Урок развития речи в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

                Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Задача любого педагога - пробудить интерес  к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала

К эффективным технологиям развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения,  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.

В нашей школе некоторые учителя работают в технологии РКМЧП. Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.

Особый интерес представляют приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП, некоторые из которых я вам представлю в данном уроке

Урок развития речи в 6 классе

  Тема: «Основная мысль текста.»

Технология: РКМЧП

Тип урока: работа с информационным текстом.

Урок развития речи в 6 классе.

Тема урока: «Основная мысль текста». Технология:РКЧМ

Тип урока: работа с информационным текстом.

Фазы

урока

      Деятельность учителя

             Ход урока

    Приёмы

I фаза

В

Ы

З

О

В

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы.

- Скажите, нравится ли вам учиться?

- Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “учёба” или “обучение”?

- Составьте синквейн по этому слову.

Обучение

Интересное, занимательное

Развивает, совершенствует, докучает

Каждому человеку необходимо учиться

Прогресс

- А знаете ли вы, что учение может быть разным?

Проблемный вопрос

Синквейн

II фаза

О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”.

- Вот, что по этому поводу пишет С. Соловейчик.

Фрагмент №1

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?

Какое учение вы бы назвали “учением с мучением”?....а какое – “учением с увлечением”?

Фрагмент №2

Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.

Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять зто мучение!

Знакома ли вам такая ситуация?

Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением?

Фрагмент №3

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит… А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: “Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?” просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.

Какие ваши предположения подтвердились?

А вы согласны с автором?

- Понравился ли вам текст? Чем?

- Стремится ли автор воздействовать на читателей?

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?

- Какова задача или цель этого текста?

- Каким образом мы можем выразить своё отношение к написанному?

Аналитическое чтение- приём «Чтение с остановками»

 

III фаза

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания, написание отзыва о прочитанном

Составьте синквейн по ключевому слову этого текста.

Учение

Мучительное, увлечённое

Развивает, совершенствует, докучает

Учение с увлечением – счастливая жизнь

Закон

- Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении?

Домашнее задание: напишите отзыв о прочитанном тексте

Синквейн

Отзыв

               В процессе обучения человек должен учиться мыслить, находить выход из сложных ситуаций, отличать разумное от неразумного, осваивать принципы логического мышления, учиться понимать, что такое факты, и устанавливать связь между общим и частным. Человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Не каждый в состоянии вспомнить все, что он изучал и о чем его спрашивали на экзаменах, но такие навыки, как умение изучать и планировать свою деятельность, не забываются. Именно активные и интерактивные модели обучения позволяют выработать и развить эти жизненно важные умения и навыки.

                                 

                                        Текст

1.На свете два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

2.Учение с мучением - дело известное. Бродишь, бродищь  по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.

Ну ладно, сегодня как-нибудь выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение.

3.Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

Какое счастье - торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её и так и этак, прикидывать – может  получится?  Нет, не выходит…А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь  к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» просвет, просвет. Предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение... Да такое неожиданное.Такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон.

                                                               С.Соловейчик.

Синквейн – стихотворение, состоящее из 5 строк.

1строка – тема ( существительное, о котором пойдет речь).

2 строка- 2 прилагательных, описывающих признаки и свойства данного предмета.

3строка- 3 глагола, характеризующие предмет.

4строка- фраза, выражающая личное мнение об описываемом предмете.

5 строка – резюме ( ассоциация с первым словом ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Слайд 2

Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме : Вызов Осмысление Рефлексия

Слайд 3

Урок развития речи в 6 классе Тема: «Основная мысль текста.» Технология: РКМЧП Тип урока: работа с информационным текстом.

Слайд 4

1 фаза Вызов Деятельность учителя Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работ Приёмы: Проблемный вопрос Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк.

Слайд 5

2 фаза Осмысление Деятельность учителя Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”. Приёмы Аналитическое чтение Чтение с остановками

Слайд 6

3 фаза Рефлексия Деятельность учителя Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания, написание отзыва о прочитанном . Приёмы Синквейн Отзыв

Слайд 7

Синквейн по ключевому слову текста 1.Учение. 2.Мучительное, увлечённое. 3.Развивает, совершенствует, докучает. 4.Учение с увлечением - счастливая жизнь. 5.Закон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...