Открытый урок по русскому языку в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цирцене Светлана Геннадьевна

Материал содержит конспект урока, таблицы, схемы. Он будет полезен для подготовки к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок-повторение «В мире синтаксиса и пунктуации».

                        Имя урока «Повторенье-мать ученья».

Цели урока:1)обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Сложные предложения». Подготовка к ГИА.

2)Закрепить навыки пунктуации в сложных предложениях.

3)Развитие творческих способностей.

4)Развитие интеллектуальных способностей обучающихся путём переноса знаний и умений в новую ситуацию.

5)Содействовать  в ходе урока формированию умения познавать природу и мир в целом.

6)Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.

Оборудование:1) классная доска.

2)Опорные конспекты.

3)Карточки с заданиями.

4)Учебный материал: Русский язык .Учебник 9 класса. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков.

5)Текст « Подснежник- вестник весны».

                                                        Ход урока.

                           1.Слово учителя.

1.Сообщение темы и цели урока.

-Обратить внимание на эпиграф.

-Как понимаете эти слова?

- объясните знаки препинания в эпиграфе.(Какое предложение по наличию главных членов)

                2.Работа с пословицами. Составить пословицы, какая тема их объединяет? Начнём урок с разминки. Рекламная пауза.

1) Учись для себя, а знай для других.

2)Учиться - всегда пригодится.

3)Ученье-свет, неученье - тьма.

4) Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.

                  3. Повторение материала. Чтение текста « Подснежник – вестник весны»( Чтение сопровождается показом слайдов – изображение подснежников, текст читается под музыку)

(1) Русские легенды уверяют, что однажды Зима с Ветром и Стужей решила, что не пустит на землю Весну.(2) Все цветы, испугавшись Зимы, поникли, а подснежник, напоминающий снежную серёжку, выпрямив стебелёк, смело  расправил лепестки.(3)Когда солнце заметило подснежник, оно согрело землю и открыло дорогу Весне.

(4)Итак, подснежники ,вестники весны ,первыми вступают в единоборство с суровой зимой.(5) Внезапно появляющиеся среди снега, они, зацветая, представляют удивительное зрелище;кажется, что на землю набросили белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких ослепительно белых цветов.(6) Расцветая в окружении снегов, подснежник ,первая песня весны,  напоминает, конечно, снежинку.

(7) Как только осядут снега и появятся проталины, подснежник выставляет любопытный венчик и , раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам.(8) Люди говорят, что если прислушаешься, то услышишь звон его прозрачных колокольчиков. (9) Они звенят, чтобы разбудить природу, которая спит крепким сном.

(10) Утром подснежник поднимается живым фонариком навстречу теплу, вечером же он наклоняется и прячет «снежную каплю» под защиту снега.

(11) Благодарим тебя, первый весенний цветок, за то, что ты украшаешь нашу жизнь.

                          4. Работа с текстом.

-Какое утверждение противоречит содержанию текста.

1) Подснежники , вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой.

2)Подснежники представляют удивительное зрелище зимой.

3)Природа от звона колокольчиков спит крепким сном.

4)Первый весенний цветок украшает нашу жизнь.

-Дайте лексическое значение слову «подснежник». ( Травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.)

-Составьте со словом «подснежник» сложноподчинённое предложение, чтобы  в 1 –ой части предложения между подлежащим и сказуемым  ставилось тире. Ссылаясь на «Толковый словарь». (Подснежник-это растение с белыми цветками, которые распускаются после таяния снега) Подчеркните грамматические основы предложения. Объясните знаки препинания. ( У доски выполняет один ученик, остальные в тетрадях).

-Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Когда солнце заметило подснежник, оно  согрело землю и открыло дорогу Весне»

1) Гипербола.

2)Эпитет.

3)Метафора.

4)Аллегория.

- Подберите синоним к слову « вестник». (

-Определите, какой частью речи является слово «расцветая» из предложения 6 .(Деепричастие).

-Выписать слова с пропущенными буквами. Среди выписанных слов найти слова на правило: « На конце приставки пишется – с , если после неё следует глухой согласный».(Стужей, не пустит, испугавшись, напоминающий, расправил, вестники ,удивительное, снегопада, расцветая, конечно, появятся, венчик, раскачиваясь, прислушиваешься, услышишь, прозрачных, разбудить, украшаешь.)

                                     5.Работа в группах.

-Повторим теоретический материал по теме. (Показ схем ,виды  сложных предложений)

-1группа. Найти и выписать сложноподчинённые предложения. Определить вид придаточного, расставить знаки препинания.

2группа. Найти и выписать сложносочинённые и бессоюзные предложения, расставить знаки препинания.

3группа. Найти и выписать сложные предложения с различными видами связи, расставить знаки препинания.

 - Всем группам найти и выписать сложные предложения с последовательным подчинением.

- Из предложения 6 выберите словосочетание со связью примыкание. Запишите его. (Расцветая напоминает).

                                 6.Тренировочные упражнения.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПУНКТУАЦИИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Олимпийские игры проводятся раз в четыре года () и участвуют в них практически все страны мира.

1)Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В КАКОМ ВАРИАНТЕ ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ.

Я знаю(1) что любовь менее взыскательна(2) чем дружба(3) но для любви нужно что-то такое(4) чего ни определить(5) ни назвать(6) нельзя.

1)1,2,3,4,5,6.

2)1.2,3,4,5.

3)2,3,4,5.

4)1,3,5,6.

НАЙТИ  ЛИШНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1)Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

2)Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ.

3)Ехал сюда- рожь начинала желтеть.

4) Но теперь, в начале марта, всё: и овраг, и лес, и поляна- было укрыто глубоким снегом.

УКАЖИТЕ ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Все знают , как красиво и заманчиво выглядывают по осени из тёмной глянцевитой зелени яркие кисточки брусники ,но  мало кто замечал ,как цветёт этот вечнозелёный боровой кустарничек.

1)Сложносочинённое предложение.

2)Сложное бессоюзное предложение.

3)Сложноподчинённое предложение.

4)Сложное предложение с разными  видами связи.

ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вот ставим сцены,(1) находим их решения,(2) а они сплошь оказываются неверными. Снова ищем,(3) и так без конца,(4) и актёры вроде бы работают  с интересом.

 ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ , ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

И режиссёр бессилен перед этой постановкой,(1) пока эти законы не поймёт. Как я изводился тогда пустым вопрошанием о том , (2) куда же девался весь мой актёрский опыт,(3) почему же прошедшие годы труда и душевных затрат не становятся подспорьем в режиссуре.

                                          7.Итог урока.

-Подсчитать баллы. Необходимо  повторять правила, чтобы удачно сдать экзамены. Оценки  за урок.

                                       8.Рефлексия.

-Урок закончен, поделитесь впечатлениями по уроку.

Сегодня на уроке мне понравилось…

Я узнал…

Мне  запомнилось…

На уроке ты помогал другим или тебе помогали…

9. Д/з. Составить 6 сложных предложений на тему « Цветок». Расставить знаки препинания, указать вид сложного предложения. Повторить обособленные члены предложения.

1 Группа. Найти сложноподчинённые предложения. Указать главные и придаточные предложения, расставить знаки препинания. Определить вид придаточного.

2Группа.Найти сложносочинённые и бессоюзные предложения, расставить знаки препинания.

3Группа.Найти сложны предложения с различными видами связи, расставить знаки препинания.

Найти в тексте сложные предложения с последовательным подчинением.

             

              

                              Союз + значение                 [   ],  и  [   ] 

                      

,

И

ДА (НО)

НИ-НИ

ТОЖЕ

ТАКЖЕ 

ИЛИ (ИЛЬ)

ЛИБО

ТО – ТО

НЕ ТО – НЕ ТО

А

НО

ДА (НО)

ОДНАКО

ЗАТО

ТОЖЕ 

Одновременно

Одно за другим

Чередование

Одно из двух

Противопоставление

     

 [Сверкнула молния], и [вслед за ней послышался резкий удар грома].

То светило солнце, то шел дождь.

Или я поеду в спортивный лагерь, или мы с товарищем будем работать в колхозе.

[Снег выпал только к Новому году], а [до тех пор над полями лежал холодный туман].

 !

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ             

В БСП смысловые отношения  от содержания простых предложений

Б

С

П

[   ], [   ], [   ].

                               можно

перечисление фактов        и

                        [   ], и [   ], и [   ].

,

[В глазах у меня потемнело], [голова закружилась].

[Шумят кусты], и [звенят синицы], и [смеется кукушка], и [свистит иволга].

;

1.Распространенность предложения

перечисление фактов    [    ]; […,/   /,x].

                             [x,/       /]; [   ].

                             [    ]; [x,/      /].      

Б

С

П

[Изумрудные лягушата прыгают под ногами]; [между корней, /подняв золотую головку/, лежит уж и стережет их].

Б

С

П

1. [   ] : [причину]   (потому что)

2. [   ] : [поясняет]  (а именно)

3. [   ] : [дополняет] (подчинит. союзы)

:

1.[Осень и зиму Павел не любил]:[они приносили ему много физических страданий].

2.[Степь весело пестреет цветами]:[ярко желтеет дрок],[скромно синеют колокольчики], [белеет целыми зарослями ромашка],[гвоздика горит пунцовыми пятнами].

3.[Павел чувствует]:[чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти].

[   ] – [противопоставление, быстрая смена действий] а

[условие, время] – [   ] если, когда

[   ] – [вывод, следствие] так что

Б

С

П

1.[Чин следовал ему] – [он службу вдруг оставил].

2.[Назвался груздем] – [полезай в кузов].

3.[Солнце дымное встает] – [будет день горячий].

Основные виды сложных предложений

            перечисление, интонация         

С

С

П

[  ], и [  ], а [  ].

[Было уже часов девять вечера], и [над садом светила полная луна].

        

С

П

П

[  ], ( чтобы ).

[Мы рождены], (чтоб сказку сделать былью).

Б

С

П

[  ], [  ].

[Лето выдалось серое и холодное], [деревья были мокрые].

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложноподчиненные  2  простых

                                     зависит                

                ГЛАВНОЕ                                 ПРИДАТОЧНОЕ                    

                                                  подчиняется      

                 [                  У. Сл. ], (п.союзы или союзные слова).

                                              поясняет

1.[     ], (     ).  

[Экспедиция отправится в Арктику], (если будет летная погода).

2.(     ), [     ].

(Если будет летная погода), [экспедиция отправится в Арктику].

3.[  , (      ) ,  ].

[Экспедиция, (если будет хорошая погода), отправится в Арктику].

4.[     ] ,(      ),(      ).

[Фролов проснулся], (когда почувствовал), (что сани остановились).

       

5.[    ],(    ),(    ),(    ).  

[Я увидел], (что подлетел комар), (который готов был сесть на соседа), (чтобы впиться в него).

6.[     ], (     ), (     ).

[Слышно было], (как в саду шагал садовник), (как скрипела его тачка).

7.(     ), [     ], (     ).

(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц], (которых он выудил без меня).

      [             ] ,  (                           ).

         КАКОЙ?                         ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

 (ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ)                        (ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ)                        (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ)

     союзные слова                                        союзы и союзные слова                             союзы и союзные слова

           [сущ.]                                                                                                                [глаголы, значение речи,

                                                                                                                                                      мысли, чувства]

 

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?                                                                                                                                                                 КАК? КТО? ЧЕМ КТО?

      (МЕСТА)                                                                                                                                                    (СРАВНЕНИЯ)  

        КОГДА? С КАКОГО ВРЕМЕНИ?                                                                                                                                    В КАКОЙ МЕРЕ?

                       (ВРЕМЕНИ)                                                                                                                    (МЕРЫ И СТЕПЕНИ)

                         НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ХОТЯ?                                                                                          КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

                                              (УСТУПКИ)                                                                                  (ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ)

                                                     ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?                                                            ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО?

                                                               (УСЛОВИЯ)                                                           (СЛЕДСТВИЯ)

                                                              ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?       С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО?  

                                                                 (ПРИЧИНЫ)                               (ЦЕЛИ)    

-                        Подснежник- вестник весны.

(1)Русские легенды уверяют что однажды Зима с Ветром и Стуж…й решила что (не) пустит на землю Весну. (2) Все цветы,и(с,з)пугавшись Зимы, поникли а подснежник,напоминающий снежную серёжку,выпр…мив стебелёк, смело ра(з,с)правил лепестки.(3)Когда солнце заметило подснежник оно согрело землю и открыло дорогу Весне.

(4)Итак, подснежники, ве(стн,сн)ики весны ,первыми вступают в единоборство  с суровой зимой.(5)Внезапно  появляющиеся среди снега ,они, зацветая, представляют уд…вительное зрелище, кажется что на землю набросили белое кружевное одеяло ,сотканное из пушинок снег(?) -пада и из бликов маленьких ослепительно белых цветов.(6) Ра(з,с)цветая в окружении снегов, подснежник,первая песня весны, напоминает, конеч (?)но ,снежинку.

(7)Как только осядут снега и появят(?)ся  проталины подснежник выставляет любопытный вен(?)чик и ,ра(з,с)качиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам.(8) Люди говорят что если прислушаеш(?)ся  то услышиш(?) звон его прозрач(?)ных колокольчиков.(9) Они звенят чтобы ра(з,с)будить природу которая спит крепким сном.

(10)Утром подснежник поднимается живым  фонариком навстречу теплу вечером же он  наклоняет(?)ся и прячет «снежную каплю» под защиту снега.

(11)Благодарим тебя, первый весенний цветок , за то что ты украшаеш(?) нашу жизнь.

-Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1)Подснежники,вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой.

2)Подснежники представляют удивительное зрелище.

3)Природа от звона колокольчиков спит крепким сном.

4)Первый весенний цветок украшает нашу жизнь.

-Каково лексическое значение слова «подснежник»?Составьте со словом «подснежник» сложноподчинённое предложение. Ссылаясь на «Толковый словарь»

-Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Когда солнце заметило подснежник ,оно согрело землю и открыло дорогу  Весне.»

1)Гипербола;

2)эпитет;

3)метафора;

4)аллегория.

-Подберите синоним к слову «вестник.»

-Определите, какой частью речи является слово «расцветая» из предложения 6.

-Выписать слова с пропущенными буквами. Среди выписанных слов найти слова на правило: « На конце приставки пишется –с ,если после неё следует глухой согласный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...