рабочая программа по русскому языку 10-11 класс (вечерняя школа)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_po_rus_yaz_10-11_kl.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусь-Хрустальный район
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Золотковская вечерняя сменная школа
Принято решением Утверждено приказом директора
пед.совета Директор школы: Сироткина С.И.
Рабочая программа
по русскому языку
для 10-11 классов
Рожковой Марины Анатольевны
Уровень образования базовый
Количество часов 36
Программа разработана примерных программ по русскому языку
на основе
2014 год
Рабочая программа курса «Русский язык» для 10- 11 класса на 2014-2015 уч.год.
Количество часов в год: 9 часов- 10 класс, 27 часов- 11 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" ( автор Н. Г. Гольцова) ( см. – "Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г., с. 5 – 11) с учетом требований подготовки к ЕГЭ
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Н.Г.Гольцова. Программа курса. Русский язык 10 – 11 классы. Москва, «Русское слово», 2012 г.
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.
3) Государственного стандарта общего образования http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/
4) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
5) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку
7) Учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в10-11классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно – коммуникативного (сознательно – коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
В 10-11 классе предполагается повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса "Русский язык", однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Методологической основой данной программы и курса "Русский язык" в 10- 11 классе являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Курс русского языка в 10-11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Учебно-методическое обеспечение
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М., Русское слово, 2012 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ ( СЕНТЯБРЬ ) | 1 |
2 | ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ ( ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ) | 4 |
3 | ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ ( ФЕВРАЛЬ, МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) | 4 |
4 | МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (СЕНТЯБРЬ) | 4 |
5 | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ | |
Орфография (октябрь, ноябрь, декабрь, январь) | 11 | |
Части речи | ||
Имя существительное (февраль) | 2 | |
Имя прилагательное (март) | 2 | |
Имя числительное (март) | 1 | |
Местоимение (апрель) | 2 | |
Глагол . Причастие. Деепричастие (апрель) | 2 | |
Наречие. Слова категории состояния (май) | 2 | |
Служебные части речи (май) | 1 | |
Предлог | ||
Союз и союзные слова | ||
Частицы | ||
Междометие | ||
Итого | 36 | |
Из них контрольных работ | 8 |
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- Введение (1 час) (10 класс)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография (4 часа)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование (4 часов) (11 класс)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография – 23часов, в том числе:
Принципы русской орфографии (11часов)
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
Имя существительное (2 часа)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное (2 часа)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное (1часа)
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (2 часа)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол, причастие, деепричастие (2часов)
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния (2часа)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи (1 часов)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально – деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно – научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально – культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса татарских школ
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса татарских школ
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса татарских школ составлена на основании "Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык. 5-11 классы татарских школ».Авт...
рабочая программа по русскому языку для 5 класса национальнх школ(татарских)
рабочая программа составлена для татарских школ, 5 классапо русскому языкус учетом 4 часа в неделю (1 час-компонент)...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса общеобразовательной школы.
Данная рабочая программа представляет собой максимально полный материал к проведению практически любого урока курса. Подробно описаны ход каждого урока, есть в полном объёме тексты контрольных работ, ...
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе ФГОС "Школа России"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 3 (коррекционного) класса 7 вида...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС "Школа России" (Канакина, Горецкий"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 (коррекционного) класса (УМК "Школа России", ФГОС второго поколения...