конспект урока русского языка в 7 классе "Применение технологии развития критического мышления при работе с текстом"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока русского языка "Анализ текста с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо" будет полезен учителям - предметникам, которые в своей работе применяют различные методы и приемы ТРКМ (чтение с остановками, кластер, синквейн, ромашка Блума и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Глазунова М. А. учитель русского языка и литературы.

Применение технологии развития критического мышления на уроке   русского языка при работе с текстом.  

Конспект урока русского языка в 7 классе по учебнику С. И. Львовой.

  Цели урока:  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

    комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

    выражать и аргументировать собственное мнение;

    последовательно и логично излагать мысли;

    использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

    оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Планируемые результаты:

 •       способность определять цели учебной деятельности;

 •        умение работать с текстом; владение разными видами чтения, умение    

          работать со словарями;

 •       задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

 •       вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,

         идей и представлений;

 •        выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по

         отношению к окружающим;

 •       аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

 •       умение сотрудничать, участвовать в совместном принятии решений.

Работа с упражнением 577 (текст – миниатюра).

  1. Фаза вызова

Задачи вызова:

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся;

- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.

Среди разнообразных человеческих чувств не последнее место занимает чувство совести. А что, по-вашему, означает слово совесть? (внутренний голос, который то упрекает, то радует). Найдем по толковому словарю Ожегова, что такое совесть (инд. задание) В это время подумаем, какие ассоциации вызывает у нас это слово? Перед каждым учеником – лист бумаги. (Ответы - честность, доброта, порядочность, нравственная чистота, ответственность) – проверить по толковому словарю.

- А может ли совесть стать художественным образом, то есть главным героем произведения? Ответы.

  1. Фаза осмысления

задачи фазы: 

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

- помочь учащимся активно воспринимать материал.

У замечательного русского писателя Салтыкова-Щедрина есть раннее произведение, которое называется «Пропала Совесть». Главным героем в нем как раз является Совесть. Хотите узнать, какой образ совести создает автор? Мы прочитаем с вами миниатюру, созданную по произведению Салтыкова-Щедрина.

                                   Аналитическое чтение – прием: чтение с остановками.

 Фрагмент 1.

   Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее.

Фрагмент 2.

Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Фрагмент 3.

   Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

   

  Фрагмент 4.

   «Сделай по-моему, Господи, - в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем – и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия.»

  1. Фаза рефлексии

Задачи фазы:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

Как вы думаете, в каком жанре написано это произведение? Что это – сказка, рассказ, басня, притча? (это сказка, так как Салтыков-Щедрин – мастер сказок).

- Почему слово Совесть написано с большой буквы? (это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие)

Как вы понимаете слово призреть (работа с толковым словарем)

Призреть – дать кому-то приют и пропитание.

Как вы думаете, почему Совесть оказалась на дороге? (вероятно, она была выброшена за ненадобностью)

Вопрос – интерпретация: Почему люди не замечали Совесть? (по-видимому, она им была не нужна).

-Сделайте вывод, какие это были люди? (это были бессовестные люди, им были присущи такие пороки, как жадность, лесть, обман, ложь, сплетни, лицемерие)

Уточняющий вопрос: Кто такие купец и кабатчик? Купец – 1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия; 2. Покупатель (словарь Ожегова)

Кабатчик – содержатель кабака (устаревшее)

Вопрос – интерпретация: Почему купец и кабатчик не могли долго жить с совестью? (она мешала им жить для своего блага, не задумываясь над тем, как они живут: обманывают людей, наживаются за их счет. А совесть заставляла взглянуть на все другими глазами, оценивать свои поступки, строго судить себя)

Как вы думаете, как было легче жить? (без совести)

Творческое задание: Составьте синквейн, который бы определил понятие совесть с точки зрения бессовестных людей.

Вопрос-интерпретация: Почему Совесть обратилась с такой необычной просьбой к богу? (Она разуверилась во взрослых людях, а дети еще не умеют лгать).

Оценочный вопрос: Кто из героев вызвал у вас больше симпатий? Почему? (Совесть, потому что только присутствие совести делает человека порядочным, способным строить отношения с другими людьми.

- Ребята, скажите, то, что мы с вами прочитали, можно назвать текстом? (да, предложения связаны по смыслу и грамматически, есть художественные средства выразительности, есть завязка, основная часть, но нет заключения)

У Салтыкова-Щедрина сказка на этом не закончилась, но его концовку мы узнаем чуть позже. А сейчас творческое задание: попробуйте написать продолжение сказки (2-3 предложения). Подумайте, какую мысль вы будете развивать? (3-4 минуты на творческую работу)

- Проверка мини-сочинений. Сравнение творческих работ с авторским текстом:

 Растет малое дитя, вместе с ним растет и Совесть. И будет маленькое дитя большим человеком и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что Совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

-Как вы думаете, какова основная мысль сказки? (Совесть есть у ребенка, взрослые часто утрачивают чувство совести. Очень важно, чтобы совесть не пропадала по мере того, как ребенок взрослеет, а росла вместе с ним и сопровождала его всю жизнь. Чем больше будет совестливых людей, тем лучше и счастливее станет жизнь).

-Почему сказка, написанная в 19 веке, актуальна и сейчас? (она наполнена большим философским смыслом, сказанное в ней соотносится не только с прошлым и настоящим, но и с вечными вопросами бытия).

- Какие проблемы затронуты в сказке? (многие люди утратили чувство совести, стали лживыми, нечестными, эгоистичными, живут только для себя, не замечая никого вокруг. В людях стало меньше милосердия и доброты).

Практический вопрос: Какие выводы вы сделали для себя? (Каждый человек должен иметь совесть).

- Чтение стихотворения «Совесть» подготовленным учеником.

А теперь – домашнее задание: устное сочинение – рассуждение на тему «Часто ли я испытываю угрызения совести?» (вспомните, по какому плану пишется сочинение этого типа речи).

Кому трудно рассказывать о себе, составьте синквейн, который бы определил понятие совесть с вашей точки зрения.

.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на текст еще раз. Что вы видите? (много наречий с пропущенными буквами).  Какие виды орфограмм вам знакомы? (дефисное написание, слитное, буквы –о и –а на конце наречий). Учитель устанавливает таблички на доске. Давайте попробуем распределить наречия в нужные колонки. Продолжим соревнования?    

Подведение итогов. Дополнительное задание (если позволит время)

Записать словосочетания с омофонами.

Рефлексия: вы мне обещали работать хорошо, много, усердно, быстро. Как вы думаете, у всех это получилось? Оцените свою работу с помощью наречий. А я все-таки скажу, что вы работали замечательно, великолепно, чудесно. Всем спасибо!

Домашнее задание: устное сочинение или синквейн; упражнение 576.                    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"

Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Фрагмент урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (Может использоваться при работе с любым УМК в средней школе)

Фрагмент урока английского языка по теме "Famous people". Может использоваться при работе с любым УМК в средней школе....

Конспект урока "Правописание Ь после шипящих" (технология развития критического мышления)

Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их...