Урок развития речи в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала
К эффективным технологиям развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.
В нашей школе некоторые учителя работают в технологии РКМЧП. Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.
Особый интерес представляют приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП, некоторые из которых я вам представлю в данном уроке
Урок развития речи в 6 классе
Тема: «Основная мысль текста.»
Технология: РКМЧП
Тип урока: работа с информационным текстом.
Урок развития речи в 6 классе.
Тема урока: «Основная мысль текста». Технология:РКЧМ
Тип урока: работа с информационным текстом.
Фазы урока | Деятельность учителя | Ход урока | Приёмы |
I фаза В Ы З О В | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы. | - Скажите, нравится ли вам учиться? - Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения? - Какие ассоциации вызывает у вас слово “учёба” или “обучение”? - Составьте синквейн по этому слову. Обучение Интересное, занимательное Развивает, совершенствует, докучает Каждому человеку необходимо учиться Прогресс - А знаете ли вы, что учение может быть разным? | Проблемный вопрос Синквейн |
II фаза О С М Ы С Л Е Н И Е | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”. | - Вот, что по этому поводу пишет С. Соловейчик. Фрагмент №1 На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением. Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу? Какое учение вы бы назвали “учением с мучением”?....а какое – “учением с увлечением”? Фрагмент №2 Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно. Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять зто мучение! Знакома ли вам такая ситуация? Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением? Фрагмент №3 Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит… А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: “Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?” просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон. Какие ваши предположения подтвердились? А вы согласны с автором? - Понравился ли вам текст? Чем? - Стремится ли автор воздействовать на читателей? - Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста? - Какова задача или цель этого текста? - Каким образом мы можем выразить своё отношение к написанному? | Аналитическое чтение- приём «Чтение с остановками» |
III фаза Р Е Ф Л Е К С И Я | Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания, написание отзыва о прочитанном | Составьте синквейн по ключевому слову этого текста. Учение Мучительное, увлечённое Развивает, совершенствует, докучает Учение с увлечением – счастливая жизнь Закон - Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении? Домашнее задание: напишите отзыв о прочитанном тексте | Синквейн Отзыв |
В процессе обучения человек должен учиться мыслить, находить выход из сложных ситуаций, отличать разумное от неразумного, осваивать принципы логического мышления, учиться понимать, что такое факты, и устанавливать связь между общим и частным. Человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Не каждый в состоянии вспомнить все, что он изучал и о чем его спрашивали на экзаменах, но такие навыки, как умение изучать и планировать свою деятельность, не забываются. Именно активные и интерактивные модели обучения позволяют выработать и развить эти жизненно важные умения и навыки.
Текст
1.На свете два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
2.Учение с мучением - дело известное. Бродишь, бродищь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.
Ну ладно, сегодня как-нибудь выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение.
3.Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?
Какое счастье - торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её и так и этак, прикидывать – может получится? Нет, не выходит…А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» просвет, просвет. Предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение... Да такое неожиданное.Такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон.
С.Соловейчик.
Синквейн – стихотворение, состоящее из 5 строк.
1строка – тема ( существительное, о котором пойдет речь).
2 строка- 2 прилагательных, описывающих признаки и свойства данного предмета.
3строка- 3 глагола, характеризующие предмет.
4строка- фраза, выражающая личное мнение об описываемом предмете.
5 строка – резюме ( ассоциация с первым словом ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме : Вызов Осмысление Рефлексия
Урок развития речи в 6 классе Тема: «Основная мысль текста.» Технология: РКМЧП Тип урока: работа с информационным текстом.
1 фаза Вызов Деятельность учителя Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работ Приёмы: Проблемный вопрос Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк.
2 фаза Осмысление Деятельность учителя Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”. Приёмы Аналитическое чтение Чтение с остановками
3 фаза Рефлексия Деятельность учителя Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания, написание отзыва о прочитанном . Приёмы Синквейн Отзыв
Синквейн по ключевому слову текста 1.Учение. 2.Мучительное, увлечённое. 3.Развивает, совершенствует, докучает. 4.Учение с увлечением - счастливая жизнь. 5.Закон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...