Урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

-формирование языковой, лингвистической и коммуникативной  компетентностей

-систематизация правил правописания Н и НН в разных частях речи

-развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий);

-развитие умения лингвистического анализа текста, характеристики авторской позиции и аргументирования своего мнения

Оборудование урока: раздаточный материал на каждого ученика: пособие «Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации», тексты для лингвистического анализа;

учебники и рабочие тетради.

Ход урока.

I. Орг. момент. Слово учителя.

Запись темы урока, обращение к классу:

- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.

- Что мы ещѐ должны научиться различать?

Обобщение учителя: систематизация правил (их не меньше 11), разграничение языковых единиц в связи с данной орфограммой, подготовка к выполнению частей А, В.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. У доски один ученик готовит опорный конспект по теме урока.

2. Класс в это время – орфоэпическая дуэль. (Устно.) (даны слова в два столбика по орфоэпии, отвечают по 1 человеку от каждого варианта (дуэль – кто грамотнее?), их рецензирует 1 уч-ся от класса).

 1 вариант.                                                         2 вариант.

Августовский Завидно                                   Эксперт Дремота

 Избалованный Духовник (священник)        Квартал Языковые (явления)

 Прибывший Языковая (колбаса)                  Включит Красивее

 Каталог Перезвонит                                        Жалюзи Черпать

 Завсегдатай Собрала                                       Оптовый Клала

3. Класс – лексико-орфографическая работа (устно)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить лексическое значение.

Экстре(н,нн)ый, некр…лог, д…пломант, д…пломат, ч…столюбивый, т…ология, тр…виальный, р…зонанс, окс…морон, а(н,нн)отация, л…тота, мент…литет, т(е,э)ндер, дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура, бе(л,лл)…тристика.

(для справок: экстренный – срочный, некролог- посмертная статья, дипломант- победитель творческого конкурса, дипломат- международный политик, честолюбивый- стремящийся к известности, славе; теология-совокупность учений о Боге, тривиальный- избитый, лишенный свежести и оригинальности; резонанс- отзвук, отголосок; оксюморон- сочетание логически несовместимых понятий, аннотация- краткое пояснение к книге,

литота- преуменьшение признака, менталитет- склад ума, способ мышления, тендер- коммерческие конкурсные торги или аукционная распродажа по заранее поданным заявкам; дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью деятельности, интеллигенция –образованная часть об-ва, аббревиатура- сложносокращенное слово,

состоящее из начальных букв или звуков, беллетристика- художественная литература).

 4. Прослушивание теоретического материала (отвечает 1 ученик по опорному конспекту).

Перед этим обращение к классу - открыть учебники или свои опорные конспекты. - Что вы можете добавить к прозвучавшему ответу?

Если затрудняются, спросить класс:

- что мы должны помнить о правописании Н и НН в наречиях? - в кратких прилагательных? - в существительных: труженик, вареник, гостиница, пудреница, мудрѐность, масленица?

III. Обобщение и закрепление изученного материал. Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»).Устно.

Свяще…ый долг, рискова…ый шаг, посаж…ый отец, уютная гости…ая, серебря…ый браслет, зва…ый ужин, нечая…ая радость, домотка…ый ковѐр, прида…ое невесты, взволнова…ое лицо, правле…ый автором текст, масля…ые краски, масле…ый блин, ветре…ая погода, девушка хорошо воспита…а, встреча прошла организова…о, высуше…ое бельѐ.

2. Орфографическая задача по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Вставить одну или две Н и объяснить.

Каждому ученику роздан текст, работают на листах ручкой. Время – 5 минут.

Прослушивание ответа – 1 ученик, остальные проверяют, карандашом

исправляют и сдают учителю.

4. Проблемная ситуация №1.

Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях?

Газета прочита…а. И  Девушка начита…а.

Алгоритм

I. Если слово заменяется глаголом (прочитали),

 значит, это краткое причастие  следовательно, пиши Н ( прочитана).

II. Если слово нельзя заменить глаголом,

замени синонимом (умна, эрудированна) следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН (девушка начитанна).

5. Распределительный диктант. Краткое причастие    Краткое прилагательное

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

(подсказка: к краткому причастию можно поставить вопрос Что сделана?)

6. Проблемная ситуация №2

Как различать наречия и краткие причастия (прилагательные)?

Жил обеспече…о.   И   Ученики обеспече…ы учебниками.

(ответ: наречия отвечают на вопрос: КАК?   краткие причастия - на вопрос Каков? Что сделан?)

для закрепления – упражнение №8.

9. Индивидуальное задание – сочинить буриме

……гибок

………ошибок

……...обыкновенный

……..бесценный

IV. Итоговое обобщение.

1. Тестовый контроль (по вариантам).

Выписать в два столбика только номера примеров с НН в словах.

 1 вариант.                                                                      2 вариант.

Лома…ая линия                                                     Гримирова…ый артист

Запута…ые нитки                                                   Каша сваре…а

Кафе – мороже…ое                                                Работали напряжѐ…о

Маши…ое отделение                                              Замороже…ое филе

Комната завале…а книгами                                    Копчѐ…ая колбаса

Тума…ая мгла                                                          Ветря…ая мельница

Масл…ые краски                                                      Масле…ая каша

Жить в гости…ице                                                    Вяза…ый на спицах шарф

Кваше…ая капуста                                                    Незаслуже…ая обида

Неслыха…ая дерзость                                               Непаха…ое поле

Работы сдать учителю.

V. Подведение итогов урока.

Уже к концу подходит наш урок.

Пришла пора нам подвести итог.

Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

Писать одну из самых сложных орфограмм!

Сигнальными карточками показать, как усвоен материал:

Розовые карточки – хорошо усвоили

Белые – некоторые вопросы ещѐ вызывают трудность. Какие вопросы ещѐ вызывают трудность?

Оценки за урок, оценки после проверки тестов и заданий

Домашнее задание:

1.Выучить опорный конспект.

2.Упр.    параграф

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_n-nn.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В ПРИЧАСТИЯХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЯХ

Слайд 2

Н? НН? неожида..ый незамече..ый свяще..ый исти..ый пута..ый ветре...ый лома..ый искус..ый золоче..ый рассея..ый серебря..ый заслуже..ый Выпиши слова с НН

Слайд 3

СЛОВА С НН неожида нн ый незамече нн ый свяще нн ый исти нн ый заслуже нн ый рассея нн ый НН В прилагательных Н + Н ОНН, ЕНН Искл.: ветреный, юный, румяный, свиной В причастиях полных причастиях сов.вида на –ованный, -еванный несов.вида с зависимым словом Искл.: раненый, жеваный, кованый

Слайд 4

НАЙДИТЕ ОШИБКИ Заокном увлеченно кричали мальчишки. Сонце светило, очень сильно пахло сире - нью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорваные, залитые чернилами, грязные и ужастно скуш - ные. Но они усиленно держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу о каких-то допотопных земле-копах, вставлять пропущенные буквы, повторять некому не нужные правила и делать многое другое, что мне было совершенно неинтересно.

Слайд 5

ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С НАРЕЧИЯМИ За окном увлеченно кричали мальчишки. Солнце светило, очень сильно пахло сире - нью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорванные, залитые чернилами, грязные и ужасно скуч - ные. Но они усиленно держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу о каких-то допотопных землекопах, вставлять пропущенные буквы, повторять никому не нужные правила и делать многое другое, что мне было совершенно неинтересно.

Слайд 6

ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С НАРЕЧИЯМИ увлече нн о кричали очень силь н о силь н о пахло разброса нн о лежали ужас н о скучные усиле нн о держали соверше нн о неинтерес н о

Слайд 7

Н И НН В НАРЕЧИЯХ увлече нн о – увлеченный (причастие) силь н о – сильный (прилагательное) разброса нн о – разбросанный (причастие) ужас н о – ужасный (причастие) усиле нн о – усиленный (причастие) соверше нн о – совершенный (прилагательное) интерес н о – интересный (прилагательное)

Слайд 8

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА рассея нн о рассея н о ? рассеянно рассеяно

Слайд 9

Витя рассеянно слушал хвастливую болтовню Кузи. Войско двоек рассеяно . Как? причастие Каково? + зависимое слово наречие рассеянно

Слайд 10

НАЙДИ СЛОВО С ОШИБКОЙ 1. Искренно веселый, мужественно признался, путанно отвечал 2. Наследство растерянно, организованно провел, удивленно посмотрел 3. Взвешено произнес, ломано изогнулся, войско было объединено путано растеряно взвешенно

Слайд 11

Н или НН? Взволнова..о говорить Безум..о посмотрел Отчая..о закричал Внимание ребят рассея..о Ветром рассея..ы семена по полю Медле..о шел по городу Заснеже..о белели крыши домов Карти..о подбоченясь

Слайд 12

Проверь себя! Взволнова нн о говорить (наречие) Безум н о посмотрел (наречие) Отчая нн о закричал (наречие) Внимание ребят рассея нн о (прилагательное) Ветром рассея н ы семена по полю (причастие) Медле нн о шел по городу (наречие) Заснеже нн о белели крыши домов (наречие) Карти нн о подбоченясь (наречие) «5» - 8 «4» - 6-7 «3» - 4-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...