Уроки русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материалы к урокам русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogoavya_rabota5_klass.doc | 29 КБ |
foneticheskaya_zaryadka.doc | 57 КБ |
startovaya_rabota5_klass.doc | 64.5 КБ |
igry_na_urokakh5_klass.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фонетическая зарядкa “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского прибоя”. К. Г. Паустовский Если прислушаться, то можно услышать, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, звон колокольчика, тиканье часов, птичьи голоса. Все это звуки. Но для того, чтобы люди могли обращаться, что-то сообщать друг другу, очень важны звуки речи. Из звуков речи состоят слова. Фонетика – одна из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, умение делить слова на слоги. Игра “Переселение зверей”. (Учитель рассказывает содержание игры.) Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные , чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .. Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот. Игра “Переезд”. Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка). Игра “Новоселье”. Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери. Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь. Игра “Рыбалка”. Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога. Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба. в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп. Игра “В лес по ягоды и грибы”. Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог. (Называю по два слова, а дети выбирают нужное ). Клюква или брусника? Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка). Игра “В зоопарке”. Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога. (Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово). Слон или бегемот? Задания. 1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок, кружки, стоит. 2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос. 3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук. Начиная со второго класса на уроках русского языка провожу фонетическую зарядку. Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить. Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные Слон или бегемот? Фонетическую зарядку чаще всего провожу в начале урока. Это могут быть занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Даю 3 –4 варианта ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяю не только знание фонетики, но и развиваю любознательность. Примеры таких вопросов. 1. Чем питается животное большая панда? а) бамбук, Подсказка: 2 слога, 4 согласных. 2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное было символом Олимпиады? а) лиса, Подсказка: в слове все согласные мягкие. 3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым? а) Балхаш, Подсказка: в названии озера есть 2 глухие согласные. 4. Какая страна первая обрела флаг? а) Япония, Подсказка: в отгадке 6 звуков. 5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками? а) Индия, Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог. 6. Какое из данных животных обитает только в Австралии? а) бегемот, Подсказка: в отгадке 3 слога, ударный последний слог, все согласные твердые. 7. Назовите самую высокую гору в Европе. а) Монблан, Подсказка: в названии 7букв, 6звуков. 8. Самая большая река в мире. а) Енисей, Подсказка: все согласные сонорные. 9. У какой птицы самые широкие крылья? а) альбатрос, Подсказка: в названии этой птицы есть буква, которая не обозначает звука. 10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро? а) Ватикан, Подсказка: есть 2 непарные согласные, 1согласная мягкая. 11. Кто изобрел носовые платки? а) французы, Подсказка: в слове 2слога. 12. В какой стране самый большой стадион? а) Англия, Подсказка: в названии страны 4слога. 13. Самая большая планета из нашей Галактики. а) Сатурн, Подсказка: в ответе есть буква, обозначающая 2 звука. 14. Самый густонаселенный город в мире. а) Токио, Подсказка: В ответе все согласные глухие. 15. Какая птица спит в воздухе? а) орел, Подсказка: в конце слова есть сомнительная согласная. Иногда задаю вопросы на уроке по разным темам. Обычно на уроке задаю 3 – 4 вопроса. Некоторые вопросы связаны между собой по темам. Например: “Южная Америка”, “Северная Америка”. 1. Лист какого дерева изображен на флаге Канады? а) тополь, Подсказка: 1 слог, 3 согласных, 1 согласный звук мягкий. 2. Самая большая страна в Северной Америке. а) Мексика, Подсказка: Все гласные а. 3. Самая большая страна Южной Америки. а) Аргентина, Подсказка: в слове все согласные звонкие. 4. В какой стране Южной Америки находится самое сухое место на Земле. а) Боливия, Подсказка: 2 слога. Для домашнего задания составляю более сложные задания, на которые требуется больше времени. Если на уроке дети отвечают устно, то эти задания выполняют письменно. Карточка № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук. Карточка № 2. 1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. 2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины). Карточка № 3. 1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. 2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды. Для быстрой проверки составляю тесты. Тест № 1. А. Сколько гласных звуков в русском языке? 1) – 8, Б. Какая гласная буква обозначает 1 звук? 1) – е, В. Какая гласная буква обозначает 2 звука? 1) – а, Г. Сколько звуков и букв в слове огонь? 1) 5 букв, 5 звуков, Д. Какая буква не обозначает звука? 1) – а, Ответы: А – 5, Б – 4, В – 4, Г – 3, Д – 4. Таким образом, используя такие задания, можно и проверять, и закреплять знание фонетики.
|
Предварительный просмотр:
|
Предварительный просмотр:
Игры на уроках русского языка в 5-м классе
Цель урока:
- Систематизировать ранее полученные знания о морфемах с помощью игры;
- Развивать умение делить слова на морфемы и образовывать новые слова.
Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги, фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1, 2, 3 для жеребьевки.
Ход урока
1. Орфографическая минутка. (В неё включены слова, в которых было сделано наибольшее количество ошибок в 1 полугодии):
Учитель:
- Я диктую слова (один из вариантов ниже), а каждый из вас произносит их по слогам, проговаривая “трудности”.
Например:
1 вариант | или | 2 вариант | ||
паркет | потому что | вокзал | как будто | |
костюм | нянчить | кабинет | поздно | |
велосипед | помощник | состязание | страстный | |
гитара | грустный | гимнастика | печка | |
бинокль | чествовать | апельсин | плеснуть | |
балкон | мощный | пианино | ужасный | |
свитер | запасливый | ателье | участник | |
маршрут | голландский | корзина | ночка | |
фиолетовый | властный | гербарий | помощник |
2. “Исправь ошибку, дай совет”.
Учитель:
- Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их.
- Знание морфемы поможет вам выполнить задание.
В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.
Из-за озера покозались птицы, они выделяются грозными фигуроми на фоне заката. (Ошибка в корне) (ошибка в окончании),
Все пернатые перипугались и смотрят на них. (Ошибка в приставке)
А наблюдатильные селезни не дерутся, а разглядывают странных гостей. (Ошибка в суффиксе)
- Что вы посоветуете ученику, который сделал эти ошибки?
(Учитель раздает капитанам карточки и фломастеры3. Эстафета “ Найди сорняк и вырви с корнем”.
Учитель:
- Давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов).
- Объясните, как вы понимаете слово сорняк?
- Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов.
Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно “вырвала с корнем сорняки”.
- Итак, внимание! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть о, затем передать лист следующему участнику.
. Капитан и начинает эстафету).
Карточка №1
Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;
Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;
Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;
Левый, слева, лев, налево, левая;
Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;
Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.
Карточка№2
Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;
Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;
Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;
Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;
Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;
Склон, поклониться, клонировать, наклон.
Карточка№3
Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;
Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;
Стол, столик, столетие, настольный;
Полный, пополнение, половина, располнел;
Кривой, окриветь, скривиться, креветка;
Помешал, мешать, помехи, помещение.
4. Конкурс капитанов.
Учитель:
На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:
1)стекло (стекл – корень, о – окончание)
стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)
2)осиной (осин – корень, ой – окончание)
осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)
3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание)
Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание)
5. “Допиши сказку”.
Учитель:
-В эстафете каждый работал сам, а теперь объедините силы для создания сказки о морфемах. Жеребьевка определит, кому “достанется” суффикс, приставка или корень. Команды получают соответствующие тексты. (В качестве жребия предлагаю обычно бросить кубик из домино. Например, какая команда “выкинет” кубик с наибольшим числом, та “работает” с корнем, меньшее число на кубике- команда “работает” с приставкой).
1) Корень
Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).
2) Приставка
Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).
3) Суффикс
Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...