Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Светлана Владимировна Лукьянова


Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pravopisanie_chastits_by._lizhe.zip21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Раздельное написание частиц  БЫ, ЛИ, ЖЕ»

Цели урока:

- обучающая: совершенствовать навык раздельного написания частиц бы, ли, же,

                        тренировка в различении омонимичных частиц и морфем,

                        работа с текстом

- развивающая: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи; аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; общую культуру и кругозор учащихся

- воспитательная:    ответственность за результат своего труда и труда своего товарища; умение работать в коллективе; культуру речи и общения; умение слушать.

Ход урока,

  1. Орг.момент.
  2. Постановка темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение темы «Частицы». А вот какие частицы будут сегодня у нас в гостях, вы догадаетесь, сыграв в игру «третий лишний». Итак, какие частицы надо исключить:

1)    что за, как, бы

2)    вот, ли, вон

3)    же, неужели, разве

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о частицах БЫ, ЛИ, ЖЕ.

- Какой рисунок вы бы отнесли к каждой частице?

  1. Работа с текстом.

Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты – осуществятся! Были же…

    БЫ, ЛИ, ЖЕ… Три маленькие частицы, в которых всё это выразилось с наибольшей силой. Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то КОЕ или НИБУДЬ. Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ не таковы. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда твердо помнить! Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятна. А в неслужебное время… О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время! Этого вы никогда не прочтете в тексте.

    - Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, - говорит частица БЫ, - я бы такое сказала!

    Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.

    - Вряд ли, - возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да и нужна ли тебе лишняя буква?

    - Это же пустой разговор, - останавливает их частица ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено по правописанию. (…)

    Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному: БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает.

    И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете! Попробуйте ни в чем не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чем не мечтать. Сможете прожить? Не сможете!

(Ф.Кривин)

Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.

- Какова тема текста?

- В каких словах заключена основная мысль?

- К какому стилю относится текст?

- Как писателю удалось показать значение каждой частицы – героини рассказа? Какой прием он использует?

- Выделите микротемы в тексте.

 Соединив их вместе, вы получите краткий пересказ.

Краткий пересказ текста учащимися.

Итак, частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ являются отдельными словами, поэтому писаться  с  местоимениями и наречиями они будут раздельно.

Чтение правила по учебнику.

 - А что вызывает самое большое затруднение при правописании этих частиц?

/ Надо уметь отличать частицы с местоимениями, наречиями от союзов/

        

- Какие способы проверки вы знаете?

  1. Тренировочные упражнения.

Чтение отрывка учителем

- А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? – радостно сказал он.

- То есть как же … мужика?

- Ну да, простого мужика… Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

- Кто вспомнил персонажей и название произведения?

- Напомните очень кратко содержание этой сказки.

- Какая частица употребляется чаще всего в этом тексте?

- Как она помогает автору передать характер персонажей? Почему?

/ Это разговор между двумя генералами, попавшими на необитаемый остров. Чаще всего употребляется частица БЫ, она участвует в образовании условного наклонения глагола (подал бы, наловил бы). М.Е.Салтыков-Щедрин с помощью этих глаголов говорит о тунеядстве и лености генералов – они не умеют и не хотят ничего делать сами.

Итак, материал для тренировочных упражнений я взяла из этого произведения.

  1. Запись и анализ предложений.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, а с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же безграничное море.

- Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены! – вздохнул другой генерал.

Этою веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убёг, а сами легли спать.

Всё, на что бы они не обратили взоры, - всё свидетельствовало об еде.

  1. Найдите в распечатанном фрагменте предложения с частицей ЛИ.

- Что объединяет эти предложения?

- Как пишется частица ЛИ со словами?

      

  1. Шарады:
  1. Частица – раз, частица – два,

Затем предлог идет.

А вместе – то, что сквозь века

Донес до нас народ.   (былина)

  1. Часть первая – частица,

Вторая часть – предлог.

В родстве со мною лица,

Но светел я и строг.   (лик)

       

  1. Подведение итогов:

- Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в слитном или раздельном написании БЫ, ЛИ, ЖЕ?

  1. Проверочный тест.

1) Всякое дело надо любить, что(бы) его хорошо делать.

2) Стрелок поискал глазами, во что(бы) прицелиться.

3) Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его.

4) Мать плотно сжала губы, что(бы) они не дрожали.

5) Здесь то(же) преобладал горячий запах пилёного дерева.

6) Вода журчала, как вчера, и так(же) шептались кусты черемухи.

7) Ночью так(же) не было прохлады.

8) Вряд(ли) эта книга заинтересует читателей.

9) Бывает очень радостно, когда одна и та(же) примета сохраняется в лесах год за годом.

10) Петя засунул руки в карманы, покрутился равнодушно под окнами, затем так(же) равнодушно, что(бы) не возбуждать подозрение вышел на улицу.

10. Дом.задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Презентация по русскому языку, 7 класс по теме "Частицы НЕ и НИ".

Правила выбора написания и применения частиц НЕ и НИ....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

урок русского языка в 7 кл Правописание частиц

Содержатся материалы на повторение, правописание, творческие задания по частицам...