заголовок | Написание изложения | |||||
149 | 1 | - Е, - И в окончаниях существительных | Урок закрепления изученного | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | Выборочный диктант, творческое списывание. Работа на перфокартах: подчеркнуть обстоятельства, выраженные существительными, определить стиль текста | Упр. 545, послушайте сообщения о погоде, напишите, какой она будет в различных местах нашей страны | ||||
150-151 | 2 | Контрольный диктант и его анализ | Уроки контроля и коррекции знаний | Имя существительное. Морфологические признаки существительных. Правописание существительных | Контрольный диктант | Придумать предложения, в которых существительное «книга» выполняло бы роль разных членов предложения | ||||
152 | 1 | Множественное число имен существительных | Комбинированный урок | Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы | Работа с толковым словарем: уточнить значения слов, придумать с ними предложения | §100, упр. 562. Индивидуальное задание: составить словарный диктант из 10-12 слов | ||||
153 | 1 | Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных | Урок усвоения новых знаний | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных. Повторение правописания О-Ё в корнях после шипящих и ц. Презентация | Словарный диктант, выборочный диктант | §101, упр. 557, составить диктант из слов с непроверяемыми написаниями | ||||
154 | 1 | Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. Словарный диктант | Урок закрепления изученного | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных | Проверочная работа по перфокартам, осложненное списывание | Упр. 560, распределить слова в 2 столбика | ||||
155-156 | 2 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тест | Повторительно-обобщающие уроки | Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи | Анализ текста, диктант «Проверяю себя», творческое списывание | Упр. 562, озаглавить текст, обозначить падеж существительных | ||||
157 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ | Урок контроля | Имя существительное | Диктант с грамматическим заданием | Составить диктант из изученных лингвистических терминов | ||||
158 | Имя прилагательное | 1 | Имя прилагательное как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль имени прилагательного | Сравнительный анализ текстов | §102, упр. 574, описать сегодняшний день, выбрать подходящие по смыслу прилагательные, обратиться к словарю эпитетов | |||
159 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | Комбинированный урок | Синтаксическая роль имени прилагательного. Роль прилагательных в тексте, употребление в речи | Сочинить небольшой диалог, обыграть в нем выражения: «черный чай», «зеленый чай» | Упр. 573, подготовить устный рассказ о прилагательном как части речи по плану | ||||
160 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Падежные окончания прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. | Проверочная работа по перфокартам | §103, упр. 581. Распределить слова в таблице в зависимости от окончания | ||||
161 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Словарный диктант | Урок закрепления изученного | Падежные окончания прилагательных. Сопоставление с именами сущ. на -ий, -ия, -ие | Диктант «Проверяю себя» | Упр. 586, написать сочинение-миниатюру в художественном стиле (описать день, вид из окна) | ||||
162 | 1 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц. Презентация | Выборочный диктант | Составить словарный диктант из 10-12 слов с орфограммой о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных и существительных | ||||
163-164 | 2 | Описание животного (по материалу упр. 587) | Уроки развития речи | Озаглавливание. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста | Написание изложения | §104, | ||||
165 | 1 | Прилагательные полные и краткие | Урок усвоения новых знаний | Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных | Работа по индивидуальным карточкам | §105, из стих. Н. Рыленкова «Все в тающей дымке» выписать предложение с краткими прил., выделить грамматическую основу | ||||
166 | 1 | Краткие прилагательные с основой на шипящую | Урок усвоения новых знаний | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую | Распределительный диктант | Упр. 595, употребить этикетные слова, упр. 593 (устно) | ||||
167 | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного | Комбинированный урок | Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки | Работа в парах, взаимопроверка | § 106, сочинение-миниатюра «Как я испугался» или упр. 600. Вопросы для повторения, стр. 239 | ||||
168-169 | 2 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагатель-ное». Тест | Повторительно-обобщающие уроки | Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных | Тест, свободный диктант | Из фрагмента «Сказки о мертвой царевне» выписать прилагательные, произвести их морфологический разбор, охарактеризовать роль прилагательных в этом отрывке | ||||
170-171 | 2 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и его анализ | Уроки контроля и коррекции знаний | Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных | Зачет | |||||
172 | 1 | Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений | Урок развития речи | Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно-орфографическая работа | Написать сочинение о любимом животном | |||||
173-174 | Глагол | 2 | Глагол как часть речи | Комбинированные уроки | Глагол как часть речи. Общее значение. Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глаголов в речи | Редакторская правка | Упр. 608, индивидуальные задания: из «Сказки о мертвой царевне» выписать глаголы, которые обозначают стремительное движение, объяснить, почему в сказке часто используются такие глаголы | |||
175 | 1 | Не с глаголами | Комбинированный урок | Раздельное написание не с глаголами. Глаголы-исключения | Синонимичная замена. Составить предложения на тему «Настоящий друг», используя глаголы с не | Упр. 613 или 617. Запомнить глаголы, которые без не не употребляются | ||||
176 | 1 | Рассказ | Урок развития речи | Тип речи - повествование Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам | Придумать свой рассказ (устно) | |||||
177 | 1 | Неопределенная форма глагола | Урок усвоения новых знаний | Инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься) | Составить инструкцию или памятку | § 110, упр. 628, распределить слова по группам, указать части речи | ||||
178 | 1 | -тся и –ться в глаголах | Комбинированный урок | -тся и -ться в глаголах | Распределительный диктант | §111, упр. 642, составить рассказ по опорным словам | ||||
179 | 1 | Виды глагола | Урок усвоения новых знаний | Глаголы совершенного и несовершенного вида Презентация | Комментированное письмо | §112, упр. 648, подобрать к данным формам глаголы другого вида | ||||
180 | 1 | Контрольный диктант и его анализ | Урок контроля | Правописание глаголов | Диктант | |||||
181 | 1 | Видовые пары | Урок усвоения новых знаний | Способы образования видовых пар | Составить по рисунку предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида | §113, упр. 650, из рассказа И.С.Тургенева «Муму» выписать глаголы-синонимы к слову «говорить», определить их вид | ||||
182 | 1 | Буквы е-и в корнях с чередованием | Урок усвоения новых знаний | Буквы е-и в корнях глаголов с чередованием: -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-. Повторение правописания корней –-раст-,- рос-, -ращ-, - лаг- - лож- Презентация | Объяснительный диктант | Упр. 653. Заполнить таблицу, запомнить корни с чередованием | ||||
183 | 1 | Буквы е-и в корнях с чередованием | Урок закрепления изученного | Правописание букв е-и в корнях с чередованием | Творческий распределительный диктант | Упр. 656, доказать, что это текст | ||||
184 | 1 | Невыдуманный рассказ (о себе) | Урок развития речи | Тип речи - повествование. Особенности рассказа | Устный рассказ на тему «Как я однажды...» | Написать рассказ | ||||
185 | 1 | Время глагола | Комбинированный урок | Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида | Предупредительный диктант | § 115, подготовить устное высказывание «Как в русском языке связаны морфологические признаки вида и времени глагола?» | ||||
186 | 1 | Прошедшее время глагола | Комбинированный урок | Глаголы в прошедшем времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени | Осложненное списывание | § 116, упр. 665, графически объяснить орфограммы | ||||
187 | 1 | Настоящее время глагола | Урок усвоения новых знаний | Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени. Их значение | Выразительное чтение текста | § 117, упр. 668, составить небольшой текст «Сегодня на улице», употребить глаголы настоящего времени | ||||
188 | 1 | Будущее время глагола | Урок усвоения новых знаний | Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени | Устное высказывание на тему «Какой станет школа через 10 лет?» | § 118, упр. 676, указать вид, время глаголов | ||||
189 | 1 | Спряжение глаголов | Урок усвоения новых знаний | I и II спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов Презентация | Распределительный диктант | § 119, 120, упр. 682, запомнить глаголы-исключения | ||||
190 | 1 | Спряжение глаголов | Урок закрепления изученного | I и II спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола | Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими примерами | Упр. 690, распределить глаголы в 2 колонки, составить рассказ по рисункам (упр. 693) | ||||
191 | 1 | Морфологический разбор глагола | Комбинированный урок | Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов | Редактирование | § 121, упр. 700, контрольные вопросы, устное высказывание о синтаксической роли глагола в предложении | ||||
192 | 1 | Правописание ь в глаголах во 2-м лице единственного числа | Урок усвоения новых знаний | Форма глагола 2-го лица единственного числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего. Ь в глаголах второго лица. Правописание смягчающего Ь. | Выборочный диктант | §122, упр. 704, приготовиться к диктанту по памяти | ||||
193 | 1 | Правописание ь в глаголах во 2-м лице единственного числа | Урок закрепления изученного | Ь в глаголах второго лица. Неопределенная форма глагола, оканчивающаяся на шипящую | Заполнить обобщающую таблицу | § 123, упр. 710, разбить текст на абзацы, заменить 1-е лицо на 2-е | ||||
194 | 1 | Употребление времен | Урок усвоения новых знаний | Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого | Сочинение-миниатюра на основе учебника | § 123, упр. 712, подобрать синонимы к 2-3 глаголам | ||||
195 | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». Тест | Повторительно-обобщающий урок | Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола | Взаимодиктант, диктант «Проверяю себя», комплексный анализ текста | Упр. 717, контрольные вопросы, сочинение-миниатюра по опорным словам | ||||
196 | 1 | Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ | Урок контроля знаний | Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола | Диктант с грамматическим заданием | |||||
197 | Систематизация и обобщение изученного в 5 классе | 1 | Разделы науки о языке | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол | Составление обобщающей таблицы | § 124, подготовить устное сообщение «Изучайте русский язык» по плану | |||
198-199 | 2 | Орфограммы в приставке и корне слов | Повторительно-обобщающие уроки | Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм | Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами, самостоятельно составить таблицу «Орфограммы в приставке и корне» | § 125, упр. 736. Обозначить изученные орфограммы | ||||
200 | 1 | Орфограммы в окончаниях слов | Повторительно-обобщающий урок | Орфография и морфология. Части речи. Части слова | Контрольное списывание | §126, упр. 740, обозначить изученные орфограммы | ||||
201 | 1 | Употребление Ъ и Ь. Ь на конце после шипящих | Повторительно-обобщающий урок | Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ь | Распределительный диктант. Осложненное списывание | §127, упр. 746, обозначить изученные орфограммы | ||||
202 | 1 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | Повторительно-обобщающий урок | Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении | Заполнение таблицы своими примерами. Конструирование предложений | §128, упр. 750, расставить знаки препинания, составить схемы предложений | ||||
203-204 | 2 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | Уроки контроля | Диктант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 8 класс. Автор Лепехина Надежда Павловна, учитель МОУ СОШ п.Учебный Ершовского района Саратовской области
Изучение математики на ступени основного общего образования направленона достижение следующих целей:овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятель...
Knowledge battle турнир знатоков для 7-х классов (Автор Хмелевская Л. П. -учитель английского языка)
Knowledge battle турнир знатоков для 7-х классов в рамках предметной недели иностранного языка 2014-2015 Цели: поддержать интерес к изучению английского языка, развивать языковые способност...
Тема: «Здоровое питание», 8 класс Автор: Щербак Антонина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» Г. Мончегорск, Мурманской области
Конспект урока составлен в соответствие с программой по биологии основного общего образования для курса 8 класса "Биоология. Человек". Глава "Пищеварение"...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »
. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....
Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...